Дело № 2-792/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 июля 2012 года Фокинский районный суд города Брянска в составе: председательствующего судьи Корниенко В.А., при секретаре Ильиненко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мишиной Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Фокинском районе (государственное учреждение) городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установил: Мишина Н.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что подала в УПФ РФ в Фокинском районе (ГУ) городского округа города Брянска (далее УПФ РФ) заявление о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, однако ответчик ему в этом отказал. Истец просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии с <дата>, включив в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с <дата> по <дата> в должности <...> поликлиники № г. Брянска; с <дата> по <дата> в должности <...> поликлиники № г. Брянска; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности <...> Жуковского района Брянской области; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> время обучения на курсах повышения квалификации. В ходе судебного заседания Мишина Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель УПФ РФ по доверенности Кулакова С.Н. иск не признала, суду пояснила, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.20 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173 в связи с медицинской деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах пользуются лица, не менее 30 лет осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста. Порядок исчисления специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья, регулируется Списками и Правилами должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Не могут быть засчитаны в специальный стаж следующие периоды: с <дата> по <дата> <наименование должности> поликлиники № г. Брянска, так как наименование должности не предусмотрены «Списком…»; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - <наименование должности> Жуковского района Брянской области (как 1 год за 1 год и 3 месяца), так как наименование должности и учреждения не предусмотрено «Списком…», с <дата> по <дата> <наименование должности> поликлиники № г. Брянска, так как наименование должности и учреждения не предусмотрено «Списком…»; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - периоды нахождения на курсах повышения квалификации, так как вышеуказанные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение. Основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях, который связывает право на досрочную трудовую пенсию по старости с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Согласно п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 30 лет осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста. Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 и п.п.7-13 п. ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Судом установлено, что <дата> Мишина Н.В. обратилась в УПФ РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, в чем ей было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа, в специальный стаж не были включены вышеперечисленные периоды. Судом установлено, что Мишина Н.В. в период с <дата> по <дата> работала в должности <...> поликлиники № г. Брянска и ей отказано во включении в льготный стаж данного периода, так как с <дата> по <дата> наименование должности не предусмотрено «Списком…» должностей, с <дата> по <дата> наименование учреждения не предусмотрено «Списком….», с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения». В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 и п.п.7-13 п. ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Из записи в трудовой книжке видно, что Мишина Н.В. с <дата> переведена на должность <...> поликлиники № г. Брянска, которая была переименована с <дата> в амбулаторно-поликлиническое объединение № г. Брянска. По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. В соответствии с п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999 года №377 утверждена Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, в разделе средний медицинский персонал предусмотрена должность <...>. Сравнительный анализ трудовой функции <наименование должности> свидетельствует о тождестве выполняемой Мишиной Н.В. работы профессиональной деятельности <наименование должности>. Так, согласно должностной инструкции, <наименование должности> осуществляет <...> по назначению врача, учитывает показания и противопоказания к применению <...>, наблюдает за состоянием больного во время <...>, следит за санитарно-гигиеническим состоянием рабочего места, содержит в исправном состоянии оборудование и др. Мишина Н.В. в период ее работы с <дата> по <дата> в должности <...> поликлиники № г. Брянска (с 01.01.1991 года в АПО №), фактически выполняла обязанности <наименование должности>, имела <...> образование и относилась к <...> медицинскому персоналу поликлиники, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в муниципальном учреждении здравоохранения. При изложенных обстоятельствах период работы Мишиной Н.В. с <дата> по <дата> в должности <...> подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, пенсия за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается в соответствующих должностях медицинского персонала в учреждениях, согласно ранее действовавшим Спискам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 и постановлением правительства РФ от 22.09.1999 года №1066. Указанными «Списками…» было предусмотрено наименование учреждения «поликлиника». Из записи в трудовой книжки видно, что Мишина Н.В. - <дата> переведена на должность <...