Дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«25» марта 2011 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,
при секретаре Бочаровой О.Б.,
с участием:
помощника прокурора г.Ессентуки Мережко Ю.Н.,
представителя ответчика Савченко Д.С.,
представителей третьих лиц: Чирикова С.Ю., Дибижевой М.П., Шулимовой Г.В., Михайловой А.А, Загорулько С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки к администрации города Ессентуки о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, возложении обязанности устранить нарушение законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ессентуки обратился в суд с иском к администрации города Ессентуки о возложении обязанности устранить нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, указав следующее. Прокуратурой города на основании ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» по обращению заместителя начальника УГИБДД ГУВД по СК Гербера В.И. проверено исполнение законодательства о безопасности дорожного движения и выявлены следующие нарушения. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Причем полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Аналогичное положение закреплено и в ст. 13 Федерального закона от ... № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации».
Статьей 12 Федерального закона от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплена обязанность лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, осуществлять мероприятия по их ремонту для поддержания дорог в соответствии с правилами, стандартами, техническими нормами.
В нарушение вышеуказанных положений законов на территории г. Ессентуки не приняты достаточные меры для обеспечения безопасности дорожного движения. Так, проведенной проверкой состояния улично-дорожной сети и технических средств дорожного движения в г. Ессентуки установлено, что дороги города не соответствует техническим нормам и стандартам в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, опоры освещения от ... до ФАД «Кисловодск-Минводы» установлены в нарушение ГОСТа Р 52766-2007 и ВСН 25-86, отсутствует дорожное ограждение; в нарушение требований ГОСТа Р 52289-04 на светофорных объектах на Привокзальной площади отсутствует ограждение на протяжении 50 м в обе стороны от границ перехода, аналогичные нарушения допущены и на пересечении ..., пересечении ..., а также в районе МОУ СОШ ..., на ... в районе МОУ СОШ ..., на ... в районе ст.«Белый уголь», пересечении ... и .... Кроме того, выявлены многочисленные факты нарушения требования в области установки дорожных знаков. Так, отсутствуют дорожные знаки согласно утвержденной дислокации на пересечении ... и ..., на пересечении ... и ..., на пересечении ... и ..., пересечении ... и ..., пересечении ... и ..., на пересечении ... и ..., на пересечении ... и .... Также отсутствуют знаки «Место остановки автобуса» на ... от ... до ... от ... на ... от ... до ... от ... до ... от ФАД «Кисловодск-Минводы» до 45 ж/д переезда, на всем протяжении ..., на всем протяжении ..., на всем протяжении .... Отсутствуют знаки приоритета на пересечении с дачными проездами от ... до ФАД «Кисловодск-Минводы». На пересечении ... и ... древесная растительность закрывает дорожные знаки. В нарушение ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» имеется разрушение асфальтобетонного покрытия (выбоины, просадки) проезжей части, на разворотном круге по ..., на пересечении ... и ..., в районе ..., на пересечении ... и ..., на пересечении ... и ... и от ... до .... Кроме того пешеходные дорожки по ... от ... до ... имеют значительные выбоины и не соответствуют СНиП по ширине. Местами отсутствует бордюрный камень. На пересечении ... и ... на проезжей части установлены мусорные контейнеры, на пересечении ... и ... в треугольнике видимости установлен мусорный контейнер, ограничивающий видимость. Администрация г. Ессентуки не приняла мер по приведению дорог в соответствие с требованиями технических норм, стандартов и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения. Указанные нарушения закона приобрели особенное общественное значение, поскольку затрагивают и нарушают права и свободы значительного числа граждан, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от ... ... «О прокуратуре РФ» и ст. 45 ГПК РФ дает право прокурору обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Впоследствии прокурор г.Ессентуки в порядке статьи 39 ГПК РФ изменил исковые требования и просит суд признать бездействие администрации города Ессентуки по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения незаконным. Обязать администрацию города Ессентуки от ... до ФАД «Кисловодск-Минводы» устранить нарушение ГОСТа Р 52766-2007 и ВСН 25-86, установив дорожное ограждение; на светофорных объектах на Привокзальной площади, на пересечении ..., пересечении ... с четной стороны, ..., ..., а также в районе МОУ СОШ ..., на ... в районе МОУ СОШ ..., на ... в районе ст.«Белый уголь», пересечении ... и ..., установить дорожное ограждение на протяжении 50 метров в обе стороны от границ пешеходного перехода - в срок до ....
Установить дорожные знаки согласно утвержденной дислокации на пересечении ... и ... на пересечении ... и ..., на пересечении ... и ... пересечении ... и ..., пересечении ... и ..., на пересечении ... и ..., на пересечении ... и ..., .... Также отсутствуют знаки «Место остановки автобуса» на ... от ... до ... от ..., на ... от ... до ... от ... до ... от ФАД «Кисловодск-Минводы» до 45 ж/д переезда, на всем протяжении ..., на всем протяжении ..., на всем протяжении ..., данные нарушения просит обязать администрацию устранить в срок до ....
