РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2010 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.
при секретаре Орлянской Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратенко И.В., Кондратенко Л.А. к Пятигорской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Кондратенко И.В., Кондратенко Л.А. обратились в суд с иском к Пятигорской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации (далее Пятигорской КЭЧ района МО РФ), Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании права общей долевой собственности (по 1/2 доли каждому) на квартиру ... по ... города Ессентуки, общей площадью Номер обезличен кв.м., жилой площадью Номер обезличен кв.м., в порядке бесплатной приватизации.
В судебном заседании полномочный представитель истцов, действующий на основании надлежаще оформленной доверенности Мелкумов М.А., заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что Кондратенко И.В. на основании ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» получил от Минобороны РФ, в лице Пятигорской КЭЧ района, по договору социального найма Номер обезличен от Дата обезличена года жилое помещение, расположенное по адресу: г. Ессентуки, ..., ..., ..., на состав семьи: он, жена - Кондратенко Л.А., сын - Кондратенко Д.И., Дата обезличена года рождения, дочь - Кондратенко И.И., Дата обезличена года рождения. Руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от Дата обезличена г. Номер обезличен, он обратился к начальнику Пятигорской КЭЧ района с заявлениями о передаче в собственность предоставленной квартиры. При этом дети Кондратенко И.В. и Кондратенко Л.А. дали согласие о не включении их в число собственников квартиры. Однако получил отказ, мотивированный тем, что не проведена регистрация федеральной собственности и права оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района, в связи с чем Пятигорская КЭЧ района не имеет возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации. Министерством обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений МО РФ, которому переданы функции указанные в постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 года №1053, в том числе приватизация. Следовательно, будучи органом уполномоченным распоряжаться федеральной собственностью, Департамент имущественных отношений МО РФ, также является надлежащим ответчиком по делу. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-1, граждане России, занимающие жилые помещения в государственном жилом фонде, на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предлагает создание гражданам равных условий реализации данного права. В силу ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и ст.ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений они вправе обратиться в суд. Таким образом, поскольку истцы по независящим от них причинам не могут реализовать своё право на приватизацию предоставленного по договору социального найма жилого помещения, которое не относится к категории жилья, не подлежащего приватизации, ранее в приватизации не участвовали, во время проживания в данной квартире добросовестно оплачивали коммунальные услуги, налоги, несут расходы по содержанию жилья, т.е. содержат квартиру как собственники, считает, что за ними подлежит признание права общей долевой собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ..., ..., ..., в судебном порядке. Просит удовлетворить заявленные исковые требования своих доверителей в полном объеме.
Представитель Пятигорской КЭЧ района МО РФ Бадалян А.А., действующая на основании надлежаще оформленной доверенности, исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что требования истцов считает законными и обоснованными по следующим основаниям. Квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в г. Ессентуки получена от заказчика строительства - Управления контрактного строительства и инвестиций Минобороны России (далее УКСИ МО РФ). В нарушение требований ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» УКСИ МО РФ не провело первичную государственную регистрацию права собственности на вновь возведённый объект недвижимости. Не зарегистрировало право собственности на отведённый под строительство земельный участок, т.е. отсутствует правоустанавливающий документ, что является препятствием для надлежащего оформления прав федеральной собственности и оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района на предоставленную истице квартиру.
Таким образом, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом, отсутствием зарегистрированного права оперативного управления и федеральной собственности, Пятигорская КЭЧ района не имеет возможности для заключения договора передачи в собственность вышеуказанной квартиры. Умысла Пятигорской КЭЧ района в ущемлении права истицы на приватизацию занимаемого жилого помещения, нет.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, хотя о рассмотрении дела надлежаще был извещен посредством факсимильной связи, о чем свидетельствует отчет об отправке извещения. Представитель ответчика - Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, хотя о рассмотрении дела надлежаще был извещен посредством факсимильной связи, о чем свидетельствует отчет об отправке извещения. О причинах неявки в судебное заседание ответчики не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали. С учетом мнений участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчиков - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю и Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ.
Заслушав объяснения представителей сторон Мелкумова М.А. и Бадалян А.А., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, в случае если оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
При вынесении настоящего решения, суд, в том числе проверяет законность признания иска одним из ответчиков.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Закон РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу п.п. а п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 1053 от 29 декабря 2008 года Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Администрацией города Ессентуки Дата обезличена года выдано разрешение на ввод в эксплуатацию жилого ... по ... г. Ессентуки.
В материалах дела имеется распоряжение руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю Номер обезличенр от Дата обезличена года, в соответствии с которым за Пятигорской КЭЧ района закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество 107-квартирный жилой дом по ..., в городе Ессентуки.
107-квартирный жилой дом (шифр 6/16) по ..., в городе Ессентуки передан Управлением контрактного строительства и инвестиций Министерства обороны РФ Пятигорской КЭЧ района на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по акту приема-передачи здания от Дата обезличена года. Копия акта имеется в материалах дела.
Указанный жилой дом находится на балансе Пятигорской КЭЧ района, более того, Пятигорская КЭЧ района осуществляет распорядительные действия в отношении жилого дома, о чем свидетельствует факт заключения договоров социального найма квартир в жилом доме. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.
Из копии договора социального найма Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенного между Пятигорской КЭЧ района и Кондратено И.В., следует, что наймодатель предоставил истцу в бессрочное возмездное пользование жилое помещение, расположенное по адресу гор. Ессентуки, ..., ... .... Данное обстоятельство подтверждается копией списка о повторном заселении занимаемых жилых помещений по договору социального найма в г. Ессентуки, ....
Таким образом, квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен по ул. ... в городе Ессентуки относится к государственному жилищному фонду социального использования и находится в оперативном управлении ответчика по делу - Пятигорской КЭЧ района.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как установлено в судебном заседании, квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не находится в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением, что подтверждается копией договора социального найма Номер обезличен от Дата обезличена года и планом объекта недвижимости, выданным Дата обезличена года Ессентукским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по СК. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.
Таким образом, суд считает установленным, что указанное жилое помещение может являться объектом приватизации.
Отсутствие у Кондратенко И.В. собственного жилья объективно подтверждается следующими доказательствами.
Согласно выписке из послужного списка старшего прапорщика Кондратенко И.В., с Дата обезличена года по Дата обезличена года он проходил срочную службу, с Дата обезличена года по Дата обезличена года служил в в/ч Номер обезличен ..., с Дата обезличена года по Дата обезличена года проходил обучение в школе прапорщиков ... области, с Дата обезличена года по Дата обезличена года служил в в/ч Номер обезличен ..., с Дата обезличена года по Дата обезличена года служил в в/ч п.п. Номер обезличен ..., с Дата обезличена года по Дата обезличена года служил в военных частях ... области, с Дата обезличена года служил в в/ч Номер обезличен ....
В выписке из приказа Номер обезличен от Дата обезличена года указано, что старший прапорщик Кондратенко И.В. уволен с военной службы с зачислением в запас и направлен для постановки на учет в военный комиссариат Октябрьского и Ворошиловского районов г. Ростова-на-Дону.
В материалах дела имеются выписки из протоколов: Номер обезличен от Дата обезличена года заседания жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен, согласно которым Кондратенко И.В. был внесен в список безквартирных военнослужащих вместе со своей женой и детьми; Номер обезличен от Дата обезличена года заседания жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен, согласно которой Кондратенко И.В., его жене и детям предоставлена трехкомнатная квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен по ул. ... в городе Ессентуки. Данные обстоятельства также подтверждаются справкой Пятигорской КЭЧ района от Дата обезличена года.
Справка КЭЧ ... Южно-Уральского гарнизона Номер обезличен от Дата обезличена года, справка Челябинской КЭЧ Приволжско - ... Номер обезличен от Дата обезличена года, справка из войсковой части Номер обезличен от Дата обезличена года Номер обезличен, справка Донской КЭЧ района Номер обезличен от Дата обезличена года, свидетельствует о том, что за время прохождения службы Кондратенко И.В. жилой площадью обеспечен не был.
Из сообщения Управления ФСГР по ... Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что в ЕГРП отсутствует запись о регистрации прав Кондратенко И.В. Из сообщения Управления ФСГР по ... Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что в ЕГРП отсутствует запись о регистрации прав Кондратенко Л.А.
Из паспортов Кондратенко И.В. и Кондратенко Л.А. усматривается, что с Дата обезличена года истцы зарегистрированы по адресу: ..., ..., ... .... Согласно копии свидетельства о заключении брака III-ИВ Номер обезличен, выданного Дата обезличена года Бюро ЗАГС Южноуральского горисполкома, истцы Кондратенко И.В. и Кондратенко Л.А. Дата обезличена года заключили брак. Они имеют двоих детей - сына Кондратенко Д.И., Дата обезличена года рождения, дочь - Кондратенко Инну Игоревну, Дата обезличена года рождения.
В материалах дела имеется согласие Кондратенко И.И. и Кондратенко Д.И. о приватизации квартиры, находящейся по адресу: Ставропольский край город Ессентуки ... Номер обезличен квартира Номер обезличен, без включения их в число собственников квартиры.
Указанные документы свидетельствуют о том, что до получения квартиры Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... по договору социального найма, истцы в приватизации государственного или муниципального жилищного фонда не участвовали. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ" и Законом РФ «О статусе военнослужащих» они вправе получить занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в индивидуальную собственность в порядке приватизации.
Дата обезличена года Кондратенко И.В. обратился к наймодателю квартиры - Пятигорской КЭЧ района с просьбой передать ему квартиру в собственность. Дата обезличена года он получил письменный отказ в передаче квартиры в собственность, подписанный начальником Пятигорской КЭЧ района. Как указано в письменном отказе, право собственности на жилой дом и право оперативного управления не прошло государственную регистрацию, что препятствует заключению договора приватизации.
В судебном заседании установлено, что право Кондратенко И.В. на получение жилья в собственность в порядке приватизации Пятигорской КЭЧ района не оспаривается, спорная квартира не входит в перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена. Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, препятствием к заключению договора является отсутствие регистрации права собственности и права оперативного управления на жилой дом.
Таким образом, истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию занимаемого ею по договору социального найма жилого помещения.
Как установлено судом, распоряжением руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю Номер обезличенр от Дата обезличена года, за Пятигорской КЭЧ района закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество - 107-квартирный жилой дом по ..., в городе Ессентуки. Этим же распоряжением установлен срок до Дата обезличена года для государственной регистрации права собственности РФ и оперативного управления Пятигорской КЭЧ района на недвижимое имущество. Однако до настоящего времени распоряжение не выполнено, государственная регистрация Пятигорской КЭЧ района не проведена, что ущемляет права истцов на приватизацию квартиры.
Таким образом, исковое требование о передаче жилья в собственность является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что признание иска представителем ответчика - Пятигорской КЭЧ района не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд, установив достоверность совершенных представителем ответчика действий, разъяснив ему сущность, значение и последствия признания иска, что отражено в протоколе судебного заседания и удостоверено подписью Бадалян А.А., принимает признание иска одним из ответчиков.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Учитывая, что согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации прав, требование истцов о вынесении решения, которое будет являться основанием для регистрации их права собственности, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, суд считает возможным признать за Кондратенко И.В., Кондратенко Л.А. право собственности на квартиру Номер обезличен в ... по ... по 1/2 доли за каждым.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кондратенко И.В., Кондратенко Л.А. к Пятигорской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации - удовлетворить.
Признать за Кондратенко И.В., Кондратенко Л.А. в порядке бесплатной приватизации право общей долевой собственности, по 1/2 доли в праве за каждым, на квартиру Номер обезличен, расположенную по ..., дом Номер обезличен, в городе Ессентуки, общей площадью Номер обезличен кв.м., жилой площадью Номер обезличен кв.м.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд Ставропольского края.
Председательствующий-