>, <дата> поликлиника № г. Брянска переименована в амбулаторно-поликлиническое объединение № г. Брянска. Наименование данного учреждения не предусмотрено «Списком должностей и учреждений, работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии…» Согласно приказу о переводе лечебных учреждений горздравотдела на новые условия хозяйствования от <дата> №, амбулаторно-поликлиническое объединение № переведено на новые условия хозяйствования, «поликлиника №» переименована в «амбулаторно-поликлиническое объединение №», что подтверждается справкой о реорганизации, таким образом изменено только наименование учреждения, а не его цели, задачи и функции. Таким образом, суд приходит к выводу, что не соответствие наименования учреждения Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, не может лишать истца права на включение спорного периода работы в указанном выше учреждении в льготный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии. Следовательно, период работы Мишиной Н.В. с <дата> по <дата> в должности <...> поликлиники № г. Брянска, подлежит зачету в стаж работы, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Мишиной Н.В. не засчитаны в специальный стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. УПФ РФ отказ мотивирует тем, что это не предусмотрено постановлением Правительства РФ «Об утверждения правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 516 от 11 июля 2002г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Суд не может согласиться с данным выводом УПФ РФ по следующим основаниям. На основании п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397) время обучения на курсах повышения квалификации по специальности засчитывалось в стаж работы для назначении пенсии за выслугу лет. На основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Судом установлено, что истица направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, в период нахождения на курсах повышения квалификации за Мишиной Н.В. сохранялась заработная плата. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, из которого работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому спорные периоды подлежат зачету в стаж работы Мишиной Н.В., дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Периоды работы Мишиной Н.В. с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности <...> Жуковского района Брянской области также не включены в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии исходя из того, что наименование должности не соответствует «Списку….» Суд также не может согласиться с данным выводом УПФ РФ по следующим основаниям. Согласно действовавшего во время работы истца Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (действовало до 01.10.1993 года) в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» в пункте I «лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» раздела II «Врачи и другие медицинские работники» в наименовании учреждений и организаций указаны «больничные учреждения всех типов и наименований» медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты», в наименовании должностей значатся фельдшеры, медицинские сестры независимо от наименований должности». Мишина Н.В. в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> работала в должности <...> Жуковского района Брянской области. Приказом Минздрава СССР от 26.10.1978 года №900 утверждены штатные нормативы медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов в количестве 1 штатной единицы и наименование должностей <...>. Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 года №566 также определено, что на должность <...> - <...> назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации <...> или <...>. Согласно представленного суду диплома № Мишина (<...>) Н.В. в <...> году закончила медицинское училище № г. Брянска и ей присвоена квалификация <...> и <дата> она была принята <наименование должности> <...> медпунктом. Согласно справки ГБУЗ Жуковская ЦРБ Мишина (<...>) Н.В. работала в <...> центральной районной больнице в должности <...> с <дата> по <дата>. Должность <...> (полное и правильное наименование должности <...>) относится к категории специалистов со средним медицинским образованием и соответствует Списку. В соответствии с типовым положением о <...> здравпункте основной целью их создания является: оказание первой неотложной доврачебной помощи при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача или доставки и/или направление в лечебное учреждение; выполнение профилактических и лечебно-диагностических манипуляций и процедур; организация лечебно-профилактической и санитарно-просветительной работы. Истец работала в спорный период времени <наименование должности> <...> пунктом, что подтверждается штатным расписанием и была занята лечебной работой по охране здоровья населения в сельской местности. Населенный пункт <...> является селом <...>, что подтверждается справкой <...> сельской администрации. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781, периоды работы в должностях в учреждении указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа, а именно, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца. Соответственно Мишина Н.В. имеет право на льготное исчисление стажа в период работы <наименование должности> <...> медпунктом Жуковского района Брянской области - 1 год работы в сельской местности как 1 год и 3 месяца. Статьи 6,15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Неприменение вышеуказанных норм создаст неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что противоречит требованиям ст. 19 Конституции РФ. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит иск Мишиной Н.В. подлежащим удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Мишиной Н.В. удовлетворить. Признать за Мишиной Н.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Включить Мишиной Н.В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды: - с <дата> по <дата> в должности <...> поликлиники № г. Брянска; - с <дата> по <дата> в должности <...> поликлиники № г. Брянска; - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности <наименование должности> <...> медпунктом Жуковского района Брянской области; - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> время обучения на курсах повышения квалификации. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска назначить Мишиной Н.В. трудовую пенсию с <дата>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий судья В.А.Корниенко