РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2010 года город г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Аветисовой Е.А.,
при секретаре Малашихиной В.Н.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора г. Ессентуки Панченко Е.В.
представителя ответчика -администрации г. Ессентуки Савченко Д.С.,
представителя ответчика Меркуловой Э.В. по доверенности ... НПСК 220045 от ... Кравченко О.Г.,
представителей 3-х лиц: комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Щербакова В.В.,ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю по доверенности Гаджаровой Т.Р., Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по доверенности Выскребцовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ессентуки в защиту государственных и общественных интересов, интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Ессентуки к администрации г. Ессентуки, Меркуловой Э.В. о признании недействительным постановления администрации г. Ессентуки, признании договора купли-продажи земельного участка недействительной (ничтожной) сделкой, возложении обязанности на ответчика Меркулову Э.В. возвратить земельный участок муниципальному образованию, признании незаконными действия администрации г. Ессентуки по предоставлению земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Ессентуки обратился в суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Ессентуки к администрации г. Ессентуки, Меркуловой Э.В. о признании недействительным постановления администрации г. Ессентуки, признании договора купли-продажи земельного участка недействительной (ничтожной) сделкой, возложении обязанности на ответчика Меркулову Э.В. возвратить земельный участок муниципальному образованию, признании незаконными действия администрации г. Ессентуки по предоставлению земельного участка в собственность, указав, что прокуратурой города проверено исполнение законодательства об особо охраняемых природных территориях. Постановлением ... от ... года администрация г. Ессентуки предоставила в собственность Меркуловой Э.В. земельный участок ... по ... в г.... ... администрация г. Ессентуки в лице заместителя главы администрации - председателя комитета по муниципальной собственности города заключила договор купли-продажи ..., согласно которому продала указанный земельный участок, кадастровая стоимость которого составляет ... рублей при кадастровой стоимости в ... руб. Участок расположен во второй зоне горно-санитарной охраны курорта Ессентуки. Право собственности не зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, свидетельство о государственной регистрации права собственности не выдано. Статья 9 Конституции Российской Федерации устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ч. 2 и 3 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона. В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность гражданам и юридическим лицам, за исключением земельных участков, которые в соответствие с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно п.п. 2, 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствие с положениями ст. 95 и ст. 96 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года «№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к земельным участкам, находящимся в государственной и муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений, к числу особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительной местности и курорты (п.п. «ж» п. 1 ст. 2 Закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). В соответствие с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. В пунктах 2, 3 ст. 32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года № 14 город-курорт Ессентуки признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки...». В соответствие с п. 15 Положения о курорте федерального значения г. Ессентуки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 г. N 14, земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Ессентуки имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Земельный участок, о котором идет речь выше, расположен в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Ессентуки. В соответствие с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом. Если земельный участок расположен в границах зоны округов санитарной охраны курорта, к нему применяется режим земель особо охраняемых территорий в силу приведенных нормативных актов, независимо от наличия информации об этом в земельном кадастре. Ст. 168 ГК РФ установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Согласно п.п. I, 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, обеспечения права на благоприятную окружающую среду. Просит признать недействительным постановление администрации г. Ессентуки от ... ... «О предоставлении земельного участка в собственность за плату под индивидуальный жилой дом», признать договор купли-продажи земельного участка ... по ..., от ... ..., заключенный между администрацией г. Ессентуки в лице Писаренко Л.О. и Меркуловой Э.В. недействительной (ничтожной) сделкой, Обязать Меркулову Э. В. возвратить земельный участок ... по ... муниципальному образованию, признать незаконными действия администрации г. Ессентуки по предоставлению земельного участка ... по ... в собственность Меркуловой Э.В.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г. Ессентуки Панченко Е.В. просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика - администрации г. Ессентуки, по надлежаще оформленной доверенности Савченко Д.С. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований, пояснив суду, что прокурор города Ессентуки обратился в Ессентукский городской суд с исковым заявлением в защиту государственных и общественных интересов, интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Ессентуки к администрации города Ессентуки, Меркуловой Э.В. с требованиями о признании недействительным постановление администрации города Ессентуки от ... ... «О предоставлении земельного участка в собственность за плату под индивидуальный жилой дом», договор купли-продажи земельного участка ... по ... от ... ... недействительной (ничтожной) сделкой, незаконными действия администрации ... по предоставлению в собственность за плату земельного участка и возложении обязанности возвратить земельный участок муниципальному образованию. Администрация города Ессентуки считает, что исковые требования прокурора города Ессентуки не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерацииграждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Статьей 7 Земельного кодекса РФ определен состав земель в Российской Федерации, согласно которому земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Кадастровым паспортом земельного участка (раздел 8.1), выданным ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю отдел-филиал г. Ессентуки, определено, что земельный участок площадью 423 кв.м. с кадастровым номером 26:30:060229:42 расположенный по ..., весь относится к категории земель - земли населенных пунктов. На основании ст. 83 Земельного кодекса РФ, к землям населенных пунктов относятся земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Земли населенных пунктов отделены чертой от земель других категорий. Ссылки прокурора города Ессентуки на ст. 32 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ необоснованны, поскольку, данная законодательная норма устанавливает лишь общий порядок режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и предусматривает запрет (ограничение) в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов лишь деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов. Согласно ст.ст. 94-96 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим. Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов. Как следует из перечисленных норм права, подтверждением отнесения спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий могут быть только данные государственного кадастра. 2. В графе 16 кадастрового паспорта земельного участка, выданного ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю отдел-филиал г. Ессентуки указано, что земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», 26.30.2.2, внесенную по документу от 06.05.2010 № 2533/10. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ
"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определяет, чтоокруг санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района); В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Согласно Положению об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (утвержденных постановлениемПравительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425) режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе: строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта; строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; строительство транзитных автомобильных дорог; размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод; строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации; размещение кладбищ и скотомогильников; устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод; складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов; массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения); использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов; сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов; вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения. Из вышеизложенных норм права можно сделать вывод, что установление округа горно-санитарной охраныявляется лишь ограничением в использовании земельного участка, а не ограничением к распоряжению им и приобретении его в собственность. Прокурором города Ессентуки указывается, что договор купли-продажи земельного участка ... по ... от ... ... является недействительной ничтожной сделкой. Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Из указанных в возражениях норм права в едином толковании с действующим земельным законодательством следует, что оспариваемый договор купли-продажи земельного участка не противоречит требованиям закона, и соответственно не может быть признан недействительной ничтожной (сделкой). При таких условиях, администрация города Ессентуки считает, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения искового заявления прокурора города Ессентуки. Просит в иске отказать.
Представитель ответчицы Меркуловой Э.В. по доверенности Кравченко О.Г. просит суд в иске отказать по следующим причинам. Согласно ст. 36 Конституции РФ Меркуловой Э.В. гарантировано право иметь в частной собственности землю. В 2008г. Меркуловой Э.В. приобретен в собственность жилой дом, расположенный на вышеназванном земельном участке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... ... В соответствии с п. 1 ст. 552 ГК РФ «По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования» и п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ «Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки». Между Меркуловой Э.В. и комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки заключен договор купли продажи на указанный в иске земельный участок, таким образом, она является добросовестным приобретателем земельного участка. В обоснование своих требований прокурор указывает в иске на то, что предоставленный Меркуловой Э.В. в собственность земельный участок входит в состав особо охраняемой природной территории, однако согласно кадастровому паспорту на этот земельный участок, он входит в категорию земель населенных пунктов, а не особо охраняемых территорий, следовательно данный довод прокурора абсолютно необоснован. Меркуловой Э.В. стало известно, земельные участки под домовладениями, расположенными в непосредственной близости от ее земельного участка, приобретены владельцами расположенных на них индивидуальных жилых домов в собственность, при этом зарегистрировав за собой право собственности на эти земельные участки. Считает, что исковые требования прокурора г. Ессентуки не подлежат удовлетворению, так как они необоснованны и нарушают конституционные права Меркуловой Э.В.
Представитель 3 -го лица комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Щербаков В.В., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, просил в иске отказать, указав, что комитет по муниципальной собственности города Ессентуки наделен полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города Ессентуки. Постановлением главы города Ессентуки ... от ... На основании Постановления главы администрации г. Ессентуки ... от ... о предоставлении в собственность за плату под индивидуальный жилой дом Меркуловой Э.В. земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый ..., между комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки и Меркуловой Э.В. заключен договор купли продажи земельного участка ... от ...Прокурор г. Ессентуки считает, что земельный участок, предоставленный в собственность Меркуловой Э.В., не может быть предоставлен в собственность, поскольку расположен во второй зоне горно-санитарной охраны (зона ограничении) и в силу этого является ограниченным в обороте по основаниям предусмотренными п.п. 2, 5 ст. 27, Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) далее ссылаясь на положения ст. 95, 96 ЗК РФ и ст.2 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» считая, что перечисленные нормы закона относят земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий к ограниченным в обороте, однако в этих нормах не содержится каких либо ограничений в оборотоспособности земельных участков, к которым относится земельный участок, предоставленный Меркуловой Э.В., приведенные прокурором в данном случае нормы закона регламентируют порядок использования и осуществления хозяйственной деятельности на этих земельных участках. Ссылка прокурора на п.8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в данном случае неприменима, поскольку согласно п.п. 1 п. 2 ст. 3 действие названного Федерального закона не распространяется на отношения возникающих при отчуждении земли, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. Под объектами недвижимости в приведенной статье понимаются объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, потому как, в соответствии со ст. 1 данного закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических лиц. Из п.1 ст.3 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, а следовательно, положения указанного закона можно применить лишь тогда, когда строение, расположенное на отчуждаемом земельном участке, является собственностью государства, субъекта РФ или муниципального образования, а на земельном участке по ... расположен жилой дом, принадлежащий Меркуловой Э.В. Вместе с этим следует отметить, что согласно кадастрового паспорта, указанный в иске земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, а не к категории земель особо охраняемых территорий. В своем иске прокурор приводит ссылку на Федеральный закон от ... ..., который утратил силу в 2008г. В графе 16 кадастрового паспорта на земельный участок, расположенный в г. Ессентуки ул. Геологическая, 3, указано, что данный земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», 26.30.2.2., внесенную по документу от 06.05.2010 № 2533/10. Данные сведения по своему смыслу передают положение п.п.1 п.2 ст. 56 ЗК РФ в котором указанно, что одним из ограничений права на землю являются особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно - защитных зонах, при этом согласно п. 6 данной статьи ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В ст. 1 названного Федерального закона приводится понятие: ограничением (обременением) - является наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. Сведения о регистрации указанного в кадастровом паспорте ограничения прав на земельный участок, отсутствуют. Доказательства того, что предусмотренная законом процедура государственной регистрации ограничения (обременения) прав на землю проведена органами кадастрового учета при внесении данных сведений в ГКН, суду ни кем не представлены. По этому поводу комитет по муниципальной собственности делал запрос, в котором просил разъяснить ФГУ «ЗКП» по СК указанную ситуацию. На, что был получен ответ, в котором говорится о том, что данные сведения прописаны в графе 16 формы В.1 кадастрового паспорта как «особые отметки, а в случае государственной регистрации названных ограничений будут внесены в ГКН и прописаны в строке 4 формы В.3 кадастрового паспорта «Сведения о частях земельного участка и обременениях». Согласно части 3 статьи 15 Закона о кадастре сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения). Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права». В соответствии с приведенными правилами и положениями закона, сведения внесенные в ГКН относительно земельного участка расположенного по адресу ... кадастровый номер ... касающиеся ограничения (обременения), подлежат государственной регистрации независимо от того в какой графе они прописаны. Органы власти местного самоуправления не должны основывать свои решения о предоставлении земельных участков на данных ГКН которые неправомерно внесены в ГКН, потому как в соответствии с п.1 ст. Федерального закона от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права». Из всего вышесказанного следует вывод, что даже при наличии сведений об ограничении прописанных в строке 16 кадастрового паспорта на земельный участок, расположенный ..., органы местного самоуправления не вправе были отказать Меркуловой Э.В. в предоставлении ей в собственность указанного земельного участка, поскольку такой отказ повлек бы нарушение права Меркуловой Э.В., гарантированного ей ст. 36 Конституции РФ: «1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».Считает, что исковые требования прокурора г. Ессентуки не подлежит удовлетворению.
Представитель 3-го лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» по доверенности Гаджарова Т.Р. просила оставить разрешение данного спора на усмотрение суда, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... полностью входит в зону: «Вторая зона округа санитарной охраны ... (зона ограничений)», 26.30.2.2, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения суда от ... .... В соответствии с вышеуказанным решением, суд обязал ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю осуществить кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края в границах, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» и материалов проекта по установлению границ и режима округа санитарной охраны курортов, разработанных Центральным советом по управлению курортами профсоюзов в 1984 году. | ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю исполнено действующее - законодательство - постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», постановление Совета Министров РСФСР от 09.07.1985г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». Считает, что только при отмене постановления Правительства РФ от ... ... «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и постановления Совета Министров РСФСР от 09.07.1985г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, «Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае», возможно исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о том, что земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер ... входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений0. ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю, внося сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, исполнило решение суда, вступившее в законную силу, однако данные сведения все равно были бы внесены в государственный кадастр недвижимости в силу закона.
Представитель 3-го лица УФСГР, кадастра и картографии по СК Выскребцова К.В. просила исковые требования удовлетворить, указав, что в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий к лечебно- оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В пункте 2 статьи 3 данного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 г. № 14 курорт Ессентуки признан курортом федерального значения и особо охраняемой территорией в определенных границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300. Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе и содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий. Согласно Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости, вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости. Указанные сведения отражены в кадастровом паспорте земельного участка в строке 16 «Особые отметки» в виде сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. Указанные в пункте 16 кадастрового паспорта сведения не являются ограничением (обременением) права и не подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 56 «Ограничения прав на землю» Земельного кодекса Российской Федерации. Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена согласно статье 3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 1Э7-ФЗ». Соответственно, в Едином государственном реестре прав на недвижимость по спорному земельному участку отсутствуют какие-либо записи о регистрации вещных прав, которые могли бы быть в свою очередь ограничены. Указание в графе 16 кадастрового паспорта земельного участка сведений о том, что земельный участок находится в пределах второй зоны округа санитарной охраны, не означает, что данные сведения подлежат государственной регистрации как ограничения прав, а означает, что данный участок относится к землям, ограниченным в обороте (в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ). Также, исходя из вышесказанного, согласно действующему законодательству (статья 16 ФЗ от 23.02.1995 №32-Ф3 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», пункт 1 статьи 2 ФЗ от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», пункт 1 статьи 95 ЗК РФ) рассматриваемый участок находится в пределах особо охраняемой природной территории. Если земельный участок объективно не находится в зоне с особыми условиями использования территорий, то необходимо внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения. Тот факт, что в соответствии с кадастровым паспортом спорный земельный участок отнесен к категории «Земли населенных пунктов», а не к категории «Земли особо охраняемых территорий» не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям. В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в черте населенного пункта, относятся к категории земли населенных пунктов, а исходя из статьи 94 Земельного кодекса РФ, земли курортов, в том числе и земли населенных пунктов, являющихся городами-курортами, относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Из анализа земельного и природооохранного законодательства, в том числе законодательства, регулирующего правоотношения в области обеспечения условий для лечения и оздоровления граждан с использованием природных факторов (в том числе минеральной воды) следуют определенные логические выводы. В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно пункту 4 указанной нормы не допускается отказ в предоставлении в
собственность граждан земельных участков за исключением случаев их изъятия из оборота, установления федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Помимо этого, запрет на приватизацию земель особо охраняемых природных
территорий установлен в силу прямого указания Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (пункт 5 статьи 58). Согласно пункту 2 статьи 58 данного закона, порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. Данные нормы вполне соотносятся с утверждением о безусловном, конституционном, праве на землю. Однако конституционный принцип о праве частной собственности на землю имеет ограничения. Что подтверждает, в частности, ссылка на нормы земельного законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Указанное обстоятельство является ключевым в данном споре. Согласно пункту 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, из состава земель лесного фонда, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо-ценными объектами культурного наследия, предоставленные для нужд обороны и безопасности государства, предоставленные для нужд транспорта, связи, занятые объектами космической инфраструктуры, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, предоставленные для производства ядовитых, наркотических веществ, загрязненные участки, земли резерва, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения. Согласно статьи 94 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий относятся к землям особо охраняемых территорий наравне с иными землями: природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иных земель. Согласно ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии со статьей 96 ЗК РФ в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. На указанных землях устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) защиты. Такая же логическая взаимосвязь и последовательность предусмотрены указанными ниже специальными законами. Согласно преамбуле федерального закона от 14.03.1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют, в том числе, особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение. В соответствии со статьей 31 указанного закона к лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами. Согласно пункту 3 статьи 32 данного закона для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур такого округа является границей лечебно- оздоровительной местности или курорта. Итак, если земельный участок находится в пределах округа горно-санитарной охраны, то это означает, что данный участок находится в пределах курорта. Курорт, в свою очередь, является особо охраняемой природной территории. А особо охраняемая территории - ограничена в обороте. Отнесенные к ограниченной в обороте территории земли в частную собственности не представляются. Просит удовлетворить исковые требования.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерацииграждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки наделен полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью города Ессентуки.. Постановлением главы администрации г. Ессентуки ... от ... «О предоставлении в собственность за плату под индивидуальный жилой дом Меркуловой Э.В. земельного участка расположенного по адресу: ... кадастровый ...», между комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки и Меркуловой Э.В. заключен договор купли продажи земельного участка ... от ...
Статьей 7 Земельного кодекса РФ определен состав земель в Российской Федерации, согласно которому земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Кадастровым паспортом земельного участка (раздел 8.1), выданным ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю отдел-филиал г. Ессентуки, определено, что земельный участок площадью 423 кв.м. с кадастровым номером 26:30:060229:42 расположенный по ..., весь относится к категории земель - земли населенных пунктов.
На основании ст. 83 Земельного кодекса РФ, к землям населенных пунктов относятся земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Земли населенных пунктов отделены чертой от земель других категорий.
Ссылки истца на ст. 32 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ необоснованна, поскольку, данная законодательная норма устанавливает лишь общий порядок режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и предусматривает запрет (ограничение) в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов лишь деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов.
В п.п. 8 ст.1 ЗК РФ «Основные принципы земельного законодательства», указано: земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства. Также в соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель указанных в п.1 этой статьи среди которых земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий, определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно п.5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» - «Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка».
В своем иске прокурор ссылается на Федеральный закон от 02.01.2000г. № 28, который утратил силу в 2008г.
Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
Как следует из перечисленных норм права, подтверждением отнесения спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий могут быть только данные государственного кадастра.
В графе 16 кадастрового паспорта земельного участка, выданного ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю отдел-филиал г. Ессентуки указано, что земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», 26.30.2.2, внесенную по документу от ... ....
Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ
"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определяет, чтоокруг санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);
В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Согласно Положению об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденная постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425, режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
строительство транзитных автомобильных дорог;
размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;
строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;
размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;
складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;
массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);
использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
сброс сточных и дренажных вод в водные объекты ( за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;
вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения.
Установление округа горно-санитарной охраныявляется лишь ограничением в использовании земельного участка, а не ограничением к распоряжению им и приобретении его в собственность.
Согласно ч.3 ст.15 Федерального Закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - «В срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости предусмотренные пунктами 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона соответствующие сведения». Сведения о регистрации указанного в кадастровом паспорте ограничения прав на земельный участок, отсутствуют.
Доказательства того, что предусмотренная законом процедура государственной регистрации ограничения (обременения) прав на землю проведена органами кадастрового учета при внесении данных сведений в ГКН, суду ни кем не представлены. Согласно справке ФГУ «ЗКП» по СК где говориться о том, что данные сведения прописаны в графе 16 формы В.1 кадастрового паспорта как «особые отметки, а в случае государственной регистрации названных ограничений будут внесены в ГКН и прописаны в строке 4 формы В.3 кадастрового паспорта «Сведения о частях земельного участка и обременениях».
Согласно письму Минэкономразвития от 17 декабря 2009г. № 22066-ИМД/23 «О внесении в ГКН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» в п.3 которого говориться, что «В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 3 статьи 15 Закона о кадастре сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).
Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права».
В соответствии с приведенными правилами и положениями закона, сведения внесенные в ГКН относительно земельного участка расположенного по адресу ... кадастровый номер ... касающиеся ограничения (обременения), подлежат государственной регистрации независимо от того в какой графе они прописаны.
В этой связи также следует обратить внимание на п.п. 9 п.2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласно которого: «сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости», по этому поводу существует приказ минэкономразвития РФ «Об утверждении порядка ведения ГКН» от 04.02.2010г., в соответствии с п.п.6 п.8 названного приказа сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав должны вноситься в следующем объеме:
1) кадастровый номер объекта (или учетный номер части объекта), в отношении которого (которой установлено ограничение (обременение) права;
2) вид ограничения (обременения) права;
3) содержание ограничения (обременения) права;
4) срок действия ограничения (обременения) права;
5) сведения о лицах, в пользу которых ограничиваются (обременяются) права;
6) реквизиты документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права;
7) дата возникновения и прекращения ограничения (обременения) права.
Однако, как следует из кадастрового паспорта, данный порядок практически полностью не соблюден, каких-либо доказательств о его соблюдении суду не представлено, из чего следует однозначный вывод о том, что сведения об ограничении (обременении) прав на вышеназванный земельный участок внесены в ГКН с грубыми нарушениями действующего законодательства РФ и в силу этого не должны приниматься во внимание.
Следовательно, органы власти местного самоуправления не должны основывать свои решения о предоставлении земельных участков на данных ГКН, которые неправомерно внесены в ГКН, потому как в соответствии с п.1 ст. Федерального закона от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права». Даже при наличии сведений об ограничении прописанных в строке 16 кадастрового паспорта на земельный участок, расположенный ..., органы местного самоуправления не вправе были отказать Меркуловой Э.В. в предоставлении ей в собственность указанного земельного участка
Истцом в заявлении указывается, что договор купли-продажи земельного участка ... по ... от ... ... является недействительной ничтожной сделкой.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Ессентуки в защиту государственных и общественных интересов, интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Ессентуки к администрации г. Ессентуки, Меркуловой Э.В. о признании недействительным постановления администрации г. Ессентуки, признании договора купли-продажи земельного участка недействительной (ничтожной) сделкой, возложении обязанности на ответчика Меркулову Э.В. возвратить земельный участок муниципальному образованию, признании незаконными действия администрации г. Ессентуки по предоставлению земельного участка в собственность, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через суд г. Ессентуки в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения - 20 декабря 2010 года
Председательствующий :