Решение по иску Бондарева Ф.П. к УСЗН Администрации Еткульского муниципального района о признании права на получение единовременной денежной компенсации взамен бесплатного обеспечения легковым автомобилем, о выплате денежной



Дело № 2-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Еткульский районный суд Челябинской области в составе :

    председательствующего судьи: Черепановой С.Г.,

    при секретаре : Бобрик Н.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондарева Федора Петровича к Управлению социальной защиты населения Администрации Еткульского муниципального района о признании права на получение единовременной денежной компенсации взамен бесплатного обеспечения легковым автомобилем, о выплате денежной компенсации, компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л :

     Бондарев Ф.П. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Еткульского муниципального района (далее – УСЗН) о восстановлении его в списке инвалидов-участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение автомобиля, взыскании в его пользу компенсации морального вреда в размере рублей. В обоснование своих требований указал, что является ветераном, участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах». Кроме того, он является инвалидом второй группы по общему заболеванию. Инвалиды, которые по состоянию на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, имели право на получение автомобиля, либо на денежную компенсацию взамен автомобиля. Он вместе со своими односельчанами ФИО4 и ФИО5 (также как и он, являвшимися инвалидами и участниками Великой Отечественной войны) в 2004 году подавали соответствующие заявления в УСЗН Еткульского района. ФИО10 и ФИО11 были обеспечены автомобилями, а он (Бондарев), подавший заявление об отказе на получение причитающегося ему автомобиля и выплате денежной компенсации, данную компенсацию не получил до настоящего времени. В УСЗН отсутствуют сведения о его письменном обращении по поводу предоставления данной льготы; его фамилии в соответствующих списках нет. Действиями сотрудников УСЗН нарушены его права как инвалида, участника войны. На протяжении длительного времени он вынужден добиваться через различные инстанции, в том числе в судебном порядке, защиты своего нарушенного права. Тем самым ему причинен моральный вред. Просит также взыскать в свою пользу судебные расходы в размере рублей за составление иска и ведение дела через представителя и рублей на оформление доверенности в нотариальном порядке.

Впоследствии Бондарев Ф.П. изменил заявленные требования. Просит признать за ним право на получение единовременной денежной компенсации взамен бесплатного обеспечения легковым автомобилем в соответствии с подп. «а» п.1 Указа Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и статьей 14 ФЗ «О ветеранах»; взыскать с Управления социальной защиты населения денежную компенсацию в размере рулей за отказ от автомобиля, положенного ему по закону; взыскать компенсацию морального вреда в размере рублей. В обоснование указал те же обстоятельства.

     В судебном заседании Бондарев Ф.П. и его представитель ФИО6, действующая по доверенности, заявленные исковые требования поддержали. В обоснование указали те же обстоятельства.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Администрации Еткульского муниципального района – в судебном заседании иск Бондарева Ф.П. не признал. Пояснил, что льгота в виде обеспечения автотранспортом для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предоставлялась до 31 декабря 2004 года на основании заключения ВТЭК с указанием заболевания в соответствии с перечнем, утвержденным Минздравом России. С 1 января 2005 года данная льгота заменена на денежную выплату. До 1 января 2005 года соответствующих документов из комиссии ВТЭК в орган социальной защиты для постановки Бондарева Ф.П. на учет для получения льготного автомобиля не поступало. От самого Бондарева Ф.П. заявления до указанной даты также не поступало. В этой связи в списках льготных категорий граждан, имеющих право на получение спецавтотранспорта, истец не значится. Следовательно, права получение единовременной денежной компенсации взамен бесплатного обеспечения легковым автомобилем в соответствии с подп. «а» п.1 Указа Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и статьей 14 ФЗ «О ветеранах» не имеет.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 (руководитель УСЗН Администрации Еткульского муниципального района с 2001 года) показала, что Бондарева Ф.П. знает давно как гражданина, многократно обращавшегося в службы социальной защиты населения и в другие органы (военкомат, суд, пенсионный фонд) для получения статуса участника Великой Отечественной войны, получения различных льгот. В соответствии с ранее действовавшей редакцией ФЗ «О ветеранах» инвалиды при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение автомобилей. Списки указанных граждан были сформированы и по состоянию на 1 января 2005 года граждан такой категории, не обеспеченных указанной льготой, оставалось в Еткульском районе 13 или 14 человек. Практически всех из них она помнит поименно. Бондарева Ф.П. среди них не было. С подобным заявлением в органы социальной защиты населения истец не обращался. Документы из ВТЭК о наличии у Бондарева Ф.П. медицинских показаний к бесплатному получению автомобиля также не поступали. Лично к ней как к руководителю данной службы истец обращался на личный прием в 2007 году после того, как в средствах массовой информации началось широкое обсуждение темы, связанной с заменой натуральной льготы на денежную выплату. Она устно разъяснила Бондареву, что прием таких заявлений прекращен с 1 января 2005 года. Списки граждан, имеющих право на получение автотранспорта, направлены в Министерство социальной защиты Челябинской области.

