решение по делу №2-207/11 по иску Манина С.А., Маниной О.Н. к ФГУ `Пятигорская КЭЧ района` МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, Территориальному управлению Федерального агенства по управлению государственном имуществом СК



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 марта 2011 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.

при секретаре Пилипенко С.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манина С.А., Маниной О.Н. к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Манин С.А., Манина О.Н., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних Манина В.С., Маниной С.С., обратились в суд с иском к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ), Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по *** о признании за Маниным С.А., Маниной О.Н., Маниным В.С., Маниной С.С. права собственности в равных долях (по *** каждому) на ***, общей площадью ***., в порядке бесплатной приватизации.

В судебном заседании полномочный представитель истцов, действующий на основании надлежаще оформленной доверенности, Мелкумов М.А., заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что Манин С.А. на основании ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», получил от Минобороны РФ, в лице ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России, по договору социального найма *** от *** жилье, расположенное по адресу: ***, на состав семьи: он, жена - Манина О.Н., сын - Манин В.С., *** года рождения, дочь- Манина С.С., *** рождения.Руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от *** ***, он обратился к начальнику ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России с заявлениями о передаче в собственность предоставленной квартиры на состав семьи.Однако получил отказ, мотивированный тем, что не проведена регистрация федеральной собственности и права оперативного управления за ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России, в связи с чем ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России не имеет возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность.Постановлением Правительства РФ от *** *** "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.Министерством обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений МО РФ, которому переданы функции указанные в постановлении Правительства РФ от *** ***, в том числе приватизация. Следовательно, будучи органом уполномоченным распоряжаться федеральной собственностью, Департамент имущественных отношений МО РФ, также является надлежащим ответчиком по делу.

Письмом заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от *** № *** Территориальному управлению Росимущества по Ставропольскому краю совместно с Пятигорской КЭЧ района поручено обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на имущество (в том числе ***), с последующим его закреплением в установленном порядке на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района. Об исполнении поручения предложено сообщить в срок до ***, однако до настоящего времени поручение не исполнено. Следовательно, Территориальное управление Росимущества в ***, также является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от *** ***, граждане России, занимающие жилые помещения в государственном жилом фонде, на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предлагает создание гражданам равных условий реализации данного права.В силу ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и ст.ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.Таким образом, Манин С.А. с супругой Маниной О.Н. по независящим от них причинам не могут реализовать своё право на приватизацию предоставленного по договору социального найма жилого помещения, которое не относится к категории жилья, не подлежащего приватизации, ранее в приватизации не участвовали, во время проживания в данной квартире добросовестно оплачивали коммунальные услуги, налоги, несли расходы по содержанию жилья, т.е. содержат квартиру как собственники, считает, что за ними подлежит признание права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: ***, в судебном порядке.

На основании изложенного просит признать в порядке бесплатной приватизации за Маниным С.А., Маниной О.Н., Маниным В.С., Маниной С.С. право собственности в равных долях по 1/4 доли в праве на отдельную жилую трехкомнатную *** общей площадью 66,8 кв.м, расположенную в жилом *** края.

В судебном заседании представитель ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ Бадалян А.А., действующая на основании надлежаще оформленной доверенности, исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что *** в *** получена от заказчика строительства - Управления контрактного строительства и инвестиций Минобороны России (далее УКСИ МО РФ), состоит на балансе ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России. В нарушение требований ст. 25 Федерального закона от *** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» УКСИ МО РФ не провело первичную государственную регистрацию права собственности на вновь возведённый объект недвижимости. Не зарегистрировало право собственности на отведённый под строительство земельный участок, т.е. отсутствует правоустанавливающий документ, что является препятствием для надлежащего оформления прав федеральной собственности и оперативного управления за ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России на предоставленную истцам квартиру. Таким образом, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом, отсутствием зарегистрированного права оперативного управления и федеральной собственности, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России не имеет возможности для заключения договора передачи в собственность вышеуказанных квартир. Умысла ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России в ущемлении права истцов на приватизацию занимаемого жилого помещения, нет.

Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по *** Р.В. в судебное заседание не явилась, направила возражения с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, считает, что ТУ Росимущества в *** не является лицом, нарушившим права и законные интересы истцов.

Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, хотя о рассмотрении дела надлежаще был извещен посредством факсимильной связи, о чем свидетельствует отчет об отправке извещения. О причинах неявки в судебное заседание ответчик не сообщил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал. С учетом мнений участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика - Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ.

Представитель 3-го лица - Управления образования при администрации гор. Ессентуки Соколов Ю.Н. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления образования, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Заслушав объяснения представителя истцов Мелкумова М.А., представителя ответчика ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ Бадалян А.А., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Согласно ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, в случае если оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

При вынесении настоящего решения, суд, в том числе проверяет законность признания иска одним из ответчиков.

Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Закон РФ *** «О приватизации жилищного фонда в РФ» от *** устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п.п. а п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации *** от *** Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.

Как установлено в судебном заседании, Администрацией *** *** выдано разрешение на ввод в эксплуатацию жилого ***. После чего, врио начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом *** направлено письмо *** о том, что в целях регистрации собственности Российской Федерации и закрепления квартир на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района необходимо издание соответствующего распоряжения.

Письмом заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от *** № *** Территориальному управлению Росимущества по Ставропольскому краю совместно с Пятигорской КЭЧ района поручено обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на имущество (в том числе ***), с последующим его закреплением в установленном порядке на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района. Об исполнении поручения предложено сообщить в срок до ***.

По акту приемки законченного строительством объекта от *** жилой дом в микрорайоне «Прибрежный» по *** принят на баланс Управления контрактного строительства и инвестиций МО РФ. После чего согласно акту приема-передачи от *** жилой дом в микрорайоне «Прибрежный» по *** принят на баланс Пятигорской КЭЧ района.

Сведения о том, что регистрация данного права, то есть права оперативного управления произведена, отсутствуют.

Кроме того, Пятигорская КЭЧ района осуществляет распорядительные действия в отношении жилого дома, о чем свидетельствует факт заключения договоров социального найма квартир в жилом доме. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.

Из договора социального найма *** от ***, заключенного между Пятигорской КЭЧ района и Маниным С.А. следует, что наймодатель предоставил истцу Манину С.А., в том числе членам его семьи Маниной О.Н., Манину В.С., Маниной С.С., в бессрочное пользование жилое помещение, расположенное по адресу ***.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Как установлено в судебном заседании, *** не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не находится в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением, что подтверждается договором социального найма *** от *** и кадастровым паспортом помещения, выданным *** Ессентукским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ***. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.

Таким образом, суд считает установленным, что указанное жилое помещение может являться объектом приватизации.

Судом достоверно установлено, что Манин С.А. был призван на военную службу *** *** военным комиссариатом Ставропольского края.

Согласно выписке из приказа командующего войсками Северо-Кавказского военного округа *** от ***, майор С.А. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ РФ « О воинской обязанности и военной службе»).

Как следует из выписки из приказа военного комиссара Ставропольского края *** от *** Манин С.А. направлен на учет в отдел военного комиссариата Ставропольского края по городу Ессентуки. Общая продолжительность военной службы майора Манина С.А. по состоянию на *** в ВС РФ составляет ***.

Отсутствие у истцов собственного жилья также объективно подтверждается следующими доказательствами.

В материалах дела имеется выписка из протокола *** от *** заседания жилищной комиссии отдела военного комиссариата ***, согласно которой майора Манина С.А. признали нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно выписке из протокола *** от *** заседания гарнизонной жилищной комиссии Кавминводского военного гарнизона и выписке из протокола *** от *** заседания жилищной комиссии отдела военного комиссариата *** майору Манину С.А. распределена ***, в городе Ессентуки. Данное обстоятельство подтверждается справкой Пятигорской КЭЧ района от ***, а также копией списка распределения жилой площади от ***.

Согласно справке *** от *** Омского танкового института, Манин С.А. в период обучения находился на казарменном положении и жилым помещением не обеспечивался.

Кроме того, суду представлена справка ***/*** от *** КЭЧ *** о том, что Манин С.А. за время службы в в/ч *** Буденновского гарнизона жилой площадью по линии МО РФ не обеспечивался.

Справки *** от *** и *** от *** Волгоградской КЭЧ района подтверждают факт необеспеченности жилой площадью МО РФ через Волгоградскую КЭЧ района военнослужащего Манина С.А.

Согласно справке *** от *** ФГУ «Владикавказская КЭЧ района» МО РФ, Манин С.А. за время прохождения военной службы во Владикавказском гарнизоне с *** по *** год жилой площадью в городе Владикавказе по линии Министертсва обороны не обеспечивался, ГЖС не получал.

Из сообщений Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** от *** и сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** от *** следует, что в ЕГРП отсутствует запись о регистрации прав на недвижимое имущество Манина С.А., Маниной О.Н., Маниной С.С., Манина В.С. на территории ***.

Согласно справок ЕФ ГУП СК «Крайтехинвентаризация» от *** Манин С.А., Манина О.Н., Манина С.С., Манин В.С. недвижимого имущества в городе Ессентуки не имеют.

Указанные документы свидетельствуют о том, что Манин С.А. является нанимателем спорной квартиры, у которого в силу закона возникло право на приобретение ее в собственность в порядке бесплатной приватизации. До получения *** по договору социального найма, истцы в приватизации государственного или муниципального жилищного фонда не участвовали. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ" и Законом РФ «О статусе военнослужащих» они вправе получить занимаемые ими по договору социального найма жилые помещения в индивидуальную собственность в порядке приватизации.

Согласно свидетельству о заключении брака *** ***, выданному *** Отделом ЗАГС Буденновской территориальной государственной администрации ***, между Маниным С.А. и Маниной О.Н. *** заключен брак. Истцы имеют двоих несовершеннолетних детей - сына- Манина В.С., *** года рождения, дочь - Манину С.С., *** года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении детей.

*** Манин С.А. обратился к наймодателю квартиры - Пятигорской КЭЧ района с просьбой заключить договор на передачу *** в собственность. *** он получил письменный отказ в передаче квартиры в собственность, подписанный начальником ФГУ «Пятигорская КЭЧ района». Как указано в письменном отказе, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом (квартиры), отсутствием зарегистрированного права оперативного управления и федеральной собственности, Пятигорская КЭЧ района не имеет полномочий для заключения договора передачи в собственность вышеуказанной квартиры.

Судом бесспорно установлено, что право Манина С.А. на получение жилья в собственность в порядке приватизации Пятигорской КЭЧ района не оспаривается, спорная квартира не входит в перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена. Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, препятствием к заключению договора является отсутствие регистрации права собственности и права оперативного управления на жилой дом. Умысла ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» в ущемлении права истцов на приватизацию занимаемого жилого помещения, нет.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения.

Письмом заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от *** № *** Территориальному управлению Росимущества по Ставропольскому краю совместно с Пятигорской КЭЧ района поручено обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на имущество (в том числе ***), с последующим его закреплением в установленном порядке на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района. Об исполнении поручения предложено сообщить в срок до ***.

Ответчики, в том числе Пятигорская КЭЧ района, на балансе которой находится спорная квартира, уклоняются от решения вопроса передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, ссылаясь на различные причины. В связи с этим Манины обратились за судебной защитой.

По смыслу вышеприведенных законоположений право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Таким образом, исковое требование о передаче жилья в собственность является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что признание иска представителем ответчика - ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. При этом суд разъясняет последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ о том, что при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Согласно ст. ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от *** (с последующими изменениями и дополнениями), вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общихоснованиях. Момент возникновения права определяется решением суда.

На основании изложенного, суд считает возможным признать за Маниным С.А., Маниной О.Н. и несовершеннолетними Маниным В.С., Маниной С.С. право собственности на *** по *** доли в праве за каждым.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Манина С.А., Маниной О.Н., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Манина В.С., Маниной С.С. к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации - удовлетворить.

Признать за Маниным С.А., Маниной О.Н., Маниным В.С., Маниной С.С. в порядке бесплатной приватизации право собственности в равных долях по *** доли в праве на ***, расположенную по ***, в городе Ессентуки, общей площадью *** кв.м.

Данное решение является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП Ессентукским межрайонным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд Ставропольского края.

Председательствующий-