Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«28» июля 2010 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.
при секретаре Бочаровой О.Б.,
с участием:
истца Волкова А.В.,
представителей ответчиков - Ереминой Е.А, Зверевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова А.В. к администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки о признании незаконными действий администрации г.Ессентуки, выразившихся в уклонении от принятия решения в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г.Ессентуки, микрорайон ..., обязании передать в собственность бесплатно указанный земельный участок согласно схеме размещения,
УСТАНОВИЛ:
Волков А.В. обратился в суд с иском к администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки о признании незаконными действий администрации г.Ессентуки, выразившихся в уклонении от принятия решения в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Ессентуки, микрорайон ..., обязании передать в собственность бесплатно указанный земельный участок согласно схеме размещения указав следующее. ...г. он направил в адрес администрации г.Ессентуки заявление о предоставлении бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства участка ... ориентировочной площадью ... кв.м., расположенного по адресу: г.Ессентуки, мкр...., согласно схеме размещения указанного участка. ...г. его заявление было получено администрацией города Ессентуки. Схема размещения испрашиваемого участка направлена им в адрес администрации г.Ессентуки приложением к заявлению ...г. и получена ответчиком ... ..., подтверждающие его право на бесплатное получение земельного участка, направлены им к ранее поданному заявлению на тех же основаниях с истребованием иного земельного участка и получены ответчиком, что подтверждается сообщением Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от ... г. .... Сведения об однократности бесплатного предоставления земельных участков, в силу Решения представительного органа городского округа города-курорта Ессентуки от ...г. ... делегировано Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки. Основным принципом земельного законодательства является использование земли за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом РФ, Федеральными законами и законами субъектов РФ. Считает, что законодатель таким образом, дает возможность законодателю субъекта РФ самостоятельно определить категорию граждан и наделить их правом бесплатного получения земельных участков и определить процедуру реализации такого права. Согласно ст. 18 Закона Ставропольского края № 28-кз « Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» одной из категорий граждан, наделенных таким правом являются военнослужащие, уволенные с военной службы и принимавшие участие в боевых действиях. В соответствии со ст.43.9 Устава муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки одним из вопросов разрешаемых органами местного самоуправления является предоставление и изъятие в установленном порядке земельных участков в границах городского округа в соответствии с действующим законодательством, в части предоставления и изъятия земельных участков в границах городского округа. Согласно закону 131- ФЗ от 06.10.2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9 Устава муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки местное самоуправление - форма осуществления населения своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Ставропольского края, самостоятельное решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из собственных интересов населения с учетом традиций. С учетом изложенного Приложение №1 к решению Совета города Ессентуки от 29.04.2008 г. № 36 порядок предоставления земельных участков на территории муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки п.4 регламентирующего, что земли на территории города Ессентуки предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также следующих случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства- военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях истец расценивает как решение населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из собственных интересов населения с учетом традиций. Считает, что его право на получение земельного участка подтверждено разъяснением прокуратуры г. Ессентуки от ... г. ....
...г. администрация г. Ессентуки уведомила его, что обращение, поступившее в адрес главы г.Ессентуки направлено на рассмотрение в Комитет по муниципальной собственности. На день обращения в суд ему не сообщили о результатах рассмотрения его обращения. Законом Ставропольского края № 28-кз установлены двухнедельные сроки принятия решений по обращениям. Установление границ земельного участка и изготовление кадастровой карты осуществляется за счет заявителя. Данная норма подтверждается ответом Управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю от ...г.
Согласно п.8 ст.30 Земельного кодекса РФ решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Считает, что решение или выписка из него о предоставлении земельного участка либо отказе в его предоставлении должны быть выданы ему ...г.
Считает, что законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имеется, поскольку истребуемый им земельный участок может находиться в частной собственности, исключений, установленных ст. 28 Земельного Кодекса РФ не имеется, ограничения прав на землю и резервирования земель также не имеется. Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ...г. следует, что какие-либо обременения на земельный участок, расположенный по адресу: г. Ессентуки, мкр. ... ... отсутствуют.
Считает, что нарушаются положения, предусмотренные п.2 ст.24 Конституции РФ, ст. 30 Земельного Кодекса, ст. ст. 11, 18 Закона Ставропольского края № 28- кз, ст. 26 Устава муниципального образования г. Ессентуки.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и пояснил, что закон не имеет обратной силы, он обратился в администрацию еще до внесения изменений в закон № 28- кз, в соответствии с которым он имел право на получение земельного участка в собственность бесплатно как бывший военнослужащий, принимавший участие в боевых действиях. Запоздалое сообщение от ... г. ... о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого им земельного участка в связи с подготовкой к аукциону по продаже права на заключение договора аренды, не меняет заявленных им требований.
Просит суд признать действия администрации г.Ессентуки, выразившиеся в уклонении от принятия решения о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: г.Ессентуки, мкр. ... незаконными, обязать администрацию г. Ессентуки передать ему указанный участок в собственность бесплатно.
Представитель ответчика - администрации г.Ессентуки Еремина Е.А. иск не признала и пояснила суду, что Волков А.В. обратился в администрацию г. Ессентуки о предоставлении ему бесплатно в собственность участка ... в г.Ессентуки. При этом администрация г.Ессентуки не уклонялась от принятия решения по заявлению Волкова А.В., поскольку его заявление было направлено в структурное подразделение администрации - Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки, который ...г. направил в адрес истца письмо по результатам рассмотрения его заявления. Исковые требования Волкова А.В. не подлежат удовлетворению ни в рамках ранее действовавшего законодательства - Закона Ставропольского края № 28-кз « Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», ни по указанному закону в действующей редакции. Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки разъяснил Волкову А.В., что истребуемый им земельный участок согласно ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ готовится к аукциону по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, в связи с чем рассмотрение вопроса о предоставлении указанного участка в собственность бесплатно не представляется возможным. Правила предоставления земельных участков льготной категории граждан, не разработаны, поэтому следует руководствоваться положениями ст.30.1 ЗК РФ. Если говорить о законе № 28-кз в нынешней редакции, то истец обязан представить доказательства того, что он вообще имеет право на получение земельного участка в собственность бесплатно, для чего ему необходимо представить определенный перечень документов. Просит суд в иске отказать.
Представитель комитета по муниципальной собственности по доверенности Зверева В.А. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что по поручению администрации города Ессентуки за исх. ... от ...г. Волкову А.В. был дан ответ и разъяснено, что согласно ст.30.1 Земельного кодекса РФ предоставить ему земельный участок ... в г. Ессентуки не представляется возможным. Указанный участок на тот период готовился к аукциону по продаже права на заключение договора аренды. В том случае, если в течение месяца не поступят заявки от других граждан, то испрашиваемый участок мог быть предоставлен в собственность бесплатно. В ином случае участок будет предоставляться через торги. В комитете по муниципальной собственности списки льготников не ведутся.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд приходит к выводу, что в данном случае права и свободы гражданина Волкова А.В. не нарушены по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9, 36 Конституции РФ земля может находиться в собственности граждан. Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан являются земельные участки, права на которые приобретены по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Как установлено в судебном заседании, Волков А.В. ...г обратился к главе города Ессентуки с заявлением о предоставлении ему бесплатно земельного участка, расположенного в г. Ессентуки, ...
Сообщением администрации от ... г. ... истец извещен о направлении его обращения на рассмотрение в Комитет по муниципальной собственности.
... г. письмом председателя Комитета по муниципальной собственности за ..., истцу отказано в предоставлении бесплатно в собственность испрашиваемого им земельного участка ....
Таким образом, доводы истца об уклонении ответчиков от принятия решения по поданному им заявлению, не соответствуют действительности.
Проверяя доводы истца в части возложения обязанности на администрацию г.Ессентуки в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г.Ессентуки, ..., суд приходит к следующему.
Статьей 26 закона Ставропольского края «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕАКТЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ» от ...г. внесены изменения в Закон Ставропольского края от 1 августа 2003 г. N 28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае". Главы I и II признаны утратившими силу; в главе II наименование главы исключено; в статье 8 наименование статьи изложено в новой редакции, статьи 8 и 8 признаны утратившими силу; главы III - VI признаны утратившими силу. Согласно ст. 25, указанный закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Таким образом, в настоящее время положения ст.18 данного закона, на которые ссылается истец, утратили силу.
В соответствии со ст. 18 ранее действующего закона Ставропольского края № 28-кз земли на территории Ставропольского края предоставлялись бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставления земельных участков:
для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.
В силу ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьи 30, 30.1 ЗК РФ устанавливают порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ)
Согласно ч.3 ст.30.1 Земельного кодекса РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ)
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Из материалов дела видно, что ... г. в администрацию г.Ессентуки поступило заявление Пыльновой И.А. о предоставлении ей земельных участков, расположенных в г. Ессентуки, ...
В рамках действовавшего ранее законодательства Волков А.В. относился к категории граждан, которым земельные участки под индивидуальное жилищное строительство могли быть предоставлены однократно бесплатно согласно ст.18 Закона Ставропольского края от 1 августа 2003 г. N 28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", утратившей силу ко дню обращения истца в суд.
Несмотря на то, что военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях ранее ( на момент обращения Волкова А.В. с заявлением в администрацию г. Ессентуки) согласно ст. 18 закона Ставропольского края № 28-кз земли на территории Ставропольского края предоставлялись бесплатно в собственность, законом Ставропольского края не предусмотрен какой- либо иной порядок предоставления земельных участков льготной категории граждан, чем тот, который предусмотрен ст.ст. 30, 30.1 Земельного Кодекса РФ.
Земельный Кодекс РФ также не предусматривает, что льготной категории граждан земельные участки должны предоставляться в ином, чем указано выше, порядке.
Как показали в судебном заседании представители администрации города и комитета по муниципальной собственности, учет граждан, имеющих льготы при получении земельных участков, не ведется, правила предоставления земельных участков льготной категории граждан, не разработаны.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в условиях состязательности сторон (ст.56 ГПК РФ) истцом не представлено доказательств обоснованности заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Волкова А.В. к администрации города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки о признании незаконными действий администрации г.Ессентуки, выразившихся в уклонении от принятия решения в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г.Ессентуки, микрорайон ... обязании передать в собственность бесплатно указанный земельный участок согласно схеме размещения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий- Е.В.Иванова