     Выслушав стороны, показания свидетеля исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии с ранее действовавшей редакцией подп.19 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» инвалиды и участники Великой Отечественной войны при наличии у них медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средств реабилитации транспортных средств.

Пунктом 28 ст.63 ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подп.19 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» признан утратившим силу.

Статьей 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

     В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не было реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действует Указ Президента РФ от 6 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».

Указанными нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ предусматривается, что в 2008-2009 г.г. инвалиды – граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100.000 рублей.

Таким образом, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях, либо выплаты ему единовременной денежной компенсации взамен автомобиля является факт постановки его на соответствующий учет в органах социальной защиты населения на 1 января 2005 года.

Как бесспорно установлено в судебном заседании, истец Бондарев Ф.П. на учете в УСЗН Администрации Еткульского муниципального района по состоянию на 1 января 2005 года в списках для обеспечения транспортными средствами не состоял. В судебном заседании истец Бондарев Ф.П. не отрицал, что не проходил соответствующих медицинских комиссий, по заключению которых ему предоставлялось бы право по медицинским показаниям на получение бесплатного транспортного средства или его компенсации.

    

Указанные обстоятельства подтверждаются Журналом регистрации граждан льготных категорий, имеющих право на получение спецавтотранспорта УСЗН Администрации Еткульского муниципального района, показаниями руководителя УСЗН ФИО7, допрошенной по инициативе стороны истца.

С 1 января 2005 года органами социальной защиты населения постановка на учет инвалидов для обеспечения их транспортными средствами прекращена.

Реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида как правообладателя. Истец не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что он до 1 января 2005 года при наличии медицинских показаний обращался с соответствующим заявлением и был поставлен органом социальной защиты населения на учет. Следовательно, права на получение единовременной денежной компенсации взамен бесплатного обеспечения легковым автомобилем в соответствии с подп. «а» п.1 Указа Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и статьей 14 ФЗ «О ветеранах» у Бондарева Ф.АП. не возникло.

В этой связи исковое требование о признании за Бондаревым Ф.П. такого права не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ранее Еткульским районным судом Челябинской области был рассмотрен иск Бондарева Ф.П. о взыскании с УСЗН Администрации Еткульского муниципального района денежной компенсации за отказ от автомобиля и компенсации морального вреда, выразившегося в длительном неудовлетворении органом социальной защиты населения его заявления о выплате денежной компенсации. В качестве основания заявленных требований указал, что является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы и в силу закона имеет право на приобретение автомобиля, либо денежной компенсации за отказ от автомобиля.

Решением Еткульского районного суда Челябинской области от 26 августа 2010 года по гражданскому делу № 2-/2010, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Бондареву Ф.П. отказано.

В соответствии с абз.3 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

     Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    

В удовлетворении требования Бондарева Федора Петровича к Управлению социальной защиты населения Администрации Еткульского муниципального района о признании за ним права на получение единовременной денежной компенсации взамен бесплатного обеспечения легковым автомобилем в соответствии с подп. «а» п.1 Указа Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и статьей 14 ФЗ «О ветеранах», отказать.

В отношении исковых требований Бондарева Федора Петровича к Управлению социальной защиты населения Администрации Еткульского муниципального района о возложении обязанности по выплате денежной компенсации за отказ от автомобиля в размере рублей, компенсации морального вреда в размере рублей производство по делу прекратить в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда, принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Еткульский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий: