Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2011 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Булгакова Д.Б.
при секретаре Мельниченко О.В.
с участием:
представителя истца Попова С.Д. - Толмачева А.В.
представителя ФГУК «Государственная филармония на КМВ» - Лукашовой Ю.Х.,
представителя ФГУК «Государственная филармония на КМВ» - Павловского В.В.
представителя ФГУК «Государственная филармония на КМВ - Соколова Л.Е.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Ессентуки гражданское дело по иску Попова С.Д. к администрации г. Ессентуки об оспаривании отказа от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении земельного участка, об устранении нарушения прав и законных интересов Попова С.Д.
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился истец с заявлением, в котором просит: признать незаконным и необоснованным отказ администрации г. Ессентуки в предоставлении Попову С.Д. части земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью около № кв.м., для целей не связанных со строительством - прохода, проезда и стоянки транспортных средств, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №;
Обязать администрацию г. Ессентуки устранить нарушение его прав и законных интересов, выраженное в отказе предоставить Попову С.Д. проживающему по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ часть земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью около № кв.м., прилегающую со стороны ФГУК «Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах» к земельному участку с кадастровым номером № площадью № кв.м. по адресу: <адрес>, для целей не связанных со строительством - прохода, проезда и стоянки транспортных средств.
В судебном заседание представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям изложенным в иске.
Представители ФГУК «Государственная филармония на КМВ» Лукашова Ю.Х., Павловский В.В., Соколов Л.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и просили в иске отказать по тем основаниям, что спорный земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является Федеральной собственностью и находится у государственного учреждения (Госфилармония на Кавминводах) в постоянном бессрочном пользовании. В отношении спорного земельного участка вынесено два решения Арбитражного суда СК, вступивших в законную силу, в защиту права Федеральной собственности и права постоянного бессрочного пользования этим земельным участком Госфилармонией на Кавминводах, в которых установлено, что земельный участок является Федеральной собственностью и органы местного самоуправления не уполномочены распоряжаться вышеуказанным земельным участком. При межевании формируемого спорного земельного участка не была привлечена Госфилармония на Кавминводах, что является существенным нарушением законных прав Госфилармонии, т.к. в результате землеустроительных работ по формированию земельного участка Попова площадью № кв.м. был произведен вырез части земельного участка Госфилармонии и сформированным новый земельный участок Согласование границы земельного участка Попова С.Д. с Госфилармонией не проводилось, что явилось нарушением Методических рекомендаций Федеральной службы земельного кадастра России по проведению межевания объектов землеустройства, поскольку по данным Единого государственного реестра земель площадь земельного участка Госфилармонии в г. Ессентуки, исходя из данных кадастрового учета, является ориентировочной, подлежит уточнению при межевании.
Спорный земельный участок, расположен по адресу: <адрес>, на котором расположено здание концертного зала им. Ф. Шаляпина, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и находящееся в оперативном управлении у Госфилармонии на Кавминводах. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер №. Данный земельный участок полностью входит во вторую зону округа санитарной охраны курорта федерального значения Ессентуки, в связи, с чем в соответствии с п. 6 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 года № ЗЗ-ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» и ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ он является Федеральной собственностью в силу закона. Причем, в связи с тем, что расположенное на земельном участке здание гастрольного театра является федеральной собственностью, то согласно подп. 1 п. 8 ст. 1 ФЗ от 03.12.2008 года № 244 ФЗ земельный участок относится к федеральной собственности и до настоящего времени.
Представитель ответчика администрации г. Ессентуки в судебное заседание не явился, письменно уведомив суд о рассмотрении дела в их отсутствие, полагавшиеся на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерства культуры РФ в судебное заседание не явились, не уведомив суд о причине своей неявки.
Представитель третьего лица Федеральное агентство по управлению госимещством (Росимущество) территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в Ставропольском крае в судебное заседание не явились, письменно уведомив суд о рассмотрении дела в их отсутствие и возражавшие против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, и используются как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином Государственном реестре.
ДД.ММ.ГГГГ Попову С.Д. было выдано свидетельство о государственной регистрации права, согласно которого ему на праве собственности принадлежит земельный участок, земли населенных пунктов, под индивидуальный жилой дом, площадью № кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Попову С.Д. было выдано свидетельство о государственной регистрации права, согласно которого ему на праве собственности принадлежит гостинично-развлекательный комплекс «<данные изъяты>», площадью № кв.м., кадастровый (или условный) номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ Попов С.Д. обратился в администрацию г. Ессентуки с заявлением о предоставлении части земельного участка, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью №.м. для целей не связанных со строительством - прохода, проезда и стоянки транспортных средств на что им ДД.ММ.ГГГГ № от главы администрации г. Ессентуки был получен отказ, в связи с тем, что земельный участок уже предоставлен, изъятие его части у ФГУК «Государственной филармонии на КМВ» возможно в судебном порядке.
