РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2010 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.
при секретаре Орлянской Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магомедова Ш.М. к Пятигорской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании права собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Магомедов Ш.М. обратился в суд с иском к Пятигорской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации (далее Пятигорской КЭЧ района МО РФ), Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании права собственности на ****, общей площадью ***** кв.м., жилой площадью ***** в порядке бесплатной приватизации.
В судебном заседании полномочный представитель истца, действующий на основании надлежаще оформленной доверенности, Мелкумов М.А., заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что Магомедов Ш.М. на основании ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» получил от Минобороны РФ, в лице Пятигорской КЭЧ района, по договору социального найма *** от **** жилье, расположенное по адресу: ****, на состав семьи: он, жена – М.Г., сын – З.Ш., **** года рождения, сын – И.Ш., **** года рождения, сын – Р.Ш., **** года рождения. Руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от **** ***, он обратился к начальнику Пятигорской КЭЧ района с заявлениями о передаче в собственность предоставленной квартиры. При этом дети и жена Магомедова Ш.М. дали согласие о не включении их в число собственников квартиры. Однако получил отказ, мотивированный тем, что не проведена регистрация федеральной собственности и права оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района, в связи с чем Пятигорская КЭЧ района не имеет возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность. Постановлением Правительства РФ от **** *** "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации. Министерством обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений МО РФ, которому переданы функции указанные в постановлении Правительства РФ от **** ***, в том числе приватизация. Следовательно, будучи органом уполномоченным распоряжаться федеральной собственностью, Департамент имущественных отношений МО РФ, также является надлежащим ответчиком по делу. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от **** ***, граждане России, занимающие жилые помещения в государственном жилом фонде, на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предлагает создание гражданам равных условий реализации данного права. В силу ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и ст.ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Таким образом, поскольку истец по независящим от него причинам не может реализовать своё право на приватизацию предоставленного по договору социального найма жилого помещения, которое не относится к категории жилья, не подлежащего приватизации, ранее в приватизации не участвовал, во время проживания в данной квартире добросовестно оплачивал коммунальные услуги, налоги, несет расходы по содержанию жилья, т.е. содержат квартиру как собственник, считает, что за ним подлежит признание права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: ****, в судебном порядке. Просит удовлетворить заявленные исковые требования своего доверителя в полном объеме.
Представитель Пятигорской КЭЧ района МО РФ Бадалян А.А. в судебное заседание не явилась, направив отзыв на исковое заявление, где указала, что исковые требования истца считает законными и обоснованными по следующим основаниям. Квартира *** в **** в **** получена от заказчика строительства - Управления контрактного строительства и инвестиций Минобороны России (далее УКСИ МО РФ). В нарушение требований ст. 25 Федерального закона от **** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» УКСИ МО РФ не провело первичную государственную регистрацию права собственности на вновь возведённый объект недвижимости. Не зарегистрировало право собственности на отведённый под строительство земельный участок, т.е. отсутствует правоустанавливающий документ, что является препятствием для надлежащего оформления прав федеральной собственности и оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района на предоставленную истцу квартиру.
Таким образом, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом, отсутствием зарегистрированного права оперативного управления и федеральной собственности, Пятигорская КЭЧ района не имеет возможности для заключения договора передачи в собственность вышеуказанной квартиры. Умысла Пятигорской КЭЧ района в ущемлении права истца на приватизацию занимаемого жилого помещения, нет.
Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме. Признать за Магомедовым Ш.М. право собственности на трехкомнатную ****, в **** края общей площадью ***** в соответствии с ФЗ «О приватизации жилого фонда в РФ» о бесплатной передаче гражданам жилого помещения.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю П. судебное заседание не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще был извещен посредством факсимильной связи, о чем свидетельствует отчет, об отправке извещения. О причинах неявки в судебное заседание представитель ответчика не сообщил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал.
С учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчиков - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю и Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ.
Заслушав объяснения представителя истца Мелкумова М.А., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Закон РФ *** «О приватизации жилищного фонда в РФ» от **** устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии п.п. а п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации *** от **** Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Как установлено в судебном заседании, Администрацией города Ессентуки **** выдано разрешение на ввод в эксплуатацию жилого ****. После чего, врио начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом **** направлено письмо ***/*** о том, что в целях регистрации собственности Российской Федерации и закрепления квартир на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района необходимо издание соответствующего распоряжения.
Письмом заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от **** № *** Территориальному управлению Росимущества по Ставропольскому краю совместно с Пятигорской КЭЧ района поручено обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на имущество (в том числе на ****), с последующим его закреплением в установленном порядке на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района. Об исполнении поручения предложено сообщить в срок до ****.
По акту приема-передачи от **** жилой дом в микрорайоне «Прибрежный» по **** принят на баланс Пятигорской КЭЧ района.
Сведения о том, что регистрация данного права, то есть права оперативного управления произведена, отсутствуют.
Кроме того, Пятигорская КЭЧ района осуществляет распорядительные действия в отношении жилого дома, о чем свидетельствует факт заключения договора социального найма квартиры в жилом доме. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.
Из договора социального найма *** от ****, заключенного между Пятигорской КЭЧ района и Магомедовым Ш.М., следует, что наймодатель предоставил истцу Магомедову Ш.М., в том числе членам его семьи, в бессрочное пользование жилое помещение, расположенное по адресу ****.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как установлено в судебном заседании, **** не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не находится в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением, что подтверждается копией договора социального найма *** от **** и кадастровым паспортом помещения, выданными **** Ессентукским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ». Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.
Таким образом, суд считает установленным, что указанное жилое помещение может являться объектом приватизации.
Судом достоверно установлено, что Магомедов Ш.М. был призван на военную службу **** Пятигорским объединенным городским военным комиссариатом Ставропольского края.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части *** *** по строевой части *** **** от ****, старший прапорщик Магомедов Ш.М., начальник аптеки, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас приказом командующего *** Общевойсковой армией от **** *** ***, в связи с организационно-штатным мероприятиями (п.п. «а» п.2 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»). По окончанию отпуска, направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата РД по **** и ****. Общая продолжительность военной службы ст. прапорщика Магомедова Ш.М. по состоянию на **** в ВС РФ составляет *****.
Отсутствие у Магомедова Ш.М. собственного жилья объективно подтверждается следующими доказательствами.
В материалах дела имеется выписка из протокола *** от **** заседания жилищной комиссии войсковой части ***, согласно которой военнослужащего Магомедова Ш.М. признали нуждающимся в получении постоянной жилой площади. А также выписка из протокола *** от **** заседания жилищной комиссии войсковой части ***, согласно которой военнослужащему Магомедову Ш.М. распределена ****, в городе **** Данное обстоятельство подтверждается копией списка распределения жилой площади от ****.
Кроме того, суду представлена справка *** от **** войсковой части *** **** о том, что Магомедов Ш.М. субсидии (ссуду) на приобретение и строительство жилья не получал.
Из справки серия АА *** от **** КЭЧ **** следует, что Магомедов Ш.М. сдал ранее занимаемое им жилое помещение КЭЧ района, о чем получил справку.
Справка ФГУП «Дагтехинвентаризация» по городу Буйнакск от **** свидетельствует о том, что в делах архива не зарегистрировано домовладение и приватизированная квартира на имя Магомедова Ш.М.
Из сообщений Управления ФРС по **** по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от **** следует, что в ЕГРП отсутствует запись о регистрации прав Магомедова Ш.М.
Указанные документы свидетельствуют о том, что Магомедов Ш.М. является нанимателем спорной квартиры, у которого в силу закона возникло право на приобретение ее в собственность в порядке бесплатной приватизации. До получения **** по договору социального найма, истец в приватизации государственного или муниципального жилищного фонда не участвовал. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ" и Законом РФ «О статусе военнослужащих» он вправе получить занимаемое им по договору социального найма жилое помещения в индивидуальную собственность в порядке приватизации.
Согласно свидетельству о заключении брака ***, выданному **** Отделом ЗАГС ****, между Магомедовым Ш.М. и М.Г., **** заключен брак. Истцы имеют троих детей – сына – З.Ш. **** года рождения, сына – И.Ш. **** года рождения, сына – Р.Ш. **** года рождения, что подтверждается копиями паспортов.
В материалах дела имеются согласия М.Г. З.Ш. И.Ш., Р.Ш. о приватизации квартиры, находящейся по адресу: ****, без включения их в число собственников квартиры.
**** Магомедов Ш.М. обратился к наймодателю квартиры - Пятигорской КЭЧ района с просьбой заключить договор на передачу **** в собственность. **** он получил письменный отказ в передаче квартиры в собственность, подписанный начальником Пятигорской КЭЧ района. Как указано в письменном отказе, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом (квартиры), отсутствием зарегистрированного права оперативного управления и федеральной собственности, Пятигорская КЭЧ района не имеет возможности для заключения договора передачи в собственность вышеуказанной квартиры.
Судом бесспорно установлено, что право Магомедова Ш.М. на получение жилья в собственность в порядке приватизации Пятигорской КЭЧ района не оспаривается, спорная квартира не входит в перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена. Как следует из отзыва представителя ответчика в судебном заседании, препятствием к заключению договора является отсутствие регистрации права собственности и права оперативного управления на жилой дом. Умысла Пятигорской КЭЧ района в ущемлении права истцов на приватизацию занимаемого жилого помещения, нет.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что истец по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения.
Письмом заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от **** № *** Территориальному управлению Росимущества по Ставропольскому краю совместно с Пятигорской КЭЧ района поручено обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на имущество (в том числе ****), с последующим его закреплением в установленном порядке на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района. Об исполнении поручения предложено сообщить в срок до ****.
Ответчики, а также Пятигорская КЭЧ района, на балансе которой находится спорная квартира, уклоняются от решения вопроса передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, ссылаясь на различные причины. В связи с этим Магомедов Ш.М. обратился за судебной защитой.
По смыслу вышеприведенных законоположений право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Таким образом, исковое требование о передаче жилья в собственность является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Согласно ст. ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от **** (с последующими изменениями и дополнениями), вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда.
На основании изложенного, суд считает возможным признать за Магомедовым Ш.М. право собственности на ****.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Магомедова Ш.М. к Пятигорской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании права собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации - удовлетворить.
Признать за Магомедовым Ш.М. в порядке бесплатной приватизации право собственности на ****, расположенную по ****, в городе Ессентуки, общей площадью *****., жилой площадью *****.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд Ставропольского края.
Председательствующий-