решение по делу № 2-1071\2011 г. по заявлению Власовой Т.И. о признании незаконным отказ администрации г.Ессентуки, возложении обязанности в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий-в иске отказано



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«22» июля 2011 года                                                                          город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи     Аветисовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания                             Малашихиной В.Н.,

с участием: заявителя, представителя заявителя- адвоката Колоколовой Т.Д., представившей ордер № 12358, удостоверение № 441,

представителя администрации г.Ессентуки по доверенности Савченко Д.С.,

заинтересованных лиц Петрунько Ю.А. и Петрунько О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Веховой Т.И. о признании незаконным отказ администрации г.Ессентуки, возложении обязанности в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

                                               УСТАНОВИЛ:

Вехова Т.И. обратилась в Ессентукский городской суд сзаявлением о признании незаконным отказ администрации г.Ессентуки, возложении обязанности в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны, умершего ....., проживает вместе с семьей сына Петрунько Ю.А, состоящей из 4-х человек, в кв. № .... дома № .... по ул. ...., в г.Ессентуки, принадлежащей ей на праве собственности на основании регистрационного удостоверения от ...... В 2011 году она обратилась в администрацию г.Ессентуки с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако, ..... письмом ... ей сообщили, что ею не представлено документов, подтверждающих право состоять на учете. Ее сын по договору мены от ..... является собственником кв. № .... дома .... по ул. .... в ст. Ессентукской Предгорного района, площадь которой составляет ... кв.м. Считает отказ администрации города в постановке ее на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным, нарушающим ее права. В принадлежащей ей квартире проживают пять человек, она, сын с невесткой и двумя детьми. То обстоятельство, что сын имеет квартиру в ст. Ессентукской Предгорного района, значение не имеет, поскольку данный объект недвижимости расположен в другом населенном пункте, т. е за пределами муниципального образования г.ессентуки. Ее семья постоянно пользуется принадлежащей истице квартирой с ..... года, вселение и регистрация постоянного места жительства супруги сына, произошло после вступления в брак, то есть ими намеренно жилищные условия не ухудшались. Считает, что отказ в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушает ее жилищные права, действиями администрации города созданы препятствия к осуществлению ее свобод, в связи с чем администрация обязана устранить в полном объеме допущенное нарушение. Просит признать незаконным отказ администрации г.Ессентуки, обязать администрацию г.Ессентуки постановить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления.

В судебном заседании заявительница требования поддержала, по вышеизложенным основаниям, дополнив, что Петрунько Ю.А. является ее сыном от первого брака, Вехов Ю.А. не усыновлял его, но они вместе воспитывали ребенка.

Представитель администрации г.Ессентуки по доверенности Савченко Д.С. с заявленными требованиями не согласен, указывая, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, размер которой не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Совета города ... от ..... в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена норма общей площади жилого помещения-10 кв.м. Веховой Т.И. принадлежит на праве собственности кв. № .... по ул. .... в г.Ессентуки, общей площадью ... кв.м, на основании регистрационного удостоверения от ...... В указанной квартире зарегистрированы пять человек. Петрунько Ю.А. и члены его семьи обеспечен жилым помещением, ему на праве собственности принадлежит кв. № .... по ул. .... в ст. Ессентукской Предгорного района, общей площадью ... кв.м. Общая площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Веховой Т.И. и Петрунько Ю.А. составляет ... кв.м, следовательно, учетная норма, установленная решением Совета г.Ессентуки, соблюдена. В п. 6 акта обследования жилищных условий от ..... указано, что Вехова Т.И. нуждается в улучшении жилищных условий, однако, такое заключение комиссия вынесла до установления наличия собственности у Петрунько Ю.А.-жилого помещения, расположенного по адресу: Предгорный район, ст. Ессентукская ул. .... исходя из зарегистрированных в квартире Веховой Т.И. лиц.

В требованиях Веховой Т.И. надлежит отказать.

Заинтересованные лица Петрунько Ю.А. и Петрунько О.В. заявленные требования поддержали и пояснили, что они проживают и зарегистрированы с детьми в .... в г.Ессентуки, принадлежащей Веховой Т.И. на праве собственности, так как последняя жалуется на состояние здоровья. В принадлежащей на праве собственности Петрунько Ю.А. квартире № .... ст. Ессентукской, ...., не проживают, квартира закрыта на ключ.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель органа опеки и попечительства г.Ессентуки Управления образования администрации г.Ессентуки, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела в суде, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение в соответствии с законом.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя органа опеки и попечительства г.Ессентуки.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные возражения на заявление, материалы гражданского дела, материалы учетного дела, представленного администрацией города Ессентуки, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ РФ N 5-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положения п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ "О ветеранах" являются отсылочными и корреспондируются с положениями Жилищного кодекса РФ, регламентирующими порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно свидетельству о заключении брака ...,(запись ... от .....) Петрунько Т.И. и Вехов Ю.А. ..... заключили в брак, после заключения брака жене присвоена фамилия-Вехова.

Сторонами не оспаривалось то обстоятельство, что Вехова Т.И. является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны. Вехова Ю.А., умершего .....(свидетельство о смерти ... запись за ... от .....).

Согласно справки военного комиссара г.Ессентуки от ..... Вехова Т.И. является женой умершего ..... майора в отставке Вехова Ю,А..

