Решение об удовлетворении иска об обязании выполнить мероприятия по предупреждению африканской чумы в соответствии с ветеринарными нормами и правилами



Дело № 2-477/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2012 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Фоменко Н.Н.,

при секретаре                              - Кругликовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Брянской области об обязании выполнить мероприятия, по предупреждению африканской чумы в соответствии с ветеринарными нормами и правилами,

установил:

Брянский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Брянской области, в котором просил признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК -2 УФСИН России по Брянской области по проведению профилактических мероприятий, связанных с предупреждением заболевания африканской чумы свиней в подсобном предприятии, обязать администрацию ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области выполнить мероприятия по предупреждению африканской чумы свиней на подсобном предприятии в соответствии с ветеринарно-санитарными нормами и правилами, а именно: построить санитарный пропускник и карантинное помещение на территории подсобного хозяйства; привести убойную площадку для скота в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями; создать условия для утилизации биологических отходов; оборудовать опилочный дезбарьер навесом и подогревом дезинфицирующего раствора при минусовых температурах.

В ходе судебного разбирательства представитель Брянской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области Курильский А.А., уточняя исковые требования, окончательно просил обязать администрацию ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области выполнить мероприятия по предупреждению африканской чумы свиней на подсобном предприятии в соответствии с ветеринарно-санитарными нормами и правилами, а именно: построить санитарный пропускник и карантинное помещение на территории подсобного хозяйства; привести убойную площадку для скота в соответствии с ветеринарно санитарными требованиями; создать условия для утилизации биологических отходов; оборудовать опилочный дезбарьер навесом и подогревом дезинфицирующего раствора при минусовых температурах.

В части исковых требований о признании незаконным бездействия администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области по проведению профилактических мероприятий, связанных с предупреждением заболевания африканской чумы свиней в подсобном предприятии Курильский А.А. заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с частичным отказом от исковых требований.

На основании определения Фокинского районного суда города Брянска от 11 апреля 2012 года в части исковых требований Брянской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области к администрации ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Брянской области о признании незаконным бездействия администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области по проведению профилактических мероприятий, связанных с предупреждением заболевания африканской чумы свиней в подсобном предприятии в соответствии со ст. 220 ГПК РФ производство по делу прекращено.

Определением суда от 21 марта 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям.

В судебном заседании заместитель Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области Курильский А.А. уточненные исковые требования поддержал.

Ответчик представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области Симонова Т.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что в настоящее время требования содержащиеся в предписании от <дата> выполнены частично, для устранения нарушений, а именно: построить санитарный пропускник и карантинное помещение на территории подсобного хозяйства; привести убойную площадку для скота в соответствии с ветеринарно санитарными требованиями; создать условия для утилизации биологических отходов Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, согласно предписания от <дата> предоставлен срок до <дата>, для оборудования опилочного дезбарьера навесом и подогревом дезинфицирующего раствора при минусовых температурах до <дата>.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, представитель Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям по доверенности Кононыхин И.С. исковые требования заявленные Брянской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области в отношении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области поддержал.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья. Жизнь человека охраняется Конституцией и законодательством РФ как самая главная ценность в обществе.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду (среду обитания), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Как следует из ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области действует на основании Устава, утвержденного приказом ФСИН России от <дата> . Одним из видов деятельности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области является разведение свиней в подсобном хозяйстве учреждения.

С 21 сентября по 18 октября 2011 года Брянской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения Брянской области с привлечением специалистов Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям в ФКУ ИК-2 УФСИН РФ по Брянской области проведена проверка выполнения мероприятий по предупреждению заноса возбудителей африканской чумы свиней на территорию Брянской области.

Согласно акту проверки выявлено, что в нарушение:

- ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (ред. от 18.07.2011), п. 1.1 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 года - территория подсобного хозяйства не огорожена по всему периметру;

- п.п. 1.5 «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» утвержденных Главным государственный ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 (ред. от 16.08.2007 года) - не осуществляется утилизация биологических отходов в соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов»;

- ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (ред. от 18.07.2011), п. 2.2 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 года - не оборудован дезбарьер при въезде на свиноферму в соответствии с «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий»;

- ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (ред. от 18.07.2011), п. 3.2 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 года - не оборудован санпропускник при входе на территорию подсобного хозяйства;

- п. 2.5 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 года - на территории подсобного хозяйства не оборудовано карантинное помещение;

- п.1.3 «Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов», утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 № 422 (ред. от 19.03.2010 года) - не осуществляется закуп и хранении продукции животного происхождения по ветеринарным сопроводительным документам;

- ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (ред. от 18.07.2011), п. 7 «Ветеринарно-санитарных правил внутрихозяйственного убоя скота на мясо», утвержденных Минсельхозом СССР 16 августа 1971 года - не оборудован на территории убойной площадки сточный желоб с жижесборником;

- ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (ред. от 18.07.2011), п. 7, п. 15 «Ветеринарно-санитарных правил внутрихозяйственного убоя скота на мясо», утвержденных Минсельхозом СССР 16 августа 1971 года - убойная площадка не оборудована крючками для полутуш и внутренних органов;

- ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (ред. от 18.07.2011), п. 7 «Ветеринарно-санитарных правил внутрихозяйственного убоя скота на мясо», утвержденных Минсельхозом СССР 16 августа 1971 года - на убойной площадке не оборудована ёмкость с плотно закрывающимися крышками для сбора биоконфискатов и навоза;

- п.1.3 «Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов», утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 № 422 (ред. от 19.03.2010 года) - не оформляются ветеринарные сопроводительные документы при реализации свиней.

Согласно письма управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от <дата>, африканская чума свиней - это заразная (вирусная) болезнь, характеризующаяся большой летальностью.

Выявленные в исправительном учреждении нарушения ветеринарного законодательства могут способствовать распространению заболевания и за пределы территории исправительного учреждения.

Судом установлено, что в настоящее время выявленные нарушения ответчиком устранены частично, требования о том, что необходимо построить санитарный пропускник и карантинное помещение на территории подсобного хозяйства; привести убойную площадку для скота в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями; создать условия для утилизации биологических отходов; оборудовать опилочный дезбарьер навесом и подогревом дезинфицирующего раствора при минусовых температурах не исполнены, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Доводы ответчика о том, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать, по тем основаниям, что Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, в соответствии с предписанием от <дата> предоставлен срок до <дата> для устранения недостатков суд находит несостоятельными, поскольку не выполнение требований ветеринарно-санитарных правил     по недопущению возникновения и распространения африканской чумы свиней способствует реальной угрозе заноса вируса африканской чумы свиней на территорию Брянской области.

Неисполнение требований ветеринарно-санитарных норм и правил при содержании животных может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний животных, как в подсобном предприятии, так и за его пределами, т.е. к эпизоотии и введению карантинных мероприятий, в связи, с чем будут ограничены права граждан на свободный ввоз и вывоз продукции животноводства и свободное перемещение по территории Фокинского района и г. Брянска.

Не устранение в ближайшее время всех допущенных нарушений при содержании животных - свиней на подсобном предприятии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, в случае возникновения эпизоотии по африканской чуме свиней, может способствовать негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных, что в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и может причинить ущерб их здоровью или имуществу.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком ветеринарного и санитарного законодательства при разведении свиней в подсобном хозяйстве, которое подлежит устранению.

Оценивая в совокупности все собранные по делу оказательства, суд находит иск Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФКУ ИК - 2 УФСИН России по Брянской области об обязании выполнить мероприятия, по предупреждению африканской чумы в соответствии с ветеринарными нормами и правилами - удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области выполнить мероприятия по предупреждению африканской чумы свиней на подсобном предприятии в соответствии с ветеринарно-санитарными нормами и правилами: построить санитарный пропускник и карантинное помещение на территории подсобного хозяйства; привести убойную площадку для скота в соответствии с ветеринарно санитарными требованиями; создать условия для утилизации биологических отходов; оборудовать опилочный дезбарьер навесом и подогревом дезинфицирующего раствора при минусовых температурах.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                Н.Н. Фоменко