Решение по делу № 2-1279/2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2010 года г. Ессентуки

Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Украинчик А.В., с участием:

представителя истца адвоката Графычевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Емяшевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Торосян В.М. к Администрации города Ессентуки о признании незаконным отказа в постановке на очередь на получение жилого помещения и возложении обязанности поставить на очередь на получение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Торосян В.М. обратился в суд с иском, указывая следующее.

Он является участником Великой Отечественной войны. Имеет государственные награды за участие в боевых действиях.

С ... года проживает на территории Российской Федерации, в том числе с ... года на территории ..., а с ... года в .... Своего жилья на территории России не имел и не имеет. С ... года проживает в ... по адресу: ... в доме зятя Багдасарян В.А. на условиях найма.

В ... года он обратился в Администрацию города Ессентуки с просьбой поставить его на очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

... администрацией города Ессентуки ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку предоставленные документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении..

Основанием для отказа в постановке на учет послужило, по мнению администрации города Ессентуки, то что он является членом семьи Багдасарян В.А. и как член семьи Багдасарян В.А. обеспечен жилым помещением более учетной нормы.

Однако он не является членом семьи Багдасарян В.А., хотя зарегистрирован в его доме и проживает в нем, так как снимает у него помещение по договору найма.

Считает решение администрации незаконным, поскольку оно лишает его возможности воспользоваться своими правами инвалида и участника ВОВ, предоставленными Законом «О ветеранах» на получение жилья (п. 4 ч. 1 ст.14 Закона «О ветеранах»).

В судебном заседании представитель истца по доверенности Торосян В.М. - Багдасарян Д.В. исковые требования поддержала и пояснила суду, что Торосян В.М., является участником ВОВ, награжден орденами и медалями, своего жилья на территории России никогда не имел и не имеет.

Дом, в котором проживает ветеран ВОВ, принадлежит ее мужу Багдасарян В.А., состоит из кухни и комнаты, общая площадь домовладения ... кв.м., жилая- ... кв.м. Кроме Торосян В.М. в доме проживают трое взрослых людей: она, ее муж Багасарян В.А. и их взрослый сын - Багдасарян В.В.

Ветеран ВОВ Торосян В.М. спит на кухне на диване, кухня является проходной, через нее она и ее муж проходят в свою комнату. На соседнем земельном участке расположен недостроенный жилой дом, принадлежащий Багдасарян В.А. имеющий адрес: ..., площадью ... кв.м. В доме не поштукатурены стены, потолки, не света, водопровода, канализации. Жить в недостроенном доме не возможно, денежных средств на окончание строительства нет. Кроме того, Торосян В.М. не является членом семьи Багдасарян В.А.. Просит суд удовлетворить исковые требования признать отказ в постановке на учете не законным и обязать администрацию города Ессентуки и поставить Торосян В.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель Торосян В.М. - адвокат Графычева Н.В. исковые требования Торосян В.М. поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель администрации города Ессентуки по доверенности Савченко Д.С. исковые требования Торосян В.М. не признал по следующим основаниям.

Учетная норма площади жилого помещения, в порядке п.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ, устанавливается органом местного самоуправления.. В соответствии с решением Совета города Ессентуки от 31.01.2006г. №12 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и категорий граждан, которым предоставляется служебные жилые помещения», установлена учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - менее 10 кв.м.

Частью 2 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ст.51 п.2 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На основании решения Ессентукского городского суда от ... супругу дочери Торосян В.М.- Багдасаряну В. А. принадлежит на праве собственности жилой ..., в ... общей площадью ... кв.м. В этом доме зарегистрировано 4 человека. А также на основании данного решения суда и свидетельства о государственной регистрации права (от ... ...) Багдасаряну В.А. принадлежит на праве собственности жилой ..., в ..., общей площадью ... кв.м. В данном домовладении никто не зарегистрирован. В связи с чем, Торосян В.М., как член семьи Багдасарян В.А., является обеспеченным общей площадью жилого помещения более учетной нормы. У его дочери Багдасарян Д.В. в соответствии со ст. 38 СК РФ есть право собственности на 1/2 доли в праве собственности на указанные домовладения, как у супруги Багдасарян В.А.

Статьей 54 п.2 Жилищного кодекса РФ установлено, что отказ в принятии граждан па учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. У администрации города Ессентуки отсутствуют законные основания для принятия Торосян В.М. на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.

Привлеченный по делу в качестве третьего лица Багдасарян В.А. просил исковые требования Торосян В.М. удовлетворить, и пояснил суду, что для проживания пригоден только дом, расположенный по адресу: ..., жилой площадью ... кв. метров, состоящий из одной жилой комнаты. Торосян В.М., не является членом его семьи, и проживает в его доме на условиях договора найма, спит на диване на кухне, которой одновременно является столовой. Домовладение, расположенное по адресу: ..., хотя и числится жилым домом, еще не достроено, так как в нем не начаты отделочные работы, нет электричества, воды, канализации и отопление также отсутствуют.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Торосян В.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд приходит к выводу, что оспариваемым решением администрации г. Ессентуки создаются препятствия Торосяну В.М. к осуществлению его права на жилище.

