Дело № 2-174 (2012) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 февраля 2012 года Фокинский районный суд города Брянска в составе: председательствующего судьи - Мариной С.А. при секретаре - Куприной И.А., с участием прокурора - Ворон М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Брянского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации о внесении в сводную таблицу и протокол территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска изменений об итогах голосования на избирательных участках № № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 Фокинского района города Брянска, о признании итогов голосования недействительными, установил: Брянское областное отделение Коммунистической партии Российской Федерации (далее Брянское отделение КПРФ) обратилось в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что 05 декабря 2011 года в 07 часов 55 минут территориальная избирательная комиссия Фокинского района города Брянска (далее ТИК) установила итоги голосования. При проведении голосования 04 декабря 2011 года и установлении его итогов допущены грубые нарушения Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В Фокинское отделение Брянского областного комитета КПРФ с письменными заявлениями обратились семь членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса избирательных комиссий № 142. 146, 148, 150, 158, 167 и 169 Фокинского района города Брянска соответственно ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7. ФИО8 и ФИО9 о том, что в подписанных ими протоколах об итогах голосования 04 декабря 2011 года на указанных выше избирательных участках, число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов, не соответствуют данным сводной таблицы итогов голосования, сформированной территориальной избирательной комиссией Фокинского района города Брянска, а именно по списку № 6 Всероссийская политическая партия «Единая Россия». Процедура повторного подсчета голосов на избирательных участках не проводилась. Так число голосов избирателей, поданных за политическую партию «Единая Россия» составляет: на избирательном участке № 142 - 299, а в таблице ТИК -435; на избирательном участке № 146 - 768, а в таблице ТИК -903; на избирательном участке № 148 - 352, а в таблице ТИК -1149; на избирательном участке 150 - 809, а в таблице ТИК - 1026; на избирательном участке № 158- 879, а в таблице ТИК - 1138; на избирательном участке № 167 - 485, а в таблице ТИК 725; на избирательном участке № 169 - 496, а в таблице ТИК - 646 голосов. Всего, в нарушение требований статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» приписано, по мнению заявителей, территориальной избирательной комиссий по итогам голосования за политическую партию «Единая Россия» по семи избирательным участкам - 1934 голоса. Так как допущенные нарушения законодательства о выборах не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на указанных выше избирательных участках, заявитель просит обязать ТИК Фокинского района города Брянска внести изменения в сводную таблицу и протокол ТИКа по семи указанным выше избирательным участкам, согласно данным протоколов участковых комиссий. Отменить итоги голосования на избирательных участках № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169, признав их недействительными, поскольку не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В судебном заседании представитель Брянского областного отделения КП РФ по доверенности Рыбиков А.А. заявление поддержал по изложенным выше основаниям. Председатель территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска ФИО11, представитель территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска по доверенности Сидоренкова О.Г. заявление Брянского областного отделения КПРФ просили оставить без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие в действиях участковых избирательных комиссии избирательных участков 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 Фокинского района города Брянска, их председателей, каких-либо нарушений Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Суду пояснили, что число голосов избирателей поданных за каждый федеральный список кандидатов согласно всем протоколам участковых избирательных комиссий Фокинского района города Брянска соответствуют данным сводной таблицы территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска. При подписании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва ни одним членом комиссии с правом решающего голоса или совещательного голоса, представителями различных политических партий, особых мнений высказано не было. Данные итогов голосования, согласно итоговым протоколам участковых избирательных комиссий всех избирательных участков, вносились в увеличенную форму соответствующей сводной таблицы территориальной избирательной комиссии, после прибытия их представителей с правом решающего голоса в территориальную избирательную комиссию, с указанием времени внесения. Председатели участковых избирательных комиссии № №142,146,148,150, 158, 167, 169 Фокинского района города Брянска в судебное заседание не явились. Суду представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее в судебных заседаниях в удовлетворении заявления Брянского областного отделения КПРФ просили отказать. Представитель избирательной комиссии Брянской области Володин А.