РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«03» марта 2011года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,
при секретаре Бочаровой О.Б.,
с участием:
истца Мальневой В.М.,
представителей ответчиков: Выскребцовой К.В., Гаджаровой Т.Р.,
представителя третьего лица Щербакова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальневой В.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, ФГУ «Земельная кадастровая палата» о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о вхождении земельного участка в зону с особым режимом использования, как особо охраняемая территория,
УСТАНОВИЛ:
Мальнева В.М. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, ФГУ «Земельная кадастровая палата» о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о вхождении земельного участка в зону с особым режимом использования, как особо охраняемая территория. В обоснование своих требований истица указала, что согласно постановлению Главы г.Ессентуки от ... за ... ей предоставлен в собственность земельный участок под индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ...., кадастровый номер ..., категория земель - земли населенных пунктов. При обращении в регистрирующий орган, ей было отказано в государственной регистрации права на имущество, поскольку в кадастровом паспорте указано, что принадлежащий ей земельный участок находится во второй зоне санитарной охраны г.Ессентуки (зона ограничений). Лица, в пользу которых установлены ограничения не указаны, характер ограничений не указан. В отказе регистрирующего органа указано, что в соответствии с п.п. 5 ст.27 ЗК РФ ограничен в обороте на основании ст.95 ЗК РФ и ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-РФ « Об особо охраняемых природных территориях». Согласно ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в собственность, за исключением случаев, установленных Федеральными Законами. Согласно кадастрового паспорта, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, а не к категории земель особо охраняемых территорий. Согласно действующему законодательству, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями Федеральных органов Государственной власти, органов Государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Постановлений Федеральных органов власти и органов власти субъекта РФ об изъятии из оборота или хозяйственного использования земельных участков на территории г.Ессентуки не издавалось.
Истица считает, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в государственной регистрации за нею права собственности на недвижимое имущество нарушает ее право на частную собственность, гарантированное Конституцией РФ.
Действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии об отказе в регистрации права на земельный участок неразрывно связаны с действиями ФГУ «Земельная кадастровая палата по ставропольскому краю» по внесению сведений в отношении предоставленного ей земельного участка о вхождении спорного участка в зону с особым режимом использования, как особо охраняемой территории. Действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» в части внесения сведений о вхождении участка во вторую зону санитарной охраны считает незаконными, поскольку в соответствии со ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». И только после государственной регистрации права на недвижимое имущество, согласно ч.3 ст.15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в срок не более чем трех рабочих дней со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения. Сведения на основании какого именно документа внесено соответствующее ограничение и о государственной регистрации указанного ограничения прав на земельный участок в кадастровом паспорте отсутствуют. Согласно п.3 письма Минэкономразвития от 17.12.2009 г. № 22066 -ИМД/23 «о внесении в ГКН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» в соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК и другими Федеральными Законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с п.6 ст. 56 ЗК РЫФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу ч.3 ст.15 Закона о кадастре, сведения об ограничении (обременении) вещного права на объект недвижимого имущества и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение, включается в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения. Таким образом, внесение сведений в кадастр о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права. В соответствии с приведенными правилами и положениями закона, сведения, внесенные в ГКН относительно земельного участка, касающиеся ограничения (обременения), подлежат государственной регистрации независимо от того, в какой графе они прописаны. Таким образом, органы местного самоуправления не должны основывать свои решения о предоставлении земельных участков на данных ГКН, которые неправомерно внесены в ГКН, поскольку в соответствии с положениями ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Из чего следует, что даже при наличии сведений об ограничении, прописанных в стр.16 кадастрового паспорта на земельный участок, органы местного самоуправления не вправе были отказать ей в предоставлении земельного участка в собственность.
Просит суд признать незаконным отказ межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г.Ессентуки в государственной регистрации права на недвижимое имущество от ... обязать межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..... Обязать ФГУ «Земельная кадастровая пата» по Ставропольскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о вхождении спорного земельного участка в зону с особым режимом использования, как особо охраняемой территории.
В судебном заседании истица заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, поддержала, просит суд удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Выскребцова К.В. выступающая по надлежащим образом оформленной доверенности исковые требования не признала и пояснила, что истица должна была обратиться в суд с заявлением по делу, возникшему из публичных правоотношений, а не в порядке искового производства. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ бремя доказывания распространяется на заинтересованное лицо, поскольку именно оно является экспертом в спорных правоотношениях.
