Дело №
09 декабря 2010 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Булгакова Д.Б.
при секретаре Мельниченко О.В.
с участием:
представителя истца (ответчика по встречному иску) Афанасовой А.Г. – Бурым О.Н.
представителя ответчика (третьего лица по встречному иску)– администрации г. Ессентуки Круглова В.И.
представителя третьего лица (истца по встречному иску) Министерства культуры Ставропольского края – Олесова С.И.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Ессентуки гражданское дело по иску Афанасовой А.Г. к администрации г. Ессентуки о признании права собственности на самовольное строение, исключении из ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности, по встречному иску Министерства культуры Ставропольского края к Афанасовой А.Г. о признании самовольной постройкой нежилое здание «Оздоровительно - гостиничный комплекс» литер «А», обязать ответчика Афанасову А.Г. произвести снос самовольной постройки, находящейся на территории памятника истории и культуры, обязать Афанасову А.Г. восстановить памятник истории и культуры (объект культурного наследия) регионального значения «Дом И.А.Косова с магазином Универсального торгового дома «Братья Косовы и К» и гостиницей «Донские номера», постройка 1904 г.» в его охранной зоне по адресу: <адрес>.
УСТАНОВИЛ:
В суд обратилась Афанасова А.Г. с заявлением, в котором указывает, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ею было приобретено в собственность нежилое здание —литер «А», двухэтажное с подвалом общей площадью № кв.м., кадастровый номер № и земельный участок площадью № кв.м., находящееся по адресу: <адрес>.
Приобретенное истцом нежилое здание является памятником истории и культуры регионального значения и согласно пункта № договора купли - продажи, использование помещения памятника в целях его дальнейшего сохранения как объекта культурного наследия возможно как здание общественного назначения.
Указанное нежилое здание - литер «А» расположено на земельном участке площадью № кв.м., кадастровый номер №.
Согласно акта осмотра технического состояния «ПАМЯТНИКА», проведенного в присутствии представителей «ГОСОРГАНА» министерства культуры Ставропольского края, представителей Управления культуры администрации города Ессентуки и Афанасовой А.Г. установлено, что здание находится в аварийном состоянии, на протяжении длительного срока эксплуатации здание в значительной мере утратило первоначальный облик и в настоящее время является рядовым зданием в ряду исторической застройки центральной части города.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры Ставропольского края истице было выдано предписание о необходимости первоочередных противоаварийных работ. Принимая во внимание аварийное состояние здания исключающую возможность эксплуатации объекта как здания общественного назначения, в соответствии с охранным обязательством, истец без получения разрешения на строительство за счет собственных средств, произвела реконструкцию нежилого здания — литер «А» под оздоровительно-гостиничный комплекс.
Нежилое здание - «Оздоровительно-гостиничный комплекс» литер «А», расположенное по адресу: <адрес>, пятиэтажное с подвалом и мансардой, общей площадью № кв.м., согласно технического паспорта составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Ессентукским филиалом ГУГ1 СК «Крайтехинвентаризация».
Ввиду того обстоятельства, что реконструкция нежилого здания - литер «А» под «Оздоровительно-гостиничный комплекс» осуществлялось истцом без получения разрешения на строительство, представить необходимый объем материалов для государственной регистрации возникшего права собственности на указанный объект не представляется возможным.
В настоящее время иных лиц, претендующих на право собственности на нежилое здание «Оздоровительно-гостиничный комплекс» литер «А» расположенный по адресу: <адрес>, нет.
Просит суд: признать за истцом - Афанасовой А.Г., право собственности на нежилое здание «Оздоровительно-гостиничный комплекс» литер «А», общей площадью № кв.м. расположенный по адресу: <адрес>.
Исключить из ЕГРП запись о государственной регистрации права собственности Афанасовой А.Г. на нежилое здание литер «А», площадь № кв.м., кадастровый номер № находящийся по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Афанасовой А.Г. – Бурым О.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации г. Ессентуки Круглов В.И. возражал против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что согласно ст. 222 ГК РФ - право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Земельный участок, на котором возведена самовольная постройка истицей был приобретен под существующим нежилым помещением. Чтобы провести реконструкцию здания, истице необходимо было изменить разрешенное использование земельного участка под строительство нового здания, данное разрешение дает компетентный государственный орган. В настоящее время земельный участок своего назначения не менял, и для строительства данного здания не переоформлялся.
Строение, которое возвела истица является самовольным, то есть оно возведено без соответствующих разрешений. Разрешение на реконструкцию памятника культуры администрация не выдает. Существует специальная процедура, которая проходит несколько этапов. Истец не выполнил порядок процедуры, она его нарушила. Новое здание не соответствует тому зданию, которое было изначально.
Кроме того, право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Представитель третьего лица Министерства культуры Ставропольского края Олесов С.И. поддержал доводы представителя ответчика, при этом добавив, для того чтобы получить разрешение на ремонтно – восстановительные работы необходимо разрешение научно-проектной организации. Здание возведено в нарушении законодательства РФ. Фактически, объект культурного наследия уничтожен, то есть нарушены конституционные права граждан на доступ к культурному наследию. В связи с чем в иске просил отказать.
Представитель третьего лица Управление культуры (муниципальный орган) охраны памятников Управления культуры администрации г. Ессентуки просили рассмотреть дело в их отсутствие, полагаясь на усмотрение суда,
Министерство Культуры Ставропольского края обратилось в суд со встречным исковым заявлением, в котором указали, что Афанасовой А.Г. принадлежит на праве собственности земельный участок и расположенное на нем нежилое здание литер «А», находящееся по адресу: <адрес>. Указанное здание является памятником истории и культуры (объектом культурного наследия) регионального значения «Дом И.А.Косова с магазином Универсального торгового дома «Братья Косовы и К» и гостиницей «Донские номера», постройка 1904 г.».
Афанасова А.Г. ДД.ММ.ГГГГ заключила с министерством культуры Ставропольского края охранное обязательство на указанный Памятник, согласно которому на Афанасова А.Г. возложены обязанности: использовать «Памятник», находящийся под охраной государства, исключительно как здание общественного назначения и не использовать территорию, занимаемую «Памятником», зоной охраны «Памятника» в других целях; обеспечить режим сохранения «Памятника», а также финансировать, организовывать, и (или) выполнять работы по сохранению «Памятника», в том числе, его консервации, реставрации, восстановлению, ремонту, работы по благоустройству прилегающей территории, принимать иные меры по сохранению «Памятника», зон охраны, «Предмета охраны» в сроки, предусмотренные прилагаемым актом технического состояния «Памятника», являющимся неотъемлемой частью охранного обязательства; при осуществлении работ по сохранению «Памятника» обеспечить их соответствие нормам и правилам проведения ремонтно - строительных и реставрационных работ на объектах культурного наследия; производить работы по сохранению «Памятника» без изменения «Предмета охраны», только при наличии необходимой научно - технической документации, изготовленной в соответствии с требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия, согласованной в установленном порядке; не допускать использования территории, прилагающей к «Памятнику», под новое строительство, иную хозяйственную деятельность; не производить пристроек к «Памятнику», иных работ по видоизменению фасадов «Памятника» и «Предмета охраны» без письменного разрешения «Госоргана»; не допускать использование «Памятника» другими юридическими или физическими лицами, а также изменение назначения его использования без предварительного извещения «Госоргана» и его письменного разрешения.
Оговорены меры ответственности собственника.
ДД.ММ.ГГГГ направляло Афанасовой А.Г. предписание, в котором, в связи с не принятием мер по сохранению, реставрации и надлежащему техническому состоянию объекта культурного наследия «Дом И.А.Косова с магазином Универсального торгового дома «Братья Косовы и К» и гостиницей «Донские номера», постройка 1904 г.» ей предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке научно - проектной документации на реставрацию памятника с предоставлением ее в министерство культуры Ставропольского края, в срок до № принять меры по проведению в установленном порядке технического обследования здания и обмеров, по результатам которого провести первоочередные противоаварийные работы.
Однако Афанасовой А.Г. без получения письменного разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по <адрес> в <адрес> возведено нежилое здание «Оздоровительно - гостиничный комплекс» литер «А», общей площадью № кв.м.
Возведенное Афанасовой А.Г. здание, на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом является самовольной постройкой.
В целях обеспечения сохранения памятника истории и культуры регионального значения, просят суд Афанасовой А.Г. в иске к администрации <адрес> о признании права собственности на нежилое здание «Оздоровительно - гостиничный комплекс» литер «А», общей площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; об исключения из ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности Афанасовой А.Г. на нежилое здание литер «А» площадью № кв.м., кадастровый номер №, находящийся по адресу: <адрес> - отказать.
Признать самовольной постройкой нежилое здание «Оздоровительно - гостиничный комплекс» литер «А», общей площадью № кв.м. созданное на территории памятника истории и культуры (объекта культурного наследия) регионального значения «Дом И.А.Косова с магазином Универсального торгового дома «Братья Косовы и К» и гостиницей.«Донские номера», постройка 1904 г.» в его охранной зоне по адресу: <адрес>,
Обязать ответчика Афанасову А.Г. произвести снос самовольной постройки, находящейся на территории памятника истории и культуры (объекта культурного наследия) регионального значения «Дом И.А.Косова с магазином Универсального торгового дома «Братья Косовы и К» и гостиницей «Донские номера», постройка 1904 г.» в его охранной зоне по адресу: <адрес>.
Обязать Афанасову А.Г. восстановить памятник истории и культуры (объект культурного наследия) регионального значения «Дом И.А.Косова с магазином Универсального торгового дома «Братья Косовы и К» и гостиницей «Донские номера», постройка 1904 г.» в его охранной зоне по адресу: <адрес>.
Представитель истца по встречному иску Олесов С.И., представитель третьего лица по встречному иску администрации г. Ессентуки Круглов В.И. поддержали заявленные требования по основаниям изложенном в иске.
Представитель ответчика Афанасовой А.Г. по встречному иску – Бурым О.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Афанасовой А.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме, встречные исковые требования Министерства культуры Ставропольского края удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, и используются как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующих территориях.
Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ – каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу п.3 ст.64 ФЗ «Об объектах культурного наследия» - памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.
ДД.ММ.ГГГГ Центральной Городской Библиотеки, расположенной <адрес> на основании постановления главы администрации г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ за № для производственных целей был выделен земельный участок в бессрочное (постоянное) пользование, площадью № кв.м., территориально-экономическая оценочная зона №.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Ставропольского края было вынесено постановление, согласно которого в целях сохранения историко-культурного наследия на территории Ставропольского края был дополнен Список памятников истории и культуры Ставропольского края, подлежащих государственной охране как памятников истории и культуры местного и республиканского значения, куда в том числе был отнесен дом Косова с магазином Универсального торгового дома «Братья Косовы и К» с гостиницей «Донские номера» 1904 г., расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно приказа Министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003 года за № 42 в целях обеспечения сохранения памятников истории и культуры и занимаемых ими территорий считать действующими как временные проекты определены охранные зоны, - временная охранная зона 20 м., индивидуальная временная зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - 100 м.
Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсов.
Статьей 11 Земельного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность осуществления, управления и распоряжения земельными участками находящимися в муниципальной собственности. В том числе определен порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность либо отказ в данном предоставлении.
ДД.ММ.ГГГГ за № на основании постановления главы г. Ессентуки Афанасову В.И. был предоставлен земельный участок в аренду, площадью № кв.м., сроком на 11 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ под нежилое здание по адресу: <адрес>. Категория земель – земли поселений.
ДД.ММ.ГГГГ за № главой администрации г. Ессентуки Афанасову В.И. был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью № кв.м., под нежилое здание по адресу: <адрес>. категория земель – земли поселений.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно -гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано за тем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч.1 ст. 48 комментария к ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно ч.4 ст. 48 комментария к ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ» - при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
ДД.ММ.ГГГГ между Афанасовым В.И. и Афанасовой А.Г. был заключен договор купли- продажи, согласно которого Афанасова А.Г. купила у Афанасова В.И. земельный участок площадью 627,2 кв.м., кадастровый номер 26:30:010107:0003, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание. Нежилое здание литер «А», общей площадью 1123,2 кв.м., кадастровый номер 26:30:010107:0003:4646/173:1000/А, расположенные по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры Ставропольского края – государственный орган охраны и использования памятников истории и культуры Афанасовой А.Г. была выданная охранная документация, согласно которой на нее возложены обязанности:
Использовать «Памятник», находящийся под охраной государства, исключительно как здание общественного назначения и не использовать территорию, занимаемую «Памятником», зоной охраны «Памятника» в других целях.
Обеспечить режим сохранения «Памятника», а также финансировать, организовывать, и (или) выполнять работы по сохранению «Памятника», в том числе, его консервации, реставрации, восстановлению, ремонту, работы по благоустройству прилегающей территории, принимать иные меры по сохранению «Памятника», зон охраны, «Предмета охраны» в сроки, предусмотренные прилагаемым актом технического состояния «Памятника», являющимся неотъемлемой частью охранного обязательства.
При осуществлении работ по сохранению «Памятника» обеспечить их соответствие нормам и правилам проведения ремонтно - строительных и реставрационных работ на объектах культурного наследия.
Производить работы по сохранению «Памятника» без изменения «Предмета охраны», только при наличии необходимой научно - технической документации, изготовленной в соответствии с требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия, согласованной в установленном порядке.
Не допускать использования территории, прилагающей к «Памятнику», под новое строительство, иную хозяйственную деятельность; не производить пристроек к «Памятнику», иных работ по видоизменению фасадов «Памятника» и «Предмета охраны» без письменного разрешения «Госоргана».
Не допускать использование «Памятника» другими юридическими или физическими лицами, а также изменение назначения его использования без предварительного извещения «Госоргана» и его письменного разрешения.
Извещать Госорган обо всех известных собственнику повреждениях, авариях или иных обстоятельствах, причинивших ущерб Памятнику, его зонам или угрожающим причинением такого ущерба и безотлагательного принимать меры для предотвращения дальнейшего разрушения. А также незамедлительно проводить работы по его сохранению.
Оговорены меры ответственности собственника.
«Собственник» несет ответственность за повреждение, разрушение или уничтожение «Памятника», нанесение ущерба, изменение облика, изменение «Предмета охраны» предусмотренную законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
В случае неисполнения «Собственником» установленных охранным свидетельством условий, повлекшее причинению «Памятнику» вреда, в том числе, самовольных перестроек или переделок, искажающих первоначальный вид «Памятника», изменяющих «Предмет охраны», состояние зон охраны, таковые должны быть немедленно устранены за счет собственных средств «Собственника» в согласованные с «Госорганом» сроки.
В случае причинения вреда «Памятнику», «Предмету охраны», «Собственник» обязан возместить стоимость ремонтно - восстановительных работ в соответствии со ст. 61 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» народов Российской Федерации № н73-ФЭ от 25.06.2002.
В случае проведения «Собственником» в зоне охраны «Памятника» земляных, строительных или иных хозяйственных работ без письменного разрешения «Госоргана», с «Собственника» подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ.
В случае нарушения «Собственником» условий охранного обязательства невыполнения работ по сохранению «Памятника» в срок, установленный планом ремонтно - реставрационных работ и благоустройства территории «Памятника», а также в случае невыполнения предписаний «Госоргана» «Собственник» обязан уплатить неустойку «Госоргану» в размере № руб. за каждый случай нарушения, а также устранить за счет собственных.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином Государственном реестре.
ДД.ММ.ГГГГ Афанасовой А.Г. было выдано свидетельство о госрегистрации вид права собственность – земельный участок, площадью № кв.м., назначение – земли населенных пунктов, под нежилое здание, и собственность – нежилое здание литер «А», общей площадью № кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Афанасовым В.И. и Афанасовой А.Г. было заключено дополнительное соглашение к договору купли – продажи от № года, в котором перечислены требования по использованию памятника, в целях его дальнейшего сохранения как объекта культурного наследия, исключительно как здание общественного назначения.
ДД.ММ.ГГГГ за № Министерством культуры Ставропольского края Афанасовой А.Г. было вынесено предписание, согласно которого ей в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо принять меры по проведению в установленном порядке технического обследования здания и его обмеров, по результатам обследования провести первоочередные противоаварийные работы;
В срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке научно-проектной документации на реставрацию памятника, разработанную научно-проектную документацию представить на согласование в Министерство культуры Ставропольского края.
Кроме того истица была предупреждена о том, что за невыполнение данного предписания к ней может быть применена административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и СК.
Как было установлено в судебном заседании, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в отношении Афанасовой А.Г. не было применено административных мер в связи с невыполнением предписания.
Согласно заключения о техническом состоянии конструкций здания бывшей центральной библиотеки по <адрес> в <адрес>, выполненной ООО «Инжгеопрект», заказ № в № году – в обследуемом здании отсутствуют необходимые для сейсмичности площадки. Фундаменты, стены, перекрытия находятся в аварийном состоянии, угрожающем обрушением состоянии. Кроме того, в соответствии с п.9.1.3 СП 31-114-2004 (9) обследованные конструкции здания требуют выполнения большого капитального ремонта с заменой конструкций фундаментов, стен и перекрытий с общими затратами более 85% стоимости здания. Строение является непригодным к эксплуатации. Для устранения отмеченных дефектов конструкций рекомендуется полная разборка здания. Возведение здания рекомендуется вести по специально разработанному проекту.
В соответствии сч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ – разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ – уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ ООО ГП «Севкавгеопроект» за № было выдано разрешение на производство инженерных изысканий для строительства общественного здания в г. Ессентуки, согласно которого положительное заключение государственного учреждения архитектуры и градостроительства Ставропольского края по материалам инженерных изысканий является основанием для начала разработки технико-экономических обоснований, проектов, рабочих проектов по объекту строительства, также для приемки материалов изысканий в архивный фонд инженерных изысканий Ставропольского края.
В № году Директором ООО ГП «Севкавгеопроект» был утвержден отчет о результатах инженерно-геологических изысканий на объект «Реконструкция здания библиотеки под общественное здание по <адрес> в <адрес>».
Согласно ч.1 ст. 42 комментария к ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ» - ремонт памятника - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, целью которых является поддержание в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Согласно ч.3 ст. 43 комментария к ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ" - реставрация памятника или ансамбля осуществляется на основании лицензии.
ДД.ММ.ГГГГ за № № на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) ООО «Гражданпроект» была выдана лицензия. Виды выполняемых работ: научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы (по заявлению лицензиата: разработка проектной документации по реставрации объектов культурного наследия (объекты культурного и гражданского зодчества, сооружения фортификационного назначения, малые архитектурные формы, приспособление памятников истории и культуры для современного использования), проектирование инженерных систем и оборудования. Лицензия предоставлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в отношении объектов культурного наследия федерального значения органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия. Согласно Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по исполнению государственной функции по выдаче разрешений и заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 26.10.2007 N 329 (далее - Административный регламент), таким органами являются центральный аппарат и территориальные управления Россвязьохранкультуры. В отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.
Следует отметить, что для проведения противоаварийных работ согласование задания не требуется.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник по своему усмотрению вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно -гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В № году ООО «Гражданпроект» <адрес> был разработан проект – Реконструкция здания библиотеки по <адрес> в <адрес> под оздоровительно- гостиничный комплекс.
По результатам технического обследования, выполненного ООО «Гражданпроект» в № году установлено, что на момент обследования оздоровительно-гостиничного комплекса литер «А», расположенного по адресу: <адрес>, признаков деформаций и трещин здания не обнаружено, состояние основных конструктивных элементов здания удовлетворительное, при строительстве использованы строительные материалы, отвечающие действующим нормативам, строительные работы выполнены в соответствии с требованиями действующих в настоящее время СНиП. Здание «Оздоровительно-гостиничного комплекса» литер «А» пригодно к эксплуатации по функциональному назначению, угрозы жизни и здоровью людей не представляет.
Согласно санитарно-эпидемиологического заключения выданного Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в городе Ессентуки нежилое здание «Оздоровительно-гостиничный комплекс» литер «А», соответствует «Санитарно- эпидемиологические требования.
Кроме того, согласно заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ за № – в соответствии с п.п.3.4*, 3.13, 3.18-3.22, 3.29, 3.35, 3.38 нежилое здание литер «А» соответствует требованиями СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах», и отвечает требованиями безопасности в соответствии с п.п.7.1, 7.2 СНиП 31-05-2003.
Согласно заключению вышеуказанной экспертизы проведение реконструкции здания с учетом особенностей изменения конструкций здания бывшей центральной библиотеки по <адрес> в <адрес>, установлено, что оно находилось в аварийном состоянии, возникшем в результате неправильной эксплуатации здания, в условиях II типа просадосности грунтов в сочетании с повышенной сейсмической активностью зоны. Из-за аварийного состояния конструкций, при несоответствии конструктивной схемы здания требованиям СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах», укрепление основания здания для предотвращения дальнейших просадочных свойств грунта при наличии грунтовых вод (подтопления здания) считается невозможным.
