дело № 2-615/2011 истец: Петросян Р.А., ответчики: Пятигорская КЭЧ района МО РФ, Департамент имущественных отношений МО РФ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10» мая 2011 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.В.,
при секретаре Бочаровой О.Б.

с участием представителя истца Мелкумова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петросяна Р.А., одновременно действующего в интересах несовершеннолетнего Петросяна А.Р. к ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании действий по заключению договора найма с условиями краткосрочного найма незаконными, признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Петросяна Р.А., одновременно действующий в интересах несовершеннолетнего Петросяна А.Р. обратился в суд с иском к ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании действий по заключению договора найма с условиями краткосрочного найма незаконными, признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации указав, что ... между ним и ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ заключен договор ... с условиями краткосрочной найма жилого помещения ... в г. Ессентуки.

Квартира предоставлена на состав семьи из четырех человек: Петросяна Р.А., его супругу Петротросян Э.Г., дочь Петросян Р.Р., несовершеннолетнего сына Петросяна А.Р.

Истец обратился в ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» с заявлением о заключении с ним договора социального найма и передаче жилья в собственность в порядке бесплатной приватизации. От начальнику ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» поступил ... отказ мотивированный тем, что заказчик строительства Управление контрактного строительства и инвестиций МО РФ не провело первичную регистрацию права собственности на вновь возведенный объект, не зарегистрировало право собственности на отведенный под строительство земельный участок. В связи с чем, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района», на чьем балансе состоит многоквартирный жилой дом, лишено возможности надлежащим образом оформить право оперативного управления. Также в ответе указано, что ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ не имеет полномочий для заключения договора социального найма на спорную квартиру и дальнейшей ее передаче в собственность.

Просит суд в целях защиты его прав, гарантированных Конституцией РФ и иными нормативными актами и законами РФ, признать действия ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ связанные с заключением договора найма с условиями краткосрочного найма незаконными. Признать за ним и его несовершеннолетним сыном право общей долевой собственности по 1/2 доли за каждым на спорное жилое помещение.

В судебное заседание истец не явился, его интересы представляет по надлежащим образом оформленной доверенности Мелкумов М.А.

Несовершеннолетний Петросян А.Р. в судебное заседание не явился. Несмотря на то, что о времени и месте рассмотрения дела извещен судебной повесткой.

Представители ответчиков ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» и Департамента имущественных отношений МО РФ, представитель третьего лица Управления образования администрации г.Ессентуки в судебное заседание не явились, представив заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третьи лица Петросян Э.Г. и Петросян Р.Р. также в судебное заседание не явились, направив в адрес суда заявления с просьбой удовлетворить заявленные требования и рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истца Мелкумов М.А. настаивает на рассмотрении дела по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Представитель истца Мелкумов М.А., выступающий по надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Петросян А.Р., ... года рождения, является сыном Петросяна Р.А., что подтверждается повторным свидетельством о рождении, выданным ... Арагоцотнским Территориальным отделом загса Министерства Юстиции Республики Армении.

Таким образом, Петросян Р.А. является членом семьи военнослужащего, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные ФЗ «О статусе военнослужащих.

Как следует из выписки из послужного списка Петросяна Р.А., истец в рядах ВС находится с .... ... истец на основании Закона РФ « О воинской обязанности и военной службе» призван на сверхсрочную военную службу Азовским горвоенкоматом.

Согласно контракту о прохождении военной службы, Петросян Р.А. до ... проходит военную службу в войсковой части ... МО РФ. Согласно справки в\ч ... от ... за ..., Петросян Р.А. проходит военную службу в указанной части по ... сверх предельного возраста и подлежит увольнению по окончанию контракта.

Как следует из справки в\ч ..., общий трудовой стаж по состоянию на ... составляет .... Истец подлежит увольнению с действительной военной службы по достижению предельного возраста.

Согласно справкам, выданным в\ч ... от ..., Петросян Р.А. жилой площадью органами МО РФ не обеспечивался. Факт не обеспечения истца жилой площадью по линии МО РФ также подтверждается справками Кореновской КЭЧ района и Донской КЭЧ района.

Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, к числу которых относится заявитель, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков они обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях, то есть по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что согласно приказу Министра Обороны РФ ... от ... « О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ, за последним закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество- ... в г. Ессентуки.

Распоряжением заместителя командующего войсками ... от ... ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ указано заселить дома по краткосрочным договорам социального найма.

Согласно акту приема-передачи в эксплуатацию жилого дома от ... произведен прием-передача 48 квартирного жилого дома, расположенного по адресу: .... От РУЗКС СКВО к филиалу «Славянка-Юг» ОАО «Славянка».

Указанный многоквартирный жилой дом согласно акту ввода в эксплуатацию от ... введен в эксплуатацию.

По акту о приеме-передаче здания от ... ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» приняла от УФК по ростовской области 48 квартирный жилой дом, расположенный по адресу: ...

... администрацией г.Ессентуки издано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию за ..., по которому многоквартирный дом расположенный по адресу: ..., введен в эксплуатацию с присвоением почтового адресу: ...

В судебном заседании установлено, что ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ с Петросяном Р.А. заключен договор ... от ... с условиями краткосрочного найма жилого помещения.

П.2 ст.683 ГК РФ содержит понятие краткосрочного найма. Таковым является наем, если срок его не превышает одного года. По указанному договору наниматель получает урезанные права.

Согласно п.1.2 Договора ... от ... срок срочного возмездного пользования жилым помещением устанавливается с даты заключения настоящего договора его сторонами до оформления ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» на жилое помещение, являющееся предметом настоящего договора, договора социального найма на условиях и в порядке, установленных законодательством РФ и настоящим договором, после регистрации на него права собственности РФ и оперативного управления МО РФ.

Как установлено судом, при положительном решении вопроса о предоставлении жилого помещения жилищными комиссиями, указания на предоставления квартиры с условиями краткосрочного найма, не упоминается, что подтверждается выписками из протокола заседаний жилищных комиссий в\ч ... за ... от ... и за ... от ...

У ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» имеется право оперативного управления спорным жилым помещением. Данный орган в силу требований ст. 125, 214, 296 ГК РФ осуществляет право владения, пользования и распоряжения указанным имуществом.

Обладая указанными правами, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» тем не менее, отказало истцу в заключении с ним договора социального найма и предоставлении жилья в собственность в порядке бесплатной приватизации и заключило с ним договор найма с условиями краткосрочного найма.

Тем самым ФГУ « Пятигорская КЭЧ района» ущемила права истца и членов его семьи, предоставленные нормами действующего законодательства РФ и Конституцией РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.5 Постановления пленума ВС РФ от ... ... « О некоторых вопросах применения судами Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них, в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, т.к. ст.2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в общую собственность.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Спорное жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не находится в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещениям, что подтверждается копией договора найма жилого помещения с условиями краткосрочного найма, кадастровым паспортом помещения.

Таким образом, суд считает установленным, что указанное жилое помещение может являться объектом приватизации.

Судом установлено, что члены семьи военнослужащего Петросяна Р.А.: его супруга- Петросян Э.Г. и дочь- Петросян Р.Р. отказались от своего права на участие в приватизации предоставленного жилого помещения. Отказы удостоверены нотариусом по г.Усть-Лабинску Краснодарского края Епифановой О.В. ..., отказы зарегистрированы в реестре за ... и ... соответственно.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Как следует из справки ГУП «Крайтехинвентаризация» по Усть-Лабинскому району и ГУП СК «Крайтехинвентаризация» по г. Ессентуки, до настоящего времени Петросян Р.А. своим правом на участие в приватизации не воспользовался, согласно имеющихся данных в ЕГРПР сведений о наличии у Петросяна Р.А. в собственности объектов недвижимости не имеется.

При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Петросяна Р.А., одновременно действующего в интересах несовершеннолетнего Петросяна А.Р. к ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании действий по заключению договора найма с условиями краткосрочного найма незаконными, признании права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации, удовлетворить.

Признать незаконными действия ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ по заключению договора найма жилого помещения ... от ... в части указания на краткосрочность договора найма.

Признать за Петросяном Р.А. и Петросяном А.Р. право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждым, на трехкомнатную ... общей площадью ... кв.м., жилой- ... кв.м в ... в гор.Ессентуки.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий- Е.В.Иванова