Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Еткульский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой С.Г.
при секретаре Козловой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой Любови Николаевны к Администрации Еткульского муниципального района об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность
У С Т А Н О В И Л:
Федорова Л.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Еткульского муниципального района о признании незаконным отказа главы Еткульского муниципального района о предоставлении ей в собственность или аренду земельного участка ориентировочной площадью № кв.метров, примыкающего с восточной стороны к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, пер.1 <адрес>.
В обоснование иска указала, что является собственником квартиры в доме усадебного типа и земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>, пер.1 <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Еткульского муниципального района, утвержденным решением Собрания депутатов Еткульского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась в Администрацию района с заявлением о предоставлении ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства за счет пустующей территории, граничащей с принадлежащим ей земельным участком с восточной стороны. ДД.ММ.ГГГГ главой района вынесено решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что данный участок находится в природно-рекреационной зоне, в которой запрещена хозяйственная деятельность, непосредственно не связанная с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. Считает данное решение незаконным. Согласно генеральному плану с.Еткуль, утвержденному решением Совета депутатов Еткульского сельского поселения, проекту корректировки генерального плана, совмещенного с проектом планировки территории с.Еткуль, границы между территориальными зонами являются условными (в координатах не закреплены, межевание не проведено). Между тем, градостроительная документация градостроительного планирования должна включать в себя также и проекты межевания. Кадастровые работы по формированию спорного земельного участка не проводились, что не позволяет соотнести границы земельного участка на земли рекреационной зоны. Законодательством, регламентирующим ведение государственного кадастра недвижимости, предусмотрена обязанность органов местного самоуправления представить в органы кадастрового учета текстовое описание местоположения границ территориальных зон, списки координат характерных точек границ территориальных зон. Фактически в государственный кадастровый учет сведения о границах рекреационной зоны не представлены. Таким образом, довод органа местного самоуправления о нахождении спорного земельного участка в рекреационной зоне необоснован. Администрацией района при вынесении решения об отказе в предоставлении земельного участка не учтено, что в соответствии с п.4 ст.30 Правил землепользования и застройки с регламентным зонированием территории села Еткуль на территориях природно-рекреационного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность. В соответствии со ст.ст.24,28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В судебное заседание Федорова Л.Н. не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена. Просит рассмотреть дело без ее участия. Представитель истца Красноперова С.С., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала. В обоснование указала те же обстоятельства. Дополнительно пояснила, что режим ограниченной хозяйственной деятельности, установленный в природно-рекреационной зоне, позволяет вести личное подсобное хозяйство. Полагает, что в случае признания судом отказа главы района незаконным, Администрация района обязана выставить данный участок на торги. Истица готова приобрести испрашиваемый земельный участок в установленном порядке, т.е. с торгов. Функциональная связь испрашиваемого земельного участка с участком, находящимся в собственности истицы, выражается в том, что данные участки граничат друг с другом.
Представитель Администрации Еткульского муниципального района Филимонова Я.В. иск Федоровой Л.Н. не признала. Полагает, что не допускается отказ в предоставлении земельных участков именно собственникам жилых домов, зданий, строений, сооружений, расположенных на этом участке. Истица собственником какого–либо объекта недвижимости на испрашиваемом участке не является. Не данном участке вообще отсутствуют какие либо объекты недвижимости. Для целей, не связанных со строительством, не могут предоставляться земельные участки, функциональное назначение которых не предполагает их предоставление для указанных целей. Функциональным назначением спорного земельного участка является организация мест отдыха населения, внешнего потока туристов и отдыхающих групповой системы населенных мест. Проекты межевания территорий в соответствии с действующим законодательством должны разрабатываться для застроенных и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий. Испрашиваемый участок не подлежит застройке, следовательно, проект межевания в отношении него не обязателен. Границы, виды и состав территориальных зон <адрес> установлены с учетом требований Градостроительного кодекса, сложившейся планировки, красных линий, естественных границ природных объектов, границ сформированных ранее земельных участков, улиц, проездов и т.д., в том числе границ водного объекта – озера Еткульское. В природно-рекреационной зоне допускается ограниченная хозяйственная деятельность в соответствии с установленным правовым режимом для данного вида территории. Правилам землепользования и застройки определены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков в границах таких зон. Ведение личного подсобного хозяйства в данных зонах не предусмотрено.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 (ведущий специалист отдела строительства и архитектуры Администрации Еткульского муниципального района) показал, что испрашиваемая истицей территория согласно генеральному плану <адрес> находится в природно-рекреационной зоне под условным цифровым обозначением «1.13». Данная зона с востока ограничена водным объектом – озером Еткульским, а с других сторон проходит по границе квартала жилой застройки одно- и двухэтажными индивидуальными жилыми домами. В соответствии с правилами землепользования и застройки для этой зоны установлены определенные ограничения в режиме использования с целью охраны водного объекта и с учетом сложившейся планировки. На этой территории запрещена вспашка земли, а также любая хозяйственная деятельность, за исключением деятельности, связанной с организацией мест отдыха населения, размещением оздоровительных объектов
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Федоровой Л.Н. не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 232-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Предметом рассматриваемого спора является вопрос о соответствии требованиям действующего законодательства решение Администрации Еткульского муниципального района об отказе в предоставлении истице в собственность или аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства ориентировочной площадью №.м., граничащего в принадлежащем истице на праве собственности земельным участком, относящемся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
Согласно ст.34 Земельного кодекса РФ (определяющий порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в которых должны быть определены цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ, а также иными нормами земельного, градостроительного, землеустроительного и иного законодательства, основанными на принципах эффективности, справедливости, публичности и открытости процедур предоставления земельных участков, Решением Собрания депутатов Еткульского муниципального района № утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Еткульского муниципального района, которое опубликовано в августе 2009 года. Данным Положением определены условия, сроки, предельные размеры предоставления земельных участков, процедура предоставления и т.д.