В соответствии с п.4 ст.31 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном ФЗ от 23.02.1995 г. № 26- ФЗ « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в п.2 ст.3 указанного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 г. № 14 курорт Ессентуки признан курортом федерального значения и особо охраняемой территорией в определенных границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 №300. ч.3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав». При отсутствии или ненадлежащем оформлении любого из указанных документов Управление Росреестра по СК не вправе осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество. Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. в государственный
кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе и содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий. Согласно Закону о кадастре в государственный кадастр недвижимости, вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости. Указанные сведения отражены в кадастровом паспорте земельного участка в строке 16 «Особые отметки» в виде сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. При этом отказ в регистрации права на участок Управление Росреестра по СК мотивирует не понятием «ограничение (обременение) вещных прав на объект недвижимости, а понятием «запрет на приобретение объекта недвижимости в собственность».
Запрет на передачу в частную собственность земельных участков, находящихся в пределах земель ограниченных в обороте предусмотрен нормой Земельного кодекса РФ, имеющей прямое действие. Указанные в пункте 16 кадастрового паспорта сведения не являются ограничением (обременением; права и не подлежит государственной регистрации в соответствии со статьей 56 «Ограничения прав на землю» Земельного кодекса РФ. Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии со статьей 3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ. Соответственно, в Едином государственном реестре прав на недвижимость по спорному земельному участку отсутствуют какие-либо записи о регистрации вещных прав, которые могли бы быть в свою очередь ограничены.
Согласно действующему законодательству (статья 16 ФЗ от ... ...-Ф3 I природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях
и курортах», пункт 1 ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных
территориях», пункт 1 статьи 95 ЗК РФ), спорный земельный участок находится в пределах особо охраняемой природной территории. Соответственно, указание в графе 16 кадастрового паспорта земельного участка сведений о том. что земельный участок находится в пределах второй зоны округа санитарной охраны, не означает, что данные сведения подлежат государственной регистрации как ограничения прав, а означает, что данный участок относится к землям, ограниченным в обороте, в силу подп.1 п.5 ст.27 ЗК РФ.
В случае, если земельный участок объективно не находится в данной зоне, то необходимо внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части устранения соответствующей записи.
В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно п.4 указанной нормы не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков за исключением случаев их изъятия из оборота, установления федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Данные нормы соотносятся с утверждением истца о безусловном, конституционном, праве на землю. Однако конституционный принцип о праве частной собственности на землю имеет ограничения. Данный пункт Конституции имеет, в частности, ссылку на нормы земельного законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Указанное обстоятельство является ключевым в данном споре.
Согласно пункту 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в
государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо
охраняемых природных территорий, из состава земель лесного фонда, в пределах которых
расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, занятые особо ценными объектами культурного наследия, предоставленные
для нужд обороны и безопасности государства, предоставленные для нужд транспорта,
связи, занятые объектами космической инфраструктуры, расположенные под объектами
гидротехнических сооружений, предоставленные для производства ядовитых, наркотических веществ, загрязненные участки, земли резерва, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно статьи 94 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий относятся к землям особо охраняемых территорий наравне с иными землями: природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иных земель. Согласно статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии со статьей 96 ЗК РФ в состав земель лечебно-оздоровительных
местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами,
благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. На указанных землях устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) защиты. Такая же логическая взаимосвязь и последовательность предусмотрена указанными специальными законами.
Согласно преамбуле федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земель, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют, в том числе, особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение. В соответствии со статьей 31 указанного закона к лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами. Согласно пункту 3 статьи 32 данного закона для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур такого округа является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Таким образом, если земельный участок находится в пределах округа горно-санитарной охраны, то это означает, что данный участок находится в пределах курорта. Курорт, в свою очередь, является особо охраняемой природной территории, а особо охраняемая территория, ограничена в обороте. Ограниченная в обороте территория, в частную собственность не представляется.
Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика - ФГУ «Земельная кадастровая палата» Гаджарова Т.Р., выступающая по надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила следующее. Земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ...., ... полностью входит в зону: «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», 26.30.2.2, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения суда от ... .... Указанным решением суд обязал ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю осуществить кадастровый учет зон горно-санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края в границах установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» и материалов проекта по установлению границ и режима округа санитарной охраны курортов, разработанных Центральным советом по управлению курортами профсоюзов в 1984 году. В соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю исполнено решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от ... .... В последующем, судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда вынесено кассационное определение от ..., которым решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от ... отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В соответствии с положениями ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения суда вступают в законную силу по истечении срокана апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. Новое решение по делу ..., не вынесено. В кассационном определении от ... отсутствуют указания на незаконность применения ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю Постановления Совета Министров РСФСР от ... ... «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». В связи с этим считает, что в соответствии с нормами действующего законодательства, до вынесения нового решения, ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю не вправе принимать какие-либо действий относительно зон санитарной охраны городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск Ставропольского края.
Считает, что утверждения истца о том, что действия ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю являются незаконными, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ «Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и только после этого согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости предусмотренные пунктами 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона соответствующие сведения» считаем несостоятельными, так как вышеуказанные нормы закона не относятся к внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. В строке 16 «Особые отметки» кадастрового паспорта земельного участка от ... ... указаны сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, а не сведения об ограничении прав на землю. Кроме того, истец в исковом заявлении, приводя нормы закона об ограничении прав, одновременно опровергает свои доводы, подтверждая, что сведения о регистрации ограничения прав на земельный участок, в указанном кадастровом паспорте отсутствуют. Считает, что только при отмене постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении положения об округах санитарной и горно- санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и постановления Совета Министров РСФСР от 09.07.1985г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае», возможно исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о том, что земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый номер ..., входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений). ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю внося сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, исполнило решение суда, однако данные сведения все равно были бы внесены в государственный кадастр недвижимости в силу закона. Просит суд в иске отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица - Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Щербаков В.В., выступающий по надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании пояснил, что отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок за истицей, мотивированный тем, что земельный участок, согласно кадастровому паспорту относится к особо охраняемой территории с особым режимом использования, обусловленного режимом 2-ой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны, согласно п. 2 ст.27 Земельного кодекса РФ, не может быть предоставлен в собственность, является неправомерным и противоречит нормам действующего законодательства РФ. Ограниченный режим использования земель не является ограничением земель в обороте или изъятием из оборота по смыслу, передаваемому этим понятием ст. 27 Земельного кодекса РФ. Согласно п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, земли особо охраняемых природных территорий являются самостоятельной категорией земель. Согласно представленному истцом кадастровому паспорту земельный участок, предоставленный ей в собственность, относится к категории земель населенных пунктов. В связи с чем следует брать во внимание положение ст. 1 ЗК РФ «Основные принципы земельного законодательства», где в п.п. 8 указано: земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства. Также в соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель указанных в п.1 данной статьи, среди которых земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий, определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок, расположенный по .... относиться к категории земель населенных пунктов, а не к категории особо охраняемой территории, в состав которых входят особо охраняемые природные территории.
Согласно п.5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» - «Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка».
Природоохранное законодательство, на которое ссылаются органы регистрации при мотивации своего отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный во второй санитарной зоне охраны не содержит запрета на предоставление таких земельных участков в собственность, а только лишь регламентирует порядок их использования и осуществления на них хозяйственной деятельности.
Статьей 85 ЗК РФ в п. 10 установлено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94-100 ЗК РФ, в которых не содержится запрет на предоставление земельных участков в собственность, расположенных во второй зоне санитарной охраны.
Согласно п.6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона ограничением (обременением) - является наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. Доказательства того, что предусмотренная законом процедура государственной регистрации ограничения (обременения) прав на землю проведена, ответчиками не представлены. Комитетом по муниципальной собственности был направлен запрос в Комитет по строительству и земельным отношениям о разъяснении ограничения в обороте земельных участков в границах г.Ессентуки. Комитетом по муниципальной собственности получен ответ где говориться, что данные сведения прописаны в графе 16 формы В.1 кадастрового паспорта как «особые отметки, а в случае государственной регистрации названных ограничений будут внесены в ГКН и прописаны в строке 4 формы В.З кадастрового паспорта «Сведения о частях земельного участка и обременениях». Однако, как видно из кадастрового паспорта представленного истцом сведения об ограничении (обременении) прав на земельный участок прописаны в строке 4 формы В.З кадастрового паспорта «Сведения о частях земельного участка и обременениях» без проведения государственной регистрации.
