Решение об отказе в удовлетворении иска Фокинской райадминистрации, Брянской горадминистрации к Редкачеву В.Т., Редкачевой И.В. о выселении из ветхого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения(облсудом оставлено без изменения)



Дело № 2-124 (2012)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2012 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Мариной С.А.

при секретаре            - Федосовой Е.В.,

с участием прокурора                  - Бойкачевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фокинской районной администрации города Брянска, Брянской городской администрации к Редкачеву В.Т., Редкачевой И.В. в ее интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 о выселении из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,

установил:

Фокинская районная администрация города Брянска, Брянская городская администрация обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что занимаемое ответчиками муниципальное жилое помещение по <адрес> расположено в ветхом жилом доме, признанным не пригодным для проживания. В связи с чем, им постановлением Брянской городской администрации от <дата> распределена муниципальная <...> квартира по <адрес>, в которую ответчики в добровольном порядке переселиться отказались.

В судебном заседании представитель Фокинской районной администрации города Брянска, Брянской городской администрации по доверенностям Давыдова О.П. иск поддержала.

Суду пояснила, что предоставленная квартира соответствует требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, является благоустроенной, отвечает установленным требованиям, равнозначна по занимаемой площади, находится в пределах того же населенного пункта.

Редкачев В.Т., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суду представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Доверил представлять свои интересы представителю.

Представитель Редкачева В.Т. по ордеру адвокат Грабельников А.М. исковые требования не признал.

Суду пояснил, что Редкачев В.Т. является инвалидом <...> группы, передвигается в коляске. Квартира, в которой в настоящее время проживает ответчик, расположена на первом этаже, имеет условия для передвижения инвалида-колясочника. Предоставляемая квартира находится на третьем этаже жилого дома, который не оборудован лифтом и пандусом, что значительно осложняет беспрепятственный вход и выход на улицу без посторонней помощи. Эти обстоятельства и отсутствие балкона в квартире лишают Редкачева В.Т. возможности быть на свежем воздухе, передвигаться без помощи посторонних. Кроме того, рядом нет магазинов, аптек, больниц.

Редкачева И.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 исковые требования не признала.

Суду пояснила, что ее отец Редкачев В.Т. самостоятельно не передвигается, является инвалидом-колясочником, а потому не может проживать в квартире, расположенной на третьем этаже.

Представитель комитета по ЖКХ города Брянска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Редкачев В.Т., Редкачева И.В., несовершеннолетний ФИО1 проживают в муниципальном жилом помещении по <адрес> общей площадью <...> кв.метров, жилой <...> кв. метров..

Судом установлено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что указанное жилое помещение расположено на первом этаже жилого дома.

Постановлением Брянской городской администрации от <дата> , принятым во исполнение постановлений Брянской городской администрации от 02.04.2010 № 674-п «Об утверждении адресной Программы города Брянска на 2010 год по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в рамках Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции постановлений Брянской городской администрации от 29.12.2010 № 3516-п, от 29.03.2011 № 595-п), от 30.08.2010 № 2234-п «Об утверждении Положения о порядке реализации жилищных прав граждан при переселении из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «город Брянск» (в редакции постановления Брянской городской администрации от 09.12.2010 № 3247) Редкачеву В.Т. распределена муниципальная <...> квартира, общей площадью <...> кв.м, по <адрес>, на состав семьи <...> человека: он, дочь Редкачева И.В., внук - ФИО1, <...> рождения.

Этим же постановлением контроль за исполнением мероприятий по выселению граждан возложен на главу Фокинской районной администрации города Брянска Стародубова Д.О.

Ответчики отказались в добровольном порядке переселиться в предоставляемое жилое помещение, что и послужило поводом для обращения истцов в суд с настоящим иском.

Суд находит требование истцов необоснованным по следующим основаниям.

В силу статьи 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Положениями статьи 89 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Принцип реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием, гарантированный статьей 18 Конституции Российской Федерации, предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Таким образом, предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 554-О-О положения части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивают суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности проживания в данном помещении конкретных лиц.

Как указывалось ранее, ответчики в настоящее время проживают в квартире, общей площадью <...> кв. метров, расположенной на первом этаже и имеющей условия для передвижения инвалида-колясочника на улицу без посторонней помощи.

Представляемая ответчикам квартира по площади и количеству жилых комнат соответствует нормам действующего законодательства. Вместе с тем указанная квартира расположена на третьем этаже трехэтажного жилого дома не оборудованного лифтом, пандусом в квартире в отсутствуют лоджия и (или) балкон.

Редкачев В.Т. является инвалидом <...> группы бессрочно, что подтверждается справкой серия МСЭ-. Согласно справке ГБУЗ «Брянская городская больница » от <дата> Редкачев В.Т. нуждается в постоянном постороннем уходе, самостоятельно не передвигается.

Законодательная политика Российской Федерации в области соблюдения прав инвалидов рядом законодательных актов предусматривает особые условия для граждан с ограниченными возможностями.

Так, в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям,     спортивным     сооружениям,     местам     отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Таким образом, законодательством предусмотрена необходимость учета состояния здоровья инвалида при предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда независимо от оснований, по которым предоставляется это жилое помещение, в том числе и при расселении подлежащего сносу жилого дома.

В силу имеющегося у Редкачева В.Т. заболевания он лишен возможности передвигаться самостоятельно (без инвалидной коляски). Его выселение в квартиру, расположенную на третьем этаже жилого дома, не оборудованного лифтом, пандусом, значительно осложнит беспрепятственный вход и выход на улицу без посторонней помощи, в результате чего ухудшится качество его жизни.

Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, субъектный состав, суд находит иск Фокинской районной администрации, Брянской городской администрации о выселении семьи Редкачевых из занимаемого жилого помещения в другое благоустроенное жилое помещение не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Брянской городской администрации, Фокинской районной администрации города Брянска к Редкачеву В.Т., Редкачевой И.В. в ее интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 о выселении из занимаемого жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                        С.А. Марина