Дело №2-157/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Фёдоровка. 18 июля 2011 г. Федоровский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Байрашева А.Р. при секретаре Сиразитдиновой Д.З. рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Борисова <данные изъяты> к Управлению пенсионного фонда РФ в Фёдоровском районе РБ о признании незаконным отказа в установлении досрочной трудовой пенсии по старости и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, УСТАНОВИЛ: Борисов Н.Н. с указанным заявлением обратился в суд, мотивировав тем, что последний 27 апреля 2010 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением от 06 мая 2010 года в назначении пенсии Борисову Н.Н. было отказано, в связи с тем, что не выработан требуемый педагогический стаж (25 лет). Указывает, что ответчиком неправомерно исключены из стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период службы в армии по призыву, периоды обучения в педагогическом училище и нахождения в отпусках, предоставляемых работнику при совмещении работы с учёбой, периоды в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности. Просит признать незаконным решение УПФ от 06 мая 2010 г. №3127, которым Борисову Н.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, обязать ответчика включить в педагогический стаж: 1. период службы в армии по призыву с 09.05.1979 г. по 23.04.1981 г. 2. период обучения в педагогическом училище с 01.09.1982 г. по 01.07.1984 г. 3. периоды нахождения в отпусках, предоставляемых работнику при совмещении работы с учёбой с 27.07.1987 г. по 15.08.1987 г., с 27.07.1988 г. по 18.08.1988 г., с 01.01.1990 г. по 14.01.1990 г., с 01.04.1990 г. по 13.04.1990 г., с 01.06.1990 г. по 29.06.1990 г.; 4. период работы в должности преподавателя-организатора ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности) на неполную ставку (0,5 ставки) с 01.09.2004 г. по 27.04.2010 г. и взыскать государственную пошлину в размере 100 рублей. В судебном заседании Борисов Н.Н. и его представитель, уточнив исковые требования, просят признать решение УПФ незаконным,обязать ответчика включить в педагогический стаж: 1. период службы в армии по призыву с 09.05.1979 г. по 23.04.1981 г. 2. периоды нахождения в отпусках, предоставляемых работнику при совмещении работы с учёбой с 27.07.1987 г. по 15.08.1987 г., с 27.07.1988 г. по 18.08.1988 г., с 01.01.1990 г. по 14.01.1990 г., с 01.04.1990 г. по 13.04.1990 г., с 01.06.1990 г. по 29.06.1990 г.; 3. период работы в должности преподавателя-организатора ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности) с 01.09.2004 г. по 27.04.2010 г., взыскать государственную пошлину в размере 500 рублей и признать право Борисова Н.Н. на досрочную трудовую пенсию с 27.04.2010 года., поскольку согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 20 декабря 2005 года « О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учётом которого, может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения(организации) тождестве выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которой он работал и т.п.)., в связи с чем, считают возможным установить факт тождества должности преподавателя и учителя в общеобразовательной школе, пояснив, что согласно словаря русского языка, под редакцией С.И. Ожегова, «Учитель» - это лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель, школьный учитель, а по толковому словарю живого великорусского языка том 3 под редакцией Владимира Даля «Преподаватель»- это учитель, наставник, указав при этом, что в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009г. №593, квалификационные характеристики должностей «учитель» и «преподаватель» носят тождественный характер, так как «Учитель» осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Преподаватель проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Указывают, что будучи преподавателем и учителем ОБЖ Борисов работал как и остальные учителя предметники, то есть разрабатывал методические и поурочные планы, проводил уроки по предмету ОБЖ, занимался обучением и воспитанием учащихся, проверял их знания, выставлял оценки, заполнял классные журналы, разрабатывал поурочные и методические планы, участвовал на заседаниях педсовета и.