Решение по делу № 1306/2010 г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2010 года г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Бобровского А.Е.,

при секретаре Михайлюк А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хруст Т.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Хруст Я.С., Хруст Л.С. к ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по *** о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации,

установил:

Хруст Т.Б., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Хруст Я.С., Хруст Л.С. обратилась в суд с иском к ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ), Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по *** (далее ТУ ФАУГИ СК) о признании права общей долевой собственности, по 1/3 доле за каждым на *** города Ессентуки, общей площадью 71,6 кв.м. в порядке бесплатной приватизации.

В судебном заседании полномочный представитель истцов по доверенности Мелкумов М.А. заявленные исковые требования поддержал, суду показал, что супругу истицы Хруст С.В. Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ по договору социального найма *** от *** предоставлена *** в г. Ессентуки. Квартира предоставлена на состав семьи, состоящей из четырех человек, его, его жены Хруст Т.Б., и их детей - дочери Хруст Л.С., *** и сына - Хруст Я.С., ***. Хруст С.В. неоднократно обращался в ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ о приватизации указанной квартиры на его жену и детей, поскольку сам он от приватизации отказывается в их пользу. ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ отказывается оформлять переход права собственности на указанную квартиру в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. Кроме того, в связи с отсутствием регистрации прав оперативного управления и федеральной собственности ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ не имеет полномочий для заключения договора передачи квартиры в собственность. При этом квартира состоит на бухгалтерском балансе ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ, поэтому указанная ссылка ответчика незаконна.

За все время проживания в ***. 4 по ул. *** г. Ессентуки, где зарегистрированы истцы, ими регулярно оплачиваются коммунальные платежи, налоги, они несут расходы по содержанию жилья, то есть содержат жилое помещение как собственники. Таким образом, ответчики нарушают требования ст. ст. 19, 35 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» на получение в собственность жилого помещения, предоставленного истцам по договору социального найма, в связи с чем они вынуждены обратиться за судебной защитой. Просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ФГУ «Пятигорской КЭЧ района», действующая по надлежаще оформленной доверенности Бадалян А.А. в судебное заседании не явилась, будучи надлежащим образом извещена, предоставила отзыв на исковое заявление в котором не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, и указывала, что квартира *** г. Ессентуки получена от заказчика строительства - Управления контрактного строительства и инвестиций Минобороны России (далее УКСИ МО РФ), состоит на балансе ФГУ «Пятигорской КЭЧ района». В нарушение требований ст. 25 Федерального закона от *** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним УКСИ МО РФ не провело первичную государственную регистрацию права собственности на вновь возведенный объект недвижимости. Право собственности на отведенный под строительство земельный участок не зарегистрировано, то есть отсутствует правоустанавливающий документ, что является препятствием для надлежащего оформления прав федеральной собственности и оперативного управления за ФГУ «Пятигорской КЭЧ района» на предоставленную истцам квартиру. Таким образом, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом, отсутствием зарегистрированного права оперативного управления и федеральной собственности, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» не имеет возможности для заключения договора передачи в собственность вышеуказанной квартиры. В связи с изложенным просит исковые требования удовлетворить в полном объеме, признать в порядке бесплатной приватизации за Хруст Т.Б., Хруст Л.С., Хруст Я.С., право общей долевой собственности по 1/3 доли в собственности на отдельную жилую трехкомнатную ***, общей площадью 71,6 кв.м., расположенную в жилом ***. Просит также рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Пятигорской КЭЧ района МО.

Полномочный представитель Министерства обороны Российской Федерации, действующий по надлежаще оформленной доверенности Бадалян А.А. в судбеное заседание не явилась. Будучи надлежащим образом извещена о месте и времени слушания дела, направила отзыв на исковое заявление, в котором не возражала против признания за истцами права собственности, на предоставленное им жилье, при наличии договора социального найма и всех подтверждающих их право документов установленным, оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Полномочный представитель Управления образования Администрации города Ессентуки, выполняющего функции органа опеки и попечительства Соколов Ю.Н. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Полномочный представитель Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Полномочный представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

С согласия участников судебного процесса, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение представителя истцов, полномочного представителя ФГУ «Пятигорской КЭЧ района», Министерства обороны Российской Федерации, представителя Управления образования администрации города Ессентуки, выполняющего функции органа опеки и попечительства, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Согласно ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, в случае если оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.

