Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 17 » ноября 2010 года город Ессентуки
ЕССЕНТУКСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
в составе: председательствующего судьи Украинчик А.В.
при секретаре Емяшевой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степиной С.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю о признании отказа в государственной регистрации прав незаконным, об исключении записи из государственного кадастра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Степина С.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по СК, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю (далее ФГУ «ЗКП» по СК) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, возложении обязанности об исключить из государственного кадастра недвижимости сведений, указывая следующее.
В соответствии с Постановлением Главы города Ессентуки от ... ей, предоставлен в собственность за плату земельный участок под индивидуальный жилой дом, площадью <данные изъяты>., который расположен по адресу ..., кадастровый номер .... Категория земель - земли населенных пунктов.
На основании указанного Постановления Главы ... между ней и Администрацией ... был заключен договор купли продажи недвижимого имущества от ... ..., предметом договора является вышеназванный земельный участок.
В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ ... она обратилась в Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, где у нее были приняты все необходимые документы, для регистрации права собственности на земельный участок.
Однако ... ей было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права. За разъяснением ситуации ... она обратилась в комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки, откуда был получен ответ о том, что действия регистрирующего органа являются противоречащими действующему законодательству РФ и ст. 36 Конституции РФ.
... ею получено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу ... кадастровый номер ... на основании того, что ее земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны (зона ограничений) и в соответствии с п.п.1 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте на основании ст. 95 Земельного кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях
Она не согласна с данным отказом и полагает его не законным по следующим основаниям. В силу ст. 36 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ФЗ №26 от 23.02.1995г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» режим санитарной (горно-санитарной) охраны регламентирует особый порядок использования земель в ходе хозяйственной деятельности (запрещается деятельность, ведущая к ухудшению и разрушению курортных факторов). Порядок предоставления в собственность, а также ограничений в предоставлении земельных участков в округах второй и третьей санитарной (горно-санитарной) зоны охраны данным законом не предусмотрен.
Просит признать отказ незаконным, нарушающим ее право на частную собственность, гарантированное Конституцией РФ, обязать произвести регистрацию права собственности на земельный участок.
Кроме того, она полагает незаконным действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК, в результате которых в государственный кадастр недвижимости внесены сведения в отношении предоставленного ей земельного участка. В этих сведениях указано, что земельный участок площадью <данные изъяты>., который расположен по адресу ..., кадастровый номер ... полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений). Указанные сведения были внесены в ГКН ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК на основании документа от ... ....
Данные действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК она считает незаконными, так как в соответствии с ч.6 ст.56 Земельного кодекса РФ «Ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом» «О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним» и только после этого согласно ч.3 ст.15 закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости, сведения могут быть включены в кадастровый паспорт земельного участка.
Сведения о регистрации ограничения прав на земельный участок, отсутствуют.
Просит обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о том, что земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу ... ..., кадастровый номер ... входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)».
Представитель комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Щербаков В.В. исковые требования Степиной С.Г. полагал подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Ограниченный режим использования земель не является ограничением земель в обороте или изъятием из оборота по смыслу, передаваемому этим понятием ст. 27 Земельного кодекса РФ. Согласно п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, земли особо охраняемых природных территорий являются самостоятельной категорией земель.
Согласно представленному истцом кадастровому паспорту, земельный участок предоставленный ей в собственность, относиться к категории земель населенных пунктов.
Статья п.8 ст. 1 ЗК РФ указывает, что земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства. Также в соответствии с п.2 ЗК РФ правовой режим земель указанных в п.1 этой статьи, среди которых земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий, определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Природоохранное законодательство на которое ссылаются органы регистрации при мотивации своего отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный во второй санитарной зоне охраны, не содержит запрета на предоставление таких земельных участков в собственность, а только лишь регламентирует порядок их использования и осуществления на них хозяйственной деятельности.
Статьей 85 ЗК РФ в п.10 установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки имеющие особое природоохранное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 ЗК РФ, в которых также не содержится запрет на предоставление земельных участков в собственность.
