Решение об отказе в удовлетворении иска о понуждуеии к совершению действий



              Дело № 2-519/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2012 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Подгало Т.А.,

при секретаре - Федоровой И.Н.,

с участием помощника Брянского транспортного прокурора Глинистой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий,

установил:

Брянский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований, указав, что Брянской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства в эксплуатационном вагонном депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

В ходе проверки установлено, что в эксплуатационном вагонном депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» допущены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

Из представленной по запросу информации ГКУ «Центр занятости населения г. Брянска» не усматривается, что эксплуатационное вагонное депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» содействует занятости инвалидов и предоставляет информацию об имеющихся рабочих местах для инвалидов.

Указав, что согласно статье 1.2 Закона Брянской области от 09.03.2005 N 7-З «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области» организациям, расположенным на территории Брянской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников.

Численность работников эксплуатационного вагонного депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» составляет 476 человек.

Статьей 24 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Ссылаясь на приведенные положения закона, Брянский транспортный прокурор полагал, что на предприятии должны быть предусмотрены 19 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты, указав, что на предприятии трудоустроен один инвалид. Квота не выполнена на 19 единиц.

Ссылаясь на положения статей 21, 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 21.11.1995 года № 181-ФЗ; 1.1, 1.2 Закона Брянской области от 9 марта 2005 года № 7-3 «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области»; 13, 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О Занятости населения в Российской Федерации», истец просил суд обязать ответчика ОАО «Российские железные дороги» обеспечить эксплуатационным вагонным депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» выполнение квоты путем создания или выделения рабочих мест для инвалидов, предоставить в установленном порядке в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В судебном заседании представитель Брянской транспортной прокуратуры Глинистая А.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд обязать ответчика ОАО «Российские железные дороги» обеспечить эксплуатационным вагонным депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» выполнение квоты путем создания или выделения рабочих мест для инвалидов, предоставить в установленном порядке в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» по доверенности Зиновьева О.И. исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении иска. В обоснование возражений, указав, что рабочие места для инвалидов создаются в соответствии с программой по их реабилитации. Начальник эксплуатационного вагонного депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» принимает на работу только на имеющиеся вакансии и не обладает полномочиями по их созданию. Квота по предприятию составляет 19 рабочих мест. В настоящее время в депо трудоустроены 2 инвалида. Других вакантных мест, на которых могли бы трудиться инвалиды в депо, не имеется. Кроме того со стороны истца не представлено доказательств того, что у депо имелась реальная возможность выполнить квоту, установленную законом. По состоянию на 16 апреля 2012 года в депо имеется 5 вакансий, однако без заключения медико-социальной экспертизы установить возможность трудоустройства инвалидов на указанные вакансия не представляется возможным из-за специфики функциональных обязанностей работников ОАО «РЖД». Деятельность ответчика связана с безопасностью движения поездов, в связи с чем, требования о выполнении квоты по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов, с учетом специфики работы предприятия удовлетворению не подлежат.

Представитель Фокинского отдела ГУ «Центр занятости населения города Брянска», привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, по доверенности Носов А.А. в судебном заседании сообщил суду, что в 2012 году в ГКУ «ЦЗН г.Брянска» сведения о наличии свободных рабочих мест, в счет установленной квоты от эксплуатационного вагонного депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дроги - филиала ОАО «РЖД» не поступали. Информация о количестве рабочих мест и численности, работающих на предприятии инвалидов предоставляется с апреля 2012 года. Согласно информации, предоставленной в ГКУ «ЦЗН г.Брянска», по состоянию на 1 июня 2012 года специализированные рабочие места для инвалидов в эксплуатационном вагонном депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» не созданы по причине отсутствия квот в штатном расписании предприятия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции РФ гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

ФЗ «О социальной защите инвалидов» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статьей 24 данного закона предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со статьей 1.2 Закона Брянской области от 9 марта 2005г. № 7-3 «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области» организациям, расположенным на территории Брянской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников.

В силу статьи 1 указанного закона, квота - минимальное количество рабочих мест в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые работодатель обязан трудоустроить инвалидов в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории.

На основании изложенного, работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Брянской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства в эксплуатационном вагонном депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

В ходе проверки установлено, что в эксплуатационном вагонном депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» допущены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

Из представленной по запросу информации ГКУ «Центр занятости населения г. Брянска» не усматривается, что эксплуатационное вагонное депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» содействует занятости инвалидов и предоставляет информацию об имеющихся рабочих местах для инвалидов.

Численность работников эксплуатационного вагонного депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» составляет 476 человек.

Статьей 24 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Ссылаясь на приведенные положения закона, Брянский транспортный прокурор полагал, что на предприятии должны быть предусмотрены 19 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты, указав, что на предприятии трудоустроен один инвалид. Квота не выполнена на 19 единиц.

Согласно ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Пунктом 26 раздела III Устава ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 года № 585, предусмотрено, что руководители филиалов и представительств, а также уполномоченные ими лица осуществляют права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками этих филиалов и представительств.

В соответствии с положением об эксплуатационном вагонном депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 15.12.2010 года № 308/н эксплуатационное вагонное депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» является структурным подразделением.

В соответствии с п. 31 Положения о Московской железной дороге начальник железной дороги утверждает положения о структурных подразделениях железной дороги и штатные расписания структурных подразделений железной дороги, уполномочивает руководителей структурных подразделений железной дороги осуществлять права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками соответствующих структурных подразделений.

Согласно Положению об эксплуатационном вагонном депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 15.12.2010 года № 308/н начальник депо и уполномоченные им лица осуществляют права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками, в том числе представлять в дирекцию для согласования и представления на утверждение железной дороге штатное расписание, осуществлять обязанности работодателя по течению безопасности условий и охраны труда.

Таким образом, начальник депо во вверенном ему подразделении выполняет функции работодателя и, согласно доверенности, имеет все необходимые полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 25 Закона РФ «О занятости населения» обязанность по предоставлению информации о наличии вакантных рабочих (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов возложена на эксплуатационное вагонное депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (структурное подразделение ОАО «РЖД»)

Установлено, что в 2012 году в ГКУ «ЦЗН г.Брянска» сведения о наличии свободных рабочих мест, в счет установленной квоты от эксплуатационного вагонного депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дроги - филиала ОАО «РЖД» не поступали. Информация о количестве рабочих мест и численности, работающих на предприятии инвалидов предоставляется с апреля 2012 года. Согласно информации, предоставленной в ГКУ «ЦЗН г.Брянска», по состоянию на 1 июня 2012 года специализированные рабочие места для инвалидов в эксплуатационном вагонном депо Брянск Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» не созданы по причине отсутствия квот в штатном расписании предприятия.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов» при трудоустройстве инвалидов должны соблюдаться требования индивидуальной программы реабилитации.

Статьей 1.1. Закона Брянской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области» предусмотрено, что квота устанавливается в отношении инвалидов, имеющих рекомендации к труду в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и проживающих на территории Брянской области.

Из изложенного следует, что исполнением требований законодательства о социальной защите инвалидов является выполнение работодателем обязанностей: предоставлять в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов и трудоустроить инвалида, обратившегося к нему самостоятельно или направленного службой занятости, при наличии рабочего места, которое соответствует условиям и индивидуальной программы реабилитации данного инвалида, в пределах обязательной квоты.

Из материалов дела усматривается, что к ответчику инвалиды для трудоустройства не обращались и службой занятости не направлялись, в связи с чем создание специальных рабочих мест для инвалидов без наличия обратившихся к работодателю инвалидов их индивидуальной программы реабилитации невозможно, что указывает на отсутствие вины ОАО «РЖД» в не заполнении, имеющихся вакансий в счет установленной квоты рабочих мест для инвалидов. Представленные представителем истца должностные инструкции осмотрщика вагонов, уборщика производственных и служебных помещений содержат положения о функциональном ограничении выполняемой работы, что свидетельствует о невозможности трудоустройства инвалидов без предоставления индивидуальной программы реабилитации и проведения медико-социальной экспертизы при трудоустройстве.

Суд находит, что в порядке ст. 56 ГПК РФ не доказан со стороны истца факт нарушения прав инвалидов и вина ответчика в нарушении требований ФЗ «О социальной защите инвалидов». При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности требований Брянского транспортного прокурора, а потому отказывает в их удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ Т.А.Подгало