Решение об удовлетворении иска Куликовой Н.Ф. к Брянской городской администрации о признании права собственности на жилой дом



Дело № 2-317(2012)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2012 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Подгало Т.А.,

при секретаре - ФедоровойИ.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Н.Ф. к Брянской городской администрации о признании права собственности на жилой дом,

установил:

Куликова Н.Ф. обратилась в суд с иском к Брянской городской администрации о признании права собственности на жилой дом.

В обоснование требований, указав, что на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от <дата> ФИО1 предоставлен земельный участок по <адрес>.

ФИО1 собственными силами, за свои средства возвел на указанном земельном участке жилой дом по <адрес> Фокинского района города Брянска.

По данным ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» правообладателем жилого дома по <адрес> Фокинского района города Брянска является ФИО1

После его смерти осталось наследственное имущество в виде земельного участка и жилого дома по <адрес> Фокинского района города Брянска.

ФИО1 умер <дата>.

Наследниками первой очереди после его смерти являются дочь Куликова Н.Ф. (дочь) и жена ФИО2, которая на момент открытия наследства умерла <дата>.

В наследство после смерти ФИО1 путём подачи по месту открытия наследства заявлений о принятии наследства либо заявлений о выдаче свидетельства о праве на наследство никто не обращался. Завещаний на случай смерти наследодатель ФИО1 не составлял.

Куликова Н.Ф. указала, что фактически приняла наследственное имущество после смерти отца, поскольку совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, так     вступила во владение и управление всем наследственным имуществом, вела хозяйство в указанном доме, использовали по назначение земельный участок, несли бремя коммунальных и иных платежей.

Куликовой Н.Ф. наследственный жилой дом перестраивался без получения разрешения со стороны ответчика, а потому является самовольной постройкой.

Куликова Н.Ф. просила суд признать за ней право собственности на самовольные постройки, расположенные по <адрес>, обозначенные на плане Лит 1 (жилой дом), Лит А1, Лит 1.

Истец Куликова Н.Ф.. извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, свои интересы доверила представлять Золотенкову В.В.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца по доверенности Золотенков В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд признать за Куликовой Н.Ф. право собственности на самовольные постройки, расположенные по <адрес>, обозначенные на плане Лит 1 (жилой дом), Лит А1, Лит 1.

Представитель ответчика Брянской городской администрации, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.

Третьи лица Милешин А.П., Милешина Т.А., Ященко А.А., извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третье лицо нотариус Брянского городского нотариального округа Орехова Т.В., извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит иск, подлежащим удовлетворению, на основании следующего.

На основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от <дата> ФИО1 предоставлен земельный участок по <адрес>.

ФИО1 собственными силами, за свои средства возвел на указанном земельном участке жилой дом по <адрес> Фокинского района города Брянска.

По данным ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» правообладателем жилого дома по <адрес> Фокинского района города Брянска является ФИО1. что подтверждается справкой.

После смерти ФИО1 осталось наследственное имущество в виде земельного участка и жилого дома по <адрес> Фокинского района города Брянска.

ФИО1 умер <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти.

Наследниками первой очереди после его смерти являются дочь Куликова Н.Ф. (дочь) и жена ФИО2, которая на момент открытия наследства умерла <дата>.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.

По правилам ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и один и то же момент.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

По доводам истца, при жизни родителей наследственный жилой дом перестраивался без получения разрешения со стороны ответчика, а потому является самовольной постройкой.

Факт возведения самовольных пристроек к дому не отрицается истцом и подтверждается данными технического паспорта по состоянию на <дата>.

Земельный участок по <адрес>, общей площадью <...> кв.м поставлен на кадастровый учет под номером .

По правилам ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Отсутствие факта государственной регистрации права собственности на имя ФИО1 (наследодателя) на самовольные пристройки к спорному жилого дому не свидетельствует об отсутствии его права на указанное имущество, то есть не лишает его наследников права на универсальное правопреемство к указанному имуществу.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в наследственную массу после смерти ФИО1т. входит жилой дом и земельный участок по <адрес> - самовольные постройки, расположенные по <адрес>, обозначенные на плане Лит 1 (жилой дом), Лит А1, Лит 1.

В силу п. 1 ст. 1142 ГКРФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Судом установлено, что в наследство после смерти ФИО1 путём подачи по месту открытия наследства заявлений о принятии наследства либо заявлений о выдаче свидетельства о праве на наследство никто не обращался. Завещаний на случай смерти наследодатель ФИО1 не составлял, что подтверждается сообщением нотариуса Брянского городского нотариального округа.

После смерти ФИО1 в указанном жилом доме проживала его дочь Куликова Н.Ф. (факт родственных отношений подтвержден свидетельствами о рождении и браке), что подтверждается данными домовой книги.

По доводам истца, она совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, так     вступила во владение и управление всем наследственным имуществом, вела хозяйство в указанном доме, использовали по назначение земельный участок, несла бремя коммунальных и иных платежей.

В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.

Согласно ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владения или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Суд находит доказанным (установленным) факт принятия Куликовой Н.Ф. наследства в виде индивидуального домовладения по <адрес>

Из технического заключения, предоставленного ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» усматривается, что указанные постройки соответствуют по своим техническим характеристикам строительным нормам и правилам. Состояние несущих конструкций жилого дома позволяет дальнейшую эксплуатацию жилого дома без угрозы жизни и здоровью людей.

Из сообщения Фокинской районной администрации усматривается, что право собственности на самовольные постройки может быть признано в случае согласия собственников смежного домовладения и ПУ «Брянскмежрайгаз».

Третьи лица Милешин А.П., Милешина Т.А., Ященко А.А. представили суду заявление о возможности признания за сторонами право собственности на самовольные постройки.

ПУ «Брянскмежрайгаз» не возражает против признания за сторонами право собственности на самовольные постройки.

Пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ и высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», установлено, что наследники вправе требовать признания за ними права собственности на самовольно возведенные строения.

Согласно ст. 9.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ « граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или сооружения), расположенные на земельных участках вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки.

.

По правилам ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, в том случае если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Исходя из положений ст. 222 ГК РФ, суд приходит к выводу, что требования истца о признании права собственности на самовольные постройки законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Куликовой Н.Ф. к Брянской городской администрации о признании права собственности на жилой дом удовлетворить.

Признать за Куликовой Н.Ф. право собственности на самовольные постройки, расположенные по <адрес>, обозначенные на плане Лит 1 (жилой дом), Лит А1, Лит 1. по данным ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» на <дата>.

Настоящее решение является основанием для регистрации права в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме через Фокинский районный суд города Брянска.

Председательствующий судья     Т.А.Подгало