Поскольку истица испрашивает пустующий земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, граничащий с принадлежащим ей на праве собственности участком, то к рассматриваемой ситуации применимы условия, предусмотренные п.2.1.3 вышеназванного Положения, согласно которому дополнительные земельные участки предоставляются в собственность за плату или в аренду сроком до 10 лет за счет территорий, граничащих с земельными участками, предназначенными для размещения и эксплуатации индивидуального жилого дома или ведения личного подсобного хозяйства, на основании заключений, выданных комиссией, без проведения торгов. При этом размер дополнительного земельного участка не может превышать 0,03 га, т.е. 300 кв.метров. Дополнительный земельный участок должен быть функционально связан с основным земельным участком и не может быть рассмотрен как самостоятельный.
Истицей испрашивается земельный участок ориентировочной площадью № кв.м., т.е. более чем в 10 раз превышающий допустимый для указанных целей размер. Кроме того, истица не представила доказательств функциональной связи принадлежащего ей земельного участка с испрашиваемым. Само по примыкание спорной территории с участку истицы не свидетельствует об их функциональной связи. Земельный участок истицы находится в зоне существующей застройки, сформирован давно, используется для ведения личного подсобного хозяйства. Дополнительный земельный участок предоставляется без проведения торгов; он не может рассматриваться как самостоятельный.
Иные случаи предоставления участков в соответствии с вышеназванным Положением к рассматриваемой ситуации не применимы (для размещения временных сооружений, для садоводства, огородничества).
Согласно вышеуказанной ст.34 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков осуществляется с учетом зонирования территорий.
Согласно генеральному плану <адрес> и Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета депутатов Еткульского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок находится в прибрежной рекреационной зоне, предназначенной для организации мест отдыха населения. На территориях природно-рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, дачное и жилищное строительство, любые рубки лесов и зеленых насаждений, а также хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на экологическую обстановку и непосредственно не связанная с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения (п.5 ст.40 Правил землепользования и застройки). Возможность ведения личного подсобного хозяйства не предусмотрена ни основными, ни вспомогательными видами разрешенного использования.
Неосновательными являются доводы истца о том, что условный характер границ данной территориальной зоны, которые в координатах не закреплены, межевание не проведено, не позволяют соотнести спорный участок на земли рекреационной зоны, а также об отсутствии в государственной кадастровом учете сведений о границах рекреационной зоны, об отсутствии в градостроительной документации <адрес> проектов межевания территориальных зон.
В ст.3 ФЗ «О землеустройстве» перечислены случаи, при наличии которых землеустройство проводится в обязательном порядке.
Случаи установления границ территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки к таковым не относятся. Глава 4 Градостроительного кодекса РФ, регламентирующая порядок подготовки проекта, утверждения, внесения изменений в правила землепользования и застройки, порядок установления территориальных зон, их виды и состав, определяющая градостроительный регламент и виды разрешенного использования земельных участков, также не содержит норм об обязательности включения в состав градостроительной документации проектов межевания.
Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденная Постановлением Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (на которую ссылается сторона истца), разрабатывалась в соответствии с Градостроительным кодексом РФ 1998 года. В 2004 году принят новый Градостроительный кодекс РФ. Между тем, согласно п.3.2.2 данной Инструкции проект межевания территории разрабатывается для застроенных и подлежащих застройке территорий органом местного самоуправления по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельного участка.
Границы территориальных зон <адрес> установлены по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; естественным границам природных объектов; иным границам (ч.2 ст.26 Правил землепользования и застройки…), что соответствует требованиям ст.34 Градостроительного кодекса РФ.
Из Генерального плана <адрес>, исследованного в судебном заседании в полном объеме, усматривается, что спорный земельный участок находится не на границе разных территориальных зон (что, очевидно, при отсутствии проекта межевания не позволило бы соотнести его на земли определенной территориальной зоны), а внутри прибрежной рекреационной зоны.
Непредставление органом местного самоуправления в органы государственного кадастрового учета текстового описания местоположения границ территориальных зон, списки координат характерных точек границ территориальных зон и т.д. не свидетельствует о невозможности отнести спорный участок к той или иной территориальной зоне.
Суд не может принять во внимание также и ссылку истца на ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Данную правовую норму следует применять в системной связи с иными нормами земельного законодательства, основанными на принципах эффективности, справедливости, публичности и открытости процедур предоставления земельных участков (ст.34 Земельного кодекса РФ), в частности, со ст.36 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-ФЗ (далее вводный Закон).
По смыслу ч.1 ст.36 ЗК РФ, ст.2, ст.3 п.п.4, 9-1 вводного Закона право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют собственники расположенных на этих участках жилых домов, зданий, строений, сооружений.
Именно собственникам жилых домов, зданий, строений, сооружений не допускается отказывать в предоставлении в собственность земельных участков согласно ч.4 ст.28 ЗК РФ. На это указано и в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».
Суд считает, что у истицы отсутствует право на присоединение к своему земельному участку любой граничащей с ним пустующей территории любой площадью.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица и права и свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Федоровой Любови Николаевны о признании незаконным отказа главы Еткульского муниципального района в предоставлении в собственность или аренду земельного участка ориентировочной площадью 3880 кв.метров, примыкающего с восточной стороны к земельном участку по адресу: <адрес>, пер.1 <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Еткульский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий :