Решение по делу № 2-274/2011 по иску Чатаджян А.И. к ФГЭ Пятигорская КЭЧ района МО и др. о признании права собственности на квратиру в порядке бесплатной приватизации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Бобровского А.Е.,

при секретаре Михайлюк А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чатаджян ФИО8 к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации,

установил:

Чатаджян А.И. обратился в суд с иском к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю (далее ТУ ФАУГИ СК), Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке бесплатной приватизации на квартиру <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м..

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

В судебном заседании полномочный представитель истца Чатаджян А.И., действующий по надлежаще оформленной доверенности Мелкумов М.А. заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что Чатаджяну А.И. по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны в лице Пятигорской КЭЧ района, как военнослужащему предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> Договор социального найма заключен на состав семьи, состоящей из трех человек: Чатаджян А.И., его сына Чатаджян А.А., <данные изъяты> года рождения, дочери - Чатаджян М.А., <данные изъяты> года рождения. Истец обратился к начальнику Пятигорской КЭЧ района МО РФ с заявлением о передаче ему в собственность указанной жилой площади, притом, что члены его семьи отказались от своего права на приватизацию указанной квартиры. Чатаджян А.И. получил отказ, мотивированный тем, что предоставленная <адрес> не учтена в реестре федерального имущества. Указанная квартира находится в оперативном управлении Пятигорской КЭЧ района МО РФ, в связи с чем, ссылка ответчика на отсутствие согласования на приватизацию квартиры с ее собственником неправомерна. За все время проживания в <адрес> он регулярно оплачивает коммунальные платежи, налоги, несет расходы по содержанию жилья, произвел ремонт квартиры, то есть содержит жилое помещение как собственник. Таким образом, ответчики нарушают требования ст. ст. 19, 35 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» на получение в собственность жилого помещения, предоставленного Чатаджяну А.И. по договору социального найма, в связи с чем он вынужден обратиться за судебной защитой. Просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Полномочный представитель ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ, Министерства обороны Российской Федерации, действующая по надлежаще оформленным доверенностям Бадалян А.А. суду пояснила, что <адрес> состоит на бухгалтерском балансе и в оперативном управлении ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ и является собственностью Российской Федерации. В связи с отсутствием выписки из реестра федерального имущества на квартиру истца, проведение регистрации права федеральной собственности за Российской Федерацией невозможно. Отсутствие свидетельства о праве собственности на указанное недвижимое имущество за РФ препятствует заключению договора передачи квартиры в собственность, даже при наличии согласования. Просит разрешить исковые требования на усмотрение суда.

Полномочный представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, ранее направлены возражения на исковое заявление, согласно которых по существу заявленных требований указано, что Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций на праве оперативного управления. Таким образом, полномочия Росимущества на осуществление от имени РФ юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных Минобороны России организаций, с 27 января 2009 года переданы Министерству обороны России. Соответственно ТУ Росимущества в Ставропольском крае не может являться лицом, нарушившим права и законные интересы истца. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Полномочный представитель Департамента имущественных отношений МО РФ в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

С согласия участников судебного процесса, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение полномочного представителя истца Чатаджян А.И., действующего по надлежаще оформленной доверенности Мелкумова М.А., полномочного представителя ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ, Министерства обороны Российской Федерации, действующей по надлежаще оформленным доверенностям Бадалян А.А., исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

На основании ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Согласно п. 7 данного Закона передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим органом.

Судом достоверно установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Чатаджян А.И. состоял в кадрах Вооруженных Сил Российской Федерации, его выслуга лет составляла <данные изъяты> в календарном исчислении, <данные изъяты> в льготном исчислении. Указанное обстоятельство подтверждается Министерством обороны РФ Войсковая часть, полевая почта № от ДД.ММ.ГГГГ №/ОК.

За время прохождения воинской службы Чатаджян А.И. жильем обеспечен не был. Согласно справки начальника КЭЧ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Чатаджян А.И. за время прохождения службы в Ахалкалакском гарнизоне квартирными органами МО РФ жилой площадью на территории РФ не обеспечивался.

Как усматривается из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии в/ч пп №, Чатаджян А.И. включен в списки нуждающихся в жилой площади на территории Российской Федерации. В результате заседания жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №), в соответствии с решением командующего войсками СКВО для обеспечения военнослужащих Ахалкалакского гарнизона, подлежащих увольнению с военной службы по достижению предельного возраста в <данные изъяты> году, Чатаджяну А.И. на состав семьи, состоящей из трех человек выделена <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между Пятигорской КЭЧ района Министерства обороны РФ и Чатаджян А.И. состоялся договор № социального найма жилого помещения - <адрес>, состоящей из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м.. По договору социального найма жилое помещение предоставлено Чатаджяну А.И. и членам его семьи, сыну Чатаджяну А.А., <данные изъяты> года рождения и дочери Чатаджян М.А., <данные изъяты> года рождения.

Согласно плана объекта недвижимости Ессентукского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира состоит из помещений: № - коридор, площадью <данные изъяты> кв.м., № - жилая, площадью <данные изъяты> кв.м., № - жилая, площадью <данные изъяты> кв.м., № - ванная, площадью <данные изъяты> кв.м., № - туалет, площадью <данные изъяты> кв.м., № - кухня, площадью <данные изъяты> кв.м., № - подсобное, площадью <данные изъяты> кв.м, № - лоджия.

Предоставление Чатаджяну А.И., указанной квартиры на состав семьи - <данные изъяты> человека, также подтверждается справкой начальника Пятигорской КЭЧ района МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.

Дети истца Чатаджян М.А. и Чатаджян А.А. не возражают против приватизации <адрес> на имя Чатаджян А.А., тем самым отказываются от их права на приватизацию указанной квартиры. Согласно справки Ахалкалакской службы регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ за Чатаджяном А.И. в службе регистрации в публичном реестре, индивидуальный жилой дом и приватизированная квартира не зарегистрированы.

Таким образом, Чатаджян А.И. является единственным нанимателем спорной квартиры, у которого в силу закона возникло право на приобретение ее в собственность в порядке бесплатной приватизации. Ранее в приватизации он не участвовал, другого недвижимого имущества в собственности не имеет. Указанное обстоятельство в полной мере подтверждается справкой Ессентукского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация».

В соответствии с п. 5.3. Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" полномочия собственника в отношении собственности Российской Федерации от лица Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, т.е. ТУ ФАУГИ СК. Согласно п. 5.7. данного постановления Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет учёт федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из этого реестра. В силу п. 5.3 раздела II Положения Территориальное управление в установленном порядке осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В силу п.п. «А» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 1053 от 29 декабря 2008 года Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.

Многоквартирный <адрес> распоряжением ТУ ФАУГИ № от ДД.ММ.ГГГГ закреплен за Пятигорской КЭЧ района МО РФ на праве оперативного управления. Согласно записи, произведенной ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № <адрес> указанном жилом доме находится в оперативном управлении Пятигорской КЭЧ района МО. Распоряжением ТУ ФАУГИ СК № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> включен в реестр федерального имущества. Указанный жилой дом закончен строительством и введен в эксплуатацию.

Таким образом, <адрес> построена на федеральные средства, следовательно, вопрос о передаче квартиры в порядке приватизации находится в ведении государства, как собственника квартир, либо уполномоченного государством органа, которым является ТУ ФАУГИ СК. Управление имуществом Вооруженных сил РФ, а также юридические действия по защите имущественных прав государства при управлении этим имуществом и его приватизация возложены на Министерство обороны РФ, которым специально создано соответствующее структурное подразделение, Департамент имущественных отношений МО РФ. Вышеперечисленные ответчики, а также ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ, в оперативном управлении которой находится спорная квартира, уклоняются от решения вопроса передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, ссылаясь на различные причины. В связи с этим истец обратился за судебной защитой.

По смыслу вышеприведенных законоположений право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Очевидно, что если истец по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения в виде <адрес>, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

В судебном заседании достоверно установлено, что Чатаджян А.И. занимает <адрес> на законных основаниях. Спорная квартира не является служебной не находится в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, не входит в перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена. Ранее в бесплатной приватизации жилых помещений Чатаджян А.И. участия не принимал. Каких-либо препятствий для приватизации спорной квартиры, нет.

Согласно ст. ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями), вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход права и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждения юстиции.

Настоящее решение является основанием для совершения таких действий, а именно для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежит исключению запись о регистрации права оперативного управления Пятигорской квартирно-эксплуатационной части района на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, произведенную ДД.ММ.ГГГГ №; внесению подлежит запись о регистрации права собственности на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. за Чатаджяном А.И..

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Чатаджян ФИО9 к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации, удовлетворить.

Признать за Чатаджяном ФИО10 в порядке бесплатной приватизации право собственности на <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м, из них жилой - <данные изъяты> кв. м, расположенную по <адрес>.

Настоящее решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежит исключению запись о регистрации права оперативного управления Пятигорской квартирно-эксплуатационной части района на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, произведенную ДД.ММ.ГГГГ №; внесению подлежит запись о регистрации права собственности на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. за Чатаджяном ФИО11.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд Ставропольского края.

Председательствующий: