решение по делу №2-813/10



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«23» июля 2010 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шевченко Г.В.,

при секретаре судебного заседания Костюченко Н.С.,

с участием представителя истца по доверенности Алексеева А.Л., представителя ответчика по доверенности Бойченко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холиной В.Л. к управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки, министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Федеральной службы по труду и занятости о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации, взыскании задолженности по суммам ежемесячной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета, взыскании с ответчика в счет индексации сумм в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации единовременно за счет средств федерального бюджета, признании права на последующее увеличение сумм, выплачиваемых в счет ежемесячной денежной компенсации, исходя из уровня инфляции,

У С Т А Н О В И Л:

истец обратился в суд с названным иском. В обоснование иска указал, что решением Ессентукского городского суда от 04 августа 2005 г. по делу № 2-754/05, за ней признано право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.25 ч.1 ст.14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 19.05.2004 г. В связи с чем, органом в сфере социальной защиты населения был произведен расчет и осуществлялась выплата ежемесячной денежной компенсации с 19 мая 2004 года в размере 1666,66 рублей ежемесячно с последующей индексацией. С произведенным расчетом ежемесячной денежной компенсации она не согласна. Считает, что расчет и выплата компенсации осуществляется в меньшем размере, чем предусмотрено законом. В добровольном порядке Управление труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации отказалось (письмо УТСЗН города Ессентуки № 4-10 от 11.01.2010г.). При расчете денежной компенсации по решению Ессентукского городского суда от 04 августа 2005 года ошибочно включен в круг лиц имеющих право на получение компенсации её сын, выплата которому была прекращена 01 июля 2004 года.

Не требуя перерасчета компенсации за период с 19 мая 2004 года по 30 июня 2004 года, в тоже время считает, что с 01 июля 2004 года расчет ежемесячной компенсации должен быть произведен с учетом одного иждивенца, т.к. нетрудоспособным членом семьи умершего Холина Н.К. являлась лишь она, соответственно расчет ежемесячной компенсации должен быть произведен с учетом одного иждивенца. В связи с чем, сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда необоснованно занижена. Расчет ежемесячной денежной компенсации органом в сфере социальной защиты населения произведен исходя из суммы в размере 5 000 рублей. При этом, не было учтено вступившее в законную силу решение Ессентукского городского суда от 25 сентября 2004 года по делу № 2-73/05 согласно которому с Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки в её пользу было взыскано 20 692,44 рубля невыплаченных при жизни умершему Холину Н.К. в счет возмещения вреда здоровью.

Указанная сумма была взыскана в связи с тем, что своевременно не была произведена должная индексация ежемесячных сумм выплачиваемых при жизни Холину Н.К. в счет возмещения вреда здоровью. С учетом индексации, Холин Н.К. на день смерти должен был получать выплату в счет возмещения вреда здоровью в сумме 9 399,98 руб. ежемесячно, в замен выплаченной в фиксированном размере - 5 000 руб. ежемесячно. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца, (п. 15 ч.1 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). Таким образом, считает, что расчет ежемесячной денежной компенсации выплачиваемой в её пользу должен быть произведен исходя из суммы 9399,98 рублей начиная с 19 мая 2004 года. Также, размеры денежной компенсации ежегодно подлежат индексации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ (ч.З ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). В тоже время должной и своевременной индексации в период с 2005г. по настоящее время не произведено. С учетом этого, и согласно приложенного к заявлению расчета ежемесячной денежной компенсации, выплата начиная с 01 мая 2010 года должна составить 8435,36 рублей ежемесячно. В связи с чем, в настоящее время за период с 19 мая 2004 года по 30 апреля 2010 года сложилась задолженность по компенсационной выплате в размере 225401,05 рубль исходя из следующего:

всего было выплачено 218984,64 рубля:

2006г. 1666,66 х 12 мес. = 19999,92 руб.

2007г. 1666,66 х 12 мес. = 19999,92 руб.

2008г. 1666,66 х 12 мес. = 19999,92 руб.