Полагает, что сведения в графе 16 кадастрового паспорта на земельный участок по ..., где указано, что данный земельный участок полностью входит в зону «Втора зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений) внесены в ГКН с нарушением норм действующего законодательства РФ, поскольку не зарегистрированы в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Ссылка представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК о том, что данные сведения не подлежат государственной регистрации при их внесении в ГКН поскольку прописаны в строке 16 формы КВ. 1, а не строке 4 формы КВ.3 и по своей сути не являются ограничением (обременением) вещных прав, а носят лишь информационно - справочный характер, также полагает необоснованными, противоречащими ст. 1 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним» и части 3 статьи 15 Закона о кадастре.
Ссылки представителя регистрирующего органа о том, что регистрация указанного ограничения прав на землю не требуется, поскольку оно установлено согласно Постановления Совета Министров РСФСР № 300 от 09.07.1985г. т.е. до вступления в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также полагает необоснованным, поскольку в вышеуказанном Постановлении не содержится никаких указаний об ограничении прав, либо ограничении земельных участков в обороте, находящихся в составе земель в отношении которых оно издано. Постановление касается установления границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае; 2) само положение об ограничении земельных участков в обороте, введено только ст. 27 Земельного Кодекса РФ, который был принят в 2001г. и в нем же (ст. 56) установлена обязательность государственной регистрации ограничений прав на землю согласно Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Сведения об ограничении на земельный участок расположенный ... внесены в ГКН .... т.е. в период действия указанного Федерального закона.
Постановлений Федеральных органов власти и органов власти субъекта РФ об изъятии из оборота или хозяйственного использования земельных участков на территории г. Ессентуки не издавалось.
Только лишь согласно п. 3 Решения Совета г. Ессентуки от 29 июля 2009г. №76 «О корректировке отдельных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное значение, а также ограниченных в обороте в границах муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки» установлены земельные участки, на которые распространяется действие части 2 пункта 2; подпунктов 1 и 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, эти земельные участки находятся в курортной зоне г. Ессентуки и вдоль поймы рек Бугунта, Подкумок, Большой Ессентучок, т.е. в водоохраной зоне. Земельные участки в границах этих охранных зон и зоны первой санитарной (горно-санитарной) охраны (Лечебный парк, санатории, парк Победы, под скважинами мин. Воды, кладбищами) комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки в собственность не предоставляет. Спорный земельный участок Степиной С.Г. в первую охранную зону не входит.
Просит исковые требования Степиной С.Г. удовлетворить в полном объеме.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по доверенности Выскребцова К. и Гаранжа А.И. исковые требования Степиной С.Г. не признали по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В пункте 2 статьи 3 данного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 «проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав».
При отсутствии или ненадлежащем оформлении любого из указанных документов служба не вправе осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости, в числе дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости. Указанное требование закона отражено в кадастровом паспорте земельного участка. При этом отказ в регистрации права на участок служба мотивирует не понятием «ограничение (обременение) вещных прав на объект недвижимости», а понятием «запрет на приобретение объекта недвижимости в собственность».
Речь идет только лишь о том, что запрет на передачу в частную собственность земельных участков, находящихся в пределах земель ограниченных в обороте, предусмотрен нормой Земельного кодекса РФ, имеющего прямое действие.
Указание в кадастровом паспорте на то, что земельный участок находится в пределах второй зоны округа санитарной охраны, означает, что данный участок находится в составе земель, ограниченных в обороте.
В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 25 ЗК РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституционный принцип о праве частной собственности на землю имеет ограничения. Данный пункт Конституции имеет, в частности, ссылку на нормы земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Согласно пункту 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, из состава земель лесного фонда, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо -ценными объектами культурного наследия, предоставленные для нужд обороны и безопасности государства, предоставленные для нужд транспорта, связи, занятые объектами космической инфраструктуры, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, предоставленные для производства ядовитых, наркотических веществ, загрязненные участки, земли резерва, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно статье 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к землям особо охраняемых территорий наравне с иными землями: природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иных земель.
Согласно статье 95 ЗК РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В соответствии со статьей 96 ЗК РФ в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. На указанных землях устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) защиты.
Согласно преамбуле федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют, в том числе, особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение.