На основании ч. 2 ст. 27 Земельного Кодекса РФ - земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев установленных Федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом № 26 ФЗ от 23.02.1995 года «О природных, лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностях и курортов», с изменениями от 27.12.2009 № 379-ФЗ - понятие природных, лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительной местности и курортах определены как особо охраняемые природные объекты и территории. Согласно ст. 2 указанного Закона регулируются отношения возникающие в связи с использованием и охраной таковых ресурсов, как в пределах особо - охраняемых территорий, так и расположенные в нее ее границах.
Согласно ст. 4 ФЗ № 26 от 23.02.1995 года границы и режим округов санитарной (горно - санитарной) охраны курортов имеющих федеральное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации.
14.03.1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон № 33-ФЗ «Об особо Охраняемых природных территориях» (в последующем измененный Федеральными законами от 30.12.2001 года № 196-ФЗ, 22,08.2004 года № 122-ФЗ, 29.12.2004 года № 199-ФЗ), согласно которому было определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и, для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ст. 4 ФЗ № 26 от 23.02.1995 года границы и режим округов санитарной (горно - санитарной) охраны курортов имеющих федеральное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 16 ФЗ № 26 от 23.02.1995 года природно - лечебные ресурсы, лечебно - оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются особо охраняемыми природными объектами и территориями, их охрана осуществляется посредством установления округов охраны в составе которых выделяется до трех зон, причем запрет на проживание и все виды хозяйственной деятельности введены только в первой зоне.
14.03.1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон № 33-ФЗ «Об особо Охраняемых природных территориях» (в последующем измененный Федеральным законам от 27.12.2009 года № 379-ФЗ), согласно которому было определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и, для которых установлен режим особой охраны.
В ст. 2 Закона установлены категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В целях защиты этих территорий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут издаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения и определяться таковым должны Правительством РФ. В ст. 4 установлено, что сведения о статусе особо охраняемых природных территориях, об их географическом положении и границах, особой охраны этих территорий и т.д. должны включаться в государственный кадастр этих территорий.
Согласно акта о приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством здания от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что «Кисловодской государственной филармонией» было предъявлено к приемке в эксплуатацию законченное строительством здание - гастрольный театр, расположенный по адресу: <адрес>. Решением Государственной приемочной комиссии, предъявленный к приемке гастрольный театр на 1500 мест был принят в эксплуатацию.
Согласно архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ за № главой администрации г. Ессентуки ДД.ММ.ГГГГ за № было вынесено постановление о перерегистрации права на земельные участки существующих землепользований предприятий, учреждений, организаций, согласно которого Гастрольному театру отдел Госфилармонии <адрес> был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью № га (№ кв.м.) зона 1.
ДД.ММ.ГГГГ за № согласно распоряжения администрации Ставропольского края Комитета по управлению имуществом Территориальное агентство Госкомимущества РФ была учреждена государственная организация культуры «Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах» Министерства Культуры РФ. Г. Кисловодск (Федеральный уровень собственности). Согласно данного распоряжения Управлению государственной собственности было поручено заключить с государственной организацией культуры «Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах» договор о закреплении государственного имущества в оперативное управление.
Постановлением Главы города Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ № «О перерегистрации права на земельные участки существующих землепользований предприятий, учреждений, организаций и граждан» - Ессентукскому отделению Госфилармонии был предоставлен в пользование под Гастрольный театр земельный участок по ул. <адрес>ю № кв.м.
В № году было сформировано землеустроительное дело № №.
Ессентукским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Госфилармонии было выдано свидетельство на право пользования на землю площадью № кв.м.
Постановлением главы города Ессентуки № от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие п. № постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, Ессентукскому филиалу государственной филармонии на КМВ Министерства культуры РФ предоставлен земельный участок площадью № кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно п.№ было установлено обременение земельного участка правом прохода, проезда смежных землепользователей.
Постановлением Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановление главы города Ессентуки № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка существующего землепользования», признано недействительным, как несоответствующее Земельному кодексу РСФСР.
ДД.ММ.ГГГГ за № - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. внесен в реестр федерального имущества, с присвоением номера №.
ДД.ММ.ГГГГ были выданы свидетельства о государственной регистрации права, согласно которого Гастрольный театр, расположенный по адресу: <адрес>. <адрес> является собственностью Российской Федерации и ФГУК «Государственная филармония на Кавказских Минеральных Водах» находится в оперативном управлении.
Согласно п.1ч.1 ст. 8 ЗК РФ - отнесение земель к категориям, перевод из одних категорий в другую осуществляются в отношении земель находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ.
Согласно п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной в том числе и земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 ст. 27 ЗК РФ.
Участки земель, которые ограничены в обороте не могут быть переданы в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Федеральный закон, содержащий специальное разрешение относительно приватизации земельных участков из земель, отнесенных к особо охраняемым природным территориям, отсутствует.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник по своему усмотрению вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка на котором расположено это недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ - предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции - в соответствии со ст. 9,10,11 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ устанавливает правила, согласно которому нормы земельного права, содержащиеся в других Федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Таким образом, законодатель установил приоритет Земельного кодекса РФ по отношению к другим федеральным законам и законом субъектов РФ содержащим нормы земельного права.
В соответствии со ст. 270 ГК РФ (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого постановления) лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка. По смыслу данной статьи усматривается, что иного способа распоряжения земельным участком, предоставленным в постоянное пользование, кроме указанного в данной статье, законом не предусматривалось.
Государственная филармония на Кавминводах является объектом федерального значения, внесено в единый государственный реестр объектов культуры и находится в Федеральной собственности и является неотъемлемой частью инфраструктуры курорта Федерального значения.
В соответствии со ст. 20 ЗК РФ - в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно п. 9 ст. 3 ФЗ « О введение в действие земельного Кодекса РФ», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные юридическим лицам до введение в действие ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п. 12 ст. 3 ФЗ « О введение в действие Земельного Кодекса РФ», предоставленное землепользователям до введение в действие Земельного кодекса РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Согласно п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ, где говориться о том, что юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
В силу п. 3 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ (в редакции от 31.05.2010 года) собственники объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Таким образом, Закон обязывает собственника недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, взять его в аренду либо приобрести в собственность земельный участок.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 ГК РФ порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом. До его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением от 27.12.1991 № 3020-1.
Пунктом 1 названного Постановления предусмотрено, что объекты государственной собственности независимо от того «на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В качестве таковых указаны объекты историко-культурного наследия и учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Администрация города Ессентуки не может распоряжаться земельным участком, относящимся к федеральной собственности, в связи с отсутствием полномочий. Собственником земельного участка является Российская Федерация в лице Территориального управления Росимущества в Ставропольском крае.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность гражданам.
Отказ в предоставлении права на приобретение земельного участка нарушает конституционные права гражданина, согласно ст. 2 Конституции РФ человек и его права, свобода являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Из оспариваемого отказа, оформленного письмом исходящим № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что администрация г. Ессентуки отказала в предоставлении в порядке ст. 34 ЗК РФ части земельного участка по адресу: <адрес>, площадью № кв.м., так как испрашиваемый земельный участок уже предоставлен, и изъятие его части у ФГУК «Государственной филармонии на КМВ» возможно только в судебном порядке.
Судебное решение является индивидуальным актом на уровне, которого осуществляется регулирование деятельности субъектов в процессе реализации прав, обязанностей. Судебные решения являются актами правосудия, которые принимаются государственными органами судебной власти и выступают как акты государственной власти. Тем не менее, они не имеют силы закона и не могут признаваться такой же совершенной формой права, как закон.
В соответствии с п.1 ст. 41 ЗК РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков.
Согласно ст. 45 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке ст. 53 ЗК РФ (заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления).
Согласно п.3 ст. 264 ГК РФ, владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Ответчик не доказал наличие оснований для вынесения отказа по представленным заявителем документам, так как законные обоснования основания отказа и обстоятельства, исключающие применение к спорным правоотношениям, ответчиком в оспариваемом отказе не приведены.
Таким образом, отказ администрации г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ за № является незаконным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Попова С.Д. удовлетворить, признать отказ администрации города Ессентуки Ставропольского края № от 22.08. 2010 года незаконным.
Обязать администрацию г. Ессентуки устранить допущенные нарушения.
В удовлетворении исковых требований Попова С.Д. об обязании администрации г. Ессентуки предоставить спорный земельный участок в пользование Попова С.Д. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2011 года.
Председательствующий судья Д.Б. Булгаков