2009г. 3570,01 + (3603,21 х 6 мес.) + (3752,66 х 6 мес.) = 44135,22 руб. 2010г. 4127,93 х 4 мес. = 16511,72 руб. 01.2006г. единовременная выплата: 32365,46 руб. 01.2009г. единовременная выплата: 64644,06 руб. 02.2009г. единовременная выплата: 282,27 руб. 08.2008г. единовременная выплата: 1046,15 руб.

19999,92 + 19999,92 + 19999,92 + 44135,22 + 16511,72 + 32365,46 + 64644,06 + 282,27 + 1046,15 = 218984,64 руб.

Надлежало выплатить: 444385,69 рублей.

Задолженность составила: 444385,69 руб. - 218984,64 руб. = 225401,05 руб.

Несвоевременная и не в полном объеме выплата сумм, привела к снижению покупательской способности этих сумм в связи с инфляцией, что причинило ей имущественный вред. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Следовательно, недополученные суммы денежной компенсации подлежат индексации в связи с их несвоевременной выплатой по росту потребительских цен по Ставропольскому краю (справка Ставропольстат от 29.01.2009г. № 09-23/47). Согласно приложенного к заявлению расчету, индексация в связи с несвоевременной выплатой сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда за период с 19.05.2004г. по 31.12.2008г. составляет 35 520,56 рублей. Финансирование данных выплат осуществляется через Федеральную службу по труду и занятости за счет средств федерального бюджета, в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 872. Также, учитывая, что выплата носит бессрочный характер, считает, что за ней должно быть признано право на последующее увеличение сумм денежной компенсации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Просит суд:

  1. Обязать управление труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки произвести перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации и установить в размере 8435,36 рублей ежемесячно начиная с 01 мая 2010 года за счет средств федерального бюджета, путем включения указанной суммы в соответствующие списки и в реестр, направляемые в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края для передачи в Федеральную службу по труду и занятости.
  2. Взыскать с управления труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки задолженность по суммам ежемесячной денежной компенсации за период с 19.05.2004г. по 30.04.2010г. единовременно 225401,05 рубль за счет средств федерального бюджета в следующем порядке - путем предоставления управлением труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки информации в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края для принятия решения о выплате соответствующей денежной компенсации, на основании настоящего решения суда, подписанного руководителем министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края заверенного печатью реестра не позднее 10-го числа следующего месяца предоставляемого в Федеральную службу по труду и занятости для осуществления финансирования указанной выплаты.
  3. Взыскать с управления труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки в её пользу в счет индексации сумм в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации за период с 19.05.2004г. по 30.11.2008г. единовременно в сумме 35520,56 рублей, за счет средств федерального бюджета в следующем порядке -путем предоставления управлением труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки информации в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края для принятия решения о выплате соответствующей денежной компенсации, на основании настоящего решения суда, подписанного руководителем министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, заверенного печатью реестра не позднее 10-го числа следующего месяца предоставляемого в Федеральную службу по труду и занятости для осуществления финансирования указанной выплаты.
  4. Признать за ней право на последующее увеличение сумм управлением труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки, выплачиваемых в счет ежемесячной денежной компенсации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке. определяемом Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании представитель истца по доверенности - Алексеев А.Л. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным выше.

Представитель ответчика управления труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки Бойченко А.Ю. пояснил, что утверждение истца о том, что при расчете денежной компенсации по решению Ессентукского городского суда от 04 августа 2005 года ошибочно включен в круг лиц, имеющих право на получение компенсации сын заявительницы Холин П.Н. не состоятельны и не основаны на законе. Пункт 25 части первой статьи 14 закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» четко определял круг лиц имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию, в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, а именно: нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на иждивении указанных граждан. Согласно имеющимся документальным подтверждения (личное дело получателя Холина П.Н. находится в ГУ-УПФРФ по г.Ессентуки) П.В. Холин, на момент смерти его отца Н.К. Холина не достиг возраста 23 лет и обучался на дневном отделении ГОУ НПО «Профессиональное училище №56» по 30.06.2004 года (фотокопия справки №79 прилагается). Таким образом, в рамках действующего законодательства он являлся нетрудоспособным членом семьи Н.К. Холина, находящимся на его иждивении, в связи с чем управлением был правомерно включен в число лиц, имеющих право на денежную компенсацию.

Абзацем 2 пункта 25 части первой статьи 14 был закреплен механизм расчета компенсации: «Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

На момент смерти Н.К. Холин являлся инвалидом 1 группы и в соответствии с законом ему выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в фиксированном размере 5 000 рублей. Исходя из наличия на момент смерти двух иждивенцев выплата рассчитывалась следующим образом: 5 000 рублей /3 =1 666 рублей 66 коп. Данная сумма управлением и выплачивалась заявительнице. Индексация данной выплаты производилась в рамках действующего законодательства, в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ.

Частью 3 статьи 5 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена ежегодная индексация выплат исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Однако, по мнению управления, следует обратить внимание на четкое цитирование данной нормы закона: «Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». Таким образом требование истицы об индексации суммы компенсации в ином порядке противоречит нормам закона. На основании вышеизложенного просит суд в удовлетворении исковых требований Холиной В.Л. отказать.

Представитель министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края зам.министра Н.Г. Кобыляцкий в судебное заседание не явился, направив письменные возражения на иск, в которых просит дело по иску Холиной В.Л. рассмотреть без участия представителя министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в иске отказать по следующим основаниям.

Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 4 августа 2005 года за Холиной В.Л. было признано право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 19 мая 2005 года. Пункт 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее За-кон) (в ред. Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ) на 19 мая 2004 года предусматривал выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в фиксированных размерах, а в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию распространялось на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, приходящейся на всех иждивенцев, определялся как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

В настоящее время выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда регламентируется пунктом 15 части первой статьи 14 Закона. На момент смерти (19 мая 2003 года) муж Холиной В.Л. являлся инвалидом 1 группы и в соответствии с Законом ему выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в фиксированном размере 5 000 рублей. На его иждивении находились нетрудоспособный сын - Холин П.Н., 1984 года рождения, обучающийся по очной форме в образовательном учреждении и жена - Холина В.Л., которой решением Государственной службы медико-социальной экспертизы г. Ессентуки Холиной В.Л. 28 декабря 2004 года была установлена 3 группа инвалидности. Факт нахождения на иждивении мужа был установлен решением Ессентукского районного суда от 04 апреля 2005 года, которым также признано право Холиной В.Л. на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Таким образом, при определении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда Холиной В.Л. управлением труда и социальной защиты населения обоснованно была учтена доля нетрудоспособного сына, т.е. 5 000 руб.: 3 = 1666 руб. 66 коп.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев:

- рождения ребенка после смерти кормильца;

- назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца.

Согласно статьи 5 Закона размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847, от 7 мая 2005 г. № 292, от 25 мая 2005 г. № 326, от 24 марта 2006 г. № 163, от 25 апреля 2006 г. № 246, от 3 марта 2007 г. № 143, от 21 марта 2007 г. № 171, от 21 декабря 2007 г. № 914, от 17 марта 2008 г. № 181, от 3 сентября 2008 г. № 655, от 21 декабря 2008 г. № 992, от 7 июля 2009 г. № 545 и от 16 декабря 2009 г. № 1024 определен порядок индексации размеров ежемесячных денежных компенсаций (сумм) в возмещение вреда в 2002-2010 годах, в соответствии с которыми индексация размеров указанных выплат осуществляется с применением следующих коэффициентов: 1,38 - с 1 июня 2004 г., 1,11 - с 1 января 2005 г., 1,09 - с 1 января 2006 г., 1,08 - с 1 января 2007 г., 1,105 - с 1 января 2008 г., 1, 13 - с 1 января 2009 г. и 1,1 - с 1 января 2010 г.

Из вышеизложенного следует, что в настоящее время законодателем определен как порядок определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего право на получение данной компенсации, так и порядок индексации размеров ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и оснований для их изменения нет.

Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, подлежащий выплате Холиной В.Л. с 1 января 2010 года, составляет 4127 руб. 95 коп. Задолженности в выплате данной компенсации нет. Таким образом, требования, изложенные в исковом заявлении Холиной В.Л., противоречит нормам действующего законодательства.

Представитель соответчика - Федеральной службы по труду и занятости не явился в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Министерства финансов РФ в лице управления федерального казначейства по Ставропольскому краю - Гришин А.В. не явился в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства; в заявлении адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо Холин П.Н. в суд не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд с учётом мнения лиц, учасствующих в судебном разбирательстве, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц.

Выслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приняв к обозрению материалы гражданских дел №2-77/2004 и № 2-754/2005, выплатные дела Холиной В.Л. (№910035 и№506127), Холина Н.К., оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из содержания ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическими правонарушениями.

Факт причинения вреда здоровью граждан, которые находились в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

В рамках регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренных специальным (базовым) Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с выполнением работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, государством гарантируется, и в соответствии с п.п. 22,25 ст. 14, ст. 39 Закона РФ от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" осуществляется выплатой ежемесячной денежной компенсации. Пунктом 15 ст.14 Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в дальнейшем - базовый Закон) с последующими изменениями и дополнениями, участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрена ежемесячная выплата денежной компенсации возмещения вреда причиненного здоровью.

В силу ст.5 вышеназванного Закона РФ государственные пенсии (в том числе и пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством РФ.

В силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, Холин Н.К., являвшийся инвалидом по причине «увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС», получал выплаты в возмещение вреда здоровью с 24 сентября 1996 года. На момент смерти Холин Н.К. являлся инвалидом 1 группы и в соответствии с законом ему выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в фиксированном размере 5 000 рублей.

Решением Ессентукского городского суда от 25 сентября 2004 года (гр.дело № 2-77/2005) с Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки в пользу истицы взыскано 20 692,44 рубля невыплаченных её умершему супругу Холину Н.К. в счет возмещения вреда здоровью.

Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 4 августа 2005 года (гр.дело №2-754/2005) за истицей Холиной В.Л. признано право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 19 мая 2004 года.

Указанные решения судов вступили в законную силу и имеют преюдициальное значения для рассматриваемого спора. Статья 61 ГПК РФ предусматривает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (часть2).

Пункт 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ) на 19 мая 2004 года предусматривал выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в фиксированных размерах, а в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию распространялось на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, приходящейся на всех иждивенцев, определялся как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

В настоящее время выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда регламентируется пунктом 15 части первой статьи 14 Закона. На момент смерти (19 мая 2003 года) муж Холиной В.Л. являлся инвалидом 1 группы и в соответствии с Законом ему выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в фиксированном размере 5 000 рублей. На его иждивении находились нетрудоспособный сын - Холин П.Н., 1984 года рождения, обучающийся по очной форме в образовательном учреждении и жена - Холина В.Л., которой решением Государственной службы медико-социальной экспертизы г. Ессентуки Холиной В.Л. 28 декабря 2004 года была установлена 3 группа инвалидности. Факт нахождения истицы на иждивении супруга Холина Н.К. был установлен решением Ессентукского районного суда от 04 апреля 2005 года, которым также признано право Холиной В.Л. на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Таким образом, при определении размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда Холиной В.Л. управлением труда и социальной защиты населения обоснованно была учтена доля нетрудоспособного сына, т.е. 5 000 руб.: 3 = 1666 руб. 66 коп.

Доводы истицы о том, что Управление труда и социальной защиты населения гор.Ессентуки ошибочно включило в круг лиц, имеющих право на получение компенсации её сына, третьего лица по делу, суд находит не состоятельными.

Пункт 25 части первой статьи 14 закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» четко определял круг лиц имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию, в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, а именно: нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на иждивении указанных граждан. Согласно имеющимся документальным подтверждения (личное дело получателя Холина П.Н. находится в ГУ-УПФРФ по г.Ессентуки) П.В. Холин, на момент смерти его отца Н.К. Холина не достиг возраста 23 лет и обучался на дневном отделении ГОУ НПО «Профессиональное училище №56» по 30.06.2004 года.

Из материалов дела пенсионного дела Холина Н.К. следует, что сам Холин Н.К. обращался 24 июля 2002 года с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив справку на сына Холина П.Н., обучавшегося в профессиональном училище.

