Решение о частичном удовлетворении иска Голцуковой Г.Н. к Брянской горадминистрации, комитету по ЖКХ Брянской горадминистрации, ООО `Жилсервис` о понуждении к проведению капремонта муниципальной квартиры (облсудом решение оставлено без изменения)



Дело № 2-45/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2012 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Фоменко Н.Н.,

при секретаре                              - Исаковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голоцуковой Г.Н. к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, ООО «Жилсервис» о понуждении к проведению капитального ремонта муниципальной квартиры, взыскании судебных расходов

установил:

Голоцукова Г.Н. обратилась в суд с иском к МУП «Жилкомсервис» Фокинского района гор. Брянска, Брянской городской администрации в котором просила обязать ответчиков произвести капитальный ремонт в муниципальной квартире, расположенной по <адрес>, заменить старые окна и радиаторы отопления, установить поквартирный счетчик холодной воды за счет средств муниципалитета, взыскать с ответчиков в ее пользу расходы по оплате госпошлины в размере <...> рублей.

В обоснование исковых требований указала, что <дата> между ней и Брянской городской администрацией заключен договор социального найма квартиры, расположенной по <адрес>. Дом введен в эксплуатацию в 1956 году, с этого времени капитальный ремонт не производился. В 2010-2011 годах в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» произведен капитальный ремонт многоквартирного дома, однако замена окон и батарей в квартире не производилась, поквартирные счетчики холодной воды установлены не были. Ссылаясь на положения статей 65, 162, 158 Жилищного кодекса РФ, статей 210, 681 Гражданского кодекса РФ, а также Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88(р), утвержденные Приказом Госкомархитектры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, просила исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании неоднократно уточняя исковые требования, окончательно Голоцукова Г.Н. просила обязать Брянскую городскую администрацию произвести замену семи деревянных окон и шести чугунных батарей отопления, установленных в квартире дома по <адрес>.

Суду пояснила, что с 1956 года в муниципальной квартире, нанимателем которой она является, капитальный ремонт не производился. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р), утвержденными Приказом Госкомархитектры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312 определен минимальный срок службы отдельных частей жилых помещений, для деревянных окон он составляет 30-40 лет, для чугунных радиаторов центрального отопления 35-40 лет. Поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года батареи, установленные в квартире являются общим имуществом многоквартирного дома, они подлежали замене в рамках капитального ремонта произведенного в многоквартирном доме в 1010-2011 годах в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Представитель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика на основании определения суда от 07 ноября 2011 года, по доверенности Вострикова Е.В., иск не признала, суду пояснила, что Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации не является надлежащим ответчиком по требованиям, заявленным истцом.

Определением суда от 26 сентября 2011 года произведена замена ненадлежащего ответчика МУП «Жилкомсервис» на надлежащего ООО «Жилсервис».

Представитель ООО «Жилсервис», Дубонос Р.Е., действующий на основании доверенности от <дата>, исковые требования Голоцуковой Г.Н. не признал. Из письменного отзыва, представленного в материалы дела следует, что ООО «Жилсервис» по заявленным Голоцуковой Г.Н. требованиям не является надлежащим ответчиком. Договором управления многоквартирным домом по <адрес> в городе Брянске не предусмотрена обязанность управляющей организации производить капитальный ремонт общего имущества жилого многоквартирного дома.

Представители ответчика Брянской городской администрации Давыдова О.П., Государственной жилищной инспекции Брянской области ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ настоящее гражданское дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец Голоцукова Г.Н. на основании договора найма от <дата> является нанимателем муниципальной квартиры, расположенной по <адрес>, (л.д. 15-19).

Права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения определены статьями 65, 67 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми наймодатель жилого помещения про договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель такого жилого помещения обязан: обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения.

Таким образом, работы по капитальному ремонту жилых помещений отнесены к обязанности наймодателя, тогда как наниматель обязан проводить текущий ремонт жилого помещения.

В соответствии с Приложением № 1 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, под капитальным ремонтом понимается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Указанным актом также определены виды работ, которые относятся к капитальному ремонту, и виды работ, относящиеся к текущему ремонту.

Аналогичная классификация строительных работ содержится в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176), а также в «Методических рекомендациях по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (утв. Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 17.09.2009) (ред. от 03.05.2011).

Из приведенных выше приказов и постановлений следует, что работы по замене радиаторов отопления и оконных блоков квартиры относятся к работам по капитальному ремонту жилого помещения.

Порядок проведения капитального ремонта установлен жилищным законодательство и различается для имущества, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме и не являющегося таковым.

Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, его состав определен ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, а также п. 6 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491
(ред. от 06.05.2011) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее по тексту Правил содержания общего имущества).