При вынесении настоящего решения, суд, в том числе проверяет законность признания иска одним из ответчиков.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

На основании ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Согласно п. 7 данного Закона передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим органом.

Судом достоверно установлено, что Хруст С.В. добровольно поступил на военную службу ***, в Ташкентское высшее танковое командное училище. В настоящее время является военным комиссаром Гиагинского и ***ов ***, СКВО.

За время прохождения воинской службы Хруст С.В., жильем обеспечен не был, состоял на учете военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указанное обстоятельство в полной мере подтверждается следующими документами.

Согласно справки квартирно-эксплуатационного управления ***, Хользуновской квартирно-эксплуатационной части района *** от ***, справки Моздокской квартирно-эксплуатационной части района ***/ж от ***, справки Буйнакской квартирно-эксплуатационной части района *** от ***, Моздокской квартирно-эксплуатационной части района *** от ***, справкой Владикавказской КЭЧ района от *** ***/ж Хруст С.В. жильем не обеспечивался. Из справки Хользуновской квартирно-эксплуатационной части района *** от ***, а также справок Моздокской квартирно-эксплуатационной части района *** от ***, справки Буйнакской квартирно-эксплуатационной части района *** от *** следует, что Хруст С.В. жилой площадью не обеспечивался, «Карточка учета жилого помещения, предоставляемая военнослужащему» не заводилась.

Как усматривается из выписки из протокола *** от *** заседания жилищной комиссии военного комиссариата ***, Хруст С.В. поставлен в очередь на получение жилых помещений. Отсутствие у истцов собственного жилья также объективно подтверждается справками администрации муниципального образования Гиагинского сельского поселения *** от *** ***, а также сообщениями об отказе в предоставлении запрашиваемой информации Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по *** от *** за ***, от *** за ***, от *** за *** и от *** за ***.

В результате заседания жилищной комиссии военного комиссариата *** от *** (протокол ***), Хруст С.В. выделена трехкомнатная *** общей площадью 71,53 кв.м., по адресу: город Ессентуки ***

*** между Пятигорской КЭЧ района Министерства обороны РФ и Хруст С.В. состоялся договор *** социального найма жилого помещения - *** в городе Ессентуки, состоящей из трех комнат, общей площадью 71,6 кв.м., жилой площадью 42,7 кв. м.. По договору социального найма жилое помещение предоставлено Хруст С.В. и членам его семьи, жене - Хруст Т.Б., сыну - Хруст Я.С. и дочери Хруст Л.С.. Предоставление Хруст С.В. указанной квартиры на состав семьи - 4 человека, также подтверждается справкой начальника Пятигорской КЭЧ района МО РФ *** от ***.

Хруст С.В. не возражает против приватизации квартиры *** г. Ессентуки в пользу Хруст Т.Б., Хруст Я.С., Хруст Л.С.. Тем самым Хруст С.В. отказывается от своего права на приватизацию спорной квартиры.

Согласно справки филиала по *** отдела по городу Майкоп ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» *** от *** Хруст С.В., Хруст Т.Б., Хруст Я.С., Хруст Л.С., в приватизации жилой площади участия не принимали.

Таким образом, Хруст Т.Б., Хруст Я.С. Хруст Л.С. являются нанимателями спорных квартир, у которых в силу закона возникло право на приобретение их в собственность в порядке бесплатной приватизации, с учетом того, чторанее в приватизации они не участвовали, другого недвижимого имущества в собственности не имеют.