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21. Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года(в ред. от 9.12.2010 г.) « О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 6.05.2010 года № 79 ФЗ « О внесении изменений в ФЗ « О ветеранах» действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Из материалов дела следует, что в 2011 году Вехова Т.И. обратилась к Главе г.Ессентуки с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Вехова Т.И. имеет право на меру социальной поддержки, установленную п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилье предоставляется нуждающимся по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета города Ессентуки от 31 января 2006 года № 12 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения» установлена учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях менее 10 кв.м.

..... Петрунько Т.И. выдан ордер ... серия ... на двухкомнатную квартиру № .... по ул. .... на основании решения исполкома Ессентукского городского Совета депутатов трудящихся от ..... ....

На основании регистрационного удостоверения БТИ ... от ..... года Петрунько Т.И. является собственницей кв. № .... по ул. .... в г.Ессентуки, общей площадью ... кв.м, жилой площадью ... кв.м, на основании Постановления Верховного Совета СССР от ......

Согласно акта обследования жилищных условий комиссии структурного подразделения органа местного самоуправления, осуществляющего ведение учета, ..... Вехова Т.И. нуждается в улучшении жилищных условий. Со слов соседей в данной квартире не проживает.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственниками в качестве членов своей семьи.

Из материалов дела следует, что Вехова Т. И.зарегистрирована в вышеуказанной квартире № .... по ул. .... в г.Ессентуки с ....., Петрунько Ю.А.(сын) -с ....., внуки Петрунько И.Ю. и Петрунько О.Ю.-с ....., невестка Петрунько О.В.-с ......

В соответствии со ст. 54 ГК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, допускается в случае :

-не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ГК РФ документы;

- представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- не истек предусмотренный статьей 53 ГК РФ срок.

Письмом первого заместителя Главы администрации г.Ессентуки Михотиным В.В.от ..... ... Веховой Т.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что учетная норма площади жилого помещения в порядке п.5 ст.50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления, размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В силу ч.2 ст.54 ГК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В данном случае нормы ст. 54 ГК РФ соблюдены, в решении об отказе Веховой Т.И. от ..... имеется ссылка на нарушения, предусмотренные частью 1 ст. 54 ГК РФ.

Как следует из утверждений заявителя она проживает с семьей из 5-ти человек (.заявитель, сын - Петрунько Ю.А., невестка Петрунько О.В. и двое несовершеннолетних внуков), в принадлежащей на праве собственности Веховой Т.И.. квартире общей площадью ... кв. м, жилой площадью ... кв.м, по адресу : г.Ессентуки, ул. ....

Данное утверждение заявителя опровергается актом обследования жилищных условий от ....., согласно которому комиссией в составе: Бондаренко Т.. и Толстова Е.А. установлено, что Вехова Т.И. не проживает в принадлежащей ей квартире.

Оценив указанные обстоятельства и, принимая во внимание вышеназванные нормы жилищного законодательства, суд приходит к обоснованному выводу о том, что администрация г.Ессентуки правомерно отказала Веховой Т.И. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку оценка суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащей Веховой Т.И. на праве собственности, позволяет сделать вывод о том, что жилая площадь кв. № .... по ул. .... в г.Ессентуки, превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную на территории города Ессентуки.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права .... от ....., в собственности Петрунько Ю.А. находится двухкомнатная квартира № .... по ул. .... в ст. Ессентукской Предгорного района Ставропольского края, площадью ... кв.м, земельный участок площадью ... кв.м(свидетельство .... и площадью ... кв.м(свидетельство ...., по вышеуказанному адресу.

Следовательно, суд приходит к мнению, что регистрация Петрунько Ю.А. и членов его семьи (жены и двоих несовершеннолетних детей), в квартире, принадлежащей Веховой Т.И., носит формальный характер.

Кроме того, оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд считает, что, регистрируясь в двухкомнатной квартире общей площадью ... кв. м по адресу: г.Ессентуки, ул. .... Петрунько Ю.А. и Петрунько О.В., намеренно ухудшили жилищные условия заявителя, поскольку вправе зарегистрироваться в квартире № .... по ул. .... в ст. Ессентукской Предгорного района Ставропольского края, площадью ... кв.м, принадлежащей на праве собственности Петрунько Ю.А.

При таких данных суд соглашается с позицией органа местного самоуправления, отказавшем в принятии Веховой Т.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий

Как следует из сообщения Управления ПФ РФ по г.Ессентуки от ..... ..., Вехова Т.И. получает пенсию по старости и ежемесячную денежную выплату по категории « инвалид 2 группы», дополнительное материальное обеспечение как вдова умершего инвалида войны.

Из материалов дела следует, что Петрунько Ю.А., не является сыном умершего ..... Вехова Ю.А. Ю.А. а, следовательно и членом семьи ветерана ВОВ.

Вехова Т.И. обеспечена жилой площадью, обеспеченность составляет ... кв.м, что превышает учетную норму общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, с учетом общей площади жилого помещения 10,00 кв.м, что на одного члена семьи, основания для признания Веховой Т.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий отсутствуют.

Решение администрации г.Ессентуки от ..... об отказе Веховой Т.И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях является правомерным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством и на основании представленных заявителем документов.

Требования заявителя в части признания незаконным указанного решения администрации г.Ессентуки и возложении обязанности на администрацию г.Ессентуки принять Вехову Т.И. на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты обращения в суд, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 193- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Веховой Т.И. о признании незаконным отказ администрации г.Ессентуки, возложении обязанности в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через городской суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2011 года.

Председательствующий       Аветисова Е.А.