А., действующий на основании доверенности полагал заявление Брянского областного отделения КПРФ не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным представителями территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска. Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей ФИО14, ФИО3, ФИО15, ФИО16, ФИО5. ФИО6, ФИО17. ФИО7, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО9, ФИО21, ФИО22 ФИО23, ФИО58, ФИО24, ФИО25, ФИО56, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО81, ФИО34. ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО85, ФИО40, ФИО41 ФИО86, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, проверив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к следующему. Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года № 1124 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации нового созыва на 04 декабря 2011 года. Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва в соответствии с федеральным списком кандидатов, зарегистрированным постановлением ЦИК РФ от 27 октября 2011 года. Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 02 декабря 2010 года № сформирована территориальная избирательная комиссии Фокинского района города Брянска в количестве четырнадцати членов комиссии с правом решающего голоса ( том 1л.д.117-118). Председателем территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска назначен ФИО11 (постановление избирательной комиссии Брянской области от 02 декабря 2010 года № (том 1, л.д. 119). Решением территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска от 06 ноября 2011 года № сформирована тридцать одна участковая избирательная комиссия избирательных участков с 140 по 170 по проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва (том 1л.д.120). В состав участковых избирательных комиссии в качестве членов комиссии с правом решающего голоса вошли: ФИО50 (председатель комиссии), ФИО26, ФИО51, ФИО24. ФИО23, ФИО52, ФИО53., ФИО54, ФИО22, ФИО55, ФИО3, ФИО56, ФИО57, ФИО58 (участковая избирательная комиссия № 142 (том 1 л.д.130); ФИО59 (председатель комиссии), ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО16, ФИО70, ФИО71, ФИО72 (участковая избирательная комиссия № 146 (том 1 л.д. 131); ФИО73 (председатель комиссии) ФИО31, ФИО32, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО33, ФИО30, ФИО29,, ФИО77, ФИО78, ФИО5, ФИО79, ФИО80, ФИО81 (участковая избирательная комиссия № 148 ( том 1 л.д. 132); ФИО82 (председатель комиссии), ФИО35, ФИО42. ФИО41, ФИО40, ФИО37, ФИО39, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО6юА., ФИО87, ФИО88. ФИО36 (участковая избирательная комиссия № 150 (том 1 л.д. 133). ФИО89 (председатель комиссии), ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО7, ФИО101, ФИО102 (участковая избирательная комиссия № 158 (том 1 л.д. 134); ФИО103(председатель комиссии), ФИО104., ФИО105. ФИО106 ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО8, ФИО114, ФИО115, ФИО116 (участковая избирательная комиссия № 167 (том 1 л.д. 135); ФИО117 (председатель комиссии), ФИО49, ФИО118, ФИО48, ФИО46, ФИО45, ФИО119. ФИО43, ФИО120, ФИО47, ФИО121. ФИО9, ФИО1, ФИО2. ФИО10 (участковая избирательная комиссия № 169 (том 1 л.д. 137). Председатели участковых избирательных комиссий 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 Фокинского района города Брянска назначены решением территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска от 06 ноября 2011 года № (том 1 л.д. 121). Итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, прошедших 04 декабря 2011 года, оглашены Центризбиркомом 10 декабря 2011 года, опубликованы в Российской газете (Федеральный выпуск № 5654 от 10 декабря 2011 года). Согласно статье 2 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего федерального закона, других федеральных законов. Согласно положениям частей 4,5,10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представителя, наблюдатели, а также комиссии. В силу пункта 1.1. статьи 77 приведенного закона, после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная". Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными (пункт 1.2) Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей (пункт 2). Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (пункт 3). Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов (пункт 5 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом на соответствующем избирательном участке по форме, содержанию и в порядке, установленными статьями 67,68 названного выше Федерального закона. В заявлении Брянское областное отделение КП РФ указывает, что данные сводной таблицы итогов голосования, сформированной территориальной избирательной комиссией Фокинского района города Брянска отличаются от зафиксированных в протоколах об итогах голосования по избирательным участкам № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 и подписанных членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса ФИО3, ФИО16, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 соответственно. В подтверждение представлены соответствующие заявления членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса в Брянский областной комитет КПРФ (том 1 л.д.26-32). Указанные доводы судом проверены. Территориальной избирательной комиссией Фокинского района города Брянска суду представлены оригиналы протоколов об итогах голосования на избирательных участках № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 Фокинского района города Брянска (экземпляры 1 и 2), копии которых приобщены к материалам дела (том 1 л.д.144-157; 226-239). Свидетели, члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 ФИО3, ФИО16, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9 соответственно, ознакомившись с оригиналами протоколов об итогах голосования по их избирательным участкам, выразили свое несогласие с числом голосов избирателей, поданных за политическую партию «Единая Россия». Свои подписи в первом и втором экземплярах итоговых протоколов подтвердили. Как и то, что подписали протоколы об итогах голосования, направленные в территориальную избирательную комиссию без особых мнений. В сводную таблицу территориальной избирательной комиссии об итогах голосования в Фокинском районе города Брянска данные об итогах голосования на избирательных участках № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 Фокинского района города Брянска внесены на основании протоколов об итогах голосования на названных избирательных участках. Расхождений судом не установлено. По форме и содержанию итоговые протоколы участковых избирательных комиссии № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 соответствуют требованиям статьи 67Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". На основании изложенного выше суд приходит к выводу, что протоколы об итогах голосования на указанных выше избирательных участках Фокинского района города Брянска оформлены и подписаны с соблюдением требований статей 67, 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с (аналогичным требованиям ст. 78,79 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и обстоятельства, являющиеся в силу приведенных норм закона основанием для признания протоколов недействительными, отсутствуют. Поскольку протоколы об итогах голосования на избирательных участках № 142,146,148,150,167,169 подписаны всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без особых мнений, повторный подсчет голосов на названных выше избирательных участках не проводился, данные протоколов отражены в сводной таблице итогов голосования территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска без искажения, то заявления свидетелей ФИО3, ФИО16, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9 об ином количестве голосов избирателей за политическую партию «Единая Россия», не могут служить основанием для внесения изменений в определенные результаты выборов и признания их недействительными, так как ни Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни другие федеральные законы не предусматривают для территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска необходимости использовать и учитывать при определении результатов выборов иные документы кроме полученных из участковых избирательных комиссий. Доказательств того, что содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий сведения об итогах голосования искажены, территориальной избирательной комиссией Фокинского района города Брянска при определении результатов выборов заявителем не представлено. Правовые основания ко внесению изменений в сводную таблицу и протокол территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска об итогах голосования на избирательных участках № № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 Фокинского района города Брянска на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва отсутствуют. Представленные заявителем в материалы дела копии протоколов об итогах голосования (том 1 л.д.92-101), содержащие результаты голосования отличные от данных сводной таблицы территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска по указанным избирательным участкам, не могут являться основанием для отмены и признания недействительными итогов голосования на избирательных участках № № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 Фокинского района города Брянска, по следующим основаниям. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что копии протоколов получены наблюдателями (членами комиссий с совещательным голосом) от КПРФ в избирательных комиссиях, а затем переданы в штаб партии. При сравнении содержащихся в них данных, с имеющимися в сети интернет по адресу страницы ГАС «Выборы», выявлены несоответствия свидетельствующие, по мнению заявителя, о недействительности итогов голосования. При сопоставлении копий протоколов со сводной таблицей территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска установлены расхождения. В результате искажения данных увеличилось число голосов поданных за партию «Единая Россия» на всех семи избирательных участках. Председатели участковых избирательных комиссии № № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 Фокинского района города Брянска в судебном заседании пояснили, что данные в копиях протоколов, представленных заявителем, не соответствуют официально установленным итогам голосования. Отрицали выдачу и подписание (заверение) ими копий протоколов, представленных заявителем. Суду представлены надлежащим образом заверенные копии реестров регистрации выдачи заверенных копий протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательным участкам №№ 146, 148, 150,158, 167, 169 Фокинского района города Брянска (том 1 л.