решение по делу № 2-1034\2011 по заявлению Мкацаканяна Г.И. о признании незаконным действия комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки по предоставлению ем. учатка в собствекнность--удовлетворено в части



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2011 года                                                   г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи Аветисовой Е.А.,

при секретаре Малашихиной В.Н.,

с участием представителя заявителя - по доверенности Ильяшенко А.В.,

представителей заинтересованных лиц:

-комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Щербакова В.В.,

- администрации г. Ессентуки по доверенности Круглова В.И.,

- Бочаровой Е.В. - адвоката АК «Павленко Елена Борисовна» Павленко Е.Б., представившей удостоверение № ....., ордер № ..... от 08 июля 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мнацаканяна Г.И. о признании незаконным оставление комитетом по муниципальной собственности г.Ессентуки без рассмотрения обращения заявителя о предоставлении в собственность земельного участка площадью ..... кв.м по ..... в г.Ессентуки

и возложении обязанности в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Мнацаканян Г.И. обратился в Ессентукский городской суд с заявлением о признании незаконным оставление комитетом по муниципальной собственности г.Ессентуки без рассмотрения обращения заявителя о предоставлении в собственность земельного участка площадью ..... кв.м по ..... в г.Ессентуки и возложении обязанности в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью ..... кв.м, указывая, что на основании договора купли-продажи от ...... он является собственником ..... доли жилого дома по адресу: г.Ессентуки, ул...........\ул...... .....-а. Между ним и собственником жилого дома Бочаровой Е.В., на протяжении длительного периода времени, сложился порядок пользования земельным участком, в соответствии с которым в его пользовании находится земельный участок площадью ..... кв.м с выходом на ....., в пользовании Бочаровой Е.В. находится земельный участок с выходом на ...... Земельный участок площадью ..... кв.м по ....., был поставлен на кадастровый учет в 2000 году с разрешенным использованием под эксплуатацию жилого дома и хоз. построек. Местоположение границ земельного участка и его площадь были уточнены, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена в установленном законом порядке. Истец обратился в комитет по муниципальной собственности с просьбой передать ему земельный участок площадью ..... кв.м по .......... в г. Ессентуки бесплатно в собственность, однако получил ответ, что в соответствии с предостережением прокурора города Ессентуки на имя главы города о запрете предоставления земли в собственность, его обращение о предоставлении земельного участка в собственность, оставлено без рассмотрения, все представленные мной документы мне были возвращены. Считает, что решение комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки, являющегося структурным подразделением администрации г. Ессентуки об оставлении без рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка в собственность, является незаконным и нарушающим его права по следующим основаниям.

Статья 36 ЗК РФ предусматривает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом, т. е. права собственности либо аренды.

Согласно ст. ст. 9 ч. 2, 36 ч. 1,2 Конституции РФ государством гарантируется право частной собственности на землю. Это право обеспечивает возможность гражданам, пользующимся земельным участком на законных основаниях, продолжать ими пользоваться на тех же основаниях, что и ранее, либо по своему выбору оформить право на частную собственность.

Кроме того, согласно ст. 3 п. 4 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ, обратившись соответственно в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Таким образом, поскольку он приобрел ..... часть жилого дома по ...../ул. ..... в результате сделки, совершенной до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года №1305-1 «О собственности в СССР» - на основании договора купли - продажи от ......, расположенную на земельном участке площадью ..... кв.м, который не был надлежаще оформлен и зарегистрирован, то в силу вышеуказанной нормы Федерального закона и правом, предоставленным ему Конституцией РФ, он имеет право приобрести данный земельный участок бесплатно в собственность.

Предостережение прокурора города на имя Главы города о запрете предоставления земельных участков в собственность в г. Ессентуки федеральным законом не является, поэтому, ссылка комитета на него в ответе на его обращение является незаконным и нарушающим его права землепользователя.

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Отсюда, решение вопроса о предоставлении земельного участка либо отказе в его предоставлении предоставлено законом органу местного самоуправления. В тоже время в соответствии со ст. 36 ЗК РФ приобретение прав на эти земельные участки возможно в соответствии с Земельным кодексом.

В соответствии с постановлением № 4457-11 ГД от 27.10.1999 г. О Федеральном Законе «Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в российской Федерации» органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями только на основании закона.

Однако, закона, которых бы наделял органы местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении земельных участков правом оставлять без рассмотрения соответствующие обращения граждан, принято не было.

В силу ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов, и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Предостережение прокурора города не является частью земельного законодательства и, более того, собой закон не заменяет.

Отсюда следует, что оставление Комитетом по муниципальной собственности, являющимся структурным подразделением Администрации города без рассмотрения обращения гражданина о предоставлении ему земельного участка в собственность, на основании предостережения прокурора города, находится за пределами его законодательно закрепленных полномочий, и не входит в число оснований для отказа предоставления земельного участка на праве собственности.

