решение по делу № 2-370/2011 г. по заявлению Жуковой О.А. о признании незаконным откащза в гос. регистрации права собственности, возложенииобязанности на УФСГР по СК в осуществлении гос.регистрации права собственности на зем.участок



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Аветисовой Е.А.

при секретаре Малашихиной В.Н.,

с участием представителя истицы - по доверенности от 15 февраля 2011 года Позова О.П.,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - по доверенности Выскребцовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жуковой ФИО9 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Жукова О.А. обратилась в Ессентукский городской суд с заявлением о признании незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью .... кв.м, расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул...... кадастровый номер № и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в осуществлении государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, указывая,что в соответствии с Постановлением Главы города Ессентуки от ..... № Жуковой О.А. был предоставлен под торговый павильон в собственность за плату земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул...... ..... кадастровый номер .... На основании указанного Постановления Главы города Ессентуки от ...... № между Жуковой О.А. и администрацией г.Ессентуки в простой письменной форме был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества № от ..... предметом данного договора является вышеназванный земельный участок. ..... Жукова О.А. обратилась в Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением ( вх.№№) о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул...... ..... кадастровый номер ..... К поданному Жуковой О.А. заявлению был приложен весь пакет документов, необходимый для государственной регистрации ее права собственности на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул......, кадастровый номер .... ..... из Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ей было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права. ..... из Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Жуковой О.А. было направлено сообщение об отказе в государственной регистрации ее права собственности на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул...... ..... кадастровый номер .... Из сообщения следует, что причиной отказа в регистрации ее права собственности на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул......, кадастровый номер .... является то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Какие именно документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, в чем выражается это несоответствие и каким именно требованиям действующего законодательства в сообщение об отказе не сказано. Кроме того, в сообщении об отказе в регистрации права собственности на земельный участок, сказано о том, что вышеуказанный земельный участок полностью входит в зону «вторая зона округа санитарной охраны г.Ессентуки (зона ограничений) и в соответствии с п.2, п.п. 1 п.5 ст. 27, ст.95 Земельного кодекса РФ, ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ограничен в обороте. Сведения о том, что участок входит в зону « вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки»(зона ограничений) свидетельствует лишь о наличии особых условий использования территорий и это вовсе не значит, что вышеуказанный участок не может быть предоставлен в собственность. Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, а не к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Это видно из кадастрового паспорта. Регистрирующий орган вышел за пределы своей компетенции, оспаривая Постановление Главы города Ессентуки № от ..... которым земельный участок был предоставлен в собственность и договор купли-продажи участка № от .... августа 2010 года. Также в сообщении об отказе упоминается Федеральный закон от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», где в ст.16 указано, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В сообщении об отказе указано на то, что в предоставленном на государственную регистрацию договоре купли-продажи, заключенном в простой письменной форме № от ..... нет сведений о том, что данный земельный участок входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)». Данные сведения не являются обязательными для данного вида договора, кроме того эти сведения имеются в кадастровом паспорте земельного участка, который был сдан в регистрирующий орган вместе с заявлением о регистрации и договором купли-продажи.

Просит признать незаконным отказ в государственной регистрации ее права собственности на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул......, кадастровый номер ..... и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул...... ....., кадастровый номер .... за Жуковой ФИО9.

В судебном заседании представитель заявителя Позов О.П. просит восстановить срок на подачу заявления Жуковой О.А. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок и заявленные требования удовлетворить по вышеизложенным основаниям.

