решение по делу № 2-243\2011 по иску Сарсенбаева С.К., Сарсенбаевой С.В. в инт. несовершеннолетних Сарсенбаевой Д.С., Сарсенбаевой К.С., Сарсенбаевой А.С. к ФГУ ` Пятигорская КЭЧ района` о признании в порядке бесплатной приватизации права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Аветисовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Малашихиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуСарсенбаева ФИО20 Сарсенбаевой ФИО15 ФИО15 действующей в том числе в интересах несовершеннолетних детей Сарсенбаевой ФИО18, Сарсенбаевой ФИО19 ФИО19 Сарсенбаевой ФИО17 к ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства Обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании в порядке бесплатной приватизации права собственности в равных долях на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Сарсенбаев С.К., Сарсенбаева С.В., действующая в том числе в интересах несовершеннолетних детей Сарсенбаевой Д.С., Сарсенбаевой К.С., Сарсенбаевой А.С. обратились в Ессентукский городской суд с искомк ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства Обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства Обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании в порядке бесплатной приватизации права собственности в равных долях по <данные изъяты> доле в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Ессентуки, ул.<адрес>, указывая, что Сарсенбаеву С.К., а также членам его семьи: жене - Сарсенбаевой С.В., дочери - Сарсенбаевой Д.С., дочери - Сарсенбаевой К.С., дочери - Сарсенбаевой А.С. в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 78-ФЗ от 27.05.1998 г., а также приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», Министерством обороны Российской Федерации, в лице ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России, на основании договора социального найма жилого помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлено жилое помещение № <данные изъяты>, расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Сарсенбаев С.К., руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-1, обратился к уполномоченному лицу - начальнику ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России с заявлением на передачу предоставленного ему и членам его семьи жилого помещения в собственность в порядке бесплатной приватизации. Однако, ДД.ММ.ГГГГ получил отказ, мотивированный тем, что ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России не имеет правовых полномочий на передачу жилья в собственность ему и членам его семьи, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на квартиру. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации. Министерством обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений МО РФ, которому переданы функции указанные в постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053, в том числе приватизация. Следовательно, будучи органом уполномоченным распоряжаться федеральной собственностью, Департамент имущественных отношений МО РФ, также является надлежащим ответчиком по делу. В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-1, граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, по договору найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность. По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предлагает создание гражданам равных условий реализации данного права. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует для всех граждан равные права и свободы. запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Считают, что согласно ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений они вправе обратиться в суд. Таким образом, поскольку, по независящим от них причинам, они не могут реализовать своё право на приватизацию предоставленного им жилого помещения, которое не относится к категории жилья, не подлежащего приватизации, ранее в приватизации они не участвовали, добросовестно оплачивают коммунальные услуги, налоги, несут расходы по содержанию жилья, то есть содержат квартиру как собственники, то за ними может быть признано право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: СК, г. Ессентуки, ул. <адрес>, в судебном порядке. Пункт 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14) определяет, что, в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства. Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 п. 1 ст. 133.19 НК РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке, то есть 200 руб.

Просит признать в порядке бесплатной приватизации за Сарсенбаевым С.К., Сарсенбаевой С.В., Сарсенбаевой Д.С., Сарсенбаевой К.С., Сарсенбаевой А.С. право собственности в равных долях по <данные изъяты> доли в праве на отдельную жилую трёхкомнатную <адрес>, общей площадью <данные изъяты> м, расположенную в жилом доме № <адрес>, города Ессентуки, Ставропольского края.

Истцы, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, направив заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» по доверенности Балаян