д. 158-163). Реестры содержат подписи председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, оттиск печати участковой избирательной комиссии. Копии заверены секретарем территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска, содержат оттиск печати территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска. В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" называет копию протокола самостоятельным документом (пункт 29 статьи 68), который должен соответствовать требованиям, предъявляемым к копиям документов. Представленные заявителем копии протоколов по форме и содержанию не соответствуют протоколам участковых избирательных комиссии об итогах голосования на избирательных участках № № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169, направленным в территориальную избирательную комиссию Фокинского района города Брянска и не соответствуют требованиям, предъявляемым законом к копиям документов. Так, копия протокола участковой избирательной комиссии № 142 не содержит номера, указания на должность в избирательной комиссии лица, ее заверившего. Дата и время в тексте копии указана ранее, чем подписан протокол об итогах голосования, направленный в территориальную избирательную комиссию Фокинского района города Брянска (соответственно 04 декабря 2011 23.25 и 05 декабря 2011 года 00.30) (том 1, л.д. 97). Копия протокола участковой избирательной комиссии № 146 является ксероснимком, не содержит адреса помещения для голосования, числовые данные по всем строкам протокола не указаны прописью, на лицевой стороне в правом верхнем углу отсутствует слово «копия», после строк протокола нет записи «верно» или «копия верна», даты и времени заверения, печати участковой избирательной комиссии, подписи соответствующего должностного лица в участковой избирательной комиссии (том 1 л.д. 93). Копия протокола об итогах голосования на 148 избирательном участке является ксероснимком, изготовлена на трех листах формата А4, не заверенных в установленном порядке (печать, подпись). Не содержит адреса помещения для голосования, числовые данные по всем строкам протокола не указаны прописью, на лицевой стороне в правом верхнем углу отсутствует слово «копия» и ее номер, а так же время заверения. Не указаны фамилия, имя, отчество, должность в избирательной комиссии лица, ее подписавшего (том 1 л.д. 94-96). Согласно записи в реестре члену участковой избирательной комиссии № 150 с совещательным голосом от КП РФ ФИО17 выдана заверенная копия № 2. В копии, представленной заявителем об итогах голосования на 150 избирательном участке номер отсутствует, нет записи «верно» или «копия верна», даты и времени (часы, минуты) заверения, не указаны фамилия, имя, отчество, должность в избирательной комиссии лица, ее подписавшего числовые данные по всем строкам протокола не указаны прописью. Представленная заявителем копия протокола об итогах голосования на 158 избирательном участке является ксероснимком, не заверена председателем, заместителем или секретарем участковой избирательной комиссии. Не содержит номера, адреса помещения для голосования, надписи «копия», записи «верно» или «копия верна», даты и времени (часы, минуты) заверения, печати участковой избирательной комиссии (том 1 л.д. 98-99). В реестре отсутствуют записи о выдаче представителю (наблюдателю, члену комиссии с правом совещательного голоса от КП РФ) надлежаще заверенной копии протокола об итогах голосования. В судебном заседании представитель заявителя Рыбиков А.А. не смог пояснить обстоятельства получения копии, представленной в материалы дела. В представленной заявителем копии протокола об итогах голосования на 167 избирательном участке не указаны фамилия, имя отчество, должность в избирательной комиссии лица, ее подписавшего, не указаны дата и время (часы, минуты) заверения. После строк протокола нет записи «верно» или «копия верна». Дата и время в тексте копии указаны ранее, чем подписан протокол об итогах голосования, направленный в территориальную избирательную комиссию Фокинского района города Брянска (соответственно 04 декабря 2011 23.40 и 05 декабря 2011 года 03.15). Копия, представленная заявителем как копия протокола об итогах голосования на 169 избирательном участке, не содержит адреса помещения для голосования, числовые данные по всем строкам протокола не указаны прописью. После строк протокола нет записи «верно» или «копия верна», копия не заверена подписью полномочных лиц. На второй странице указано, что копия протокола подписана 05 декабря 2011 года в 00.25., то есть ранее подписания протокола об итогах голосования членами комиссии с решающим голосом, направленного в территориальную избирательную комиссию. В реестре регистрации выдачи заверенных копий протокола участковой комиссии об итогах голосования указано, что члену комиссии с совещательным голосом от КПРФ ФИО20 копия выдана в 00.50. Наличие в некоторых, из представленных заявителем копиях протоколов, подписей членов участковых избирательных комиссии с правом решающего голоса (в частности ФИО88, ФИО6 - УИК № 150; ФИО3- УИК №142) не является подтверждением достоверности изложенных в них данных, так как копия протокола может быть заверена только председателем участковой избирательной комиссии, его заместителем, либо секретарем. Фактические обстоятельства дела, изложенные выше, не позволяют сделать вывод о том, что представленные заявителем копии являются копиями протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на избирательных участках № 142,146,148,150,158,167,169, направленных в территориальную избирательную комиссию Фокинского района города Брянска. Не позволяют признать представленные заявителем копии протокола соответствующими требованиям действующего законодательства, выданными в установленном порядке. Следовательно, указанные копии не имеют юридического значения, данные содержащиеся в них не опровергают итоги голосования. В силу положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ не могут быть приняты судом как допустимое доказательство, бесспорно свидетельствующее об исправлении (искажении) избирательными комиссиями протоколов об итогах голосования, направленных в территориальную избирательную комиссию Фокинского района города Брянска, а также доказательством искажения итогов голосования территориальной избирательной комиссией Фокинского района города Брянска. Судом установлено, что на всех спорных избирательных участках неиспользованные бюллетени в установленном законом порядке были погашены, что отражено в протоколах участковых избирательных комиссий, и нет доказательств, подтверждающих, что эти бюллетени были использованы для увеличения количества голосов избирателей, поданных за политическую партию «Единая Россия». Указанный довод заявителя является предположением, которое не может быть положено в основу судебного решения. Каких-либо жалоб на отказ председателя участковой избирательной комиссии в выдаче копии итогового протокола от наблюдателей, членов комиссии с совещательным, решающим голосом от парии «Справедливая Россия», иных политических партий в участковую, территориальную избирательные комиссии, не поступало. Вместе с тем, из смысла Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что любые сомнения (несогласия) участников избирательного процесса с действиями участковой избирательной комиссии в период голосования, подсчета голосов, оформления протокола об итогах голосования и т.д. должны быть доведены участниками выборов до сведения избирательной комиссии, правомочной принимать соответствующее решение. Подтверждением возникших несогласий (сомнений) могут быть акты о нарушениях избирательных прав, составленные наблюдателями, представителями кандидатов, избирательных объединений и т.д. В связи с изложенным выше, при отсутствии поданных в установленном законом порядке жалоб на отказ участковых избирательных комиссий в выдаче (заверении) копии протокола об итогах голосования, пояснения представителя заявителя Рыбикова А.А., свидетелей ФИО12, ФИО13, ФИО34, ФИО20 не могут быть приняты судом как бесспорное доказательство нарушения порядка выдачи копий протокола об итогах голосования. Иных доказательств этому стороной заявителя не представлено. Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 15.01.2002 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова", при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом, помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства о выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов. При установленных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что приведенные в заявлении доводы носят предположительный характер о возможном влиянии на волеизъявление избирателей, сводятся к несогласию с результатами голосования. Указанное, по смыслу подпунктов «а» «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отмены решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования, признания итогов голосования недействительными, не является. Таким образом, оценив все собранные по делу доказательства, с учетом положений части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений избирательного законодательства, которые могли повлиять на достоверность определения волеизъявления избирателей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 259-261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, решил: Заявление Брянского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации о внесении изменений в сводную таблицу и протокол территориальной избирательной комиссии Фокинского района города Брянска об итогах голосования на избирательных участках № № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 Фокинского района города Брянска, о признании недействительными итогов голосования по избирательным участкам № № 142, 146, 148, 150, 158, 167, 169 Фокинского района города Брянска на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий судья С.А. Марина