Торосян В.М. является участником Великой Отечественной войны, сто подтверждается его удостоверением. Принимал участие в боевых действиях, награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от ... медалью «За оборону Кавказа», Указом Президиума Верховного Совета СССР от ... орденом «Красная Звезда» № ордена 3427777, Указом Президиума Верховного Совета СССР от ... орденом «Красная Звезда» № ордена 3585533, Указом Президиума Верховного Совета СССР от ... медалью «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 г.г.», удостоверение ..., пользуется льготами и преимуществами, установленными законодательством для ветеранов ВОВ.

В соответствии с Указом Президента РФ « Об обеспечении жильем ветеранов 1941 - 1945 годов(в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30)

необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно ст. 17 ФЗ «О ветеранах» Участникам Великой Отечественной войны, предоставляются в том числе меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;

Согласно ст.23.2 «О ветеранах». Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01. 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Торосян В.М. в ... года обратился в администрацию города Ессентуки Ставропольского края с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

К заявлению Торосян В.М. приложены: паспорт заявителя, справки БТИ и органа осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество, подтверждающие отсутствие в собственности истца жилого помещения, справка о составе семьи, выписка из домовой книги, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, правоустанавливающие документы, технические паспорта на домовладения по ... в ..., документы с прежнего места жительства и другие необходимее документы.

Решением администрации города Ессентуки Ставропольского края от ... исх. ... Торосян В.М. отказано в постановке на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, по п.2 ст.54 «Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. ФЗ-188.

Суд полагает данное решение не соответствующим требованиям закона по следующим основаниям.

Доводы ответчика, о том, что Торосян В.М. является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: ... жилищные условия семьи Багдасарян В.А. свидетельствуют об обеспеченности Торосян В.М. общей площадью жилого помещения более учетной нормы, в связи с чем ветеран ВОВ не может быть поставлен на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не могут быть приняты судом, как основание к отказу в заявленных требованиях.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Торосян В.М. не является членом семьи Багдасарян В.М., проживает в ... на условиях найма, что подтверждается пояснениями представителя истца, третьего лица - Багдасаряна В.А., а также приобщенным к материалам дела договором найма жилого помещения, расположенного по ... в ... между Багдасарян В.А. и Торосян В.М. от ..., договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ... и ... от ... в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации прав Торосян В.М.., ... г.р. на недвижимое имущество на территории ... и ....

Как следует из ответов ГУП СК «Крайтехинвентаризация» города Ессентуки ... от ... и ГУП СК «Крайтехинвентаризация» Предгорного района ... от ... недвижимое имущество на праве собственности у заявителя отсутствует.

Согласно справки, паспортной службы Муниципального унитарного предприятия «Комбинат благоустройства города» ... семья Торосян В.М. состоит из одного человека - заявителя.

Из технического паспорта на домовладение по ... и выездом суда на место установлено, что оно состоит из одной жилой комнаты ... кв.м., кухни пл. ... кв.м., санузла, коридора, общая площадь домовладения составляет ... кв.м., в том числе жилая - ... кв.м. Всего в данном доме в одной жилой комнате проживают четверо взрослых человек: Торосян В.М., Багдасарян Д.В., Багдасарян В.А., Багдасарян В.В.

Домовладение по адресу: ... площадью ... кв.м. является не пригодным для жилья: отделочные работы не произведены, потолки и стены не оштукатурены, полы не настелены. Водопровод, канализация, отопление, электроснабжение отсутствуют.

Указанные обстоятельства также подтверждаются ответами ОАО «Ессентуки горгаз» и филиал ГУП Ессентукский водоканал о том, что дом не газифицирован, к системам водопровода и канализации не подключен, лицевой счет не открыт.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в следующих случаях:

не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Таким образом, фактически ветеран ВОВ не обеспечен жилым помещением по учетной норме в соответствии с требованиями законодательства, его жилищные условия нельзя признать достойными и с точки зрения социальной справедливости.

В соответствии с положениями ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложены обязанности по определению фактической нуждаемости того или иного гражданина в улучшении жилищных условий, вынесении по данному факту властного решения, касающегося принятию (либо отказе в принятии) на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Президентом РФ и Правительством РФ принимаются законодательные акты, направленные на обеспечение поддержки ветеранов ВОВ, общество отдает им дань глубокого уважения.

Однако администрация города Ессентуки не выполнила возложенных на нее обязанностей по определению фактической нуждаемости в улучшении жилищных условий ветерана ВОВ Торосян В. М. поскольку не обследовала жилищные условия ветерана, решение от отказе в постановке на учет было принято по формальным основаниям.

При таких обстоятельствах решение администрации города об отказе заявителя в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нельзя признать законным и обоснованным, не нарушающим права и свободы заявителя, гарантированные ему Федеральным законом «О ветеранах», Жилищным кодексом РФ, Конституцией РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Торосян В.М. - удовлетворить.

Признать решение администрации города Ессентуки Ставропольского края «Об отказе гражданину Торосян В.М., в постановке на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении, по п. 3 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ» - незаконным.

Обязать Администрацию города Ессентуки Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и поставить, Торосян В.М., на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти суток со дня вынесения мотивированного решения суда.

Судья УКРАИНЧИК А.В.