№ 2-189 Решение по иску прокурора в интересах Алиманова А.А. к Администрации муниципального района Федоровский район РБ о признании о признании постановления главы Администрации незаконным



Дело № 2-189/12          копия РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Фёдоровка.        14 июня 2012 года

Фёдоровский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Тетерина А.М.,

с участием помощника прокурора Фёдоровского района Республики Башкортостан Сайфуллина И. М.,

представителя ответчика - администрации Муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Никитина В.Г.,

при секретаре Сиразитдиновой Д.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фёдоровского района РБ в интересах Алиманова А.А. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании о признании постановления главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, незаконным.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Фёдоровского района Республики Башкортостан обратился в Федоровский районный суд с исковым заявлением, обосновав его тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, направленного на защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлении соответствия законодательству постановления главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения», установлено, что Алиманов <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ, поступил в Отделение «Социальный приют для детей и подростков» ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> РБ, в связи с тем, что его мать Бабина И.А. не занималась его воспитанием, злоупотребляла спиртными напитками, по месту их жительства отсутствовали условия для воспитания и содержания ребенка. Отец ребенка проживает в <адрес>, фактическим воспитанием его не занимался. В данный момент, Алиманов А.А. продолжает проживать в приюте.

В 2010 году в период нахождения несовершеннолетнего Алиманова А.А. в Отделении «Социальный приют для детей и подростков» ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> РБ, глава Администрации муниципального района <адрес> РБ, своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, закрепил за ним жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором он зарегистрирован и проживал до помещения его в приют.

Согласно материалам проверки, данная квартира была предоставлена в качестве служебного жилья Федоровской ДСПМК семье Бабина <данные изъяты>, который приходится для Алиманова А.А. родным дедушкой. В его собственности, либо в собственности родителей Алиманова А.А. указанная жилая квартира не находилась и не находится. Федоровская ДСПМК в данный момент не существует.

Также проверкой установлено, что вышеуказанная жилая квартира не находится в государственном или муниципальном жилищном фонде и следовательно, не могла быть передана по договору социального найма членам семьи Алиманова А.А.

Считает, что данное постановление главы Администрации муниципального района <адрес> РБ является незаконным и противоречит действующему законодательству. Просит признать постановление главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения», незаконным, и подлежащим отмене, как несоответствующее законодательству.

В судебном заседании помощник прокурора Сайфуллин И.М., поддержав заявленные требования, просил признать постановление главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения», незаконным, и отменить, как несоответствующее законодательству.

В судебном заседании - представитель Администрации муниципального района <адрес>, действующий по доверенности, Никитин В.Г. не признал исковые требования прокурора <адрес> РБ, пояснив, что постановление главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения», является законным и обоснованным. При этом, указал, что согласно справки Администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, Алимаев А.А. зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: <адрес> издав указанное постановление закрепило за малолетним право на жилое помещение, где он ранее проживал до помещения в Социальный приют, что соответствует ст. 8 закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ -з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.1 ст. 155.3. СК РФ.

В судебном заседании свидетель - представитель органа опеки и попечительства Администрации муниципального района <адрес> РБ Асташкина Н.В. суду показала, что мать малолетнего Алиманова А.А. - Бабина И.А. не занималась воспитанием и содержанием ребенка, злоупотребляла спиртные напитки, отсутствовала по месту жительства ребенка, вела аморальный образ жизни, в связи с этим ребенок был направлен для проживания в Отделение Социального приюта для детей и подростков» ГУ Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> РБ. Ребенок был прописан по адресу: <адрес>, поэтому постановлением главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения», было решено закрепить указанное жилье за малолетним ребенком.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 121, «Семейного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно абзацу второго ст. 122 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Таким образом, из вышеуказанных положений законодательства следует, что орган опеки и попечительства, в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей либо в других случаях отсутствия родительского попечения, обязан обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, в том числе принять меры по закреплению жилья.

В связи с вышеизложенным, было принято постановление главы Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения», в соответствии с которым за Алимановым А.А. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: РБ, <адрес>.

Между тем, из Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-О следует, что по смыслу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и находящегося во взаимосвязи с нею п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на внеочередное получение жилых помещений имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения, т.е. не являющиеся ни нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, ни собственниками жилых помещений или членами семьи такого собственника.

В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ - дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно, ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ, договор социального найма жилого помещения, это договор при котором одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Таким образом, договор социального найма дает нанимателю и членам его семьи право владения и пользования жилым помещением.

Согласно ч. 1 ст. 288 Гражданского кодекса РФ и ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ - собственность на жилое помещение означает осуществление собственником права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Согласно ст.ст. 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения, либо нанимателя жилого помещения по договору социального найма, относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Из вышеуказанного следует, что за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей возможно закрепить жилое помещение, которое находится в государственном или муниципальном жилищном фонде и передано по договору социального найма членам его семьи, либо принадлежит им на праве собственности.

Между тем, социальный статус Алиманова А.А. на данный момент и на момент закрепления жилья не был установлен. То есть он не является ни ребенком-сиротой, ни лицом оставшимися без попечения родителей.

Также в материалах дела имеется протест прокуратуры <адрес> РБ в адрес главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, на постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения», о признании его незаконным и его отмене. По результатам рассмотрения Администрацией протеста, было отказано в его удовлетворении.

Как следует из ответа Отдела по Федоровскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о зарегистрированных правах на объект имущества по адресу: РБ, <адрес>, отсутствует.

Согласно справки ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, Алиманов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: РБ, <адрес>, находится на полном государственном обеспечении в отделении социального приюта для детей и подростков с ДД.ММ.ГГГГ. Зачислен приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании направления органа опеки и попечительства, где находится по настоящее время.

Солгано информационного письма ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, социальный статус малолетнего Алимаева А.А. на момент поступления в приют установлен, как несовершеннолетний, оказавшийся в трудной жизненной ситуации.

Исходя из справки ГУП БТИ Федоровского территориального участка от ДД.ММ.ГГГГ, по данным архива имеется технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, где имеется запись, что ДСПМК является собственником жилого дома по адресу: РБ, <адрес>.

Согласно акта обследования материально-бытовых условий семьи от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: РБ, <адрес>, необходимо поместить малолетнего Алиманова А.А. в социальный приют для дальнейшей работы с семьей и устройства ребенка.

По изложенным основаниям, суд считает, что постановление главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения», в соответствии с которым за Алимановым <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, подлежит признанию незаконным, как противоречащее действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Фёдоровского района РБ подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Фёдоровского района РБ в интересах малолетнего Алиманова А.А. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании о признании постановления главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, удовлетворить.

Признать постановление главы Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения», незаконным, как не соответствующее законодательству

Обязать главу администрации <адрес> Республики Башкортостан отменить постановление главы администрации <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения»

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Федоровский районный суд Республики Башкортостан.

Судья: подпись      А.М. Тетерин

<данные изъяты>