Установить знаки приоритета на пересечении с дачными проездами от ... до ФАД «Кисловодск-Минводы». Устранить древесную растительность, закрывающую дорожные знаки на пересечении ... и ... - в срок до ....
Произвести ремонт асфальтобетонного покрытия (выбоины, просадки) проезжей части, на разворотном круге по ..., на пересечении ... и ..., в районе ..., на пересечении ... и ..., на пересечении ..., ... с ... и от ... до ... - в срок до ....
Произвести ремонт на пешеходных дорожках по ... от ... до ... имеющих значительные выбоины, привести в соответствие со СНиП по их ширине, установить бордюрный камень в срок до ....
Убрать мусорные контейнеры, расположенные в треугольнике видимости на пересечении ... и ..., на пересечении ... и ... - в срок до ....
В судебном заседании помощник прокурора ... Мережко Ю.Н. заявленные требования по основаниям изложенным в иске поддержал в полном объеме. Просит суд заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации ... по доверенности Савченко Д.С. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ... ...-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения, на ряду с другими необходимыми для жизнедеятельности города и его жителей вопросами, являющимися расходными обязательствами городского округа города-курорта Ессентуки. В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с ч.2 ст. 152 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов. Принцип сбалансированности бюджета согласно ст. 33 Бюджетного кодекса РФ означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему доходов бюджета. Бюджет городского округа города-курорта Ессентуки является дотационным, доля межбюджетных трансфертов, предоставляемые бюджетами других уровней бюджетной системы РФ составляет более 30%. За базу для формирования расходов принимаются расчетные показатели минимально необходимых расходов местных бюджетов, формируемые Министерством финансов Ставропольского края. В соответствии с Методическими рекомендациями по планированию доходов и бюджетных ассигнований на ... годы, утвержденными приказом Министерства финансов Ставропольского края от ... ..., органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края для расчета расходов ... год используются расчетные показатели минимально необходимых расходов местных бюджетов, сформированные ... год. Согласно Методике расчета средств Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) Ставропольского края на ... год расходы на содержание и строительство дорог для города Ессентуки определены в размере ... тыс. руб. В соответствии с решением Совета города Ессентуки от ... ... «О бюджете городского округа город-курорт Ессентуки на ...» главному распорядителю средств МУ «УЖКХ и БГ-СЗ» определены бюджетные ассигнования на осуществление расходов по содержанию и строительству дорог в размере ... тыс. руб., по повышению безопасности дорожного движения - ... тыс. руб. МУ «УЖКХ и БГ-СЗ» в текущем году осваивает выделенные средства в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, иными гражданско-правовыми договорами согласно титульных списков на текущий и капитальный ремонт объектов дорожно-мостового хозяйства, выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на территории города Ессентуки. Выполнение мероприятий, являющихся предметом исковых требований, потребует значительного увеличения соответствующих видов расходов бюджета городского округа город-курорт Ессентуки в ... году. Увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств, в соответствии с требованиями ч.2 ст.83 Бюджетного кодекса РФ, может осуществляться в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете в случае наличия соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Увеличение бюджетных ассигнований на исполнение вышеуказанных расходных обязательств не представляется возможным ввиду дотационного характера бюджета городского округа город-курорт Ессентуки, ограниченности финансовых ресурсов. На основании изложенного просит суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - Финансового управления администрации г.Ессентуки Михайлова А.А., выступающая по надлежащим образом оформленной доверенности, исковые требования не признала и дала суду объяснения аналогичные объяснениям представителя ответчика Савченко Д.С. просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица - ОГИБДД ГАИ №2 г. Лермонтова Загорулько С.С. в судебном заседании пояснил, что согласно ч.2 ст.12 ФЗ ... от ... « О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ ... от ... « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч.3 ст.5 ФЗ ... от ... « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Однако, администрацией г. Ессентуки надлежащие меры к осуществлению дорожной деятельности не принимаются. ... в адрес глав муниципальных образований Ставропольского края был направлен запрос о соблюдении законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в части обеспечения безопасности дорожного движения. В ответе заместителя главы администрации г. Ессентуки - председателя Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки указано на отсутствие собственников либо владельцев автомобильных дорог общего пользования в г.Ессентуки, несущих бремя их содержания в безопасном для движения состоянии. Просит суд исковые требования прокурора г.Ессентуки удовлетворить в полном объеме.
Представители третьего лица - ОВД по г.Ессентуки Чириков С.Ю. и Дибижева М.П. в судебном заседании пояснили, что ОВД по г.Ессентуки неоднократно обращал внимание администрации города Ессентуки на несоответствие качества дорог в г.Ессентуки соответствующим ГОСТам, однако реакция администрации на их обращения отсутствовала. Просят суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель третьего лица - МУ «УЖКХ и БГ» Шулимова Г.В. в судебном заседании пояснила, что управление действует на основании Устава и в указанных правоотношениях выступает заказчиком. Финансирование на содержание и обслуживание дорог осуществляется, в том числе из средств муниципального бюджета, который формируется Советом города. В связи с отсутствием достаточного финансирования, устранить указанные в иске нарушения в сжатые сроки не представляется возможным. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица - МУП «КБГ» Сапронова А.А. пояснила, что МУП КБГ является подрядной организацией, финансирование работ проводится за счет предоставляемых средств. Мусорные контейнеры устанавливает МУП КБГ на основании заключения административной комиссии при администрации, работы согласованы с компетентными органами (Роспотребнадзором и др.), при этом учитываются требования СНИПов и ГОСТов по установке мусорных контейнеров. Контейнерные площадки для мусорных контейнеров располагаются на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности. Для их переноса требуется поменять целевое назначение земельного участка. Поскольку в бюджет города Ессентуки не заложены расходы для устранения недостатков, указанных в иске прокурором, просит вынести решение по усмотрению суда в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в адрес Главы города-курорта Ессентуки Скоморохина К.Б. заместителем начальника УВД по КМВ было направлено письмо за исх. ... от ... о несоблюдении требований к эксплуатационному состоянию дорог в г.Ессентуки.
Командиром ОБ ДПС ГИБДД №2 ГУВД по СК ... за исх. ... в адрес Главы администрации г.Ессентуки Скоморохина К.Б. направлены акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения», выявленных ОБ ДПС ГИБДД №2 ГУВД по СК и ОГИБДД ОВД по г. Ессентуки в ходе повседневного контроля за эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения на территории г.Ессентуки с целью принятия соответствующих мер по устранению выявленных недостатков.
Как следует из письма Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Ставропольскому краю, руководителем Росавтодора в письме от ... указано, что в Единый государственный реестр автомобильных дорог сведения об автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения Ставропольского края, в нарушение ч.5 ст. 62 ФЗ ... от ... не представлены.
Согласно ч.2 ст.12 ФЗ ... от ... «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ ... от ... « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч.3 ст.5 ФЗ ... от ... «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В нарушение указанных норм администрацией г. Ессентуки надлежащие меры к осуществлению дорожной деятельности не принимаются. ... за исх.... главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Ставропольскому краю в адрес глав муниципальных образований Ставропольского края и в том числе г.Ессентуки был направлен запрос о соблюдении законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.
п.5 ч.1 ст.14 ФЗ ... установлено, что содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, относится к вопросам местного значения.
В силу ст.3 ФЗ ... "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.1 ст.37 ФЗ ... местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Часть 1 ст.21 ФЗ ... "О безопасности дорожного движения" предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика об отсутствии средств заложенных в местный бюджет для устранения требований ГОСТа Р 52766-2007 и ВСН 25-86 ("Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах") не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и их удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Ессентуки к администрации города Ессентуки о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, возложении обязанности устранить нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Ессентуки по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Обязать администрацию города Ессентуки от ... до ФАД «Кисловодск-Минводы» устранить нарушение ГОСТа Р 52766-2007 и ВСН 25-86, установив дорожное ограждение; на светофорах на ..., на пересечении ..., пересечении ... с четной стороны, ..., ... а также в районе МОУ СОШ ..., на ... в районе МОУ СОШ ..., на ... в районе станции «Белый уголь», пересечении ... и ... установить дорожное ограждение на протяжении 50 метров в обе стороны от границ пешеходного перехода - в срок до ....
Обязать администрацию города Ессентуки установить дорожные знаки согласно утвержденной дислокации на пересечении ... и ..., на пересечении ... и ..., на пересечении ... и ..., пересечении ... и ..., пересечении ... и ..., на пересечении ... и ..., на пересечении ... и ... в срок до ....
Обязать администрацию города Ессентуки установить знаки «Место остановки автобуса» на ... от ... до ... от ... на ... от ... до ... от ... до ... от ФАД «Кисловодск-Минводы» до 45 ж/д переезда, на всем протяжении ..., на всем протяжении ..., на всем протяжении ... - в срок до ....
Обязать администрацию города Ессентуки установить знаки приоритета на пересечении с дачными проездами от ... до ФАД «Кисловодск-Минводы»; устранить древесную растительность, закрывающую дорожные знаки на пересечении ... и ... в срок до ....
Обязать администрацию города Ессентуки произвести ремонт асфальтобетонного покрытия (выбоины, просадки) проезжей части, на разворотном круге по ..., на пересечении ... и ..., в районе ..., на пересечении ... и ..., на пересечении ..., ... с ... и от ... до ... в срок до ....
Обязать администрацию города Ессентуки произвести ремонт на пешеходных дорожках по ... от ... до ..., имеющих значительные выбоины, привести в соответствие со СНиП по их ширине, установить бордюрный камень в срок до ....
Обязать администрацию города Ессентуки убрать мусорные контейнеры, расположенные в треугольнике видимости на пересечении ... и ..., на пересечении ... и ... в срок до ....
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий- Е.В.Иванова