В соответствии со статьей 31 указанного закона к лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами. Согласно пункту 3 статьи 32 данного закона для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур такого округа является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
Итак, если земельный участок находится в пределах округа горно-санитарной охраны, то это означает, что данный участок находится в пределах курорта. Курорт, в свою очередь, находится в пределах особо охраняемой природной территории. Особо охраняемая природная территория находится в пределах особо охраняемой территории. А особо охраняемая территории - ограничена в обороте. Ограниченная в обороте территория в частную собственности не представляется.
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю по доверенности Гаджарова Т.Р. исковые требования Степиной С.Г. не признала и пояснила следующее. Земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... полностью входит в зону: «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», 26.30.2.2, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Промышленного районного суда г. Ставрополя суда от ... ....
В соответствии с вышеуказанным решением, суд обязал ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю осуществить кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края в границах установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округе санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в «Ставропольском крае» и материалов проекта по установлению границ и режиме округа санитарной охраны курортов, разработанных Центральным советом по управлению курортами профсоюзов в 1984 году.
ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю исполнено действующее законодательство. Утверждения истца о том, что действия ФГУ «ЗКП» по Ставропольском краю являются незаконными, поскольку в соответствии ЗК РФ «Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации, считает несостоятельными, так как вышеуказанные нормы закона не относятся к внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.
В строке 16 «Особые отметки» кадастрового паспорта земельного участка от ... ... указаны сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, а не сведения об ограничении прав на землю. Кроме того, истец в исковом заявлении, приводя нормы закона об ограничении прав, Одновременно опровергает свои доводы, подтверждая, что сведения о регистрации ограничения прав на земельный участок, в указанном кадастровом паспорте отсутствуют. Если бы эти сведения относились к ограничениям, обременениям вещных прав, они бы были зарегистрированы и отражались в разделе В.3 кадастрового паспорта участка.
Полагает, что действия ФГУ « ЗКП» законны и не ущемляют прав Степиной С.Г.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд приходит к выводу, что требования Степиной С.Г. к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю подлежат удовлетворению, поскольку отказом в государственной регистрации прав на землю нарушены права Степиной С.Г., и об отказе в иске к ФГУ « Земельная кадастровая палата», поскольку действия данного ответчика прав и законных интересов Степиной С,Г. не нарушают.
С доводами о законности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю суд согласиться не может по следующим основаниям.
Степиной С.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по закону принадлежит жилой дом, расположенный по ....
Постановлением Главы г. Ессентуки от ... под данным жилым домом Степиной С.Г.предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м..
который расположен по адресу г. ..., кадастровый номер .... Категория земель - земли населенных пунктов.
На основании Постановления Главы города Ессентуки между Степиной С.Г. и Администрацией г. Ессентуки заключен договор купли продажи от ... ..., предметом которого является вышеназванный земельный участок.
В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
... Степина С.Г. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности, ею были предоставлены следующие документы: договор купли- продажи участка, чек- ордер об оплате госпошлины, заявление, кадастровый паспорт участка, постановление администрации города от ....
... Степиной С.Г. отказано в регистрации ее права собственности на земельный участок.
Основанием отказа в государственной регистрации прав явилось обстоятельство, предусмотренное п. 4 ст. 20 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » о том, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В то же время, ответчик не представил доводов, подтверждающих, что какой- либо из представленных документов по форме или содержанию не соответствует требованиям закона.
Как следует из отказа и пояснений представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отказ обусловлен тем, что по мнению регистрирующего органа, участок, предоставленный Степиной С.Г. в собственность администрацией г. Ессентуки, является ограниченным в обороте, а следовательно не мог быть предоставлен в собственность.
Суд полагает, что налицо не соответствие оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных законом, фактическим обстоятельствам. И в данном случае регистрирующий орган вышел за пределы своей компетенции. По существу, оспаривается постановление главы города, которым участок предоставлен в собственность и договор купли- продажи участка.
В обоснование отказа в государственной регистрации прав, в решении регистрирующего органа указано, что в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельный участок, предоставленный Степиной С.Г. относится к землям, ограниченным в обороте, а значит - не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Доводы ответчика о том, что участок, предоставленный Степиной С.Г. является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность, ничем не подтверждены.
В соответствии со ст. 56 ГК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничение прав на землю, в силу положений Земельного Кодекса РФ (ст. 56), Гражданского Кодекса РФ (ст. 131) подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 15 ч.3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении, обременении вещного права включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю подтвердило, что в государственном кадастре отсутствуют сведения об ограничении в обороте спорного земельного участка.
То обстоятельство, что сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка отсутствуют и в кадастровом паспорте на земельный участок Степиной С.Г., подтвердил представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата».
В соответствии с Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 « Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» сведения о внесенных в ГКН ограничениях (обременениях) вещных прав отражаются в форме В.3 кадастрового паспорта земельного участка.
Кадастровый паспорт земельного участка, предназначенный для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, необходимых для государственной регистрации прав и ограничений (обременении) прав, включает в себя разделы B.1 - B.4. Разделы B.3 и B.4 оформляются только при наличии в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.
Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок по ..., в нем отсутствует предусмотренная ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» раздел В.3, графа 4, в которую и должны заноситься сведения об имеющихся ограничениях (обременениях) вещных прав на земельный участок
Сведения о включении земельного участка в зоны с особыми условиями использования объекта недвижимости могут быть указаны в строке 16 особые отметки формы К.1 кадастрового паспорта и являются справочными.
Безотносительно к регистрации ограничений прав на землю и того обстоятельства, в какую графу внесены сведения, неправомерно расценивать как наличие ограничении в оборотоспособности земельного участка Степиной С.Г. сведения, обозначенные как «сведения о зонах с особыми условиями использования», поскольку данные понятия не тождественны.
Имеющиеся в кадастровом паспорте на спорный земельный участок сведения о том, что участок полностью входит в зону « Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки» ( зона ограничений) свидетельствует лишь о наличии особых условий использования территорий.
Ссылка в отказе Степиной С.Г. на положения ст. 95 ЗК РФ по мнению суда, необоснованна, поскольку статья 96 ЗК РФ относится к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, каковым является курорт г. Ессентуки. В соответствии с данной статьей «земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.»
Ссылки ответчика на ст. 16 ФЗ № 26 и ФЗ «№ 33 « Об особо охраняемых природных территориях» от 23 февраля 1995 года (в редакции от 27.12.2009 N 379-ФЗ) суд полагает необоснованными, поскольку выше перечисленные законы не содержат указаний о невозможности предоставления в собственность земельных участков, расположенных во второй зоне округа санитарной защиты.
Согласно ст. 16 ФЗ « О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
Согласно ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» ст. 32 в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что все эти территории автоматически ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.
Суд полагает исковые требования Степиной С.Г. к ФГУ «Земельная кадастровая палата» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Требования могут быть удовлетворены только в том случае, если действия учреждения незаконные и причиняют вред интересам гражданина, препятствуют осуществлению каких- либо прав.
Суд приходит к выводу, что данные, внесенные в графу 16 спорного кадастрового паспорта внесены с нарушением действующего законодательства, т.е. без соответствующей регистрации ограничений в использовании земельного участка, что повлекло отсутствие сведений о характере таких ограничений (какие виды использования запрещены, в чью пользу установлено ограничение и т.п.
Данное обстоятельство подтверждается положениями ст. 131 ГК РФ, 56 ЗК РФ, письмом Минэкономразвития от 17 декабря 2009 г. N 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» о том, что все ограничения (обременения) прав на землю и особые условия использования территорий могут быть внесены в ГКН только после регистрации в соответствии с требованиями закона.
Однако, учитывая, что основанием для осуществления кадастрового учета явилось решение Промышленного районного суда г. Ставрополя, вступившего в законную силу и обязательного для исполнения, а также то обстоятельство, что прав Степиной С.Г. на регистрацию права собственности данная запись не ущемляет, поскольку носит справочный характер и по своей сути не является ограничением вещных прав на землю, для удовлетворения требований Степиной иска к ФГУ «Земельная кадастровая палата» и исключению данной записи из ГКН не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Степиной С.Г. в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ....
Обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Степиной С.Г. на земельный участок, расположенный по ... кадастровый номер ....
В удовлетворении исковых требований Степиной С.Г. к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю об исключении записи из государственного кадастра недвижимости- отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 дней.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ А.В. УКРАИНЧИК