решение по делу №2-848/11 по иску прокурора города Ессентуки в защиту интересов Бубликова Д.А. к Адмиинстрации г. Ессентуки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2011 года                                                                        город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи     Хетагуровой М.Э.

при секретаре судебного заседания                                Пилипенко С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки в защиту интересов участника Великой Отечественной войны Бубликова Д.А. к Администрации города Ессентуки о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ессентуки обратился в суд в защиту интересов участника Великой Отечественной войны Бубликова Д.А. к Администрации города Ессентуки о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указывая следующее.

Прокуратурой города проведена проверка обращения участника Великой Отечественной войны Бубликова Д.А. в части соблюдения требований федерального законодательства, устанавливающих порядок обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

В ходе проверки установлено, что Бубликов Д.А., являясь участников Великой Отечественной войны, неоднократно обращался в администрацию города Ессентуки по вопросу предоставления ему жилого помещения.

В этой связи со стороны администрации города были даны следующие разъяснения. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, в частности:

1. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или члены семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения;

2. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом администрация города Ессентуки ссылается на решение Совета города от *** *** «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения», согласно которому установлена учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - менее ***. м.

Данные разъяснения являются несостоятельными и необоснованными,
надуманными, противоречащими         требованиям         действующего

законодательства РФ, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Бубликов Д.А. является участником Великой Отечественной войны, соответственно при разрешении вопроса о необходимости предоставления ему жилого помещения и принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий применению подлежит специальный порядок, установленный ФЗ «О ветеранах» от *** №5-ФЗ, ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от *** ***-Ф3, а также *** «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от *** ***-кз, но не на условиях предусмотренных ст. 51 Жилищного кодекса, устанавливающей общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

В данном случае в принципе ставить вопрос о предоставлении жилого помещения Бубликову Д.А. на условиях социального найма недопустимо. Поскольку Постановлением *** от *** ***-п «О предоставлении субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что субсидии на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на данные меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляются гражданам на приобретение или строительство (участие в долевом строительстве) жилья, которое подлежит оформлению в их собственность в порядке, установленном законодательством РФ.

То есть, в данном случае не подлежат применению ни нормы ст. 51 Жилищного кодекса РФ, ни положения, установленные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства.     Строительства и архитектуры *** от *** *** «Об утверждении Методических рекомендаций для органов местного самоуправления муниципальных образований *** по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма», равно как и решением Совета *** от ***. Поскольку данные законные и подзаконные акты устанавливают порядок предоставления жилья на условиях социального найма, при разрешении же данной ситуации необходимо решить вопрос о предоставлении субсидий на приобретение жилья, подлежащего оформлению в собственность, то есть фактически о выделении денежных средств. При этом разрешение данного вопроса возможно только в порядке установленном ст. 15, 23.2 ФЗ «О ветеранах» от *** №5-ФЗ, Постановлением Правительства СК от *** №5-ФЗ, законом СК *** N 39-кз.

В соответствии с вышеуказанными нормативно - правовыми актами Бубликов Д.А. как участник Великой Отечественной войны имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки по обеспечению его жильем. При этом в соответствии с требованиями регионального законодательства, законов Ставропольского края, указанные меры социальной поддержки должны быть предоставлены ему в форме субсидий (денежных средств). Подачу же соответствующих сведений в уполномоченные органы государственной власти должны обеспечить органы местного самоуправления - администрация города Ессентуки в порядке, определенном Постановлением Правительства Ставропольского края от *** ***-п.

Вместе с тем, администрация города Ессентуки по непонятным причинам не желает рассматривать вопрос о подаче соответствующих сведений в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, настаивая по также непонятным основаниям на том, что Бубликов Д.А. может быть обеспечен жильем лишь на условиях социального найма.

Доводы администрации о том, что когда - то принадлежавшая Бубликову Д.А. квартира, расположенная по адресу: ***, подарена Бубликовым Д.А. его родной дочери Беликовой Л.Д., чем намеренно ухудшено имущественное положение самого Бубликова Д.А., в связи с чем, он утратил якобы право на льготное обеспечение жилым помещением, также не могут быть приняты во внимание,поскольку вышеназванное жилое помещение подарено Бубликовым Д.А. его дочери Беликовой Л.Д. в ***. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ установлено, что граждане которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На данный момент установленный законом срок истек еще в *** году.