т. д., в связи с чем, считают, что уроки по предмету ОБЖ ничем не отличаются от уроков по другим предметам, к тому же, за проведенные уроки по ОБЖ получал заработную плату, начисленную в порядке и на условиях, предусмотренных для учителей, что подтверждается лицевыми счетами за период 2004-2010 гг. Кроме того, при работе учителем общеобразовательной школы в сельской местности, работа в должности учителя включается в стаж работы независимо от объёма выполняемой учебной нагрузки (пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781). По тем основаниям, что преподаватель-организатор не является административной должностью в соответствии с его должностной инструкцией, утвержденной директором школы МОУ СОШ №1 с. Фёдоровка, считают отнесение его к административно-управленческому персоналу в тарификационных списках и тарификацию всего на пол ставки преподавателем - организатором ОБЖ незаконным, поскольку Борисов фактически отработал при полной занятости требуемую норму - 360 часов в год. Требование же о включении периода обучения в педагогическом училище с 01.09.1982 г. по 01.07.1984 г. - просят оставить без рассмотрения. В судебном заседании представитель ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ в Федоровском районе Черненко А.Д. считает требования истца неподлежащими удовлетворению, поскольку постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, на которое ссылается истец, не может быть применено, так как в соответствие с постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 оно отменено и в настоящее время не действует, в связи с чем, годы службы в армии и период обучения в педагогическом училище, не могут быть включены в стаж педагогической деятельности, поскольку действующее законодательство не позволяет включать период службы в армии и период обучения в педагогическом училище в стаж педагогической деятельности. Кроме того, учёба в училище не предшествовала педагогическая деятельность, указав при этом, что включение периодов нахождения Борисова Н.Н. в учебном отпуске не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, поскольку в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (п.п.4,5). При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, не включаются периоды простоя, прогула, обучения с отрывом от производства более 20% рабочего времени, пояснив, что в соответствие с разъяснением Минтруда РФ №5 от 22.05.1996 г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий должностей, и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (п.5), под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. Истец в периоды учебных отпусков не занимался педагогической деятельностью, обучение происходило с отрывом от производства. Что касается периода работы на неполную ставку, то в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), в связи с чем, период работы истца на неполную ставку после 1 сентября 2000 г. не может быть включён в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В судебном заседании третьи лица Исмагилов Р.Т., Морозов К.Н. и Горина Н.Ф. полагают требования истца соответствующим требованиям приказа Министерства образования Российской Федерации от 16.03.1993 года № 66 «Об организации подготовки учащихся по курсу основы безопасности жизнедеятельности» и подлежащими удовлетворению, поскольку Борисов Н.Н. действительно работал преподавателем ОБЖ в оспариваемые периоды, фактически на полную ставку. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему: В ходе судебного заседания достоверно установлено, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Борисову Н.Н. отказано, что устанавливается решением Управления Пенсионного Фонда РФ в Фёдоровском районе № 3127 от 06.05.2011 года. Согласно записи в военном билете, серии НП № от ДД.ММ.ГГГГ, Борисов Н.Н. призывной комиссией Фёдоровского районного военного комиссариата признан годным к строевой службе и призван на действительную военную службу 09.05.1979 года, уволен 23.04.1981 года в запас и направлен в Фёдоровский РВК БАССР. Из диплома серии ЗТ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Борисов <данные изъяты> в 1982 году поступил в Кумертауское педагогическое училище и в 1984 году окончил полный курс названного училища. Согласно трудовой книжки, серии AT-IV № от ДД.ММ.ГГГГ, Борисов Н.Н. принят 15 августа 1984 года учителем физкультуры в <данные изъяты> среднюю школу № и 31.08.1996 года переведён преподавателем - организатором допризывной подготовки молодёжи, основ безопасности жизнедеятельности. Исходя диплома серии РВ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Борисов <данные изъяты>. в 1986 году поступил в Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова и в 1990 году окончил полный курс названного института. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, педагогическая нагрузка Борисова Н.Н. составляла: 2004-2005 годы - 0,5 ст. ПОДПМ и 12 ч. по ОБЖ; 2005-2006 года - 0,5 ст. ПОДПМ и 12 ч. по ОБЖ; 2006-2007 годы - 0,5 ст. ПОДПМ и 11 ч. по ОБЖ; 2007-2008 годы - 0,5 ст. ПОДПМ и 9 ч. по ОБЖ. Исходя выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Борисову Н.Н. назначена педагогическая нагрузка в количестве 12 часов в 10-11 классах и 0,5 ставки преподавателя -организатора ОБЖ. Согласно выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Борисову Н.Н. назначена педагогическая нагрузка в количестве 12 часов в 10-11 классах и 0,5 ставки преподавателя - организатора ОБЖ. Исходя выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Борисову Н.Н. назначена педагогическая нагрузка в количестве 11 часов в 10-11 классах и 0,5 ставки преподавателя-организатора ОБЖ. Согласно выписки № от ДД.ММ.ГГГГ, Борисову Н.Н. назначена педагогическая нагрузка в количестве 9 часов в 10-11 классах и 0,5 ставки преподавателя организатора ОБЖ.. Из справки № от 28.07.2010 года следует, что занимаемая должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, Борисовым Н.Н. с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2009 года составила 0,5 ставки. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, Борисов Н.Н. в 2004-2010 учебных годах согласно графы 3 тарификационного списка «занимаемая должность, наименование «преподаватель Предмета» тарификационного списка МОУ СОШ № <данные изъяты> затарифицирован в должности «Учитель ОБЖ» и согласно графы 23 тарификационного списка «Административной должности» - ОБЖ 0,5 ставки. Педагогическая нагрузка Борисова в оспариваемые периоды согласно справки № от 08.04.2011 года составляет: 2004-2005 учебном году - 12 часов в неделю плюс 0,5 ставки военрука, где 4,5 ч. занятия относятся к должности 0,5 ст. преподавателя организатора ОБЖ, а 7,5 часов оплачивались как учителю ОБЖ.; 2005-2006 учебном году - 12 часов в неделю плюс ОБЖ 0,5 ставки, где 4,5 ч. занятия относились к должности 0,5 ст. преподавателя организатора ОБЖ, 7,5 часов оплачивались как учителю ОБЖ.; 2006-2007 учебном году - 11 часов в неделю плюс ОБЖ 0,5 ст., где 4,5 ч. занятия относились к должности 0,5 ст. преподавателя организатора ОБЖ, а 6,5 ч. оплачивались как учителю ОБЖ; 2007-2008 учебном году - 10 часов в неделю плюс ОБЖ 0,5 ст., где 4,5 ч. занятия относились к должности 0,5 ст. преподавателя организатора ОБЖ, а 5,5 ч. оплачивались как учителю ОБЖ; 2008-2009 учебном году - 7 часов в неделю плюс ОБЖ 0,5 ст., где 4,5 ч. занятия относились к должности 0,5 ст. преподавателя организатора ОБЖ, а 2,5 ч. оплачивались как учителю ОБЖ; 2009-2010 учебном году - 5 часов в неделю ОБЖ, оплачивались как учителю; 2010-2011 учебном году - 5 часов в неделю ОБЖ, оплачивались как учителю. Как видно из материалов дела ответчиком не включён в педагогический стаж Борисова Н.Н. период работы в должности преподавателя-организатора ОБЖ на неполную ставку (0,5 ставки) с 01.09.2004 года по 27.04.2010 года. В соответствие с должностной инструкцией преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности: преподаватель осуществляет обучение и воспитание обучающихся, воспитанников с учётом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объёме не более 9 часов в неделю (360 часов в год). Согласно приказа Министерства образования Российской Федерации от 16.03. 1993 года № 66 «Об организации подготовки учащихся по курсу основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объёме 9 часов в неделю(360 часов в год). При объёме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю (180 часов в год) оплата производится в размере 0,5 должностного оклада. Однако, как следует из материалов дела педагогическая нагрузка Борисова Н.Н. помимо выполнения работы на 0,5 ставки в неделю в должности «преподаватель - организатор ОБЖ» составляет: - 2004-2005 учебном году 12 часов ; - 2005-2006 учебном году 12 часов ; - 2006-2007 учебном году 11 часов; - 2007-2008 учебном году 10 часов; - 2008-2009 учебном году 7 часов; - 2009-2010 учебном году 5 часов, следовательно педагогической нагрузки по предмету ОБЖ менее 5 часов в неделю в спорный период у истца не было, в связи с чем, суд считает тарификацию педагогической деятельности в оспариваемые периоды на 0,5 ставки преподавателя -организатора ОБЖ при полной занятости и выработке нормы рабочего времени, что подтверждается тарификацией и штатным расписанием - необоснованным. По тем основаниям, что в указанный период Борисов Н.Н. постоянно занимался педагогической деятельностью - вел уроки, проверял тетради, нес ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время учебных занятий и внеклассных мероприятий, разрабатывал методические и поурочные планы, проверял знания учащихся, выставлял оценки, заполнял классные журналы, участвовал на заседаниях педсовета, осуществлял обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, планировал и осуществлял учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывал рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивал ее выполнение, осуществлял связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, что не оспаривается также и сторонами, суд усматривает тождественный характер должностных обязанностей «учителя» и «преподавателя», в связи с чем, находит должности «преподаватель» и «учитель» тождественным по характеру выполняемых функций, условий деятельности, целей и задач, тем более, что в тарификационных списках за период с 01.09.2004 