Решение по делу № 2-499/2011 по иску Пономаревой к УФСГРКиК, ФГУ `ЗКП`



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 31 » марта 2011 года город Ессентуки

ЕССЕНТУКСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

в составе: председательствующего судьи Украинчик А.В.

при секретаре Емяшевой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пономаревой Л.Ф. о признании незаконным приостановления и отказ в государственной регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Пономарева Л. Ф. обратилась в суд с заявлением к заинтересованным лицам Ессентукскому межрайонному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по СК (далее Управление Росреестра), администрации г. Ессентуки, в котором просит признать незаконными приостановление и отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в государственной регистрации за ней права собственности на земельный участок площадью 240 кв.м по ...; возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК устранить допущенное нарушение права путем регистрации ее права собственности на указанный земельный участок.

При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю (далее ФГУ «ЗКП» по СК).

В судебном заседании представитель Пономаревой Л. Ф.по доверенности Ильяшенко А.В. ее требования поддержала, указав следующее.

Пономарева Л. Ф. стала собственником части жилого ... - его 1/2 доли на основании договора дарения от ... В ее фактическое пользование с частью дома поступил земельный участок площадью 240 кв.м, который постановлением главы г. Ессентуки ... от ... был предоставлен ей бесплатно в собственность в соответствии с законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ», статей 11, 28, 29, 36, 42, 68 ЗК РФ.

Поскольку действующее законодательство предусматривает обязательность государственной регистрации возникновения, перехода и прекращения права собственности на земельные участки, заявитель обратилась в Управление Росреестра с целью регистрации ее права собственности на земельный участок площадью 240 кв.м по ....

Однако, сначала регистратором Управления регистрация права была приостановлена, а затем в регистрации было отказано со ссылкой как в уведомлении, так и в отказе на то, что земельный участок входит в состав земель, ограниченных в обороте и не подлежит предоставлению в частную собственность, в соответствии со ст. 27, ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. ст. 1, 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», п. 1 постановления Правительства РФ от 17.01.2006 г. №14, постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 г. «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае».

Считает, что приостановление и отказ в государственной регистрации права собственности Пономаревой на земельный участок являются незаконными и нарушающими ее права по следующим основаниям.

В силу ст. 36 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь в частной собственности землю. Статья 25 ЗК устанавливает, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 3 п. 4 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года №1305-I «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ, обратившись соответственно в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Заявитель приобрела часть жилого дома в результате сделки, совершенной до вступления в силу Закона «О собственности в СССР», расположенную на земельном участке площадью 240 кв.м, который не был надлежаще оформлен и зарегистрирован, поэтому, в силу вышеуказанной нормы Федерального закона она имела право приобрести земельный участок по ... площадью 240 кв.м бесплатно в собственность, и это право, гарантированное ей государством в ст. ст. 9 ч. 2, 36 ч. 1, 2 Конституции РФ, было реализовано посредством принятия главой города постановления ... от ... Кроме того, согласно ст. 28 ч. 4 ЗК РФ если федеральным законом разрешено предоставлять земельный участок в собственность, то не допускается отказывать в предоставлении в собственность земельного участка, даже если он ограничен в обороте.

Статья 27 ЗК РФ предусматривает ограничение в обороте земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий. Ст. ст. 95, 96 ЗК РФ определяют какие земельные участки относятся к землям особо охраняемых природных территорий, землям лечебно - оздоровительных местностей и курортов - эти земли полностью или частично изымаются из хозяйственного пользования и оборота и для них устанавливается особый правовой режим. При этом, земли г. Ессентуки из оборота в установленном законом порядке не изъяты. Кроме того, в силу п. 12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, лишь на территории первой санитарной зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях. Земельный участок по ... площадью 240 кв.м согласно данных кадастрового паспорта имеет разрешенное использование «под индивидуальный жилой дом», отнесен к землям поселений, которые в силу ст. ст. 83, 85 ЗК РФ предназначены и используются для застройки и развития городских и сельских поселений.

Управление Росреестра вышло за пределы своих полномочий в области государственной регистрации, которые закреплены в ст. 10 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данный Закон в статьях 19 и 20 предусматривает основания для приостановления и отказа в государственной регистрации прав. Из их содержания следует, что оценка государственным регистратором Управления Росреестра внутреннего законодательства в области возникновения права частной собственности на земельные участки, находится за пределами его законодательно закрепленных полномочий, и не входит в число оснований, дающих ему право для приостановления либо для отказа в государственной регистрации возникшего на основании Федерального закона права собственности на земельный участок.

Регистратор Управления Росреестра указав в уведомлениях о приостановлении и отказе в регистрации права, что земельный участок не подлежит предоставлению в частную собственность, фактически вмешался в право собственности, что недопустимо не только в соответствии с национальным законодательством, но и в соответствии с нормами международного права - ст. 1 Протокола №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Поэтому, допущенное нарушение вещного права заявителя на земельный участок подлежит восстановлению в полном объеме путем признания незаконными приостановления и отказа Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в государственной регистрации права собственности Пономаревой Л. Ф. на земельный участок площадью 240 кв.м по ... и возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК - Ессентукский межрайонный отдел обязанности устранить допущенное нарушение ее права путем регистрации ее права собственности на земельный участок. Просит удовлетворить заявленные Пономаревой Л. Ф. требования в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по доверенности Выскребцова К. требования Пономаревой Л. Ф. не признала по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 31 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». В п. 2 ст. 3 данного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 3 п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 г. «проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав».

При отсутствии или ненадлежащем оформлении любого из указанных документов служба не вправе осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество.

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости, в числе дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости. Указанное требование закона отражено в кадастровом паспорте земельного участка. При этом отказ в регистрации права на участок служба мотивирует не понятием «ограничение (обременение) вещных прав на объект недвижимости», а понятием «запрет на приобретение объекта недвижимости в собственность».

Речь идет только лишь о том, что запрет на передачу в частную собственность земельных участков, находящихся в пределах земель ограниченных в обороте, предусмотрен нормой Земельного кодекса РФ, имеющего прямое действие.

Указание в кадастровом паспорте на то, что земельный участок находится в пределах второй зоны округа санитарной охраны, означает, что данный участок находится в составе земель, ограниченных в обороте.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.

Согласно ст. 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к землям особо охраняемых территорий наравне с иными землями: природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, иных земель.

Согласно ст. 95 ЗК РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В соответствии со ст. 96 ЗК РФ в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. На указанных землях устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) защиты.

Согласно преамбуле ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют, в том числе, особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение.

В соответствии со статьей 31 указанного закона к лечебно-оздоровительным местностям и курортам могут быть отнесены территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, в т.ч. минеральными водами. Согласно п. 3 ст. 32 данного закона для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур такого округа является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Спорный земельный участок находится в пределах округа горно-санитарной охраны, это означает, что данный участок находится в пределах курорта. Курорт, в свою очередь, находится в пределах особо охраняемой природной территории. А особо охраняемая территории - ограничена в обороте. Ограниченная в обороте территория в частную собственности не предоставляется.

Глава города Ессентуки не имел права предоставлять заявительнице земельный участок площадью 240 кв.м по ... бесплатно в собственность, в том числе даже если это право возникло на основании ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Принятое администрацией города ... постановление ... является незаконным, поэтому, регистрация права была приостановлена, а позже в ней отказано законно, поскольку документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Просит отказать в удовлетворении заявленных Пономаревой Л. Ф. требований.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Ессентуки в судебное заседание не явился, направил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных объяснениях по иску заявленные Пономаревой Н.Ф. требования поддержал по тем основаниям, что установление округа горно- санитарной охраны является лишь ограничением в использовании земельного участка, а не ограничением к распоряжению им и приобретению в собственность.

Учитывая просьбу представителя администрации, мнение лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю по доверенности Гаджарова Т.Р. в судебном заседании пояснила следующее. Земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по ... входит в зону: «Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки (зона ограничений)», 26.30.2.2, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Промышленного районного суда г. Ставрополя суда от ..., которое на момент рассмотрения настоящего спора- отменено.

В строке 16 «Особые отметки» кадастрового паспорта земельного участка указаны сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, а не сведения об ограничении прав на землю. В кадастровом паспорте земельного участка под жилым домом ... нет сведений об ограничении оборотоспособности данного земельного участка.

Полагает, что суд должен вынести решение по заявлению Пономаревой Л. Ф. в соответствии с законом.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд приходит к выводу, что требования Пономаревой Л. Ф. к Управлению Росреестра подлежат удовлетворению, поскольку приостановлением и отказом в государственной регистрации прав на землю нарушено ее вещное право на земельный участок.

С доводами представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК о законности их действий суд согласиться не может по следующим основаниям.

Пономаревой Л. Ф. на основании сделки от ... принадлежит 1/2 доля жилого дома, расположенного по ..., на земельном участке площадью 240 кв.м, схема расположения на кадастровом плане территории которого была утверждена ....

Постановлением администрации г. Ессентуки ... от ... Пономаревой Л. Ф. под жилым домом на основании данной сделки предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 240 кв.м с кадастровым номером ..., по существующим границам землепользования. Категория земель - земли населенных пунктов.

В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пономарева Л. Ф. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок.

... регистрация права была приостановлена, а ... в регистрации ее права собственности на земельный участок государственным регистратором, действовавшим от имени Управления Росреестра было отказано.

Основанием приостановления и отказа в государственной регистрации права явилось то обстоятельство, что документы, представленные на государственную регистрацию прав по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам данной категории обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представитель Управления Росреестра не представил доводов, подтверждающих, что какой- либо из представленных заявительницей на регистрацию документов по форме или содержанию не соответствует требованиям закона.

Как следует из отказа и пояснений представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, приостановление и отказ обусловлены тем, что по мнению регистрирующего органа, участок, предоставленный Пономаревой Л. Ф. в собственность администрацией г. Ессентуки, является ограниченным в обороте, а следовательно не мог быть предоставлен в собственность.

Суд полагает, что налицо не соответствие оснований для отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных законом, фактическим обстоятельствам.

И в данном случае регистрирующий орган вышел за пределы своей компетенции.

По существу, Управлением Росреестра оспаривается право заявительницы иметь в собственности земельный участок.

Суд не может согласиться с представителем Управления Росреестра в том, что глава города не имел право предоставлять земельный участок по ... в собственность и принятое постановление ... от ... является незаконным, поскольку доказательств этому не представлено и соответствующих требований в суде не заявлено.

В обоснование отказа в государственной регистрации прав, в решении регистрирующего органа указано, что в силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельный участок, предоставленный Пономаревой Л. Ф. относится к землям, ограниченным в обороте, а значит - не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничение прав на землю, в силу положений Земельного Кодекса РФ (ст. 56), Гражданского Кодекса РФ (ст. 131) подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 15 ч.3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении, обременении вещного права включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Представитель ФГУ «ЗКП» по СК подтвердила, что в государственном кадастре отсутствуют сведения об ограничении в обороте спорного земельного участка.

Не оспаривает отсутствие сведений об ограничении оборотоспособности земельного участка в кадастровом паспорте на земельный участок Пономаревой Л. Ф. и представитель Управления Росреестра.

В соответствии с Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. №32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» сведения о внесенных в ГКН ограничениях (обременениях) вещных прав отражаются в форме В.3 кадастрового паспорта земельного участка.

Кадастровый паспорт земельного участка, предназначенный для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости, необходимых для государственной регистрации прав и ограничений (обременении) прав, включает в себя разделы B.1 - B.4. Разделы B.3 и B.4 оформляются только при наличии в государственном кадастре недвижимости соответствующих сведений.

Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок по ..., в нем отсутствует предусмотренная ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» раздел В.3, графа 4, в которую и должны заноситься сведения об имеющихся ограничениях (обременениях) вещных прав на земельный участок.

Безотносительно к регистрации ограничений прав на землю и того обстоятельства, в какую графу внесены сведения, неправомерно расценивать как наличие ограничении в оборотоспособности земельного участка Пономаревой Л. Ф. сведения, обозначенные как «сведения о зонах с особыми условиями использования», поскольку данные понятия не тождественны.

Имеющиеся в кадастровом паспорте на спорный земельный участок сведения о том, что участок полностью входит в зону « Вторая зона округа санитарной охраны г. Ессентуки» (зона ограничений) свидетельствует лишь о наличии особых условий использования территорий.

Ссылка в приостановлении и отказе Пономаревой Л. Ф. на положения ст. 95 ЗК РФ по мнению суда, необоснованна, поскольку ст. 96 ЗК РФ относится к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, каковым является курорт г. Ессентуки. В соответствии с данной статьей «земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов).

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях».

Ссылки ответчика на ст. 16 ФЗ № 26 и ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» от 23.02.1995 г. (в редакции от 27.12.2009 г. №379-ФЗ) суд полагает необоснованными, поскольку выше перечисленные законы не содержат указаний о невозможности предоставления в собственность земельных участков, расположенных во второй зоне округа санитарной защиты.

Согласно ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 32) в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что все эти территории автоматически ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность.

Более того, согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, если федеральным законом разрешено предоставлять земельный участок в собственность, то не допускается отказывать в предоставлении в собственность земельного участка, даже если он ограничен в обороте.

ФЗ « О введении в действие земельного кодекса» ст. 3 п.4 4. Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данными положениями федерального закона заявительница имеет право приобрести право собственности на земельный участок по ..., она приобрела его на основании постановления администрации ... от ... и это право не может быть ограничено ни приостановлением, ни отказом в его регистрации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-257 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконными приостановление и отказ Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в государственной регистрации права собственности Пономаревой Л.Ф. на земельный участок площадью 240 кв.м по ....

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК - Ессентукский межрайонный отдел устранить допущенное нарушение права Пономаревой Л.Ф. путем регистрации ее права собственности на земельный участок площадью 240 кв.м по ....

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ А.В. УКРАИНЧИК