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Исходя из изложенного, обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, о замене которых просит истец, входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Аналогичные положения установлены пунктом 21 Правил содержания общего имущества, где определено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, является в силу положений закона органом управления многоквартирным домом.

Поскольку, в соответствии с жилищным законодательством, решение о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, его стоимости принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, Брянская городская администрация, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации и управляющая организация ООО «Жилсервис» не являются надлежащими ответчиками по требованиям о понуждении проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Как следует из материалов дела, в многоквартирном доме, расположенном по <адрес> в 2010 году в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) произведен капитальный ремонт.

Виды работ произведены в соответствии со сметой, утвержденной <дата> общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (л.д. 60).

Из текста протокола общего собрания следует, что по вопросу проведения капитального ремонта дома собственники помещений многоквартирного дома единогласно приняли решение о необходимости проведения капитального ремонта дома и определили, какие виды работ будут произведены.

Так, в соответствии с п. 5 Протокола общего собрания в ходе капитального ремонта должны произвести ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло, водоснабжения, канализации, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов, ремонт крыш, ремонт фасада, ремонт подвальных помещений, изготовление проектно-сметной документации.

Также Протоколом общего собрания утверждена смета, согласно которой стоимость капитального ремонта составляет <...> тыс. рублей, доля собственников помещений многоквартирного дома составляет 5 % и соответственно равна <...> тыс. рублей.

В адресную программу Брянской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов были внесены изменения в части увеличения стоимости ремонта с <...> рублей до <...> рублей.

Из материалов дела следует, что денежные средства, перечисленные на проведение капитального ремонта спорного дома, полностью освоены.

Одновременно на основании судебного запроса специалистом Государственной жилищной инспекции Брянской области произведено обследование технического состояния квартиры истца, и установлено, что один радиатор отопления заменен, остальные прогреваются неравномерно. Согласно акту, от промывки радиаторов отопления истец Голоцукова Г.Н. отказалась.

Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца по проведению капитального ремонта радиаторов отопления, установленных в квартире Голоцуковой Г.Н. и относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, не основаны на законе, а потому удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования истца о проведении капитального ремонта оконных блоков в квартире истца, суд установил, что указанный конструктивный элемент здания в соответствии с жилищным законодательством РФ не входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

Следовательно, в соответствии с п. 3 части 2 ст. 65 Жилищного кодекса проведение работ по капитальному ремонту оконных блоков муниципальной квартиры истца отнесено законодателем к обязанностям наймодателя жилого помещения, то есть, к обязанностям Брянской городской администрации.

Необходимость капитального ремонта в данном случае обусловлена ветхостью оконных блоков квартиры.

К такому выводу суд пришел исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, жилой многоквартирный дом по <адрес> введен в эксплуатацию в 1956 году, процент его износа составляет 50 %.

В связи с необходимостью проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома указанный жилой дом в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», включен в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта на 2010 год.

Согласно Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (Приложение № 3) минимальный срок службы деревянных окон, как элементов жилых зданий составляет 40 лет.

Со слов истца с момента ввода дома в эксплуатацию, капитальный ремонт оконных блоков ее муниципальной квартиры не производился, доказательств обратного, суду не представлено.

Согласно акту обследования технического состояния квартиры истца от <дата>, составленному специалистами Государственной жилищной инспекции Брянской области, в квартире истца установлены деревянные окна, открытие которых в отдельных комнатах затруднено, стекла треснуты, наблюдается шелушение окрасочного слоя.

Принимая во внимание техническое состояние оконных блоков квартиры истца, установленное в акте обследования квартиры, а также тот факт, что износ жилого многоквартирного дома по <адрес> составляет 50 %, с 1956 года капитальный ремонт квартиры и ее конструктивных элементов не производился, суд, в силу положений п. 3 ч.2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ, находит обоснованными требования истца о понуждении Брянской городской администрации, провести капитальный ремонт окон муниципальной квартиры.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 названного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статьесудебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.

При предъявлении иска Голоцуковой Г.Н. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ уплачена государственная пошлина в размере <...> рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Голоцуковой Г.Н. к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, ООО «Жилсервис» о понуждении к проведению капитального ремонта муниципальной квартиры, взысканию судебных расходов удовлетворить частично.

Обязать Брянскую городскую администрацию провести работы по капитальному ремонту оконных блоков муниципальной квартиры дома по <адрес>, нанимателем которой, является Голоцукова Г.Н., путем полной смены семи ветхих оконных блоков квартиры.

В остальной части исковые требования Голоцуковой Г.Н. к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, ООО «Жилсервис» о понуждении к проведению капитального ремонта муниципальной квартиры оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Н. Фоменко