г. по 27.04.2009 года, истец был тарифицирован в должности «учителя ОБЖ», что подтверждается записями в графе 3 «Учитель», актом проверки отдела труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Федоровскому району, справками отдела образования администрации муниципального района Фёдоровский район РБ за № 541 от 08 апреля 2011 г., № 4 от 11.01.2011 года, к тому же, истец пользовался и пользуется всеми льготами, предоставляемыми учителям по оплате коммунальных услуг и отпусками в количестве 56 календарных дней, что не оспаривается и сторонами. Согласно п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессии, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» прямо предусмотрено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1. раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объёма выполняемой учебной нагрузки. На основании вышеизложенного и с учетом фактически отработанных Борисовым Н.Н. количеств часов по годам, суд считает доводы истца и его представителя в этой части соответствующим требованиям приказа Министерства образования Российской Федерации от 16.03.1993 года № 66 «Об организации подготовки учащихся по курсу основы безопасности жизнедеятельности», кроме того,в соответствие с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 - при работе учителем общеобразовательной школы в сельской местности, работа в должности учителя включается в стаж работы независимо от объёма выполняемой учебной нагрузки (пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, В силу этого, при работе учителем общеобразовательной школы расположенной в сельской местности, для включения в стаж работы по специальности не имеет значение объём выполняемой учебной нагрузки, в связи с чем, спорный период с 01.09.2004 г. по 27.04.2010 г., суд считает подлежащим включению в стаж работы Борисова Н.Н. по специальности как учителя ОБЖ общеобразовательной школы, расположенной в сельской местности, независимо от объема педагогической нагрузки, а также, как «преподаватель - организатор ОБЖ» фактически отработавший на полную ставку при полной занятости 360 часов непосредственно по курсу ОБЖ., что подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела, в частности лицевыми счетами за 2004-2010 гг., штатным расписанием, актом проверки отдела труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Федоровскому району. Согласно ст.19 Конституции РФ - каждому гражданину гарантировано равенство прав и свобод, без каких либо дискриминаций. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и закреплено в ст. 39 Конституции РФ. В силу п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и дополнениями, вступившими в законную силу с 01.03.2009 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Как установлено в судебном заседании, прохождение истцом службы в составе Вооруженных сил СССР с 09.05.1979 г. по 23.04.1981 года, что не оспаривается сторонами, относится к периоду, в который действовало и применялось Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в соответствие с п. «г» ч. 1 «Положения о порядке исчисления стажа, для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного указанным Постановлением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. Согласно п. 4 указанного Положения, время работы, указанное в п.п. 1,2,3 данного положения, служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР № 433 от 06.09.1991 года № 433 от 06.09.1991 г. сохранены для других педагогических работников условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Кроме того, Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке, определенном гл. 6 указанного Закона, при этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на 3 соответствующих вида работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу настоящего Закона. Иное бы свидетельствовало о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, означающему по существу отмену для такого лица права на пенсионное обеспечение, приобретенное им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. 2,7,17,18,19,54,55 Конституции РФ, в связи с чем, суд считает, что время службы истца в Вооруженных силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, ответчиком не включены в стаж педагогической деятельности периоды нахождения в отпусках, предоставляемых работнику, совмещающему работу с учёбой с 27.07.1987 г. по 15.08.1987 г., с 27. 07.1988 г. по 18.08.1988 г., с 01.01.1990 г. по 14.01.1990 г., с 01.04.1990 г. по 13.04.1990 г., с 01.06.1990 г. по 29.06.1990 г. Действующим законодательством предусмотрены гарантии работникам, совмещающим работу с обучением. В соответствие со ст. 173 Трудового кодекса РФ (истцом неправильно указана ст. 287 ТК - гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству), работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов. В судебном заседании установлено, что истец обучался заочно в педагогическом государственном ВУЗе - в Оренбургском государственном педагогическом институте им. В.П. Чкалова с 1986 г. по 1990 годы, который окончил 25 июня 1990 г. и согласно исследованным судом лицевым счётам за 1987 г., 1988 г., 1989 г., 1990 г. Борисов Н.Н. находился в учебных отпусках (дополнительных) по справкам-вызовам ВУЗа, при этом работодателем начислялась зарплата, из которой производились все отчисления, следовательно, время учебного отпуска является периодом работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, с которой работодатель, производил отчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, в связи с чем, суд считает, что периоды нахождения истца в учебных отпусках в связи с обучением заочно в высшем учебном заведении подлежащим включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и находит решение УПФ в этой части необоснованным. Из п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии» следует, что, если истец в установленный законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ему в этом было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения в пенсионный орган, как это установлено ст. 19 ФЗ - 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Таким образом, на момент обращения Борисова Н.Н. в ГУ-УПФ РФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости у истца был необходимый стаж для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости, куда входят, как периоды, включенные ответчиком - 19 лет 9 месяцев 16 дней, так и периоды, во включении которых, было необоснованно отказано: период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 09.05.1979 года по 23.04.1981 года - 1 год 11 месяцев 14 дней, периоды нахождения в учебных отпусках с 27.07.1987 г. по 15.08.1987 года, с 27. 07.1988 года по 18.08.1988 года, с 01.01.1990 года по 14.01.1990 года, с 01.04.1990 года по 13.04.1990 года, с 01.06.1990 года по 29.06.1990 года - 3 месяца 9 дней и периоды работы в должности преподавателя-организатора ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности) с 01.09.2004 года по 27.04.2010 года - 5 лет 7 месяцев 27 дней, то есть всего Борисовым Н.Н. выработано 27 лет 8 месяца 6 дней. В соответствие со ст.98 ГПК РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. При таких обстоятельствах, суд считает доводы Пенсионного фонда в Фёдоровском районе, связанные с отказом в установлении Борисову Н.Н. досрочной трудовой пенсии по старости не состоятельными и находит исковые требования Борисова Н.Н. о включении в педагогический стаж: 1. период службы в армии по призыву с 09.05.1979 г. по 23.04.1981 г. 2. периоды нахождения в отпусках, предоставляемых работнику при совмещении работы с учёбой с 27.07.1987 г. по 15.08.1987 г., с 27.07.1988 г. по 18.08.1988 г., с 01.01.1990 г. по 14.01.1990 г., с 01.04.1990 г. по 13.04.1990 г., с 01.06.1990 г. по 29.06.1990 г.; 3. период работы в должности преподавателя-организатора ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности) с 01.09.2004 г. по 27.04.2010 года подлежащими удовлетворению. Требование же Борисова Н.Н. о включении в педагогический стаж периода обучения в педагогическом училище с 01.09.1982 г. по 01.07.1984 г. - подлежит оставлению без рассмотрения. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Борисова <данные изъяты> к Управлению пенсионного фонда РФ в Фёдоровском районе РБ о признании незаконным отказа в установлении досрочной трудовой пенсии по старости и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, удовлетворить. Решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по РБ №3127 от 06 мая 2010 года, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, отменить. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по РБ включить в стаж педагогической работы Борисова Н.Н.: периоды службы в Вооруженных силах СССР с 09.05.1979 года по 23.04.1981 года, периоды нахождения в учебных отпусках с 27.07.1987 г. по 15.08.1987 года, с 27. 07.1988 года по 18.08.1988 года, с 01.01.1990 года по 14.01.1990 года, с 01.04.1990 года по 13.04.1990 года, с 01.06.1990 г. по 29.06.1990 года; периоды работы в должности «преподавателя-организатора ОБЖ» (основ безопасности жизнедеятельности) с 01.09.2004 года по 27.04.2010 года, с назначением трудовой пенсии по старости с 27.04.2010 года. Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по РБ в пользу Борисова Н.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 рублей. Исковые требования Борисова Н.Н. о включении в педагогический стаж периода обучения в педагогическом училище с 01.09.1982 г. по 01.07.1984 года - оставить без рассмотрения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня оглашения. Решение изготовлено председательствующим на компьютере. Председательствующий А.Р. Байрашев