А.А. исковые требования признает, считает их законными и обоснованными. Поддерживает отзыв начальника ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» А.Багдасарова, из которого следует, что в соответствии с государственным контрактом № <данные изъяты>\<данные изъяты> на выполнение строительства для государственных нужд по заказу Управления контрактного строительства и инвестиций Министерства Обороны РФ (УКСИ МО РФ) возведен 95-ти квартирный жилой дом № <данные изъяты> расположенный1 по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул. <адрес> Согласно акта приемки-передачи зданий(сооружений) № от ДД.ММ.ГГГГ 95-ти квартирный жилой дом от заказчика строительства УКСИ МО РФ вышеуказанный объект недвижимости был передан на бухгалтерский баланс Пятигорской КЭЧ района, в том числе и <адрес>. Все затраты, связанные с юридическим оформлением вышеуказанных объектов включены в общую стоимость государственного контракта, оплачены Министерством обороны РФ и возложены на заказчика строительства -УКСИ МО РФ. В нарушении требований ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заказчиком строительства УКСИ МО РФ не проведена первичная государственная регистрация прав собственности на вновь возведенный объект недвижимости. Также не зарегистрировано право собственности на возведенный под строительство земельный участок. Сведения по <адрес> направлены в Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю для включения данного объекта в реестр федерального имущества, но до настоящего времени вышеуказанным управлением выписка из реестра федерального имущества не представлена. Данные обстоятельства являются препятствием для надлежащего оформления права федеральной собственности и права оперативного управления за ФГУ « Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России на <адрес> в г.Ессентуки. Таким образом, в связи с отсутствием правовых оснований ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России не имеет возможности для заключения договора передачи в собственность вышеуказанной квартиры. Умысла ФГУ « Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России в ущемлении прав истцов на приватизацию занимаемого ими жилого помещения, нет. Не возражает против удовлетворения исковых требований о признании в порядке бесплатной приватизации за Сарсенбаевым С.К., Сарсенбаевой С.В., Сарсенбаевой Д.С., Сарсенбаевой К.С., Сарсенбаевой А.С. право собственности в равных долях по <данные изъяты> доли в праве на отдельную жилую трёхкомнатную <адрес>, общей площадью <данные изъяты> м, расположенную в жилом доме № <адрес> города Ессентуки, Ставропольского края.

Представитель ответчика -Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив посредством факсимильной связи отзыв на иск за подписью руководителя Департамента Е.Васильевой, указывая следующее. Граждане Сарсенбаев С.К., Сарсенбаева С.В. не обращались в Министерство обороны РФ по вопросу оформления в собственность жилого помещения, в котором они проживают. ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений не имеют полномочий для заключения договоров передачи жилых помещений в собственность физическим лицам. В июне 2010 года в Министерстве обороны РФ образован Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, на который возложено решение всех вопросов, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих. Министерство обороны РФ в лице Департамента имущественных отношений не возражает против оформления в собственность в порядке приватизации жилого помещения по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, мкр <адрес>, <адрес>, нанимателю Сарсенбаеву С.К. и членам его семьи, при наличии договора социального найма и всех, подтверждающих их право документов установленным порядком и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю по доверенности Попова Е.А., в судебное заседание не явилась, из возражений, поступивших в суд посредством почтовой связи, следует, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство Обороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций на праве оперативного управления. Таким образом, полномочия Росимущества на осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, с 27 января 2009 года переданы Минобороне России. Просит рассмотреть данное дело без участия представителя Территориального управления.

Представитель органа опеки и попечительства управления образования администрации гор.Ессентуки по доверенности - Соколов Ю.Н. в судебное заседание не явился, направив заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, просит в интересах несовершеннолетних детей исковые требования удовлетворить.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Президиум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 августа 2005 г. указал: «Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность.

По смыслу вышеуказанного закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В соответствии со статьями 6,7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется:

- уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами местного самоуправления,

- государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения,

- государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статьями 7,8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен порядок оформления передачи жилья в собственность, соблюдение которого обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в собственность граждан.

Из выписки из приказа командира <данные изъяты> при в\ч п.п.<данные изъяты> отдельного гаубичного самоходно-артиллерийского дивизиона № Н.Ноздренко следует, что старший прапорщик Сарсенбанев С.К., уволен из рядов ВС РФ в запас досрочно,приказом командира <данные изъяты> военной базы от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>пм по ст. <данные изъяты> п.п.<данные изъяты>-по <данные изъяты>).

Согласно справке командира войсковой части п.п.<данные изъяты> Касперовича Д. № от ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет старшего прапорщика Сарсенбаева С.К. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца, а в соответствии со справкой № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ его выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц.

В соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения.

Как следует из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Пятигорской КЭЧ района в лице начальника Багдасарова А.С., на основании решения заседания жилищной комиссии Курган-Тюбинского гарнизона согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и Сарсенбаевым С.К., наймодатель сдает, а наниматель принимает на добровольной основе в бессрочное возмездное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул. <адрес> кв.<адрес>,состоящее из 3-х комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м, для использования в целях проживания нанимателя.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГУП «Крайтехинвентаризация» по Ставропольскому краю, Сарсенбаев С.К., Сарсенбаева С.В., Сарсенбаева Д.С., Сарсенбаева К.С., Сарсенбаева А.С. недвижимого имущества в г.Ессентуки не имеют, в приватизации в г. Ессентуки, не участвовали.

Согласно справок командира войсковой части п.п. 28804 Д.Каспаровича № и № от ДД.ММ.ГГГГ старший прапорщик Сарсенбаев С.К. за время прохождения военной службы по контракту в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в в\ч п.п. 28804, дислоцированной на территории республики Таджикистан жилой площадью из фондов Министерства Обороны РФ, не обеспечивался, беспроцентную ссуду на приобретение земельного участка под индивидуальное строительство или покупку жилья не получал. О вышеизложенном свидетельствует и справка № выданная Главным квартирно-эксплуатационным управлением (квартирно-эксплуатационным отделом №) ДД.ММ.ГГГГ в том, что при прохождении службы в Курган-Тюбинском гарнизоне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, прапорщик Сарсенбаев С.К. жильем не обеспечивался.

Как следует из сообщенияквартирно-эксплуатационного отдела № Главного квартирно-эксплуатационного управления № от ДД.ММ.ГГГГ, Сарсенбаев С.К. в связи с получением жилой площади по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, мкр «Прибрежный», <адрес>, был исключен из списков военнослужащих, нуждающихся в жилой площади, согласно договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах гражданского дела имеются: справка начальника Пятигорской КЭЧ района А. Багдасарова № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Сарсенбаеву С.К. предоставлен жилая площадь по адресу: г.Ессентуки, ул. <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м на основании решения Курган-Тюбинского военного гарнизона, согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 5 человек; справки №№ 71,72,73 от ДД.ММ.ГГГГ дочернего межрайонного предприятия технической инвентаризации г. Курган-Тюбе Хатлонской области в том, что Сарсенбаев С.К.,Сарсенбаева С.В., Сарсенбаева Д.С., Сарсенбаева К.С., Сарсенбаева А.С. домостроения и земельного участка в <адрес> не имеют и в приватизации жилья не участвовали; отказ начальника ФГУ

«Пятигорская КЭЧ района» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проведение государственной регистрации прав оперативного управления и федеральной собственности ФГУ « Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России не имеет правовых полномочий для заключения договора передачи квартиры в собственность Сарсенбаева С.К. и членов его семьи.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцы Сарсенбаев С.К., Сарсенбаева С.В., Сарсенбаева Д.С., Сарсенбаева К.С., Сарсенбаева А.С. занимают <адрес> в гор. Ессентуки на законном основании.

В силу ст. 19 конституции РФ все равны перед законом и судом.

Данный конституционный принцип не позволяет ограничить право нанимателей жилых помещений на приватизацию занимаемых ими жилых помещений. Отказ в приватизации жилья, занимаемого истцами, нарушает данный принцип, ставит истцов в неравное положение с нанимателями квартир, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В данном случае, при удовлетворении требований истцов о признании за ними права общей долевой собственности на квартиру по ул. <адрес> в гор. Ессентуки не нарушают права и законные интересы других лиц.

В судебном заседании установлено, что Сарсенбаев С.К., Сарсенбаева С.В., и несовершеннолетние Сарсенбаева Д.С., Сарсенбаева К.С., Сарсенбаева А.С занимают вышеуказанную квартиру на законных основаниях, спорная квартира в перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена, не входит, а следовательно, каких-либо препятствий для приватизации спорной квартиры, не имеется.

Учитывая изложенное, суд считает возможным в порядке приватизации признать за Сарсенбаевым С.К., Сарсенбаевой С.В., Сарсенбаевой Д.С., Сарсенбаевой К.С., Сарсенбаевой А.С. право общей долевой собственности в порядке приватизации в равных долях на квартиру по <адрес>, в гор. Ессентуки.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

исковое заявлениеСарсенбаева Серика Кенесовича, Сарсенбаевой ФИО15, действующей в том числе в интересах несовершеннолетних детей Сарсенбаевой ФИО18, Сарсенбаевой ФИО19 Сарсенбаевой ФИО17 к ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства Обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании в порядке бесплатной приватизации права собственности в равных долях на жилое помещение, удовлетворить.

Признать за Сарсенбаевым ФИО20, Сарсенбаевой ФИО15, Сарсенбаевой ФИО18 Сарсенбаевой ФИО19 Сарсенбаевой ФИО17 в порядке бесплатной приватизации право собственности в равных долях по <данные изъяты> доле в праве на отдельное жилое помещение, расположенное по адресу: Ставропольский край, город Ессентуки, ул. <адрес>

Настоящее решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав, подлежат внесению записи о праве собственности на указанную квартиру.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий Аветисова Е.А.