Статьей 27 ЗК РФ предусмотрено ограничение в обороте земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий. Ст. ст. 95, 96 ЗК РФ определяют какие земельные участки относятся к землям особо охраняемых природных территорий, землям лечебно - оздоровительных местностей и курортов - эти земли полностью или частично изымаются из хозяйственного пользования и оборота и для них устанавливается особый правовой режим. При этом, земли г. Ессентуки из оборота в установленном законом порядке не изъяты. Кроме того, в силу п. 12 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей, лишь на территории первой санитарной зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях. Земельный участок по ул. ..... площадью ..... кв.м согласно данных кадастрового паспорта имеет разрешенное использование «под эксплуатацию жилого дома и хоз. построек», не является территорией с особыми условиями использования, отнесен к землям поселений, которые в силу ст. ст. 83, 85 ЗК РФ предназначены и используются для застройки и развития городских и сельских поселений.

Ст. 28 ч. 4 ЗК РФ прямо предусматривает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков, даже ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность.

Таким образом, поскольку федеральным законом - ЗК РФ, Конституцией РФ мне разрешено приобрести в собственность земельный участок площадью ..... кв.м по ул. ....., занятый под принадлежащим мне на праве собственности строением, и это право может быть ограничено лишь федеральным законом, а предостережение прокурора города таковым не является, и находится в противоречии со ст. ст. 15, 28 ЗК РФ, то очевидно, что оставление без рассмотрения моего заявления о предоставлении земельного участка в собственность, фактически, являющегося отказом в предоставлении земельного участка в собственность, является незаконным, в связи с чем мое нарушенное право подлежит восстановлению в судебном порядке.

Просит признать незаконным оставление комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки без рассмотрения обращения истца о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью ..... кв.м по ул. ..... в г. Ессентуки.

Обязать администрацию г. Ессентуки, комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки предоставить мне в собственность бесплатно земельный участок площадью ..... кв.м по ул. ..... в г. Ессентуки.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ильяшенко А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации г. Ессентуки по доверенности Круглов В.И. требования заявителя не признал, пояснил следующее. Действительно, ...... прокурором г.Ессентуки вынесено предостережение в адрес Главы г.Ессентуки, согласно которому Главе города запрещается предоставлять земельные участки в собственность на территории г.Ессентуки под угрозой применения мер административной ответственности. При наличии правовых оснований для предоставления Мнацаканяну Г.И. для предоставления земельного участка, предусмотренных земельным законодательством, оформление земли в собственность запрещено прокурором г.Ессентуки. В настоящее время предостережение прокурора г.Ессентуки не отменено. Считает, что заявление Мнацаканяна Г.И. удовлетворению не подлежит.

Представитель Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Щербаков В.В. требования Мнацаканяна Г.И. не признал. Пояснил, что комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки является связующим звеном между администрацией г. Ессентуки и гражданами, и ответ о том, что заявление остается без рассмотрения был дан по поручению администрации г. Ессентуки, поскольку в адрес главы г. Ессентуки поступило предостережение прокурора г. Ессентуки, согласно которому земли г. Ессентуки в собственность гражданам передаваться не могут.

Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд приходит к выводу, что требования заявителя о признании незаконным решения комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки, выразившегося в нерассмотрении заявления, возложении обязанности рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка, подлежат частичному удовлетворению, поскольку данным решением нарушены права Мнацаканяна Г.И..

В силу ст. 15 ч. 2 ЗК РФ граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10.2011 г. за № 137 «О введении в действие ЗК РФ», полномочиями по распоряжению земельными участками до разграничения прав на землю, наделены органы местного самоуправления. В соответствии с п.2 ст. 9 Федерального закона от 02.05. 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращения граждан подлежат обязательному рассмотрению.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ для приобретения в собственность земельного участка, гражданин должен подать заявление в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, по которому решение принимается в двухнедельный срок.

Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В соответствии с п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Таким органом, на момент подачи заявления, является Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки, поскольку полномочия по распоряжению имуществом в порядке подчиненности переданы администрацией г. Ессентуки Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки. Заявление Мнацаканяна Г.И. о предоставлении земельного участка в собственность передано на рассмотрение в Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки законно и обоснованно.

В силу ч. 7-9 ст. 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Непринятие Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки решения о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка в собственность нарушает права заявителя, поскольку лишает его возможности оформить права на землю в случае предоставления участка, либо обжаловать в судебном порядке отказ в его предоставлении.

Предостережение прокурора не относится к ненормативным правовым актам государственных органов, носит рекомендательный характер, содержит разъяснение норм действующего законодательства, не содержит властно-распорядительных обязательных предписаний, распоряжений.

Следовательно, в части признания незаконным оставление комитетом по муниципальной собственности г.Ессентуки без рассмотрения обращения заявителя о предоставлении ему в собственность земельного участка, подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, суд считает, что требование Мнацаканяна Г.И. о возложении обязанности на администрацию и комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки в предоставлении земельного участка в собственность, удовлетворению не подлежит, поскольку оснований отказа и самого отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителем не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Мнацаканяна Г.И. о признании незаконным оставление комитетом по муниципальной собственности г.Ессентуки без рассмотрения обращения заявителя о предоставлении в собственность земельного участка площадью ..... кв.м по ул. ..... в г.Ессентуки

и возложении обязанности в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, удовлетворить частично.

Признать незаконным оставление комитетом по муниципальной собственности г.Ессентуки без рассмотрения обращения заявителя о предоставлении в собственность земельного участка площадью ..... кв.м по ..... в г.Ессентуки.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2011 года

Председательствующий            Аветисова Е.А.