решение по делу №2-40/11



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2011 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.

при секретаре Пилипенко С.П.,

с участием:

истца Лукашевич Л.П., представителя истца Золотаревой В.Г.,

ответчиков Кулыгина В.В., Кулыгина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукашевич Л.П. к Кулыгину В.В., Кулыгину И.В., Кулыгину В.В. о признании прекратившими право пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Лукашевич Л.П. обратилась в суд с иском к Кулыгину В.В., Кулыгину Вал.В., Кулыгину Вит.В. о признании прекратившими право пользования жилым помещением - домом *** по *** в ***.

В обоснование своих требований истец указала, что является собственником *** доли *** в *** на основании договора купли-продажи от ***. Ее совладельцем является М. (*** доли в праве).В ее доме была зарегистрирована и проживала дочь В.В., которая в *** году вышла замуж за ответчика В.В., после чего он был зарегистрирован у нее в доме.Дочь в *** году уехала из *** и стала проживать в ***. В *** году брак между Кулыгиным В.В. и В.В. был расторгнут. В связи с тем, что брачные отношения с ее дочерью у В.В. не сложились, он с детьми выбыл из ее дома, переехал и проживает около *** лет по адресу: ***.Несмотря на это, она вынуждена оплачивать коммунальные услуги за семью Кулыгиных. Наличие регистрации в ее доме семьи Кулыгиных нарушает права собственника.Ее муж Л. умер ***. В настоящее время встал вопрос о продаже дома, однако наличие регистрации ответчиков в доме лишает ее возможности продать его, так как покупатель не желает приобретать дом с регистрацией в нем посторонних лиц. В настоящее время ответчики членами ее семьи не являются.

В судебном заседании истец Лукашевич Л.П., ее представитель Золотарева В.Г. исковые требования поддержали в полном объеме, просили признать Кулыгина Вал.В., Кулыгина Вит.В., Кулыгина И.В. прекратившими право пользования жилым домом *** по ***, а также пояснили, что не возражают против сохранения за ответчиками права пользования указанным жилым помещением на срок до 6 месяцев.

Ответчик Кулыгин В.В. возражал против удовлетворения исковых требований Лукашевич Л.П., просил суд учесть следующие обстоятельства.

Он со своей бывшей супругой Кулыгиной Л.П. (до замужества Г.И.) с двумя сыновьями до *** года проживали в городе *** в собственном жилом помещении. В связи с тем, что родители жены стали их постоянно вызывать к себе для совместного проживания, так как им нужна постоянная помощь, он с супругой в мае *** года продали свою квартиру в городе *** и переехали к родителям жены для постоянного проживания в город Ессентуки.С согласия собственника жилого помещения Лукашевич Л.П., он и члены его семьи были в *** году зарегистрированы, как членысемьи собственника, в жилом помещении-домовладении по адресу: ***. Деньги от проданной квартиры в городе *** его бывшей супругой были переданы на хранение ее матери и его тещи Лукашевич Л.П. Указанные деньги, вырученные от продажи квартиры в ***, тратились, в том числе, и самой Лукашевич Л.П.Лукашевич Л.П. стала вмешиваться в его отношения с супругой, внося в них раздор и напряженность. В связи с этим, постепенно испортились и его отношения с супругой. Через некоторое время она выехала в ***, а в *** году брак между ними был расторгнут.Он с сыновьями оставался некоторое время проживать совместно с Лукашевич Л.П., но родители жены постоянно упрекали их по различным надуманным причинам, в связи с чем, дальнейшее проживание с ними становилось невозможным. В ноябре *** года он вынужден был выехать, и искать другое жилье для проживания. В настоящее время он с сыновьями снимает другое жилье, за проживание в котором и за коммунальные услуги он сам производит оплату.Учитывая вышеуказанное, считает, что его вины и вины его сыновей в том, что Лукашевич Л.П. оплачивает в настоящее время коммунальные услуги за них, нет. Своими действиями она создала условия, из-за которых они вынуждены были выехать с ее жилого помещения, а не «добровольно выселились».Он и его бывшая супруга, а также сыновья, когда жили совместно по месту регистрации, использовали предоставленное им жилое помещение для проживания строго по назначению. Они с собственником жилья совместно вели хозяйство, несли солидарную ответственность по обязательствам, в том числе и по оплате коммунальных услуг и проживания, поддерживая дом в нормальных условиях, обеспечивая его сохранность.

Возражая против прекращения его права на спорное жилое помещение, просил также суд сохранить за ним право пользования им и регистрацию на срок, необходимый для решения жилищного вопроса и вопроса трудоустройства.

Ответчик Кулыгин В.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований Лукашевич Л.П., а также просил суд сохранить за ним право пользования им и регистрацию на срок, необходимый для решения жилищного вопроса и вопроса трудоустройства.

Ответчик Кулыгин И.В. в судебное заседание не явился, направив телеграмму с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие, с требованиями Лукашевич Л.П. не согласен.

Третье лицо М. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени слушания дела по последнему известному месту жительства. Сведений об уважительности причин неявки и ходатайств об отложении рассмотрения дела или рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.

Заслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 5 Федерального закона №189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Судом установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, следовательно, Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться к правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года.

В силу ст.209, 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.

В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником. При этом, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем собственнику жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В п. 2 указанной нормы установлено, что члены семьи собственника имеют право пользования жилым помещением наравне с собственником жилого помещения, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В соответствии с ч.4 ст. 31 ЖК РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений в данном случае следует понимать отказ от ведения общего хозяйства с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства. Из названных положений следует, что членом семьи собственника является лицо, проживающее совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как следует из справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» *** от ***, Л.П. является собственником *** доли жилого *** на основании договора купли-продажи *** от ***.

Лукашевич Л.П., как собственник жилого помещения, пользуется правами, предоставленными ей ст. 288 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ.

Согласно адресным справкам отделения УФМС России по СК в *** от ***, домовой книге, И.В. зарегистрирован на *** с ***, Кулыгин В.В. - с ***, Кулыгин В.В. - с ***.

Как установлено в судебном заседании, ответчики вселены Лукашевич Л.П. в домовладение *** по ***.

На основании ст. 127 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения жилищных отношений между Лукашевич Л.П. и Кулыгиным И.В., Кулыгиным В.В., граждане, имеющие в личной собственности жилой дом (часть дома), пользуются им для личного проживания и проживания их семей. Они вправе вселять в дом других граждан, а так же сдавать его в наём на условиях и в порядке, установленном законом. Жилые дома, квартиры, находящиеся в личной собственности граждан, не могут быть у них изъяты, собственник не может быть лишён права пользоваться жилым помещением, кроме случаев, установленных законом.

Таким образом, для возникновения права пользования жилым помещением, принадлежащим гражданину на праве собственности, в соответствии с законодательством, действовавшим на период возникновения жилищных правоотношений между сторонами, было необходимо наличие следующих условий: возможность признания членом семьи собственника, согласие собственника на вселение гражданина.

В судебном заседании установлено, что Кулыгин В.В. являлся супругом дочери истца В.В. Кулыгин И.В. и Кулыгин В.В. - их дети - в установленном законом порядке приобрели право пользования указанным жилым помещением.

Вместе с тем судом признано, что брак между Кулыгиным В.В. и В.В. прекращен в *** году. Кулыгин В.В. не оспаривает то обстоятельство, что семейные отношения с дочерью истца у него прекращены, в связи с чем, членом семьи истца он не является.

Прекращение семейных отношений ведёт к изменению статуса бывшего члена семьи собственника - с этого момента он фактически становится нанимателем. Под соглашением между собственником и бывшим членом его семьи о порядке пользования жилым помещением понимается только такое соглашение, которому придана письменная форма.

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что ответчики с *** не проживают в домовладении истца, покинув его и забрав принадлежащие им вещи, коммунальные услуги не оплачивают.

Таким образом, Кулыгин Вал.В., Кулыгин Вит.В., Кулыгин И.В. формально сохранили регистрацию места жительства в домовладении, собственником 2/3 доли которого является истец, но не пользуются ею, не несут бремени содержания жилья, из указанного жилого помещения выселились, в течение длительного времени не проживают и никакого соглашения между Лукашевич Л.П. с ними о пользовании жилой площадью дома не заключалось.

В силу ст. 288 ГК РФ, гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.

Лукашевич Л.П. как собственник жилья нуждается в нем для личного проживания.

При таких обстоятельствах, требования Лукашевич Л.П. к Кулыгину В.В., Кулыгину И.В., Кулыгину В.В. о признании прекратившими право пользования жилым помещением - домом *** по *** суд считает доказанными в соответствии со ст. 56 ГПК РФ и, соответственно, подлежащими удовлетворению.

Как пояснили ответчики в судебном заседании, в настоящее время собственного жилья они не имеют, им необходимо сохранить регистрацию постоянного места жительства для решения жилищного вопроса и вопроса трудоустройства.

Истец Лукашевич Л.П. не возражала против сохранения за ответчиками права пользования принадлежащим ей домовладением сроком на *** месяцев.

В данном случае суд исходит из того, что в силу ч.4 ст. 31 ЖК РФ за ответчиками может быть сохранено на определенный срок право пользования жилым помещением, поскольку у бывших членов семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также их имущественное положение и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют им обеспечить себя иным жилым помещением, и считает необходимым сохранить за Кулыгиным В.В., Кулыгиным И.В., Кулыгиным В.В. право пользования принадлежащим истцу жилым помещением сроком на *** месяцев. По истечении установленного судом срока, право постоянного пользования ответчиками жилым помещением в домовладении *** по *** в *** прекращается

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Лукашевич Л.П. к Кулыгину В.В., Кулыгину И.В., Кулыгину В.В. о признании прекратившими право пользования жилым помещением - удовлетворить.

Признать Кулыгина В.В., Кулыгина И.В., Кулыгина В.В. прекратившими право постоянного пользования жилым помещением - домом *** по ***.

Сохранить за Кулыгиным В.В., Кулыгиным И.В., Кулыгиным В.В. право пользования жилым помещением - домом *** по *** на срок *** месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 17 января 2011 года.

СУДЬЯ М.Э. ХЕТАГУРОВА