2-185\2011 по иску Устиновой И.А. к администрации г. ессентуки о признании отказа незаконным



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2011 года г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Булгакова Д.Б.

при секретаре Мельниченко О.В.

с участием:

представителя истца Устиновой И.А. - Бурым О.Н.

представителя ответчика администрации г. Ессентуки - Савченко Д.С.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Ессентуки гражданское дело по исковому заявлению Устиновой И.А. к администрации г. Ессентуки о признании незаконным отказа администрации г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ №, изменении разрешенного использования земельного участка, присвоении почтового адреса объекту незавершенного строительства и земельному участку, о выдаче разрешения на снос объектов незавершенного строительства, о выдачи разрешения на строительство «Бутик-Отеля», об утверждении градостроительного плана земельного участка.

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился истец с заявлением, в котором просит, признать незаконным отказ администрации города Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ №; изменить разрешенное использование земельному участку кадастровый номер №; присвоить почтовый адрес: «<адрес>» объекту незавершенного строительства <адрес> литер «А», объекту незавершенного строительства <адрес> литер «Б» и земельному участку кадастровый номер №; обязать Администрацию города Ессентуки выдать разрешение на снос объекта незавершенного строительства литер «А» и литер «Б» расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> обязать Администрацию города Ессентуки выдать разрешение на строительство «Бутик-Отеля» на принадлежащем Устиновой И.А. на праве собственности земельном участке кадастровый №; обязать Администрацию города Ессентуки утвердить градостроительный план земельного участка.

В судебном заседание представитель истца поддержала заявленные требования по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации г. Ессентуки в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что согласно Генплану г. Ессентуки, земельный участок, расположенный по адресу: в парке Лечебный, район бювета источник 4, является частью зоны «Особо охраняемые природные территории» - курортный парк, в котором размещение такого объекта как «Бутик - Отель» не предусмотрено.

Представитель третьего лица Министерства культуры по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, не уведомив суд о причине своей неявки, в материалах дела от 15.02.2011 года имеется отзыв на исковое заявление, согласно которого объект культурного наследия регионального значения (памятник градостроительства и архитектуры) «Государственная историко-культурная заповедная территория «Курортный лечебный парк», поставлен на государственный учет и охрану на основании постановления главы администрации <адрес> от 01Л 1.1995 г. № 600, регистрационный № 359.

Приказом министерства культуры Ставропольского края от 18 апреля 2003 г. № 42 для данного памятника утверждены зоны охраны: охранная зона- территория памятника в исторически сложившихся границах, зона реагирования застройки и хозяйственной деятельности - в радиусе 100 м от охранной зоны памятника.

Принадлежащие И.А. ИЛ. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ объекты незавершенного строительства -<адрес> литер «А», и <адрес> литер «Б», расположены на территории и в охранной зоне указанною памятника, построены без согласования с министерством культуры Ставропольского края, в нарушение следующих статей Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Работы проводятся на основании письменного разрешения и задания, выданных органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном Федеральным законом. "

Все работы на памятнике проведены без согласованного реставрационного задания министерства культуры края и соответствующего разрешения, в отсутствие научно-проектной документации согласованной с министерством культуры края, в нарушение ст. 45 Федерального закона;

Просят суд в иске отказать.

Представитель третьего лица Федеральное агентство по управлению госимещством (Росимущество) территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в Ставропольском крае в судебное заседание, не уведомив суд о причине своей не явки.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, и используются как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующих территориях.

Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ - каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсов.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином Государственном реестре.

ДД.ММ.ГГГГ Устиновой И.А. на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ были выданы свидетельства о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства <адрес> литер «А» - вид права - собственность, площадь застройки № кв.м., №% готовности, кадастровый номер №, объект незавершенного строительства <адрес> литер «Б»- вид права - собственность, площадь застройки № кв.м., №% готовности, кадастровый номер №, земельный участок, вид права - собственность, назначение: земли населенных пунктов, под строительство <адрес>, площадью № кв.м., кадастровый номер №, расположенные по адресу: <адрес>

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник по своему усмотрению вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу п.3 ст.64 ФЗ «Об объектах культурного наследия» - памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

Согласно приказа Министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003 года за № 42 в целях обеспечения сохранения памятников истории и культуры и занимаемых ими территорий считать действующими как временные проекты определены охранные зоны, - временная охранная зона 20 м., индивидуальная временная зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - 100 м.

Согласно ч.1 ст. 48 комментария к ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно ч.4 ст. 48 комментария к ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ» - при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

В материалах дела отсутствует охранная документация, согласно которой на Устинову И.А. возложены обязанности Министерством культуры Ставропольского края - государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры по использованию, режиму сохранения, производства работы по сохранению «Памятника», и т.д.

Кроме того, согласно ч.1 ст. 42 комментария к ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ» - ремонт памятника - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, целью которых является поддержание в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Согласно ч.3 ст. 43 комментария к ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ" - реставрация памятника или ансамбля осуществляется на основании лицензии.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в отношении объектов культурного наследия федерального значения органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия. Согласно Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по исполнению государственной функции по выдаче разрешений и заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 26.10.2007 N 329 (далее - Административный регламент), таким органами являются центральный аппарат и территориальные управления Россвязьохранкультуры. В отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.

Следует отметить, что для проведения противоаварийных работ согласование задания не требуется.

Однако Министерством культуры по Ставропольскому краю сведений о том, что строения расположенные по адресу: <адрес> поставлен на государственный учет и охрану на основании постановления главы администрации Ставропольского края от 01Л 1.1995 г. № 600, регистрационный № 359 не представлено.

Из оспариваемого отказа, оформленного письмом исходящим № № года усматривается, что администрация г. Ессентуки отказала ввыдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в связи с тем, что согласно генеральному плану г. Ессентуки, разработанному на период реализации до 2026 года, а также в соответствии с зонированием городских территорий, определенным «Правилами землепользования и застройки г. Ессентуки» - земельный участок, расположенный. <адрес> является частью зоны «особо охраняемые природные территории» - Курортный парк, в котором размещение объекта «Бутик-Отель» не предусмотрено.

Согласно п.а ч.1 ст. 40 ЗК РФ - собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно -гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно искового заявления, Устинова И.А. не просит суд признать за ней какое-либо право собственности на вновь созданный объект.

Ответчик не доказал наличие оснований для вынесения отказа по представленным заявителем документам, так как законные обоснования основания отказа и обстоятельства, исключающие применение к спорным правоотношениям, ответчиком в оспариваемом отказе не приведены.

Таким образом, отказ администрации г. Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ за № является незаконным.

Изменение целевого использования земельного участка не может носить беспредельный характер и всегда основывается на правилах использования земельных участком в составе определенной категории земель.

Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ - градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно ч. 6 Градостроительного кодекса - градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

Реконструкция объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

В случае, если использование земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.

В связи с чем, использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными органами власти в соответствии с федеральными законами.

Устинова И.А. просит суд изменить разрешенное использование земельного участка расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 1 Закона о кадастровом учете государственным кадастровым учетом является описание и индивидуализация в ЕГРЗ земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Истице выдано свидетельство о государственной регистрации права в КГРП, которым установлено ее право на земельный участок, где в качестве разрешённого использования указано: «под строительство питьевой галереи с исследовательским центром». Земельный вид с действующим законодательством, ему присвоен кадастровый номер.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что истица обращалась с вопросом об изменении разрешенного использования земельного участка в администрацию города, кроме того, согласно п.3 ст. 20 Закона о кадастровом учете, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении государственного кадастрового учета земельных участков и по иным основаниям - Устиновой И.А. не представлен такой отказ.

Устинова И.А. просит суд присвоить почтовый адрес «<адрес>» объекту незавершенного строительства <адрес> литер «А», объекту незавершенного строительства <адрес> литер «Б» и земельному участку кадастровый номер №, однако суд не может присвоить новый адрес вышеуказанным объектам, поскольку это требование на направлено на разрешение спора или защиту нарушенного права. Присвоение почтовых адресов не входит в компетенцию суда. Для присвоения почтового адреса истице необходимо обратиться в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ессентуки.

Устинова И.А. просит суд обязать Администрацию города Ессентуки выдать разрешение на снос объекта незавершенного строительства литер «А» и литер «Б» расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> Снос объектов недвижимого имущества - это действия лиц, направленные на уничтожение объектов недвижимости в силу тех или иных причин. Наиболее распространенными случаями, в силу которых возникает необходимость в принятии решения о сносе объектов недвижимости, являются:

- признание объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) в установленном законом порядке ветхими или аварийными;

- изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд с находящимися на данном участке объектами недвижимого имущества;

- возведение самовольной постройки;

- развитие застроенных территорий.

Согласно ст. 263 ГК РФ установлено общее право лиц, владеющих земельным участком на праве собственности, на застройку такого участка: собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Но эти права осуществляются им только при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Соответственно, их нарушение влечет создание такого объекта недвижимости, как самовольная постройка.

Истица просит суд обязать Администрацию города Ессентуки выдать разрешение на строительство «Бутик-Отеля» на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке кадастровый №

В соответствии сч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ - разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ - уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 23 мая 2009 г. N 441 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в ч.5.1 ст. 6 Градостроительного кодекса, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, суд полагает, что Устиновой И.А. не было предоставлено доказательств того, что ею были выполнены вышеуказанные требования.

Согласно п.17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

Истица с таким заявлением в орган местного самоуправления не обращалась, поэтому суд не может обязать Администрацию города Ессентуки утвердить градостроительный план земельного участка.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ администрации города Ессентуки Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать администрацию г. Ессентуки устранить допущенные нарушения.

В удовлетворении остальных исковых требований Устиновой И.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение будет изготовлено 21 марта 2011 года.

Председательствующий судья Д.Б. Булгаков