Судом запрошено выплатное дело по суммам возмещения вреда здоровью из управления труда и социальной защиты населения гор.Ессентуки. Из сообщения зам.начальника УТСЗН гор.Ессентуки Г.И.Панасенко в адрес зам.министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края Н.Т.Шумской следует, что в результате проведенной инвентаризации личных дел получателей ежемесячной компенсации в возмещение вреда не были обнаружены 2 личных дела №21243 и №0658 получателей В.Л.Холиной (на ребёнка) и Н.П. Пузанова соответственно. Дела хранились в архиве управления по даресу: гор.Ессентуки, ул.Гааза, 1 и были утеряны в ходе переезда управления в новое здание по адресу: гор.Ессентуки, ул.Урицкого, 9. Поскольку утерянные дела были сняты с основного учета в связи с окончанием срока выплаты, восстановить исходные данные не представляется возможным.

Абзацем 2 пункта 25 части первой статьи 14 был закреплен механизм расчета компенсации: «Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

На момент смерти Н.К. Холин являлся инвалидом 1 группы и в соответствии с законом ему выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в фиксированном размере 5 000 рублей. Исходя из наличия на момент смерти двух иждивенцев выплата рассчитывалась следующим образом: 5 000 рублей /3 =1 666 рублей 66 коп. Данная сумма управлением и выплачивалась заявительнице. Индексация данной выплаты производилась в рамках действующего законодательства, в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ.

Учитывая то, что выплата сумм в возмещение вреда здоровью может иметь место только при наличии заявления, а также вышеизложенные сведения по личному делу №21243 получателя В.Л.Холиной (на ребёнка), суд приходит к выводу о том, что расчет денежной компенсации по решению Ессентукского городского суда от 04 августа 2005 года был произведен правильно, с учетом сына Холина Н.К., являющегося нетрудоспособным членом его семьи и находящегося на его иждивении.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев рождения ребенка после смерти кормильца; назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца. Таковых оснований в данном случае не имеется.

Частью 3 статьи 5 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена ежегодная индексация выплат исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Однако, по мнению управления, следует обратить внимание на четкое цитирование данной нормы закона: «Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847, от 7 мая 2005 г. № 292, от 25 мая 2005 г. № 326, от 24 марта 2006 г. № 163, от 25 апреля 2006 г. № 246, от 3 марта 2007 г. № 143, от 21 марта 2007 г. № 171, от 21 декабря 2007 г. № 914, от 17 марта 2008 г. № 181, от 3 сентября 2008 г. № 655, от 21 декабря 2008 г. № 992, от 7 июля 2009 г. № 545 и от 16 декабря 2009 г. № 1024 определен порядок индексации размеров ежемесячных денежных компенсаций (сумм) в возмещение вреда в 2002-2010 годах, в соответствии с которыми индексация размеров указанных выплат осуществляется с применением следующих коэффициентов: 1,38 - с 1 июня 2004 г., 1,11 - с 1 января 2005 г., 1,09 - с 1 января 2006 г., 1,08 - с 1 января 2007 г., 1,105 - с 1 января 2008 г., 1, 13 - с 1 января 2009 г. и 1,1 - с 1 января 2010 г.

Из вышеизложенного следует, что в настоящее время законодателем определен как порядок определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего право на получение данной компенсации, так и порядок индексации размеров ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и оснований для их изменения нет.

Таким образом, требование истицы об индексации суммы компенсации в ином порядке противоречит нормам действующего законодательства.

Исковое требование о признании права на последующее увеличение сумм, выплачиваемых в счет ежемесячной денежной компенсации, исходя из уровня инфляции также не подлежит удовлетворению, поскольку в данном случае спор между сторонами отсутствует, право не нарушено, никем не оспаривается.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Холиной В.Л.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Холиной В.Л. к управлению труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки, министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Федеральной службы по труду и занятости о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации, взыскании задолженности по суммам ежемесячной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета, взыскании с ответчика в счет индексации сумм в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации единовременно за счет средств федерального бюджета, признании права на последующее увеличение сумм, выплачиваемых в счет ежемесячной денежной компенсации, исходя из уровня инфляции отказать.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд.

Председательствующий: Г.В. Шевченко