решение по делу №2-19/11 по иску Прядкиной Т.А. к Управлению федеральной сулжбы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, ФГУ Земельная кадастровая палата



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2011 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,

при секретаре Орлянской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прядкиной Т.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Ессентукскому межрайонному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю о признании отказа в государственной регистрации прав незаконным, об исключении записи из государственного кадастра недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Прядкина Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Ессентукскому межрайонному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю о признании отказа в государственной регистрации прав незаконным, об исключении записи из государственного кадастра недвижимости, указывая следующее.

В соответствии с Постановлением Главы *** от *** *** ей предоставлен в собственность за плату земельный участок под индивидуальный жилой дом, площадью *** который расположен по адресу *** кадастровый номер *** Категория земель - земли населенных пунктов. На основании указанного Постановления Главы *** между ею и Администрацией города Ессентуки, в лице заместителя главы администрации - председателя комитета по муниципальной собственности *** ФИО5, был заключен договор купли продажи недвижимого имущества от *** ***, предметом договора является вышеназванный земельный участок. В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ «Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законам», *** она обратилась в Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***, где у нее были приняты все необходимые документы, для государственной регистрации за нею права собственности на земельный участок, приобретенный согласно договору купли продажи недвижимого имущества от *** ***: договор купли- продажи участка, чек- ордер об оплате госпошлины, заявление, кадастровый паспорт участка, постановление администрации города от ***. *** Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** направил ей сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу *** кадастровый номер ***. На основании того, что данный земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны (зона ограничений) и в соответствии с п.п.1 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте на основании ст. 95 Земельного кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона от *** № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» где сказано: - « к землям особо охраняемых природных территорий относят земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов» и согласно п.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. За разъяснением данной ситуации она обратилась в комитет по муниципальной собственности ***, где мне разъяснили, что действия Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** противоречат действующему законодательству РФ и ст. 36 Конституции РФ. Также ей стало известно, что ***. администрация *** не предоставляла в собственность земельные участки, по этим же основаниям, что повлекло массовое обращение граждан в суды за восстановлением в судебном порядке нарушенного права на частную собственность. В подавляющем большинстве судом признаны незаконными отказы администрации *** в предоставлении земельных участков в собственность, что впоследствии изменило позицию администрации *** по данному вопросу, и до недавнего времени Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю производил государственную регистрацию права собственности на земельные участки расположенные во второй санитарной зоне охраны города Ессентуки. Отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, в государственной регистрации за нею права собственности на недвижимое имущество, считает нарушающим ее право на частную собственность, гарантированное Конституцией РФ, потому как на сегодняшний день земельное законодательство в части предоставления земельных участков в собственность не изменилось. Действия Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по отказу в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество неразрывно связаны с действиями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК в результате которых в государственный кадастр недвижимости внесены сведения в отношении предоставленного мне земельного участка. В этих сведениях указано, что земельный участок площадью *** кв.м., который расположен по адресу *** кадастровый номер *** весь входит в зону с особым режимом использования как особо охраняемая территория. Указанные сведения были внесены в ГКН ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК. Данные действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СК также считает незаконными, потому как в соответствии с ч.6 ст.56 Земельного кодекса РФ «Ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом» «О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним» и только после этого согласно ч.3 ст.15 закона от *** N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - «В срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости предусмотренные пунктами 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона соответствующие сведения». Сведения, на основании какого документа внесено соответствующее ограничение и о государственной регистрации указанного ограничения прав на земельный участок в кадастровом паспорте отсутствуют. В соответствии с п. 7 ст. 56 Земельного кодекса РФ «Ограничения прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены в судебном порядке».

На основании изложенного, просит признать незаконным отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ***

Обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, произвести государственную регистрацию права собственности на земельный расположенный по адресу *** кадастровый номер *** за нею.

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по *** исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о том, что земельный участок площадью ***., расположенный по адресу *** кадастровый номер *** входит в зону с особым режимом использования как особо охраняемая территория.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** по доверенности - ведущий специалист - эксперт Ессентукского межрайонного отдела Выскребцова К.В. исковые требования Прядкиной Т.А. не признала по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от *** № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от *** № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В пункте 2 статьи 3 данного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ от *** Постановлением Правительства РФ от *** *** курорт Ессентуки признан курортом федерального значения и особо охраняемой территорией в определенных границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением ФИО3 от *** ***. Частью 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от *** «проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав». При отсутствии или ненадлежащем оформлении любого из указанных документов служба не вправе осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество.

Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от *** (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе и содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно Закону о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости. Указанные сведения отражены в кадастровом паспорте земельного участка в строке 16 «Особые отметки» в виде сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. При этом отказ в регистрации права на участок служба мотивирует не понятием «ограничение (обременение) вещных прав на объект недвижимости», а понятием «запрет на приобретение объекта недвижимости в собственность». Речь идет только лишь о том, что запрет на передачу в частную собственность земельных участков, находящихся в пределах земель ограниченных в обороте, предусмотрен нормой Земельного кодекса РФ, имеющего прямое действие. Указанные в пункте 16 кадастрового паспорта сведения не являются ограничением (обременением) права и не подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 56 «Ограничения прав на землю» Земельного кодекса РФ. Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена согласно статьи 3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от *** № 137-ФЗ». Соответственно, в Едином государственном реестре прав на недвижимость по спорному земельному участку отсутствуют какие-либо записи о регистрации вещных прав, которые могли бы быть в свою очередь ограничены. Эта информация означает, согласно действующему законодательству (статья 16 ФЗ от *** №32-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», пункт 1 статьи 2 ФЗ от *** №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункт 1 статьи 95 ЗК РФ), что рассматриваемый участок находится в пределах особо охраняемой природной территории.

Соответственно, указание в графе 16 кадастрового паспорта земельного участка сведений о том, что земельный участок находится в пределах второй зоны округа санитарной охраны, не означает, что данные сведения подлежат государственной регистрации как ограничения прав, а означает, что данный участок относится к землям, ограниченным в обороте (в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ). Если земельный участок объективно не находится в данной зоне, то необходимо внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части устранения соответствующей записи. Из анализа земельного и природооохранного законодательства, в том числе законодательства, регулирующего правоотношения в области обеспечения условий для лечения и оздоровления граждан с использованием природных факторов (в том числе минеральной воды) следуют определенные логические выводы. В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно пункту 4 указанной нормы не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков за исключением случаев их изъятия из оборота, установления федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Данные нормы вполне соотносятся с утверждением истца и Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки о безусловном, конституционном, праве на землю. Однако конституционный принцип о праве частной собственности на землю имеет ограничения. Данный пункт Конституции имеет, в частности, ссылку на нормы земельного законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Указанное обстоятельство является ключевым в данном споре. Согласно пункту 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, из состава земель лесного фонда, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо-ценными объектами культурного наследия, предоставленные для нужд обороны и безопасности государства, предоставленные для нужд транспорта, связи, занятые объектами космической инфраструктуры, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, предоставленные для производства ядовитых, наркотических веществ, загрязненные участки, земли резерва, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Согласно ст. 94 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий относятся к землям особо охраняемых территорий наравне с иными землями: природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иных земель. Далее, согласно ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии со статьей 96 ЗК РФ в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. На указанных землях устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) защиты. Такая же логическая взаимосвязь и последовательность предусмотрены указанными ниже специальными законами. Согласно преамбуле федерального закона от *** № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют, в том числе, особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение. В соответствии со статьей 31 указанного закона к лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами. Согласно пункту 3 статьи 32 данного закона для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур такого округа является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Итак, если земельный участок находится в пределах округа горно-санитарной охраны, то это означает, что данный участок находится в пределах курорта. Курорт, в свою очередь, является особо охраняемой природной территории. А особо охраняемая территория - ограничена в обороте. Ограниченная в обороте территория в частную собственности не представляется.

В связи с изложенным, на основании статьи 27 Земельного кодекса РФ, просит в удовлетворении исковых требований (заявления) Прядкиной Т.А. к Ессентукскому межрайонному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество и о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный в *** ***, отказать в полном объеме.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю по доверенности Гаджарова Т.Р. исковые требования Прядкиной Т.А. не признала и пояснила следующее.

Земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: ***: «Вторая зона округа санитарной охраны *** (зона ограничений)», *** сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения суда от *** ***. В соответствии с вышеуказанным решением, суд обязал ФГУ «ЗКП» по *** осуществить кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, *** в границах установленных Постановлением ФИО3 от *** *** «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов *** в ***» и материалов проекта по установлению границ и режима округа санитарной охраны курортов, разработанных Центральным ФИО3 по управлению курортами профсоюзов в ***. ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю исполнено действующее законодательство - постановление Правительства РФ от *** *** «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», постановление ФИО3 от *** *** «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в ***». Утверждения истца о том, что действия ФГУ «ЗКП» по *** являются незаконными, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ «Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и только после этого согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от *** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - «В срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости предусмотренные пунктами 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона соответствующие сведения» считаем несостоятельными, так как вышеуказанные нормы закона не относятся к внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. В строке 16 «Особые отметки» кадастрового паспорта земельного участка от *** *** указаны сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, а не сведения об ограничении прав на землю. Сведения об обременениях «Аренда земли» указаны в строке 4 формы В.3 вышеуказанного кадастрового паспорта. Считает, что только при отмене постановления Правительства РФ от *** *** «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и постановления ФИО3 от *** *** «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в ***», возможно исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о том, что земельный участок площадью ***., расположенный по адресу: ***, кадастровый номер *** входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны *** (зона ограничений). ФГУ «ЗКП» по ***, внося сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, исполнило решение суда, вступившее на тот момент в законную силу, однако данные сведения все равно были бы внесены в государственный кадастр недвижимости в силу закона. Вместе с тем, судебной коллегией по гражданским делам ***вого суда вынесено кассационное определение от ***, в котором судебная коллегия определила, решение Промышленного районного суда *** края от *** отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей. В соответствии с положениями ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. Однако, на сегодняшний день, новое решение, по которому суд бы отказывал в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому делу не вынесено, в кассационном определении от *** отсутствуют указания ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю, касающиеся необходимости совершения каких-либо действий, а также о незаконности применения ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю Постановления ФИО3 от *** *** «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в ***».

В связи с вышеизложенным, считает, что в соответствии с нормами действующего законодательства, до вынесения нового решения по делу и истечения сроков на апелляционное или кассационное обжалование по данному решению, ФГУ «ЗКП» по *** не представляется возможным принятие каких-либо действий относительно зон санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и ***. Вместе с тем, действия ФГУ «ЗКП» по *** по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу:г. Ессентуки, ***: «Вторая зона округа санитарной охраны *** (зона ограничений)», *** не нарушают прав и законных интересов истца.

Учитывая изложенное, ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю просит суд в удовлетворении заявленных требований истца об обязании ФГУ «ЗКП» по *** исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о том, что земельный участок площадью ***., расположенный по адресу: ***, кадастровый номер *** входит в зону с особым режимом использования как особо охраняемая территория, отказать в полном объеме.

Представитель комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Щербаков В.В. исковые требования Прядкиной Т.Я. полагал подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок за Прядкиной Т.А. мотивированный тем, что земельный участок предоставленный Прядкиной Т.А. согласно представленному на него кадастровому паспорту весь относится к особо охраняемой территории с особым режимом использования, обусловленного режимом 2-ой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны согласно п. 2 ст.27 Земельного кодекса РФ не может быть предоставленным в собственность, является неправомерным и противоречит нормам действующего законодательства РФ по следующим основаниям. Ограниченный режим использования земель не является ограничением земель в обороте или изъятием из оборота по смыслу, передаваемому этим понятием ст. 27 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ). Согласно п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, земли особо охраняемых природных территорий являются самостоятельной категорией земель. Согласно представленному истцом кадастровому паспорту земельный участок предоставленный ей в собственность, относится к категории земель населенных пунктов, в этой связи следует брать во внимание положение ст.1 ЗК РФ «Основные принципы земельного законодательства», где в п.п. 8 указано: земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства. Также в соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель указанных в п.1 этой статьи среди которых земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий, определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Как видно из кадастрового паспорта, земельный участок расположенный по *** относится к категории земель населенных пунктов, а не к категории особо охраняемой территории в состав которых входят особо охраняемые природные территории. Согласно п.5 ст. 14 Федерального закона от *** *** «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» - «Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка». Природоохранное законодательство, на которое ссылаются органы регистрации при мотивации своего отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный во второй санитарной зоне охраны, не содержит запрета на предоставление таких земельных участков в собственность, а только лишь регламентирует порядок их использования и осуществления на них хозяйственной деятельности. Статьей 85 ЗК РФ в п.10 установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 ЗК РФ, в которых опять же не содержится запрет на предоставление земельных участков в собственность расположенных во второй зоне санитарной охраны. Что касается сведений в ГКН относительно нахождения Земельного участка предоставленного Прядкиной Т.А. в собственность, комитет по муниципальной собственности *** считает, что они внесены в ГКН с нарушением процессуальных норм действующего законодательства РФ, согласно п.6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в ст. 1 названного Федерального закона приводиться понятие: ограничением (обременением) - является наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. Доказательства того, что предусмотренная законом процедура государственной регистрации ограничения (обременения) прав на землю проведена, ответчиками не представлены. По этому поводу комитет по муниципальной собственности делал запрос в котором просил разъяснить ФГУ «ЗКП» по СК указанную ситуацию. На, что был получен ответ, где говорится, что данные сведения прописаны в графе 16 формы В.1 кадастрового паспорта как «особые отметки, а в случае государственной регистрации названных ограничений будут внесены в ГКН и прописаны в строке 4 формы В.3 кадастрового паспорта «Сведения о частях земельного участка и обременениях», однако как видно из кадастрового паспорта представленного истцом сведения об ограничении (обременении) прав на земельный участок прописаны в строке 4 формы В.3 кадастрового паспорта «Сведения о частях земельного участка и обременениях» без проведения государственной регистрации, факт нарушения закона очевиден. По этому поводу также существует письмо Минэкономразвития от *** ***-ИМД/23 «О внесении в ГКН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» в п.3 которого говориться «В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от *** N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно части 3 статьи 15 Закона о кадастре сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения). Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права». В соответствии с приведенными правилами и положениями закона, сведения, внесенные в ГКН относительно земельного участка, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер 26:30:130202:23, касающиеся ограничения (обременения), подлежат государственной регистрации независимо от того, в какой графе они прописаны. Следовательно, органы государственной регистрации не должны основывать свои решения на данных, которые неправомерно внесены в ГКН, потому как в соответствии с п.1 ст. Федерального закона от *** «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права». Из всего вышесказанного следует вывод, что даже при наличии сведений об ограничении прописанных в кадастровом паспорте на земельный участок расположенный *** органы регистрации обязаны произвести государственную регистрацию права собственности за Прядкиной Т.А. на данный земельный участок, потому как эти сведения носят не более чем информационно справочный характер до момента проведения в отношении них государственной регистрации. Своими действиями Ессентукский межрайонный отдел УФРС нарушил право Прядкиной Т.А. гарантированное ст. 36 Конституции РФ

На основании изложенного Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки считает, что исковые требования Прядкиной Т. А. к Ессентукскому межрайонному отделу УФРС, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд приходит к выводу, что требования Прядкиной Т.А. к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Ессентукскому межрайонному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю подлежат удовлетворению, поскольку отказом в государственной регистрации прав на землю нарушены права Прядкиной Т.А., и об отказе в иске к ФГУ « Земельная кадастровая палата», поскольку действия данного ответчика прав и законных интересов Прядкиной Т.А. не нарушают.

С доводами о законности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю суд согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Главы города Ессентуки от *** *** Прядкиной Т.А. предоставлен в собственность за плату земельный участок под индивидуальный жилой дом, площадью 1619,0 кв.м., который расположен по адресу *** кадастровый номер ***. Категория земель - земли населенных пунктов.

На основании указанного Постановления Главы города Ессентуки между ею и Администрацией ***, в лице заместителя главы администрации - председателя комитета по муниципальной собственности *** ФИО5, был заключен договор купли продажи недвижимого имущества от *** ***, предметом договора является вышеназванный земельный участок.

В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

*** Прядкина Т.А. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности, ею были предоставлены следующие документы: договор купли- продажи участка, чек- ордер об оплате госпошлины, заявление, кадастровый паспорт участка, постановление администрации города от ***.

*** Прядкиной Т.А. отказано в регистрации ее права собственности на земельный участок.

Основанием отказа в государственной регистрации прав явилось обстоятельство, предусмотренное п. 4 ст. 20 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » о том, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В то же время, ответчик не представил доводов, подтверждающих, что какой- либо из представленных документов по форме или содержанию не соответствует требованиям закона.

Как следует из отказа и пояснений представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отказ обусловлен тем, что по мнению регистрирующего органа, участок, предоставленный Прядкиной Т.А. в собственность администрацией ***, является ограниченным в обороте, а следовательно не мог быть предоставлен в собственность.

Суд полагает, что налицо несоответствие оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных законом, фактическим обстоятельствам. И в данном случае регистрирующий орган вышел за пределы своей компетенции. По существу, оспаривается постановление главы города, которым участок предоставлен в собственность и договор купли- продажи участка.

В обоснование отказа в государственной регистрации прав, в решении регистрирующего органа указано, что в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельный участок, предоставленный Прядкиной Т.А. относится к землям, ограниченным в обороте, а значит - не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Доводы ответчика о том, что участок, предоставленный Прядкиной Т.А., является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность, ничем не подтверждены.

В соответствии со ст. 56 ГК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничение прав на землю, в силу положений Земельного Кодекса РФ (ст. 56), Гражданского Кодекса РФ (ст. 131) подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 15 ч.3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении, обременении вещного права включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю подтвердило, что в государственном кадастре отсутствуют сведения об ограничении в обороте спорного земельного участка.

То обстоятельство, что сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка отсутствуют и в кадастровом паспорте на земельный участок Прядкиной Т.А., подтвердил представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата».

В соответствии с Приказом Минюста РФ от *** N 32 « Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» сведения о внесенных в ГКН ограничениях (обременениях) вещных прав отражаются в форме В.3 кадастрового паспорта земельного участка.

Кадастровый паспорт земельного участка, предназначенный для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, необходимых для государственной регистрации прав и ограничений (обременении) прав, включает в себя разделы B.1 - B.4. Разделы B.3 и B.4 оформляются только при наличии в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.

Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок по *** в ***, в нем отсутствует предусмотренная ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ***, в которую и должны заноситься сведения об имеющихся ограничениях (обременениях) вещных прав на земельный участок

Сведения о включении земельного участка в зоны с особыми условиями использования объекта недвижимости могут быть указаны в строке 16 особые отметки формы К.1 кадастрового паспорта и являются справочными.

Безотносительно к регистрации ограничений прав на землю и того обстоятельства, в какую графу внесены сведения, неправомерно расценивать как наличие ограничений в оборотоспособности земельного участка Прядкиной Т.А. сведения, обозначенные как «сведения о зонах с особыми условиями использования», поскольку данные понятия не тождественны.

Имеющиеся в кадастровом паспорте на спорный земельный участок сведения о том, что участок полностью входит в зону « Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки» зона ограничений) свидетельствует лишь о наличии особых условий использования территорий.

Ссылка в отказе Прядкиной Т.А. на положения ст. 95 ЗК РФ по мнению суда, необоснованна, поскольку статья 96 ЗК РФ относится к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, каковым является курорт ***. В соответствии с данной статьей «земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.»

Ссылки ответчика на ст. 16 ФЗ *** и ФЗ «№ 33 « Об особо охраняемых природных территориях» от *** (в редакции от *** N 379-ФЗ) суд полагает необоснованными, поскольку вышеперечисленные законы не содержат указаний о невозможности предоставления в собственность земельных участков, расположенных во второй зоне округа санитарной защиты.

Согласно ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Согласно ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» ст. 32 в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что все эти территории автоматически ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.

В то же время, суд полагает исковые требования Прядкиной Т.А. к ФГУ «Земельная кадастровая палата» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Требования могут быть удовлетворены только в том случае, если действия учреждения незаконные и причиняют вред интересам гражданина, препятствуют осуществлению каких- либо прав.

Однако, учитывая, что прав Прядкиной Т.А. на регистрацию права собственности данная запись не ущемляет, поскольку носит справочный характер и по своей сути не является ограничением вещных прав на землю, для удовлетворения требований Прядкиной Т.А. к ФГУ «Земельная кадастровая палата» и исключению данной записи из ГКН не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Прядкиной Т.А. в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ***.

Обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** произвести государственную регистрацию права собственности Прядкиной Т.А. на земельный участок, расположенный по *** в *** кадастровый номер ***

В удовлетворении исковых требований Прядкиной Т.А. к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю об исключении записи из государственного кадастра недвижимости - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ***.

Председательствующий М.Э. Хетагурова