По этому поводу так же существует письмо "Минэкономразвития от 17 декабря 2009г. № 22066-ИМД/23 «О внесении в ГКН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий» в п.3 которого говориться «В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 12-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно части 3 статьи 15 Закона о кадастре сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения). Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права». В соответствии с приведенными правилами и положениями закона, сведения внесенные в ГКН относительно земельного участка, расположенного по адресу ...., кадастровый номер 26:30:030144:46, касающиеся ограничения (обременения), подлежат государственной регистрации независимо от того в какой графе они прописаны. Следовательно, органы государственной регистрации не должны основывать свои решения на данных, которые неправомерно внесены в ГКН, так как в соответствии с п.1 ст. Федерального закона от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права».
Считает, что своими действиями Ессентукский межрайонный отдел УФРС нарушил право Мальневой В.М. гарантированное ст. 36 Конституции РФ. Просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.
Как установлено в судебном заседании ... между Мальневой В.М. и Щербаковой В.М. заключен договор мены, согласно которому в пользование Мальневой В.М. поступает 1/2 доля жилого дома, расположенного по адресу: ....
Постановлением администрации города Ессентуки ... от ... Мальневой В.М. предоставлен в собственность бесплатно под индивидуальный жилой дом, земельный участок площадью ... кв.м. по существующим границам землепользования, согласно представленному плану границ земельного участка, расположенного по адресу: ...., категория земель- земли наследных пунктов, кадастровый номер ..., на основании договора мены от ...
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ..., земельный участок площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., расположенный по адресу: .... полностью входит в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г.Ессентуки (зона ограничений), 26.30.2.2, внесенная по документу от ... .... Сведения о вхождении спорного земельного участка в зону, отражено в форме В.1, строка, 16. Вместе с тем в строке 8.1. формы В.1 указано, что земельный участок весь входит в земли населенных пунктов. Согласно стр.9 разрешенное использование- под индивидуальный жилой дом.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Как следует из документов, представленных Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Мальева В.М. обратилась в регистрирующий орган ...
... управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в адрес Мальневой В.М. направлено сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.. отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что в соответствии со ст. 25.2 ФЗ № 122 -ФЗ от .... государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного Кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного ( бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных данной статьей. Согласно п.5 данной статьи не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п.1 указанной статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. Из представленного на регистрацию кадастрового паспорта следует, что спорный земельный участок полностью входит в зону « Вторая зона округа санитарной охраны г.Ессентуки (зона ограничений). Лица, в пользу которых установлены ограничения, не указаны. Не указан характер ограничений согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Истице отказано в государственной регистрации права на недвижимое имущество на основании абзаца… п.1 ст.20 ФЗ от ... ... Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу п.1 ст.20 ФЗ ... от ...в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона.
Таким образом, регистрирующий орган не указал, какой именно абзац п.1 ст.20 указанного закона является основанием для отказа в государственной регистрации права.
Как следует из объяснений представителя УФРС Выскребцовой К.В., основанием для отказа в регистрации права на земельный участок за истицей послужило вхождение земельного участка, расположенного по адресу: .... в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», в связи с чем он является ограниченным в обороте, а, соответственно, он не может быть предоставлен истице в собственность.
Доводы ответчика о том, что земельный участок, предоставленный истице, является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность, являются необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Гражданским Кодексом, федеральными законами.
Ограничение прав на землю, в силу положений Земельного Кодекса РФ ( ст. 56), Гражданского Кодекса РФ (ст. 131 ) подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 15 ч.3 ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении, обременении вещного права включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).
Однако, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю указано, что в государственном кадастре отсутствуют сведения об ограничении в обороте спорного земельного участка. ФГУ «Земельная кадастровая палата» подтвержден факт отсутствия сведений об ограничении оборотоспособности земельного участка в кадастровом паспорте на земельный участок, предоставленный истице.
В соответствии с Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 « Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» сведения о внесенных в ГКН ограничениях (обременениях) вещных прав отражаются в форме В.З кадастрового паспорта земельного участка.
Кадастровый паспорт земельного участка, предназначенный для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, необходимых для государственной регистрации прав и ограничений (обременении) прав, включает в себя разделы В.1 - В.4. Разделы В.З и В.4 оформляются только при наличии в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.
Как усматривается из кадастрового паспорта на земельный участок ..., в нем отсутствует предусмотренная ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» раздел В.З, графа 4, в которую должны заноситься сведения об имеющихся ограничениях ( обременениях) вещных прав на земельный участок. Сведения о включении земельного участка в зоны с особыми условиями использования объекта недвижимости могут быть указаны в строке 16 особые отметки формы К.1 кадастрового паспорта и являются справочными.
Безотносительно к регистрации ограничений прав на землю и того обстоятельства, в какую графу внесены сведения, неправомерно расценивать как наличие ограничений в оборотоспособности земельного участка сведения, обозначенные как «сведения о зонах с особыми условиями использования», поскольку данные понятия не тождественны.
Имеющиеся в кадастровом паспорте на спорный земельный участок сведения о том, что участок полностью входит в зону « Вторая зона округа санитарной охраны г.Ессентуки» (зона ограничений) свидетельствует лишь о наличии особых условий использования территорий.
Ссылка в отказе в государственной регистрации права на земельный участок на положения ст. 95 ЗК РФ необоснованна, поскольку статья 96 ЗК РФ относится к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, каковым является курорт г. Ессентуки. В соответствии с данной статьей «земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Ссылки ответчика на ст. 16 ФЗ № 26 и ФЗ «№ 33 « Об особо охраняемых природных территориях» от 23 февраля 1995 года являются необоснованными, т.к. перечисленные законы не содержат указаний о невозможности предоставления в собственность земельных участков, расположенных во второй зоне округа санитарной защиты.
Согласно ст. 16 ФЗ « О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно- оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Согласно ст.32 ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что все эти территории автоматически ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.
Земельный Кодекс РФ подразделяет все земли на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования (ст.7 ЗК РФ). Таким образом, земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель.
Согласно ст.83 ЗК РФ земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов и отделенные их границами от земель иных категорий, являются землями населенных пунктов. Таким образом, одним из основных признаков. Отличающих земли населенных пунктов от земельных участков из состава иных категорий земель, является включение соответствующих земельных участков в границу населенного пункта. В соответствии с п.10 ст.85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки, включенные в состав таких зон, используются в соответствии с требованиями ст.ст.94-100 ЗК РФ. Таким образом, в случаях, когда особо охраняемые природные территории располагаются в границах населенных пунктов, происходит совмещение правового режима использования таких территорий и правового режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав особо охраняемых природных территорий и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.
В силу ст.36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 9 конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказом в государственной регистрации права на спорный земельный участок, нарушены права истицы, гарантированные ей Конституций РФ.
Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований истицы в части признания незаконным отказа Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: ..... 159 и в части обязания Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности на спорный земельный участок.
Обсуждая требования истицы в части обязания ФГУ «ЗКП» исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о вхождении спорного земельного участка в зону с особым режимом использования, как особо охраняемая территория, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель указанных в п.1 данной статьи, среди которых земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий, определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В силу п.5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» - «Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка».Согласно ст.131 ГК РФ, 56 ЗК РФ, письму Минэкономразвития от 17.12.2009 г. № 22066-ИМ/Д23 все ограничения (Обременения) прав на землю и особые условия использования территорий могут быть внесены в ГКН только после регистрации в соответствии с требованиями закона.
Внесение в графу 16 кадастрового паспорта на спорный земельный участок сведений о вхождении участка в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г.Ессентуки (зона ограничений)» проведено без соответствующей регистрации ограничений в использовании земельного участка, без указания сведений о характере ограничений, без указания лиц, в чью пользу установлено ограничение.
Учитывая, что основанием для внесения в кадастровый паспорт сведений о вхождении земельного участка послужило решение Промышленного районного суда г.Ставрополя, которое в настоящий момент отменено и новое решение не принято, а также принимая во внимание, что указание о вхождении участка в зону «Вторая зона округа санитарной охраны г.Ессентуки (зона ограничений)» не ущемляет прав и интересов истицы на регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ...., поскольку по своей сути не является ограничением вещного права, суд приходит к выводу, что в данной части исковые требования истицы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и от ... за ....
Обязать Ессентукский межрайонный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый номер ... за Мальневой В.М..
В удовлетворении исковых требований Мальневой В.М. об обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о вхождении земельного участка, расположенного по адресу: ...., в зону с особым режимом использования, как особо охраняемая территория,- отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий- Иванова Е.В.