Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» марта 2011 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе: председательствующей судьи Украинчик А.В.
при секретаре Емяшевой Е.В.,
с участием адвоката Серегина А.
гражданское дело по иску Белова Д.А. к администрации г. Ессентуки о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по предоставлению в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Белов Д.А. обратился в суд, указывая следующее.
... им были поданы документы, необходимые для принятия его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Ессентуки Ставропольского края по основаниям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявление подано в связи с отказом комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании Закона Ставропольского края № 21-кз от 12.04.2010 г. Отказ комитета аргументирован тем, что он, Белов и члены его семьи не были признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
На заявление от ... и дополнения к заявлению от ... администрация города Ессентуки ответила отказами за исх. №№ ... от ..., ... от ..., ... от ..., ... от ...
Полагает данные отказы незаконными.
Основанием для признания нуждающимися в жилых помещениях, согласно поданным заявлениям, является п.п. «б» п. 2 ст. 2 Закона Ставропольского края «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» № 72-кз от 10.11.2009 года, как ветерана боевых действий (ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»), а также ч. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. От 22.07.2010 г.) «О статусе военнослужащих» и п. 7 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 (ред. От 14.11.2007 г., с изм. от 14.04.2009 г.), «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». Приказ об увольнении с военной службы по льготному основанию прилагался к заявлению.
Место его работы в настоящее время находится в г. Ессентуки, он,, как бывший военнослужащий, уволенный по льготному основанию и как ветеран боевых действий вправе избрать место своего проживания в городе Ессентуки, в связи с чем он и члены его семьи в соответствии с ЖК РФ должны были быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Ссылка администрации города Ессентуки на то, что на момент увольнения бывшие военнослужащие в той или иной форме должны быть обеспечены жильем (п. 14 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих»), не снимает с администрации обязанности признания нуждающимися в жилых помещениях по другим основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Согласно статьи 15. «Право на жилище» Федерального Закона от 27.05.1998 N 76- ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.) "О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2011 г.) он имеет право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на выделение земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов» (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 г. N 141-ФЗ, от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ).
Он обращался в комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки по вопросу выделения садоводческого участка, однако, получил также отказ со ссылкой, что все вопросы решает глава города.
Согласно приказа ... от ..., он обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства, но данный факт не является препятствием для избрания постоянного места жительства в г. Ессентуки им как ветераном боевых действий. Основанием для отказа явилось также то, что «приказом Министерства жилищно- коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от 11 сентября 2006 года № 252 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления принимаются граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в отделе внутренних дел в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Российской Федерации и настоящими Методическими рекомендациями) и нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям и на условиях, предусмотренных Жилищным кодексом и настоящими Методическими рекомендациями (П.2).
Однако, он относится к случаям, когда «иное установлено законодательством Российской Федерации и настоящими Методическими рекомендациями», и это иное предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 (ред. От 14.11.2007 г., с изм. От 14.04.2009 г.) «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
Просит признать незаконным и отменить решение администрации города Ессентуки об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, изложенные в ответах №... от ..., ... от ..., ... от ..., ... от ...
Обязать Администрацию города Ессентуки принять его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действующим законодательством.
Признать за ним и членами его семьи право на первоочередное получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Обязать комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки на основании Закона Ставропольского края № 21-кз от 12.04.2010 г. предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в г. Ессентуки.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Серегин А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Пояснил следующее. Истец Белов Д.А. является <данные изъяты>. Вне зависимости от обеспеченности его жилой площадью, Белов Д.А. желает избрать местом жительства г. Ессентуки, поскольку работает в 16 Арбитражном апелляционном суде, находящимся в г. Ессентуки. Выбор места жительства г. Ессентуки подтверждается заявлением Белова Д.А., адресованным в администрацию г. Ессентуки. В г. Ессентуки истец и члены его семьи жилья не имеют. Желание встать на учет нуждающихся связан с тем, что истец хочет получить не квартиру, а земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Квартира, в которой проживает истец и члены его семьи на основании договора найма, является собственностью Министерства обороны, приватизации не подлежит и при необходимости Белов Д.А. может ее сдать.
Представитель администрации г. Ессентуки по доверенности Савченко Д.С. исковые требования не признал, пояснил следующее.
Ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания, по которым граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Из заявления Белова Д.А., а также приложенных к заявлению документов следовало, что он не является гражданином, постоянно проживающим и зарегистрированным в г. Ессентуки. Белов Д.А. является жителем ..., на момент увольнения с военной службы обеспечен жилым помещением по требуемым нормам.
В связи с чем, ему было отказано в постановке на учет в силу ст. 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку им не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, а также представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель администрации по доверенности Еремина Е. А. исковые требования не признала, поддержала пояснения представителя Савченко Д.С.
Представитель комитета по муниципальной собственности Зверева В. А. исковые требования не признала, пояснила следующее.
В соответствии со ст. 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно на основании федеральных законов, а также в следующих случаях, установленных настоящим Законом:
1.1) для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживания в населенных пунктах не менее трех лет следующим лицам из числа ветеранов боевых действий:
военнослужащим, уволенным в запас (отставку);
иным лицам, уволенным по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию.
Поскольку Белов Д.А. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Ессентуки не состоит, в г. Ессентуки не проживает в течение трех лет, ему не может быть предоставлен земельный участок в г. Ессентуки, даже с учетом того, что он является ветераном боевых действий.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказ в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
... ( с подачей дополнительных заявлений ...) Белов А.Д. обратился в администрацию г. Ессентуки с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Ответами от ..., ..., ... ... года Белову отказано на основании ст. 51, 52 ЖК РФ в связи с тем, что им не предоставлено документов, подтверждающих право состоять в очереди на получения жилья в г. Ессентуки и его нуждаемость в жилых помещениях, о предоставлении участка также отказано в связи с тем, что он не является жителем г. Ессентуки, не признан нуждающимся в жилых помщениях.
Суд приходит к выводу, что в данном случае права и свободы гражданина Белова Д.А. отказами администрации г. Ессентуки, не нарушены.
Оспариваемые отказы соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу ст. 15 ФЗ « О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Истец Белов А.Д. являлся <данные изъяты>. Как видно из приказа Министра Обороны РФ от ... об увольнении Белова А.Д., он обеспечен жилой площадью по нормам жилищного законодательства. Подлежит направлению на воинский учет в военкомат г. <данные изъяты>.
Белов А.Д. является ветераном боевых действий и пользуется льготами, предусмотренными Законом « О ветеранах».
Из представленных истцом документов следует, что Белов Д.А. по договору социального найма муниципального жилого помещения с МУП « ... от ..., на основании ордера, выданного администрацией г. Пятигорска от ... на состав семьи четыре человека имеет в пользовании четырехкомнатную квартиру площадью 87, 6 кв.м. по ....
В данной квартире истец и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства, соответственно Белов А.Д. на воинском учете состоит в ....
Из представленных документов следует, что местом жительства Белова Д.А. является ..., а не ....
В силу ст. 51, 52 Жилищного Кодекса РФ граждане имеют право состоять на очереди на получение жилых помещений по месту жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Однако, доводы истца и его представителя, о том, что Белов Д.А., как военнослужащий, уволенный с военной службы по льготному основанию и как ветеран боевых действий вправе избрать место своего проживания город Ессентуки, для чего достаточно заявить об этом, вне зависимости от обеспеченности жилой площадью при увольнении, вне зависимости от регистрации по месту жительства, суд полагает не основанными на законе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз.
Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
По мнению суда, выбор постоянного места жительства граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений производится непосредственно при увольнении, но не в любое время после увольнения, как об этом заявляет истец и его представитель. Необходимо также условие о нуждаемости военнослужащего( бывшего военнослужащего)в жилых помещениях.
Белов А.Д. в период его военной службы был единожды обеспечен государством жилым помещением по установленным нормам, в связи с чем не может быть отнесен к нуждающимся в получении жилых помещений военнослужащим.
Доводы представителя истца о том, что Белов Д.А. может сдать Министерству Обороны ранее предоставленное ему как военнослужащему жилье, не относятся к существу настоящего спора, поскольку обсуждается вопрос о наличии оснований для постановки Белова Д.А. на учет как нуждающегося в получении жилья.
Доводы истца о том, что он работает в г. Ессентуки в связи с чем должен быть обеспечен жильем в городе по месту работы, не основаны на нормах жилищного законодательства.
Необоснованны требования истца о возложении обязанности по первоочередному предоставлению ему земельного участка в г. Ессентуки.
В силу ст. 12 Закона Ставропольского края 21-КЗ « О некоторых вопросах регулирования земельных отношений »
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно на основании федеральных законов, а также в следующих случаях, установленных настоящим Законом:
1
1) для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по
месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в
соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживания в
населенных пунктах не менее трех лет следующим лицам из числа ветеранов
боевых действий:
военнослужащим, уволенным в запас (отставку);
иным лицам, уволенным по выслуге срока службы или иным основаниям,
дающим право выхода на пенсию;
1
(п. 1 введен Законом Ставропольского края от 07.12.2010 N 102-кз).
Поскольку основания для постановки на учет Белова А.Д. как нуждающегося в жилых помещениях отсутствуют, в г. Ессентуки в течение трех лет он не проживает, соответственно обоснованны отказы администрации в первоочередном предоставлении истцу земельного участка и нет оснований для возложения обязанности на администрацию г. Ессентуки по предоставлению ему земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197, 254-257 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Белова Д.А. к администрации г. Ессентуки о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,
-о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
- о возложении обязанности по предоставлению в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
-отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через городской суд в течение 10 дней.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩАЯ А.В.УКРАИНЧИК