решение по делу №2-803/11 по иску Амелина В.В., Власовой А.И., Амелина И.В., Амелиной Е.Н. к ФГУ `Пятигорская КЭЧ района` МО РФ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                            

20 июня 2011 года                                                                       город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.

при секретаре Пилипенко С.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амелина В.В., Власовой А.И., Амелина И.В., Амелиной Е.Н. к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования квартирой на условиях договора социального найма и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Амелин В.В., Амелина Е.Н., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Амелина В.В., Власова А.И., Амелин И.В. обратились в суд с иском к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ), Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования квартирой, расположенной по адресу: *** на условиях договора социального найма и признании за Амелиным В.В., Амелиной Е.Н., Амелиным В.В. права собственности (по *** доли каждому) на указанную квартиру, в порядке бесплатной приватизации.

В судебном заседании истец Амелин В.В. заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что он *** был уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (п.п. «в» п.1 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе) и исключен из списков войсковой части *** ***.

На основании ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» он получил от Минобороны РФ, в лице ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России, по договору краткосрочного найма *** от *** жилье, расположенное по адресу: ***, на состав семьи: он, жена - Амелина Е.Н., сын- Амелин И.В., *** года рождения, сын- Амелин В.В., *** года рождения, мать супруги - Власова А.И.

Руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от *** ***, Амелин В.В. обратился к начальнику ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России с заявлением о заключении договора социального найма предоставленной квартиры и ее дальнейшей передачи в собственность. Амелин И.В. и Власова А.И. отказались от своего права на приватизацию указанной квартиры. Однако получил отказ, мотивированный тем, что не проведена регистрация федеральной собственности и права оперативного управления за ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России, в связи с чем, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России не имеет возможности для заключения договора социального найма и дальнейшей передачи квартиры в собственность.

Данное жилое помещение предоставлено ему на основании решения жилищной комиссии войсковой части 64201, как проходящему военную службу по контракту и подлежащему увольнению в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (под. «а» п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и имеющему выслугу более 10 лет. Фактически квартира предоставлена в качестве социального жилья, то есть это дотационное жилье, профинансированное государством на его строительство за счет бюджета. Более того, в силу ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащий, в случае увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии выслуги долее 10 лет, должен быть обеспечен жилым помещением путем передачи жилья ему в собственность, а не предоставления в найм.

Согласно п.1.2 договора краткосрочного найма жилого помещения *** от *** заключенного с ним, срок срочного возмездного пользования жилым помещением, устанавливается с даты заключения настоящего договора его сторонами до оформления ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства Обороны РФ на жилое помещение, являющегося предметом настоящего договора, договора социального найма на условиях и в порядке, установленных законодательством РФ и настоящим договором, после регистрации на него права собственности РФ и оперативного управления Минобороны России.

В силу вышеуказанного договора ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» осуществляет распорядительные действия в отношении дома, находящегося по адресу: ***. До настоящего времени регистрация права собственности и закрепления за ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» права оперативного управления на вышеуказанный дом не проведена. Следовательно, он и члены его семьи, на установленных законом основаниях, занимают именно на условиях договора социального найма жилое помещение, которое находится в оперативном управлении ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны РФ и это является одним из оснований приобретения помещения в собственность на условиях, предусмотренных законом.

Жилое помещение, расположенное по адресу: ***, не входит в перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена.

Таким образом, поскольку они по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию принадлежащего по договору краткосрочного найма жилого помещения, которое не относится к категории жилья не подлежащего приватизации, ранее в приватизации они не участвовали, во время проживания в данной квартире добросовестно оплачивают коммунальные услуги, налоги, несут расходы по содержанию жилья, то есть содержат квартиру как собственники.

На основании изложенного просит признать за ним, Амелиной Е.Н., Амелиным В.В., Амелиным И.В., Власовой А.И. право пользования квартирой, расположенной по адресу: *** на условиях договора социального найма и признать за ним, Амелиной Е.Н., Амелиным В.В. право общей долевой собственности (по *** доли каждому) на указанную квартиру, в порядке бесплатной приватизации.

Истец Амелина Е.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Истец Власова А.И. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истец Амелин И.В. в судебное заседание не явился, хотя о рассмотрении дела надлежаще был извещен. О причинах неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал.

В судебное заседание представитель ответчика ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ не явился, представил отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ, исковые требования удовлетворить в полном объеме, указывая следующее.

Квартира *** в *** в *** получена от Регионального управления заказчика капитального строительства Северокавказского военного округа - филиал федерального казенного предприятия «Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ» (далее РУЗКС СКВО), состоит на балансе ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России. В нарушение требований ст. 25 Федерального закона от *** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» УКСИ МО РФ не провело первичную государственную регистрацию права собственности на вновь возведённый объект недвижимости. Не зарегистрировало право собственности на отведённый под строительство земельный участок, т.е. отсутствует правоустанавливающий документ, что является препятствием для надлежащего оформления прав федеральной собственности и оперативного управления за ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России на предоставленную истцам квартиру. Таким образом, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом, отсутствием зарегистрированного права оперативного управления и федеральной собственности, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России не имеет правовых оснований для заключения договора социального найма вышеуказанной квартиры и дальнейшей ее передачи в собственность. Умысла ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России в ущемлении права истцов на приватизацию занимаемого жилого помещения, нет.

Представители ответчиков Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ, Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явились, хотя о рассмотрении дела надлежаще были извещены. О причинах неявки в судебное заседание ответчики не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали. С учетом мнений участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчиков Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ и Министерства Обороны РФ.

Представитель 3-го лица - Управления образования при администрации гор. Ессентуки Соколов Ю.Н. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления образования, в соответствии с требованиями закона.

Заслушав объяснения истцов Амелина В.В., Амелиной Е.Н., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Закон РФ *** «О приватизации жилищного фонда в РФ» от *** устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п.п. а п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации *** от *** Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.

В судебном заседании установлено, что в *** зарегистрированы и проживают Амелин В.В., Власова А.И., Амелина Е.Н., Амелин В.В.

Из договора с условиями краткосрочного найма жилого помещения *** от ***, заключенного между ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России и Амелиным В.В., следует, что наймодатель предоставил Амелину В.В. и членам его семьи- Амелиной Е.Н., Амелину И.В., Амелину В.В., Власовой А.И. в пользование жилое помещение, расположенное по адресу: ***.

Власова А.И. и Амелин И.В. от права на участие в приватизации квартиры по адресу: *** отказались, что подтверждается отказом от участия в приватизации *** от *** и № *** от ***.

В материалах дела имеется выписка из протокола заседания жилищной комиссии Прохладненского гарнизона *** от ***, согласно которой Амелин В.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии по Прохладненскому гарнизону *** от ***, подполковнику Амелину В.В. и его семье предоставлена *** ***. Данное обстоятельство подтверждается списком распределения жилой площади по адресу: ***, ***, ***.

Как установлено в судебном заседании, Администрацией *** *** выдано разрешение на ввод в эксплуатацию 46-квартирного жилого дома с присвоением почтового адреса: ***.

По акту о приеме-передаче здания от *** ***» по *** принят на баланс ФГУ «Пятигорская КЭЧ района».

Согласно акту приема-передачи от *** жилой дом в ***» по *** передан для обслуживания и эксплуатации ***».

Распоряжением заместителя командующего войсками военного округа *** от ***, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» поручено заселить дома по краткосрочным договорам социального найма.

Кроме того, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации *** от *** за ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства Обороны РФ закреплена на праве оперативного управления ***. ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» поручено в месячный срок в отношении указанного имущества, обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации и оперативного управления федерального государственного учреждения «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.

Согласно п.1.2 договора с условиями краткосрочного найма *** от ***, срок срочного возмездного пользования жилым помещением, устанавливается с даты заключения настоящего договора его сторонами до оформления ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства Обороны РФ на жилое помещение, являющееся предметом настоящего договора, договора социального найма на условиях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим договором, после регистрации на него права собственности Российской Федерации и оперативного управления Минобороны России.

Как установлено в судебном заседании, жилой дом, расположенный по адресу: *** находится на балансе ФГУ «Пятигорская КЭЧ района», более того, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» осуществляет распорядительные действия в отношении указанного жилого дома, о чем свидетельствует факт заключения договора краткосрочного найма квартир в жилом доме.

Изложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что истец Амелин В.В. и члены его семьи, на установленных законом основаниях, должны занимать именно на условиях договора социального найма указанное жилое помещение, которое находится в оперативном управлении ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны РФ, так как до настоящего времени регистрация права собственности и закрепление за ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» права оперативного управления на жилой дом не проведена, договор социального найма ФГУ Пятигорская КЭЧ района» не оформлен.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Как установлено в судебном заседании, *** не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не находится в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением, что подтверждается договором краткосрочного найма *** от *** и кадастровым паспортом помещения, выданным *** Ессентукским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ***. Данные обстоятельства представителями ответчиков не оспариваются.            

Таким образом, суд считает установленным, что указанное жилое помещение может являться объектом приватизации.

Судом достоверно установлено, что Амелин В.В. *** был призван на военную службу *** ***.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части *** *** от ***, Амелин В.В. досрочно уволенный с военной службы в отставку приказом Командующего войсками Южного военного округа от *** *** по состоянию здоровья (подпункт в пункта 1 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», направлен на учет в отдел военного комиссариата ***. Календарная выслуга лет составляет *** месяцев.

Отсутствие у истцов собственного жилья также объективно подтверждается следующими доказательствами.                                                                                             

В материалах дела имеется справка *** от *** ФГУ «Моздокская КЭЧ района», согласно которой Амелин В.В. занимаемую отдельную 4-х комнатную квартиру в городе *** сдал полностью квартирным органам МО РФ, что также подтверждается справкой начальника ФГУ «Моздкская КЭЧ района» МО РФ *** от ***.

Согласно справок начальника Прохладненского городского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по КБР ***, ***, ***, ***, *** от ***, за Амелиным В.В., Амелиной Е.Н., Амелиным В.В., Амелиным И.В., Власовой А.И. недвижимости в городе *** по состоянию на *** не зарегистрировано.

Как следует из справок директора Ессентукского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» ***, ***, ***, ***, *** от ***, Власова А.И., Амелин В.В., Амелин И.В., Амелина Е.Н., Амелин В.В. недвижимого имущества в городе *** не имеют, в приватизации не участвовали.

Из сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике отдел по городу Прохладному ***, ***, ***, ***, *** от *** следует, что в ЕГРП отсутствует запись о регистрации прав на недвижимое имущество Власовой А.И., Амелина В.В., Амелиной Е.Н., Амелина И.В., Амелина В.В. на территории ***.

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***-Алания *** от ***, в ЕГРП отсутствует запись о регистрации прав на недвижимое имущество Власовой А.И. на территории ***.

Как следует из справки ГУП «Аланиятехинвентаризация» РСО-Алания *** от ***, Власова А.И. недвижимого имущества в городе *** не имеет.

Указанные документы свидетельствуют о том, что Амелин В.В. является нанимателем спорной квартиры, у которого в силу закона возникло право на приобретение ее в собственность в порядке бесплатной приватизации.

До получения *** по договору краткосрочного найма, истцы в приватизации государственного или муниципального жилищного фонда не участвовали. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ" и Законом РФ «О статусе военнослужащих» они вправе получить занимаемые ими жилые помещения в индивидуальную собственность в порядке приватизации.

Согласно свидетельству о заключении брака *** ***, выданному *** *** ***, между Амелиным В.В. и Власовой Е.Н. *** заключен брак. Истцы имеют двоих детей - сына Амелина В.В., *** года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении I - ВЕ *** от ***, сына- Амелина И.В., *** года рождения, что подтверждается копией паспорта.

Решением Прохладненского районного суда КБР от ***, вступившего в законную силу ***, Власова А.И., *** года рождения, признана членом семьи Амелина В.В., *** года рождения.

*** Амелин В.В. обратился к наймодателю квартиры - ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» с просьбой передать *** в собственность. *** он получил письменный отказ в передаче жилья в собственность, подписанный начальником ФГУ «Пятигорская КЭЧ района». Как указано в письменном отказе, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом (квартиры), отсутствием зарегистрированного права оперативного управления и федеральной собственности, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» не имеет полномочий для заключения договора социального найма на указанную квартиру и дальнейшей ее передачи в собственность.

Судом бесспорно установлено, что право Амелина В.В. на получение жилья в собственность в порядке приватизации ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» не оспаривается, спорная квартира не входит в перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена. Как указал представитель ответчика в отзыве на исковое заявление, препятствием к заключению договора является отсутствие регистрации права собственности и права оперативного управления на жилой дом. Умысла ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» в ущемлении права истцов на приватизацию занимаемого жилого помещения, нет.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения.

Ответчики, в том числе ФГУ «Пятигорская КЭЧ района», на балансе которой находится спорная квартира, уклоняются от решения вопроса передачи квартиры в собственность, ссылаясь на различные причины. В связи с этим Амелины обратились за судебной защитой.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы занимают указанную квартиру, находящуюся в государственной собственности, на условиях договора социального найма и вправе требовать передачи данной квартиры в собственность, а отсутствие регистрации права оперативного управления за ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» является препятствием, независящим от воли истцов и нарушающим их права.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявленные истцами требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Согласно ст. ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями), вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Амелина В.В., Амелиной Е.Н., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Амелина В.В., Власовой А.И., Амелина И.В., к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования квартирой на условиях договора социального найма и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации- удовлетворить.

Признать за Амелиным В.В., Власовой А.И., Амелиным И.В., Амелиной Е.Н., Амелиным В.В. право пользования квартирой *** *** края на условиях договора социального найма.

Признать за Амелиным В.В., Амелиной Е.Н., Амелиным В.В. в порядке бесплатной приватизации право собственности по *** доли в праве за каждым, на ***, расположенную по ***, ***

Данное решение является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП Ессентукским межрайонным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 24 июня 2011 года.

Председательствующий-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200