Представитель заинтересованного лица-Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по доверенности Выскребцова К.В. требования Жуковой О.А. не признала, представила суду возражения, согласно которым, в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В пункте 2 статьи 3 данного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 г. № 14 курорт Ессентуки признан курортом федерального значения и особо охраняемой территориейв определенных границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300. Необходимо отметить, что частью 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав». При отсутствии или ненадлежащем оформлении любого из указанных документов Служба не вправе осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество. Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе и содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий. Согласно Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости, вносятсядополнительные сведения об объекте недвижимости. Указанные сведения отражены в кадастровом паспорте земельного участка в строке 16 «Особые отметки» в виде сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. При этом отказ в регистрации права на участок служба мотивирует не понятием «ограничение (обременение) вещных прав на объект недвижимости», а понятием «запрет на приобретение объекта недвижимости в собственность». Речь идет только лишь о том, что запрет на передачу в частную собственность земельных участков, находящихся в пределах земель ограниченных в обороте, предусмотрен нормой Земельного кодекса РФ, имеющего прямое действие. Указанные в пункте 16 кадастрового паспорта сведения не являются ограничением (обременением) права и не подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 56 «Ограничения прав на землю» Земельного кодекса Российской Федерации. Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена согласно статье 3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ». Соответственно, в Едином государственном реестре прав на недвижимость по спорному земельному участку отсутствуют какие-либо записи о регистрации вещных прав, которые могли бы быть в свою очередь ограничены. Указание в графе 16 кадастрового паспорта земельного участка сведений о том, что земельный участок находится в пределах второй зоны округа санитарной охраны, не означает, что данные сведения подлежат государственной регистрации как ограничения прав, а означает, что данный участок относится к землям, ограниченным в обороте (в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ). Также, исходя из вышесказанного, согласно действующему законодательству (статья 16 ФЗ от 23.02.1995 №32-Ф3 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», пункт 1 статьи 2 ФЗ от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», пункт 1 статьи 95 ЗК РФ) рассматриваемый участок находится в пределах особо охраняемой природной территории. Если земельный участок объективно не находится в данной зоне, то необходимо внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части устранения соответствующей записи. Истец в обоснование своих требований указывает на тот факт, что в соответствии с кадастровым паспортом спорный земельный участок отнесен к категории «Земли населенных пунктов», а не к категории «Земли особо охраняемых территорий». Однако, в настоящее время в Земельном кодексе РФ между нормами, определяющими состав категорий земель, содержится противоречие. Так, в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в черте населенного пункта, относятся к категории земли населенных пунктов, а исходя из ст.94 Земельного кодекса земли курортов, в том числе и земли населенных пунктов, являющихся городами-курортами, относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Таким образом, то обстоятельство, что в соответствии с кадастровым паспортом земельный участок отнесен к числу земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям. Из анализа земельного и природоохранного законодательства, в том числе законодательства, регулирующего правоотношения в области обеспечения условий для лечения и оздоровления граждан с использованием природных факторов (в том числе минеральной воды) следуют определенные логические выводы. В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно пункту 4 указанной нормы не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков за исключением случаев их изъятия из оборота, установления федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Данные нормы вполне соотносятся с утверждением истца и Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки о безусловном, конституционном, праве на землю. Однако конституционный принцип о праве частной собственности на землю имеет ограничения. Данный пункт Конституции имеет, в частности, ссылку на нормы земельного законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Указанное обстоятельство является ключевым в данном споре. Согласно пункту 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, из состава земель лесного фонда, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо-ценными объектами культурного наследия, предоставленные для нужд обороны и безопасности государства, предоставленные для нужд транспорта, связи, занятые объектами космической инфраструктуры, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, предоставленные для производства ядовитых, наркотических веществ, загрязненные участки, земли резерва, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Согласно статьи 94 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий относятся к землям особо охраняемых территорий наравне с иными землями: природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иных земель. Согласно статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии со статьей 96 ЗК РФ в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. На указанных землях устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) защиты. Такая же логическая взаимосвязь и последовательность предусмотрены указанными ниже специальными законами. Согласно преамбуле федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют, в том числе, особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение. В соответствии со статьей 31 указанного закона к лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами. Согласно пункту 3 статьи 32 данного закона для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур такого округа является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Итак, если земельный участок находится в пределах округа горно-санитарной охраны, то это означает, что данный участок находится в пределах курорта. Курорт, в свою очередь, является особо охраняемой природной территории. А особо охраняемая территории - ограничена в обороте. Отнесенные к ограниченной в обороте территории земли в частную собственности не представляются. В связи с изложенным, на основании статьи 27 Земельного кодекса РФ в удовлетворении заявления Жуковой О.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК (Ессентукский межрайонный отдел) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество и о возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный в городе Ессентуки ....., ..... ..... отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица- комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки, привлеченный к участию в деле, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд считает возможным, с согласия сторон, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Жуковой О.А. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 131 ГК, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со ст.36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерацииграждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Статьей 7 Земельного кодекса РФ определен состав земель в Российской Федерации, согласно которому земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Кадастровым паспортом земельного участка, выданным ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю отдел-филиал г. Ессентуки, определено, что земельный участок площадью .... кв.м. с кадастровым номером .... расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. ....., относится к землям населенных пунктов(весь), полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г.Ессентуки(зона ограничений).

На основании ст. 83 Земельного кодекса РФ, к землям населенных пунктов относятся земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Земли населенных пунктов отделены чертой от земель других категорий.

Согласно ст.ст. 94-96 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, оздоровительное и иное значение, в том числе земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного пользования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим. Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов. Как следует из перечисленных норм права, подтверждением отнесения спорного земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий могут быть только данные государственного кадастра. 2. В графе 16 кадастрового паспорта земельного участка, выданного ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю отдел-филиал г. Ессентуки указано, что земельный участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», 26.30.2.2, внесенную по документу от 06.05.2010 № 2533/10. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определяет, чтоокруг санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Согласно Положению об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (утвержденных постановлениемПравительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425) режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе: строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта; строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; строительство транзитных автомобильных дорог; размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод; строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации; размещение кладбищ и скотомогильников; устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод; складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов; массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения); использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов; сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов; вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения. Из вышеизложенных норм права можно сделать вывод, что установление округа горно-санитарной охраныявляется лишь ограничением в использовании земельного участка, а не ограничением к распоряжению им и приобретении его в собственность.

..... вынесено постановление главы г.Ессентуки № о предоставлении под торговый павильон в собственность за плату земельный участок, на основании которого между администрацией г.Ессентуки в простой письменной форме и Жуковой О.А. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества № от ....., предметом которого является земельный участок, площадью .... кв.м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ..... кадастровый номер ....

Жуковой О.А., на основании свидетельства о государственной регистрации права от ..... принадлежит торговый павильон, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул......

Постановлением Главы г. Ессентуки № от ..... Жуковой О.А.. предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью ....0 кв.м.., расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. ...... Категория земель-земли населенных пунктов, кадастровый номер .... Основание: решение Ессентукского городского суда от 28 декабря 2009 года, свидетельство о государственной регистрации права от .....

На основании постановления главы города Ессентуки между Жуковой О.А. и администрацией г. Ессентуки в лице комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки Писаренко Л.О., заключен договор купли продажи № от ..... №, предметом которого является вышеназванный земельный участок.

Согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

-договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

07 августа 2010 года Жукова О.А. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности(вход № №), ею был предоставлен весь пакет документов, необходимый для регистрации ее права собственности на земельный участок, площадью .... кв.м.

В силу ч.1 ст. 19 ФЗ № 122 от 19 июля 1997 года государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением следующих случаев:

-если кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов;

-если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

-если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

-если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;

При этом уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на такой земельный участок также должно содержать рекомендации по устранению причин этого приостановления и к указанному уведомлению должна быть приложена кадастровая выписка о таком земельном участке, содержащая имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о нем.

20 августа 2010 года Ессентукским межрайонным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Жуковой О.А. направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права.

В силу ч. 2 вышеназванного Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации прав № от 20 августа 2010 года срок приостановления государственной регистрации устанавливается до 20 сентября 2010 года.

В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

-право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

-с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

-документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

-акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

-лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

-лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

-правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

-правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

..... Ессентукским межрайонным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Жуковой О.А. получено сообщение об отказе в государственной регистрации ее права собственности на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул......, кадастровый номер .... Из сообщения следует, что причиной отказа в регистрации ее права собственности на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул......, кадастровый номер .... является то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Основанием отказа в государственной регистрации прав явилось обстоятельство, предусмотренное п. 4 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» о том, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.В обоснование отказа в государственной регистрации прав, в решении регистрирующего органа указано, что в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельный участок, предоставленный Жуковой О.А. относится к землям, ограниченным в обороте, а значит - не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Однако, в вышеуказанном сообщении об отказе регистратора Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Щеглова А.Н. в государственной регистрации права собственности на земельный участок отсутствуют сведения какие документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, в чем выражается это несоответствие. Регистратор ЕМО УФСГР, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Щеглов А.Н. указывает, что нахождение земельного участка во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта свидетельствует о том, что названный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, в отношении которых законом установлен запрет на отчуждение, а представленный заявителем на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа договор купли-продажи № августа 2010 года, не содержит сведений о том, что указанный земельный участок входит в зону « Вторая зона округа санитарной охраны г.Ессентуки( зона ограничений).

Сведения о том, что участок входит в зону «вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки»(зона ограничений) свидетельствует лишь о наличии особых условий использования территорий и это вовсе не значит, что вышеуказанный участок не может быть предоставлен в собственность.

Постановление главы г. Ессентуки № от ..... никем не отменено, договор купли-продажи № от ..... действителен.

Регистратор Щеглов А.Н., подписавший отказ в регистрации права собственности Жуковой О.А. на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г. Ессентуки, ул. ..... кадастровый номер ...., фактически оспаривает постановление Главы г. Ессентуки № от ..... и ставит под сомнение действительность договора купли-продажи № от ....., таким образом явно выходя за пределы своей компетенции, предусмотренной п. 3 ст. 9 федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое и сделок с ним».

В то же время, регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Щеглов А.Н. не представил доводов, подтверждающих, что какой- либо из представленных документов по форме или содержанию, не соответствует требованиям закона, а его утверждения о том, что земельный участок, предоставленный Жуковой О.А., является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность, ничем не подтверждены.

Как следует из отказа и пояснений представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отказ обусловлен тем, что по мнению регистрирующего органа, участок, предоставленный Жуковой О.А. в собственность администрацией г. Ессентуки, является ограниченным в обороте, а следовательно не мог быть предоставлен в собственность.

Суд полагает, что налицо не соответствие оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных законом, фактическим обстоятельствам. И в данном случае регистрирующий органвышел за пределысвоей компетенции. По существу, оспаривается постановление главы города, которым участок предоставлен в собственность и договор купли- продажи земельного участка.

Суд приходит к выводу, что требования Жуковой О.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю подлежат удовлетворению, поскольку отказом в государственной регистрации прав на землю нарушены права Жуковой О.А.

С доводами о законности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю суд согласиться не может по следующим основаниям.

В силу п.6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данная норма закона также подтверждается ч. 3 ст.15 Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения(обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный орган кадастр недвижимости предусмотренные п.п.8 и 9 ч.2 ст.7 настоящего закона соответствующие сведения.

При этом, ограничение прав на землю, в силу положений ст.56 Земельного кодекса, ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального Закона « О государственном кадастре недвижимости», сведения об ограничении, обременении вещного права включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения(обременения).

Однако, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, в регистрации отказано по основаниям отсутствия сведений об ограничении в обороте спорного земельного участка.

В соответствии с Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 « Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» сведения о внесенных в ГКН ограничениях (обременениях) вещных прав отражаются в форме В.3 кадастрового паспорта земельного участка.

Кадастровый паспорт земельного участка, предназначенный для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, необходимых для государственной регистрации прав и ограничений (обременении) прав, включает в себя разделы B.1 - B.4. Разделы B.3 и B.4 оформляются только при наличии в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.

Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок по .....,..... в г. Ессентуки, в нем отсутствует предусмотренная ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» раздел В.3, графа 4, в которую и должны заноситься сведения об имеющихся ограничениях (обременениях) вещных прав на земельный участок

Сведения о включении земельного участка в зоны с особыми условиями использования объекта недвижимости могут быть указаны в строке 16 особые отметки формы К.1 кадастрового паспорта и являются справочными.

Безотносительно к регистрации ограничений прав на землю и того обстоятельства, в какую графу внесены сведения, неправомерно расценивать как наличие ограничении в оборотоспособности земельного участка Жуковой О.А.. сведения, обозначенные как «сведения о зонах с особыми условиями использования», поскольку данные понятия не тождественны.

Имеющиеся в кадастровом паспорте на спорный земельный участок сведения о том, что участок полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки» ( зона ограничений) свидетельствует лишь о наличии особых условий использования территорий.

Ссылка в отказе Жуковой О.А.. государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на положения ст. 95 ЗК РФ по мнению суда, необоснованна, поскольку статья 96 ЗК РФ относится к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, каковым является курорт г. Ессентуки. В соответствии с данной статьей «земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.»

Суд полагает необоснованными ссылки регистрирующего органа на ст. 16 ФЗ № 26 и ФЗ «№ 33 «Об особо охраняемых природных территориях» от 23 февраля 1995 года, поскольку выше перечисленные законы не содержат указаний о невозможности предоставления в собственность земельных участков, расположенных во второй зоне округа санитарной защиты.

Согласно ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

Согласно ФЗ «Об особо охраняемых природныхтерриториях» ст. 32 в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что все эти территории автоматически ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.

Суд приходит к выводу, что данные, внесенные в графу 16 спорного кадастрового паспорта внесены с нарушением действующего законодательства, т.е. без соответствующей регистрации ограничений в использовании земельного участка, что повлекло отсутствие сведений о характере таких ограничений (какие виды использования запрещены, в чью пользу установлено ограничение и т.п.

Данное обстоятельство подтверждается положениями ст. 131 ГК РФ, 56 ЗК РФ, письмом Минэкономразвития от 17 декабря 2009 г. N 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» о том, что все ограничения (обременения) прав на землю и особые условия использования территорий могут быть внесены в ГКН только после регистрации в соответствии с требованиями закона.

Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, а не к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Это видно из кадастрового паспорта.

Согласно Федерального закона от 23.02.1995 года №26-ФЗ « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» режим санитарной (горно-санитарной)охраны регламентирует особый порядок использования земель в ходе хозяйственной деятельности(запрещается деятельность, ведущая к ухудшению и разрушению курортных факторов).

Порядок предоставления в собственность, а также ограничений в предоставлении земельных участков в округах второй и третьей санитарной(горно-санитарной)зоны охраны данным законом не предусмотрен.

В сообщении об отказе регистрирующего органа указано на то, что в предоставленном на государственную регистрацию договоре купли-продажи, заключенном в простой письменной форме № от ..... нет сведений о том, что данный земельный участок входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)»

Данные сведения не являются обязательными для данного вида договора, кроме того эти сведения имеются в кадастровом паспорте земельного участка, который был сдан в регистрирующий орган вместе с заявлением о регистрации и договором купли-продажи.

Ссылка регистратора УФГР, кадастра и картографии по СК Щеглова А.Н. на ст.16 ФЗ № 26 и ФЗ № 33 « Об особо охраняемых природных территориях» от 23 февраля 1995 года(в редакции от 27 декабря 2009 г. № 379-ФЗ), поскольку вышеперечисленные законы не содержат указаний о невозможности предоставления в собственность земельных участков, расположенных во второй зоне округа санитарной защиты. Согласно ст. 16 ФЗ « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной(горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения-исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В составе округа санитарной(горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению ( в редакции ФЗ от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ). Согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ст. 32 в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается( ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболевания населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что все эти территории автоматически ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.

В силу требований ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, процессуальный срок может быть восстановлен.

Суд признает, что процессуальный срок пропущен Жуковой О.А.по уважительным причинам и считает необходимым восстановить его.

Анализ всех изложенных доказательств, свидетельствует о доказанности Жуковой О.А. своих требований.

Руководствуясь ст.ст. 193- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Жуковой ФИО9 срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок.

ЗаявлениеЖуковой ФИО9 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, удовлетворить.

Признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности Жуковой ФИО9 на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул...... кадастровый номер ....

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю провести государственную регистрацию права собственности на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный по адресу: г.Ессентуки, ул.Карла Маркса, район мини-рынка, кадастровый номер .... за Жуковой ФИО9

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 04 марта 2011 года.

Председательствующий