Решение по делу № 2-1229/2010



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«29» сентября 2010 года город Ессентуки

ЕССЕНТУКСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

в составе: председательствующей судьи Украинчик А.В.

при секретаре Емяшевой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Донцовой Л.А. к управлению пенсионного фонда РФ по г. Ессентуки о признании незаконным отказа в назначении выплат, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Донцова Л.А. обратилась в суд с иском к управлению пенсионного фонда по г. Ессентуки, указывая следующее. Она Донцова Л.А. является вдовой инвалида Великой отечественной войны, умершего .... В связи с чем, на основании ФЗ « О ветеранах» она получает ежемесячную денежную выплату в размере 1019, 70 рублей.

В июле 2010 года она обратилась с заявлением в пенсионный фонд о выплате ей единовременной денежной выплаты( в дальнейшем ЕДВ ) в размере 2547, 60 рублей, поскольку с 01.04.2010года для инвалидов ВОВ установлен именно такой размер ЕДВ.

11.08.2010 года она получила письмо, в котором ей пенсионный фонд сообщил, что для получения единовременной выплаты в таком размере ей необходимо предоставить документ, подтверждающий причинную связь между смертью мужа и военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения службы.

Полагает отказ незаконным, поскольку в соответствии со ст. 21 ч.3 Закона « О ветеранах» право на получение льгот независимо от нахождения на иждивении, получения пенсии и заработка имеет жена, не вступившая в повторный брак умершего участника или инвалида войны. После смерти мужа она пользовалась льготами на основании Закона СССР от 01.08.89 года « О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», право на льготы у нее возникло и было реализовано до 01.01.2005 года, поэтому выплаты не могут быть ниже размера, назначаемого в настоящее время на основании подп. 2, п.4 ст. 23.1 ФЗ « О ветеранах», установленных для инвалидов ВОВ, т.е. 2547, 70 рублей.

В судебном заседании Донцова Л.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель пенсионного фонда РФ по г. Ессентуки по доверенности Котляр Н.В. исковые требования не признала, пояснив следующее.

Донцова Л.А.- вдова умершего в ... инвалида Великой отечественной войны Донцова А.Т., что подтверждается ее удостоверением, выданным управлением труда и социальной защиты населения.

В соответствии с действующим законодательством а именно: п. п. 7 п. 1 ст. 23.1, п.п. 4. п. 4 ст. 23.1., подпунктом 1 пунктом 2-4 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах », заявительница как вдова умершего инвалида войны, получает ежемесячную денежную выплату (с учетом индексации в соответствии с п. 5 Закона «О ветеранах»), в размере 1019 рублей 70 коп.

Законом « О ветеранах» предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

10.07.2010 года Донцова Л.А. обратилась в управление пенсионного фонда РФ по г. Ессентуки с заявлением о том, чтобы ей выплачивалась ежемесячная денежная выплата не как вдове умершего инвалида войны, а в размере, предусмотренном для выплаты самим инвалидам Великой отечественной войны, ссылаясь на определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 № 331-О-П "По жалобе гражданки Уваровой В.Н. на нарушение ее конституционных прав.

Управление пенсионного фонда отказало ей по тем основаниям, что, действительно, вышеуказанным определением Конституционного Суда РФ установлено, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.

Однако, Донцова Л.А. не является женой военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, у которой до 1 января 2005 года возникло и было реализовано право пользования льготами в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения". В соответствии с вышеуказанным Законом СССР право на льготы возникало только у жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, граждане указанной категории реализовывали на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209 и утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989 № 345, либо справки о праве на льготы, заменяющей названное удостоверение, либо пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина" или справки установленной формы о гибели (смерти) военнослужащего, выданных до 16 января 1995 года.

Причинная связь смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы произвольной формы или решение суда об установлении данного факта.

Согласно свидетельству о смерти Донцов А.Т. умер ... года от гипертонической болезни. Документы, подтверждающие причинную связь смерти военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученным в период прохождения службы, Донцова Л.А. не представила, нет таких документов и в материалах пенсионного дела Донцовой Л.А.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель управления труда и социальной защиты населения г. Ессентуки Бойченко А.Ю. полагал доводы Донцовой Л.А. не основанными на законе, пояснил следующее.

Исходя из удостоверения, выданного Донцовой Л.А., она имеет право на льготы, как супруга умершего инвалида отечественной войны, не вступившая в повторный брак. Для получения льгот, на которых настаивает Донцова Л.А., она должна имеет удостоверение, в котором указано, что она является вдовой погибшего воина.

Управлением труда и соцзащиты Донцовой Л.А. с 1 января 2009 года предоставляются меры социальной поддержки, установленные п.п.9-10 ст. 21 ФЗ « О ветеранах». Сведений о получении мер социальной поддержки за период с 1993 по 2005 года управление не располагает, так как данные меры ранее предоставлялись непосредственно организациями- поставщиками услуг( льготы по оплате коммунальных услуг, проезду, получению лекарств).

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.

Статьей 21 ФЗ « О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий

В соответствии со ст. 21 ч.2 подп.. 2. независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

(в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 160-ФЗ)

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

В силу п.п.4,п.4.ст. 23.1. Ф « О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе : инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий, ) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на военных объектах, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:

1) инвалидам войны - 3 088 рублей;

2) участникам Великой Отечественной войны - 2 316 рублей;

3) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 1 699 рублей;

4) членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 927 рублей.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 72-ФЗ).

Размер ежемесячной денежной выплаты индексируется в соответствии с п.5 Закона « О ветеранах» один раз в год с 1 апреля текущего года.

Донцова Л.А. является вдовой инвалида Великой отечественной войны Донцова А.Т., умершего в .... Данное обстоятельство подтверждается удостоверением, выданным управлением труда и социальной защиты населения г. Ессентуки, свидетельством о смерти Донцова А.Т., справкой ВТЭК, справкой военного комиссариата г. Ессентуки..

В феврале 2005 года Донцова Л.А. обратилась в управление пенсионного фонда РФ по г. Ессентуки с заявлением о назначении ей денежной выплаты как вдове инвалида войны.

Решением начальника управления ГУ ПФ РФ от 24.02.2005 года ей назначена ежемесячная денежная выплата как члену семьи погибшего( умершего)участника ВОВ в размере 150 рублей. В последующем, в связи с изменением законодательства размер ЕДВ увеличивался, индексировался и на момент рассмотрения дела, Донцова Л.А. получает ЕДВ в размере 1019 руб. 70коп. как вдова погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Донцова Л.А. не имеет права на получение выплаты в размере, установленном для инвалидов войны и для ветеранов войны.

Ссылки заявительницы на то, что в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 № 331-О-П "По жалобе гражданки Уваровой В.Н. на нарушение ее конституционных прав, она должна получать ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для инвалидов Великой отечественной войны, суд полагает необоснованным.

Данным определением установлено, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.

Донцова Л.А. не относится к женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которой до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Поскольку ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года предусматривала распространение льгот, установленных для участников Великой отечественной войны на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Из материалов дела следует, что Донцовой Л.А. выдано удостоверение вдовы умершего инвалида ВОВ, а не погибшего воина. Согласно свидетельству о смерти Донцова А.Т., он умер от гипертонической болезни.

Ссылки Донцовой Л.А. в обоснование требований на справку ВТЭК, в которой указано, что причиной инвалидности является ранение на фронте, нельзя признать обоснованной, поскольку в ней указана причина инвалидности Донцова А.Т., но не причина смерти.

При отсутствии документов, подтверждающих наличие причинной связи между смертью бывшего военнослужащего и военной травмой, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявительницы.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Донцовой Л.А. о признании незаконным отказа ГУ управления пенсионного фонда по г. Ессентуки в выплате ежемесячной денежной выплаты, установленной для инвалидов войны и о признании за ней права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленной для инвалидов Великой отечественной войны - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через городской суд в течение 10 дней.

СУДЬЯ А.В.УКРАИНЧИК