Утверждение о том, что площадь данной квартиры, в которой проживает Бубликов Д.А. и его дочь Беликова Л.Д., превышает установленную учетную норму, также нельзя принять во внимание поскольку, ссылаясь на вышеупомянутое решение Совета города от ***, администрация города Ессентуки приводит учетную норму, установленную для принятия решения по вопросам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения.

Кроме того, исследование жилищно-бытовых условий Бубликова Д.А., которое проведено после неоднократно направленных в адрес администрации города Ессентуки указаний со стороны прокуратуры города, проведено формально, неосновательно. Не принят во внимание тот факт, что жилое помещение, в котором проживает Бубликов Д.А. в зимний период непригодно для его проживания, ввиду того, что помещение крайне холодное, а сам Бубликов Д.А. страдает тяжелой формой атеросклероза нижних конечностей. При наступлении осеннее - зимнего периода утрачивает способность передвигаться.

Также не учтен тот факт, что дочь Бубликова Д.А. Беликова Л.Д. является астматиком, ее отец перенес операцию по удалению желчного пузыря и на сегодняшний день может существовать только при использовании дренажной трубки и желчесборника, что вызывает резкие неприятные запахи, следствием которых являются постоянные сильнейшие приступы удушья у дочери Бубликова Д.А., что причиняет тяжелые нравственные страдания ее отцу, поскольку в нужный момент он в силу своего возраста и состояния здоровья не может оказать ей даже первую помощь.

Одновременно с этим сам Бубликов Д.А. не желает в дальнейшем проживать совместно со своей дочерью, поскольку уверен, что их совместное проживание является причиной, по которой его единственная дочь Беликова Л.Д. уже на протяжении многих лет не может устроить свою личную жизнь. При данных обстоятельствах это причиняет ему как отцу тяжелые нравственные страдания, отрицательно влияет на его психологическое и эмоциональное состояние, что зачастую является причиной обострения имеющихся у него хронических заболеваний.

Более того, комиссией, проводившей исследование жилищно-бытовых условий, не учла также тот факт, что у Бубликова Д.А. есть внук, который хотя в данной квартире не зарегистрирован и постоянно не проживает, тем не менее, также является одним из членов семьи, проживающих в указанном жилом помещении, поскольку другого жилья у него не имеется. Тот факт, что внук Бубликова Д.А. не проживает в данной квартире постоянно, обусловлен тем, что у него имеется двое малолетних детей, и совместное проживание его семьи с самим Бубликовым Д.А. невозможно в силу состояния его здоровья, что причиняло бы неудобства ему как пожилому человеку, а также создавало угрозу для здоровья детей. Соответственно, фактическая площадь жилого помещения, которая приходится на каждого члена семьи Бубликова Д.А. составляет меньше установленной учетной нормы.

Также считаю необходимым обратить внимание суда на тот факт, что до *** года в данной квартире проживало 9 человек, не только сам Бубликов Д.А., но его жена Бубликова Т.Д., семья сына и семья дочери.

В *** году скончалась супруга Бубликова Д.А., а в *** умер его старший сын, страдавший туберкулезом. Семья старшего сына выехала, уехал внук (сын дочери), таким образом, на данной жилой площади остались проживать сам Бубликов Д.А. и его дочь Беликова Л.Д.

Администрация Ессентуки, куда Бубликов Д.А. неоднократно обращался, не могла не знать о том, в каких условиях проживает ветеран Великой Отечественной войны Бубликов Д.А.

Но, тем не менее, со стороны должностных лиц администрации города Ессентуки никаких мер предпринято не было, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Бубликов Д.А. поставлен не был.

Администрация города Ессентуки по неизвестным основаниям посчитала, что семье из 9 человек, в которой имеется участник Великой Отечественной войны, вполне достаточно имеющихся 30 метров жилой площади.

Таким образом, препятствий для постановки Бубликова Д.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также направлении соответствующих сведений в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края не имеется.

Тем не менее, администрация города Ессентуки упорно уклоняется от принятия окончательного решения по данному вопросу. При этом каждый последующий ответ администрации города на указания и требования прокурора имеет надуманный и формальный характер. И является следствием нежелания администрации города Ессентуки исполнить надлежащим образом возложенные на нее обязанности. Процесс разрешения данного вопроса безосновательно затягивается вследствие некорректных действий администрации города.

Бубликов Д.А. является человеком пожилым, инвалидом, имеет ряд тяжелых заболеваний, единственным источником дохода является его пенсия, которая уходит на продукты и лекарственные препараты.

На основании изложенного, просит суд обязать администрацию города Ессентуки принять ветерана Великой Отечественной войны Бубликова Д.А., *** года рождения, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Бубликов Д.А. заявленные прокурором города Ессентуки исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, а также пояснил, что в настоящее время у него с Беликовой Л.Д. сложились неприязненные отношения, он не желает в дальнейшем проживать с ней, поскольку это отрицательно влияет на его психологическое и эмоциональное состояние, что является причиной обострения у него хронических заболеваний, в связи с чем он заключил договор найма квартиры, расположенной по адресу: *** на срок с *** по ***, где зарегистрирован и проживает в настоящее время. Просил суд обязать администрацию города Ессентуки принять его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Помощник прокурора города Ессентуки Белоусова Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям изложенным в иске. Просила суд обязать администрацию города Ессентуки принять ветерана Великой Отечественной войны Бубликова Д.А., *** года рождения, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Администрации города Ессентуки по доверенности Савченко Д.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, а также пояснил, что Бубликов Д.А. проживал в ***, которая ранее принадлежала ему на праве собственности на основании регистрационного удостоверения *** от ***. В *** Бубликов Д.А. подарил вышеуказанную квартиру своей дочери Беликовой Л.Д. В указанной квартире на общей площади ***.м. проживало 2 человека, он и его дочь. Поскольку общая площадь в квартире, в которой проживала семья Бубликова Д.А. из двух человек, превышает учетную норму и соответственно, у него отсутствуют основания, дающие право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Согласно справке ВК *** от *** у Бубликова Д.А., как инвалида *** группы по общему заболеванию, отсутствует право на дополнительную жилую площадь. В настоящее время Бубликов Д.А. перепрописался по другому месту жительства, таким образом, намеренно ухудшил свои жилищные условия. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель 3-го лица Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Оболонская О.А. в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также представила возражения, в которых указывает следующее.

В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от *** № 5-ФЗ (далее - Закон) (с учетом изменений внесенных Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О. ветеранах» от *** ***-Ф3) инвалиды (участники) Великой Отечественной войны и члены семей погибших, умерших инвалидов (участников) Великой Отечественной войны (далее - ветераны Великой Отечественной войны), нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на жилищный учет.

Согласно п. 1 статьи 23.2 Закона Российская Федерация передает полномочия по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и средства на реализацию данных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации,

*** от *** ***-кз "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляются в форме предоставления субсидий или в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство (участие в долевом строительстве жилья. То есть, данный Закон определяет формы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденным постановлением *** от *** ***-п, субсидия предоставляется министерством строительства и архитектуры *** (далее - ***). То есть, в указанном постановлении определен Порядок предоставления субсидии.

Единовременная денежная выплата также предоставляется в соответствии с вышеуказанным порядком.

Таким образом, все нормативные правовые акты (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от *** ***-Ф3, *** от *** ***-кз "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Порядок предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденный постановлением *** от *** ***-п), на которые ссылается прокурор ***, не содержат специального порядка о принятии ветеранов Великой Отечественной войны на учет, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос признания граждан нуждающимися в обеспечении жилым помещением по договору социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления по месту жительства.

Согласно п.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

С учетом того, что ветераны Великой Отечественной войны (нуждающиеся в обеспечении жильем) обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (ст.14 ФЗ "О ветеранах"), следовательно, на основании п.З ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации ветераны Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Т.е. в данном случае необходимость признания ветеранов Великой Отечественной войны малоимущими отсутствует.

Однако жильем обеспечиваются, только нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны.

С учетом того, что в Федеральном законе "О ветеранах" основания признания ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимся в обеспечении жилым помещением не указаны, следовательно, нуждаемость определяется согласно нормам жилищного законодательства (ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Также, в письме Министерства регионального развития Российской Федерации даны пояснения, что ветераны Великой Отечественной войны признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, за исключением признания их малоимущими (копия данного письма прилагается).

Исходя из вышеизложенного, доводы прокурора г. Ессентуки, состоящие в том, что применение администрацией г. Ессентуки норм Жилищного законодательства Российской Федерации при признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в обеспечении жилым помещением противоречит иному действующему законодательству, несостоятельны и ошибочны.

Ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлены критерии, по которым граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

К членам семьи собственника жилого помещения согласно ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

По информации администрации г. Ессентуки Бубликов Д.А. проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью - ***.м, совместно с дочерью (Беликовой Л.Д.). Данное жилье принадлежит ей на праве собственности и расположено адресу: ***, ***.

Согласно п.4,5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Размер учетной нормы площади жилого помещения в г. Ессентуки составляет *** метров общей площади жилого помещения.

Бубликов Д.А. является членом семьи собственника жилья, а также обеспечен учетной нормой общей площади жилого помещения на одного человека, следовательно, в соответствии с п.п. I и 2 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации он не может быть признан нуждающимся вобеспечении жилым помещением.

Признание помещения, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям, осуществляется комиссией, созданной органом местного самоуправления на основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***.

Поскольку жилье, в котором проживает Бубликов Д,А., не признано непригодным для проживания и он проживает в двухкомнатной квартире совместно с дочерью, в соответствии с п.п. 3 и 4 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации он также не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, доводы, изложенные прокурором г. Ессентуки в заявлении о необходимости обеспечения жильем Бубликова Д.А., в связи с тем, что Бубликов Д.А нравственно страдает от совместного проживания с дочерью, от неустроенной личной жизни его дочери, а также наличие у него внуков, которые проживают в отдельном жилье и не зарегистрированы в жилом помещении, в котором он проживает, не могут служить основанием для признания Бубликова Д.А. в соответствии с действующим законодательством нуждающимся в обеспечении жилым помещением. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных прокурором города Ессентуки исковых требований.

Заслушав объяснения помощника прокурора города Ессентуки Белоусовой Н.В., истца Бубликова Д.А., представителя ответчика Администрации города Ессентуки Савченко Д.С., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором города Ессентуки исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В материалах дела имеется заявление Бубликова Д.А., подписанное им собственноручно, на имя прокурора г. Ессентуки, в котором он просит в его интересах обратиться в суд с исковым заявлением.

Согласно справке *** от ***, Бубликов Д.А. является инвалидом второй группы.

Кроме того, Бубликов Д.А., *** года рождения, является участником Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии *** ***, а также сообщением начальника отдела военного комиссариата Ставропольского края по городу Ессентуки *** от ***

Как следует из сообщения главного врача МУЗ «Городская поликлиника» *** от ***, Бубликов Д.А. находится под наблюдением по поводу ***

Таким образом, обращение прокурора г. Ессентуки в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов Бубликова Д.А. законно.

Согласно ст.2 ФЗ «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12.01.1995г. ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

В судебном заседании установлено, что Бубликов Д.А., *** года рождения, является участником Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии *** ***, а также сообщением начальника отдела военного комиссариата *** по городу Ессентуки *** от *** и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14, 15 ФЗ « О ветеранах».

Согласно ч.1 ст.13 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:

1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) получение ежемесячной денежной выплаты;

       3) получение и содержание жилых помещений;

4) оплату коммунальных услуг;

5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Согласно ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп.1 п.1 ст.2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" установлены соответствующие обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны. Указом постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

Данный Указ Президента направлен на социальную поддержку, в виде обеспечения жильем, за счет средств федерального бюджета не всех участников Великой Отечественной войны, а обеспечения в первую очередь ветеранов Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

*** Бубликов Д.А. обратился в администрацию г. Ессентуки с заявлением о предоставлении ему жилья, как участнику Великой отечественной войны.

Письмом *** от *** Администрация *** отказала ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по тем основаниям, что общая площадь принадлежащей его дочери Беликовой Л.Д. на праве собственности квартиры, расположенной по адресу: *** составляет *** кв.м., в указанной квартире зарегистрировано *** человека, что превышает норму площади на человека, установленную Советом города для нуждающихся в жилье - менее *** кв.м. на человека. Кроме того, согласно справке ВК *** от *** у Бубликова Д.А. как у инвалида *** по общему заболеванию отсутствует право на дополнительную жилую площадь.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета города Ессентуки от 31 января 2006 г. N 12 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения» установлена учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях менее 10 кв.м.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Нормативными актами, на которые ссылается истец, предусмотрено, что Ветераны и участники ВОВ обеспечиваются жилыми помещениями при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Таким образом, на момент отказа в постановке на очередь, Бубликов Д.А. не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В то же время, Бубликов Д.А. является участником ВОВ, инвалидом *** группы, в силу чего на основании Закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ *** от *** «Об обеспечении жилье ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Таким правом ранее Бубликов Д.А. не воспользовался.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела в суде установлено, что в связи с неприязненными отношениями с дочерью Беликовой Л.Д., Бубликов Д.А. проживает по адресу: ***, что подтверждается договором аренды квартиры, заключенным *** между В.Д. и Бубликовым Д.А. При этом членом семьи В.Д. Бубликов Д.А. не является.

Согласно домовой книге, Бубликов Д.А. *** зарегистрирован по адресу: ***.

Доводы представителя ответчика Администрации города Ессентуки, о том, что Бубликов Д.А. намерено ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем не может быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не могут быть приняты судом, как основание к отказу в заявленных требованиях.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что факт регистрации ветерана ВОВ Бубликова Д.А. в квартире, расположенной по адресу: ***, не был связан с намеренным ухудшением жилищных условий.

Согласно справке *** от *** Беликова Л.Д. (дочь Бубликова Д.А.) является инвалидом второй группы.

Бубликов Д.А. находится под наблюдением врачей по поводу ***, что подтверждается сообщением главного врача МУЗ «Городская поликлиника» *** от ***.

Вместе с тем, как пояснил в судебном заседании Бубликов Д.А., он не желает в дальнейшем проживать со своей дочерью, поскольку это отрицательно влияет на его психологическое и эмоциональное состояние, что является причиной обострения у него хронических заболеваний.

Согласно сообщению Ессентукского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» *** от ***, Бубликов Д.А. недвижимого имущества в городе Ессентуки не имеет, в приватизации в городе Ессентуки не участвует.

Как следует из сообщения Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки ***з от ***, земельный участок Бубликову Д.А. не предоставлялся.

Представителем ответчика суду не представлено каких-либо доказательств с достоверностью подтверждающих наличие у истца намерения (умысла) на ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

Таким образом, фактически ветеран ВОВ Бубликов Д.А. не обеспечен жилым помещением по учетной норме в соответствии с требованиями законодательства, в настоящее время проживает на условиях договора аренды в квартире, принадлежащей на праве собственности В.Д., членом семьи которого он не является, жилищные условия Бубликова Д.А. нельзя признать достойными и с точки зрения социальной справедливости.

В соответствии с положениями ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложены обязанности по определению фактической нуждаемости того или иного гражданина в улучшении жилищных условий, вынесении по данному факту властного решения, касающегося принятию (либо отказе в принятии) на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Президентом РФ и Правительством РФ принимаются законодательные акты, направленные на обеспечение поддержки ветеранов ВОВ, общество отдает им дань глубокого уважения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора города Ессентуки о возложении обязанности принять Бубликова Д.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Ессентуки в защиту интересов участника Великой Отечественной войны Д.А. к Администрации города Ессентуки о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий- удовлетворить.

Обязать Администрацию города Ессентуки принять ветерана Великой Отечественной войны Д.А., *** года рождения, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 15 июля 2011 года.

Судья              М.Э. Хетагурова