- - РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 июля 2011 года город Ессентуки Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Аветисовой Е.А., при секретаре - Малашихиной В.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Ессентукские электрические сети» о признании действий по начислению оплаты за потребленную электроэнергию по нормативам незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию, исходя из показаний индивидуальных (общеквартирных) приборов учета, УСТАНОВИЛ: прокурор г.Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ессентукский городской суд с иском к ОАО « Ессентукские электрические сети» о признании действий ОАО «Ессентукские электрические сети» по начислению оплаты за потребленную электроэнергию по нормативам, незаконными, возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию, исходя из показаний индивидуальных (общеквартирных) приборов учета, возложении обязанности на ответчика производить начисление оплаты за потребленную электроэнергию, исходя из показаний индивидуальных (общеквартирных) приборов учета, обращении решения к немедленному исполнению, указывая, что прокуратурой города на основании ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», по многочисленным обращениям граждан проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой установлено следующее. С 01 мая 2011года ОАО «Ессентукские городские электрические сети» осуществляет начисление оплаты за потребленную электроэнергию жильцам многоквартирных домов на основании нормативов, что нарушает права указанных граждан. Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее Правила № 307) при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил.Указанный метод расчета потребленной электрической энергии для собственников помещений в многоквартирных домах применяется в случае приобретения электроэнергии у ресурсоснабжающей организации, при этом норматив рассчитывается не для каждого потребителя, а для дома в целом. Согласно п. 16 Правил № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.Данный способ расчета применим для оплаты коммунальных услуг исполнителю коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 4 Правил № 307 коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. Согласно п. 3 Правил № 307 под исполнителем по договору предоставления коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Следовательно, обязанность по предоставлению коммунальных услуг, в том числе, и по приему оплаты за потребленные коммунальные ресурсы, собственникам многоквартирных домов, лежит на управляющих компаниях и на ТСЖ. Отсутствие договора между управляющей компанией либо ТСЖ и ресурсоснабжающей компанией не может являться основаниям для ущемления прав собственников помещений МКД и начисления оплаты по нормативам, при наличии индивидуальных приборов учета. Кроме того, собственникам квартир МКД № ....... по ......., ..... по ......., №№ ....... по ......., .....а по пер. ....... №№ ....... по ......., ..... по ......., .....а ......., ..... по ......., ..... по ......., ..... по ......., ..... по ......., .....г по ......., ..... по ......., .....-а по ......., в которых установлены общедомовые (коллективные) приборы учета, начисление по оплате за потребленную электроэнергию производится расчетным способом по нормативам, что противоречит требованиям п. 7 Правил № 307. Отсутствие договора с управляющей организацией, либо ТСЖ в данном случае не имеет значения, поскольку распределение объема потребленной электроэнергии между собственниками помещений осуществляется пропорционально их показаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Данное требование в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, в том числе подключенные к системам централизованного газоснабжения.Частью 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что 5. до 01.01.2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Таким образом, законодательно установлена обязанность собственников помещений МКД установить коллективные (общедомовые) приборы учета в определенный срок. Расчет за потребленные ресурсы по нормативу ранее указанного срока противоречит требованию закона. Определить круг лиц, права которых нарушены в связи с незаконными действиями ОАО «Ессентукские городские электрические сети» невозможно. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» и ст. 45 ГПК РФ вышеуказанные обстоятельства дает право прокурору обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Просит Признать действия ОАО «Ессентукские городские электрические сети» по начислению оплаты за потребленную электрическую энергию по нормативам, незаконными, обязать ОАО «Ессентукские электрические сети» произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию, исходя из показаний индивидуальных (общеквартирных) приборов учет, обязать ОАО «Ессентукские городские электрические сети» производить начисление оплаты за потребленную электроэнергию исходя из показаний индивидуальных (общеквартирных) приборов учета, обратить решение к немедленному исполнению. 04 июля 2011 года помощник прокурора г.Ессентуки обратился в суд с заявлением об отказе от иска в части. возложения на ОАО «Ессентукские электрические сети» обязанности производить начисление оплаты за потребленную электроэнергию, исходя из показаний индивидуальных(общеквартирных) приборов учета. Определением Ессентукского городского суда от 04 июля 2011 года принят отказ от иска в части, производство по делу в указанной части прекращено. В судебном заседании помощник прокурора г.Ессентуки Мережко Ю.Н. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям. Просит признать действия ОАО «Ессентукские городские электрические сети» по начислению оплаты за потребленную электрическую энергию по нормативам, незаконными, обязать ОАО «Ессентукские электрические сети» произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию, исходя из показаний индивидуальных (общеквартирных) приборов учет, обратить решение к немедленному исполнению. Представители ответчика по доверенности Пятенко А.А. и Шерстобитова Т.В. исковые требования не признали по основаниям, указанным в отзыве на иск. Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и исковое заявление подлежит частичному удовлетворению. Статьей 12 ГК РФ предусматриваются способы защиты гражданских прав. В соответствии с этой нормой защита гражданских прав осуществляется в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Организация работы по применению ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в целях реализации предоставленных прокурору дополнительных полномочий регламентирована указанием Генерального прокурора РФ от 14 мая 2009 г. N 160/8, в соответствии с которым требуется сосредоточить внимание на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), имея в виду, что указанные лица не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав. При этом основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным. При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление должно быть зафиксировано прокурором в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств. В материалах дела имеются заявления граждан, обращавшихся к прокурору г.Ессентуки о нарушении их прав по взыскиваемой оплате за электроснабжение. Как следует из отзыва ОАО «Ессентукские электрические сети» общий объем (количество) электроэнергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между собственниками в порядке, установленном п.21 Правил(с учетом тарифа на соответствующий коммунальный ресурс), а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих(квартирных) приборов учета пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил(т.е. с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги). Невозможность расчета платы по показаниям индивидуального прибора учета обусловлены тем, что в этом случае не будут учтены внутридомовые потери коммунальных ресурсов. С позицией ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям. В силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета (индивидуальных приборов учета), а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 541 ГК РФ количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом электрической энергии определяется по индивидуальным приборам учета (фактическое потребление). Из правового смысла данной нормы статьи 157 ЖК РФ следует, что жильцы домов, имеющие индивидуальные (внутриквартирные) приборы учета, должны оплачивать потребленный ими коммунальный ресурс в виде электроэнергии, исходя из показаний имеющихся у них приборов учета, а жильцы дома, не имеющие приборов учета, должны оплачивать потребленную ими электроэнергию по нормативу потребления. Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность жильцов, имеющих индивидуальные приборы учета, отказываться от оплаты электроэнергии по их показаниям, лишь потому, что в доме отсутствуют общедомовые приборы учета, в противном случае это нарушает их законные права и охраняемые интересы. Нормы, предусмотренные ЖК РФ И ГК РФ имеют большую юридическую силу, чем Постановление РФ (Правила предоставления коммунальных услуг гражданам). Кроме того, данная практика согласуется с правовой позицией Европейского Суда по правам человека. В соответствии с системой защиты, установленной Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, первоначальная оценка факта наличия проблемы публичного характера (оплата коммунальных услуг по нормативам), требующей принятия мер по лишению имущества, лежит на национальных органах. В данном случае, как и в других областях, охватываемых конвенционными гарантиями, национальные органы пользуются определенными пределами усмотрения. Кроме того, понятие "интересов общества" - очень широкое. В частности, решение о принятии законов об экспроприации имущества (оплата коммунальных услуг по нормативам) предполагает предварительное изучение политических, экономических и социальных вопросов. Европейский суд, считая естественным наделение национальных органов власти, а именно судебных органов широкими пределами усмотрения при проведении социальной и экономической политики, уважая их мнение, если оно находится «в интересах общества», и если только данное мнение явно имеет неразумное основание. Кроме того, необходимо соблюдение справедливого баланса, в особенности, если возлагается на заявителя (неопределенный круг лиц) несоразмерное бремя (оплата коммунальных услуг по нормативам, при наличии индивидуальных приборов учета). В связи с этим изъятие имущества (оплата коммунальных услуг по нормативам, при наличии индивидуальных приборов учета) является несоразмерным вмешательством и нарушением статье 1 Протокола N 1 к Конвенции (Постановления ЕСПЧ «Ян и другие против Германии» от 30.06.2005, параграфы 91 и 94, по делу "Джеймс и другие против Соединенного Королевства", от 21.02.1986 параграф 46, по делу «Святые монастыри против Греции» от 09.12.1994, параграф 71). В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «Ессентукские городские электрические сети» руководствуясь п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, с 01.05.2011г., производит начисление оплаты гражданам-потребителям расчетным методом, исходя из нормативов. Представитель ОАО «Ессентукские городские электрические сети» пояснил, что данные начисления приняты в соответствии с законом, поскольку договорные отношения с управляющими организациями, товариществами собственников жилья до настоящего времени надлежащим образом не оформлены, указанные организации уклоняются от заключения таких договоров. С данным доводом согласиться нельзя, поскольку в силу положений п. 3 ст. 438 ГК РФ такие договоры считаются заключенными. Такая позиция нашла сове отражение и в Обзоре практики Высшего Арбитражного суда РФ по разрешению споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров, от 05.05.1997 № 14. Согласно п. 16 Правил № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. Данный способ расчета применим для оплаты коммунальных услуг исполнителю коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 4 Правил № 307 коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. Согласно п. 3 Правил № 307 под исполнителем по договору предоставления коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Следовательно, обязанность по предоставлению коммунальных услуг, в том числе, и по приему оплаты за потребленные коммунальные ресурсы, собственникам многоквартирных домов, лежит на управляющих компаниях и на ТСЖ, а не на гражданах- потребителях. Отсутствие договора между управляющей компанией либо ТСЖ и ресурсоснабжающей компанией не может являться основаниям для ущемления прав собственников помещений МКД и начисления оплаты по нормативам, при наличии индивидуальных приборов учета. Начисление оплаты за потребленную электроэнергию должно производиться управляющей компанией и товариществом собственников жилья, они же в свою очередь должны получать плату за электроэнергию с граждан-потребителей. Применение ОАО «Ессентукские электросети» п. 7 Правил № 307 для начисления оплаты гражданам потребителям противоречит требованиям закона, поскольку коммунальную услугу им оказывает управляющая компания, либо товарищество собственников жилья. В случае же, если ОАО «Ессентукские электросет» приняло на себя обязательство по расчету оплаты за потребленную электроэнергию гражданам потребителям, такой расчет должен проводится в соответствии с п. 16 Правил ...... Таким образом, оплата гражданам- потребителям за спорный период должна быть рассчитана в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета. Вопрос же приведения отношений в соответствии с требованиями законодательства между ОАО «Ессентукские электросеи» и управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, не является предметом рассмотрения по настоящему делу. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Данное требование в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, в том числе подключенные к системам централизованного газоснабжения. Частью 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что до 01.01.2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Таким образом, законодательно установлена обязанность собственников помещений МКД установить коллективные (общедомовые) приборы учета в определенный срок. Расчет за потребленные ресурсы по нормативу ранее указанного срока противоречит смыслу закона. Истцом заявлено требование об обращении решения к немедленному исполнению. Исходя из ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд вправе обратить к немедленному исполнению решение по делам, связанным с защитой прав потребителей, только по инициативе истца и лишь в случае, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, в силу которых возникает необходимость обращения решения к немедленному исполнению, должен представить истец. В данном случае истцом не представлено доказательств обращения решения к немедленному исполнению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: исковое заявление прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Ессентукские электрические сети» о признании действий по начислению оплаты за потребленную электроэнергию по нормативам незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию исходя из показаний индивидуальных(общеквартирных) приборов учета, удовлетворить частично. Признать действия ОАО «Ессентукские городские электрические сети» по начислению оплаты за потребленную электрическую энергию по нормативам, незаконными. Обязать ОАО «Ессентукские электрические сети» произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию, исходя из показаний индивидуальных (общеквартирных) приборов учета В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2011 года Председательствующий Аветисова Е.А.