Также согласно экспертизы, эксплуатация здания бывшей центральной библиотеки по <адрес> в <адрес> с учетом технического состояния конструкций, в соответствии с охранным обязательством как здания общественного назначения невозможно, так как оно находилось в аварийном состоянии, в условиях развивающейся просадочности грунтового основания, кроме того, представляет угрозу жизни и здоровью граждан.
Изложенное свидетельствует о том, что как представителем ответчика (третьего лица по встречному иску) Администрации г. Ессентуки, так и представителем третьего лица (истца по встречному иску) Министерством культуры Ставропольского края не было представлено суду доказательств о том, что земельный участок, который находится в собственности у Афанасовой А.Г. под нежилое здание, ею был использован не надлежащим образом, и не представлено доказательств о том, что данная постройка нарушает чьи - либо права и законные интересы.
Кроме того, согласно заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ за № Памятник истории и культуры регионального значения «Дом И.А.Косовы и К», гостиницей «Донские номера», архитектор неизвестен, архитектурно-стилевая характеристика здания не определима, 1904 года постройки, в соответствии с «Актом осмотра» п.1 «В настоящее время, с произведенными перестройками и архитектурными утратами, «ПАМЯТНИК» является рядовым зданием в ряду исторической застройки центральной части города».
Из «Акта осмотра технического состояния «ПАМЯТНИКА» следует: в процессе эксплуатации первоначальный облик здания полностью изменен, к ценным элементам «Памятника», составляющим «Предмет охраны», относятся несущие конструкции, в том числе фундаменты, наружные и внутренние стены, перекрытия, кровля, архитектурно-декоративное оформление западного и восточного фасадов. Из акта осмотра в 1935 году здание было подвержено реконструкции, а именно:
- разобран третий этаж здания;
- срезаны балконы, убраны многие декоративные элементы фасадов;
- возведена новая кровля;
- к восточному (дворовому) фасаду пристроены вспомогательные помещения, видоизменившие внешний вид здания;
- полностью утрачен в процессе реконструкции внутренний архитектурный декор помещений;
- «Внешнее декоративное убранство - литые гипсовые детали на оконных перемычках первого и второго этажей и в простенках второго этажа, наблюдаются трещины, сколы, частично утрата деталей, отслоение от стен. Не просматривается четкость линий декора вследствие многолетней окраски. Состояние аварийное».
Фундамент, стены здания, междуэтажные перекрытия, перемычки, покрытие кровли находилось в аварийном состоянии, стены подвала находились в неудовлетворительном состоянии.
Большинство несущих конструкций здания, в соответствии с Актом осмотра технического состояния «Памятника» признано аварийным.
Здание бывшей центральной библиотеки по <адрес> в <адрес> является зданием аварийным, с плохими грунтовыми условиями и по своим параметрам не отвечает требованиями СНиП «Строительство в сейсмических районах», а следовательно представляет угрозу жизни и здоровью граждан.
Максимальный срок службы подобного рода зданий, имеющих деревянные перекрытия, относящиеся к IV группе составляет 100 лет, здание бывшей центральной библиотеки 1904 года постройки, неоднократно подвергавшееся перепланировками и не имело должного технического обслуживания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Афанасовой А.Г. к администрации г. Ессентуки о признании права собственности на самовольное строение, исключении из ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности удовлетворить в полном объеме.
Признать за истцом - Афанасовой А.Г., право собственности на нежилое здание «Оздоровительно-гостиничный комплекс» литер «А», общей площадью № кв.м. расположенный по адресу: <адрес>.
Исключить из ЕГРП запись о государственной регистрации права собственности Афанасовой А.Г. на нежилое здание литер «А», площадь № кв.м., кадастровый номер № находящийся по адресу: <адрес>.
В удовлетворении встречных исковых требований Министерства культуры Ставропольского края к Афанасовой А.Г. о признании самовольной постройкой нежилое здание «Оздоровительно - гостиничный комплекс» литер «А», обязать ответчика Афанасову А.Г. произвести снос самовольной постройки, находящейся на территории памятника истории и культуры, обязать Афанасову А.Г. восстановить памятник истории и культуры (объект культурного наследия) регионального значения «Дом И.А.Косова с магазином Универсального торгового дома «Братья Косовы и К» и гостиницей «Донские номера», постройка 1904 г.» в его охранной зоне по адресу: <адрес>.- отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря2010 года.
Председательствующий