В соответствии с п. 5.3. Постановления Правительства РФ от *** *** "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" полномочия собственника в отношении собственности Российской Федерации от лица Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, т.е. ТУ ФАУГИ СК. Согласно п. 5.7. данного постановления Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет учёт федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из этого реестра. В силу п. 5.3 раздела II Положения Территориальное управление в установленном порядке осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от *** *** «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Администрацией города Ессентуки выдано разрешение на ввод в эксплуатацию жилого *** г. Ессентуки. После чего, врио начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом *** направлено письмо *** о том, что в целях регистрации собственности Российской Федерации и закрепления квартир на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района необходимо издание соответствующего распоряжения.

Письмом заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от *** *** Территориальному управлению Росимущества по Ставропольскому краю совместно с Пятигорской КЭЧ района поручено обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на имущество (в том числе *** г. Ессентуки), с последующим его закреплением в установленном порядке на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района. Об исполнении поручения предложено сообщить в срок до ***.

По акту приема-передачи от *** жилой дом в *** *** г. Ессентуки принят Управлением контрактного строительства и инвестиций МОРФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ с учетом состязательности процесса сторона обязана представить доказательства в обоснование своих исковых требований и в обоснование своих возражений. ТУ ФАУГИ СК в обоснование своих возражений не представили суду достаточных доказательств, в подтверждение того, что многоквартирный дом *** г. Ессентуки закреплен за Пятигорской КЭЧ района МО РФ на праве оперативного управления. В частности, отсутствуют сведения о том, что регистрация данного права, то есть права оперативного управления произведена.

Суд считает, что кв. *** г. Ессентуки построена на федеральные средства, следовательно, вопрос о передаче квартир в порядке приватизации находится в ведении государства, как собственника квартир, либо уполномоченного государством органа, которым является ТУ ФАУГИ СК. Управление имуществом Вооруженных сил РФ, а также юридические действия по защите имущественных прав государства при управлении этим имуществом и его приватизация возложены на Министерство обороны РФ, которым специально создано соответствующее структурное подразделение, Департамент имущественных отношений МО РФ. Вышеперечисленные ответчики, а также Пятигорская КЭЧ района, на балансе которой находится спорная квартира, уклоняются от решения вопроса передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, ссылаясь на различные причины. В связи с этим Хруст обратились за судебной защитой.

По смыслу вышеприведенных законоположений право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Очевидно, что если истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения в виде квартир *** по ул. *** в г. Ессентуки, то они вправе обратиться в суд с иском о признании за ними права собственности в судебном порядке.

В судебном заседании достоверно установлено, что Хруст Т.Б., Хруст Я.С., Хруст Л.С., занимают *** городе Ессентуки на законных основаниях. Спорная квартира не является служебной, не находится в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, не входит в перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена. Ранее в бесплатной приватизации жилых помещений истцы участия не принимали. Каких-либо препятствий для приватизации спорной квартиры, нет.

В связи с изложенным суд принимает признание иска одним из ответчиков, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц и считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд разъясняет последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ о том, что при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ст. ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями), вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда.

Таким образом, признанное судом право общей долевой собственности Хруст Т.Б., Хруст Я.С. и Хруст Л.С. по 1/3 доле за каждым на квартиру *** в г. Ессентуки подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании данного судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Хруст Т.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Хруст Я.С. и Хруст Л.С. к ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по *** о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации, удовлетворить.

Признать за Хруст Т.С., Хруст Л.С., Хруст Я.С. в порядке бесплатной приватизации право общей долевой собственности, по 1/3 доле в праве за каждым, на ***, общей площадью 71,6 кв.м., расположенную по *** городе Ессентуки.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации права общей долевой собственности, по1/3 доле в праве за каждым на квартиру *** в городе Ессентуки, общей площадью 71,6 кв.м. за Хруст Т.С. Хруст Л.С., Хруст Я.С..

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд Ставропольского края.

Председательствующий: