РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 июля 2011 года город Ессентуки Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Хетагуровой М.Э. при секретаре Пилипенко С.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаджимагомедова М.Г., Загировой А.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетней Гаджимагомедовой К.М., к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации, УСТАНОВИЛ: Гаджимагомедов М.Г., Загирова А.В., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетней Гаджимагомедовой К.М., обратились в суд с иском к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ***, Министерству обороны Российской Федерации о признании в порядке бесплатной приватизации права собственности в равных долях по *** доли в праве на отдельную двухкомнатную ***, общей площадью *** кв.м., расположенную по адресу: ***, указывая следующее. Гаджимагомедов М.Г. на основании ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» получил от Минобороны РФ, в лице ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России, по договору социального найма *** от *** жилье, расположенное по адресу: ***, на состав семьи: он, жена - Загирова А.В., дочь- Гаджимагомедова К.М.Руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от *** ***, он обратился к начальнику ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России с заявлениями о передаче в собственность предоставленной квартиры на состав семьи. Однако получил отказ, мотивированный тем, что не проведена регистрация федеральной собственности и права оперативного управления за ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России, в связи с чем ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России не имеет возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность. Постановлением Правительства РФ от *** *** "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.Министерством обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений МО РФ, которому переданы функции указанные в постановлении Правительства РФ от *** ***, в том числе приватизация. Следовательно, будучи органом уполномоченным распоряжаться федеральной собственностью, Департамент имущественных отношений МО РФ, также является надлежащим ответчиком по делу. Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от *** ***, граждане России, занимающие жилые помещения в государственном жилом фонде, на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предлагает создание гражданам равных условий реализации данного права. В силу ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и ст.ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений они вправе обратиться в суд. Таким образом, поскольку истцы по независящим от них причинам не могут реализовать своё право на приватизацию предоставленного по договору социального найма жилого помещения, которое не относится к категории жилья, не подлежащего приватизации, ранее в приватизации не участвовали, во время проживания в данной квартире добросовестно оплачивали коммунальные услуги, налоги, несут расходы по содержанию жилья, т.е. содержат квартиру как собственники, считают, что за ними подлежит признание права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: ***, в судебном порядке. Просят признать в порядке бесплатной приватизации за Гаджимагомедовым М.Г., Загировой А.В., Гаджимагомедовой К.М. право общей долевой собственности в равных долях по 1/3 доли в праве на отдельную жилую двухкомнатную ***, общей площадью *** кв.м, расположенную на *** этаже жилого *** края. Истцы Гаджимагомедов М.Г., Загирова А.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. Представитель истцов по надлежащим образом оформленным доверенностям Мелкумов М.А. в судебное заседание не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Просит удовлетворить заявленные Гаджимагомедовым М.Г., Загировой А.В. исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ в судебное заседание не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, просит исковые требования Гаджимагомедова М.Г., Загировой А.В. удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще был извещен, о причинах неявки в судебное заседание представитель ответчика не сообщил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал. Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще был извещен, о причинах неявки в судебное заседание представитель ответчика не сообщил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал. Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще был извещен, о причинах неявки в судебное заседание представитель ответчика не сообщил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал. Представитель 3-го лица Управления образования администрации города Ессентуки Соколов Ю.Н. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, в соответствии с законом. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истцов Гаджимагомедова М.Г., Загировой А.В., представителя истцов Мелкумова М.А., представителей ответчиков - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ, Министерства обороны Российской Федерации, представителя 3-го лица Управления образования администрации города Ессентуки. Исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Закон РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии п.п. а п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 1053 от 29 декабря 2008 года Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации. Как установлено в судебном заседании, Администрацией *** *** выдано разрешение на ввод в эксплуатацию жилого ***. После чего, врио начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом *** направлено письмо ***/*** о том, что в целях регистрации собственности Российской Федерации и закрепления квартир на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района необходимо издание соответствующего распоряжения. Письмом заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от *** № *** Территориальному управлению Росимущества по *** совместно с Пятигорской КЭЧ района поручено обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на имущество (в том числе на ***), с последующим его закреплением в установленном порядке на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района. Об исполнении поручения предложено сообщить в срок до ***. По акту приемки законченного строительством объекта от *** жилой дом в микрорайоне «Прибрежный» по *** принят на баланс Управления контрактного строительства и инвестиций МО РФ. После чего согласно акту приема-передачи от *** жилой дом в микрорайоне «*** принят на баланс Пятигорской КЭЧ района. Сведения о том, что регистрация данного права, то есть права оперативного управления произведена, отсутствуют. Кроме того, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России осуществляет распорядительные действия в отношении жилого дома, о чем свидетельствует факт заключения договора социального найма квартиры в жилом доме. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается. Из договора социального найма *** от ***, заключенного между Пятигорской КЭЧ района и Гаджимагомедовым М.Г., следует, что наймодатель предоставил истцу Гаджимагомедову М.Г., в том числе членам его семьи, в бессрочное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: ***, ***. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Как установлено в судебном заседании, *** не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не находится в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением, что подтверждается копией договора социального найма *** от *** и кадастровым паспортом помещения, выданными *** Ессентукским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Таким образом, суд считает установленным, что указанное жилое помещение может являться объектом приватизации. Судом достоверно установлено, что Гаджимагомедов М.Г. с *** года являлся слушателем Военно-медицинского факультета при Самарском государственном медицинском университете. В феврале 1998 года отчислен из числа слушателей и откомандирован в распоряжение командира *** ***, для дальнейшего прохождения военной службы по призыву. Согласно справке ВРИО начальника госпиталя *** *** от ***, Гаджимагомедов М.Г. в настоящее время проходит службу в госпитале (на *** коек ***) *** и подлежит увольнению в *** году в связи с организационно-штатными мероприятиями, после обеспечения жилой площадью. Выслуга лет составляет *** Отсутствие у Гаджимагомедова М.Г. собственного жилья объективно подтверждается следующими доказательствами. В материалах дела имеется выписка из протокола заседания жилищной комиссии по в*** *** от ***, согласно которой военнослужащего Гаджимагомедова М.Г. поставили на учет как бесквартирного военнослужащего. Согласно выписке заседания жилищной комиссии по *** от ***, Гаджимагомедову М.Г. распределена жилая площадь во вновь вводимом доме (шифр *** по адресу: ***, ***, ***, общей площадью *** на состав семьи: он, жена- Загирова А.В., дочь - Гаджимагомедова К.М. Данное обстоятельство подтверждается копией списка распределения жилой площади от ***. Кроме того, суду представлена справка заместителя начальника Военно-медицинского института по материально-техническому обеспечению *** от *** о том, что Гаджимагомедов М.Г. за время учебы в Военно-медицинском институте с *** жилой площадью по линии Министерства обороны не обеспечивался. Согласно справкам *** ***, *** от ***, Гаджимагомедов М.Г. за время прохождения службы на территории ЧР в в*** с *** по *** и в в/*** с *** по *** в *** жилой площадью по линии МО РФ не обеспечивался. Как следует из справки *** района *** от ***, Загирова А.В. за время прохождения службы на территории ЧР *** со *** по *** в *** жилой площадью по линии МО РФ не обеспечивалась. Справка ФГУП «Ростехинвентаризация» по Республике Дагестан *** от *** свидетельствует о том, что за Гаджимагомедовым М.Г., Загировой А.В., Гаджимагомедовой К.М. домовладения в городе *** не значится. Согласно справке Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по *** *** от ***, в Махачкалинском отделе *** Управления Роснедвижимости по РД не значатся сведения о наличии за М.Г. и членами его семьи земельных участков под индивидуальное жилье. Из сообщений Управления Федеральной регистрационной службы по *** ***, ***, *** от *** следует, что в ЕГРП прав по городу *** запись о регистрации прав Гаджимагомедова М.Г., Загировой А.В., Гаджимагомедовой К.М. Указанные документы свидетельствуют о том, что Гаджимагомедов М.Г. является нанимателем спорной квартиры, у которого в силу закона возникло право на приобретение ее в собственность в порядке бесплатной приватизации. До получения *** по договору социального найма, истец в приватизации государственного или муниципального жилищного фонда не участвовали. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ" и Законом РФ «О статусе военнослужащих» он вправе получить занимаемое им по договору социального найма жилое помещения в индивидуальную собственность в порядке приватизации. Согласно копии паспорта Загировой А.В. *** ***, выданном *** Ленинским РОВД ***, *** зарегистрирован брак между Загировой А.В. и Гаджимагомедовым М.Г., *** года рождения. Истцы имеют дочь - Гаджимагомедову К.Г., *** года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении ***, выданном *** Управлением ЗАГС ***. *** Гаджимагомедов М.Г. обратился к наймодателю квартиры - Пятигорской КЭЧ района с просьбой передать в собственность *** края, предоставленную по договору социального найма. *** он получил письменный отказ в передаче квартиры в собственность, подписанный начальником ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России. Как указано в письменном отказе, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом (квартиры), не проведением регистрации прав оперативного управления и федеральной собственности, Пятигорская КЭЧ района не имеет полномочий для заключения договора передачи в собственность вышеуказанной квартиры. Судом бесспорно установлено, что право Гаджимагомедова М.Г. на получение жилья в собственность в порядке приватизации Пятигорской КЭЧ района не оспаривается, спорная квартира не входит в перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что истец по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения. Письмом заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от *** № СМ-16/21385 Территориальному управлению Росимущества по *** совместно с Пятигорской КЭЧ района поручено обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на имущество (в том числе ***), с последующим его закреплением в установленном порядке на праве оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района. Об исполнении поручения предложено сообщить в срок до ***. Ответчики, в том числе Пятигорская КЭЧ района, на балансе которой находится спорная квартира, уклоняются от решения вопроса передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, ссылаясь на различные причины. В связи с этим истцы обратился за судебной защитой. По смыслу вышеприведенных законоположений право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Таким образом, исковое требование о передаче жилья в собственность является обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Согласно ст. ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от *** (с последующими изменениями и дополнениями), вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. На основании изложенного, суд считает возможным признать за Гаджимагомедовым М.Г., Загировой А.В., Гаджимагомедовой К.М. право собственности на ***. Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Гаджимагомедова М.Г., Загировой А.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетней Гаджимагомедовой К.М. к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации - удовлетворить. Признать за Гаджимагомедовым М.Г., Загировой А.В., Гаджимагомедовой К.М. в порядке бесплатной приватизации право собственности в равных долях по *** доли в праве за каждым на ***, расположенную по ***, ***, общей площадью *** кв.м. Данное решение является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП Ессентукским межрайонным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 11 июля 2011 года. Председательствующий-