РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2011 года город Ессентуки Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Хетагуровой М.Э. при секретаре Пилипенко С.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панасенко М.А., Фроловой Л.А. к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании права собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации, УСТАНОВИЛ: Панасенко М.А., Фролова Л.А. обратились в суд с иском к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании права собственности в равных долях по *** доли в праве на отдельную трехкомнатную *** общей площадью *** расположенную в жилом *** края, указывая следующее. Панасенко М.А., а также членам его семьи: жене-Фроловой Л.А., сыну- Панасенко И.М., дочери- Панасенко В.М. в соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны Росси на основании договора социального найма жилого помещения *** от ***, предоставлено жилое помещение ***, расположенное по адресу: ***. Руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от *** ***-I он обратился к начальнику ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России с заявлением на передачу предоставленного ему и его жене жилого помещения в собственность в порядке бесплатной приватизации, так как остальные члены семьи отказались от своего права на приватизацию указанного жилого помещения. Однако *** он получил отказ, мотивированный тем, что ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России не имеет правовых полномочий на передачу жилья в собственность ему и его супруге, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на квартиру. Постановлением Правительства РФ от *** *** «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и его приватизации. Министерством обороны РФ создан Департамент имущественных отношений МО РФ, которому переданы функции указанные в постановлении Правительства РФ от *** ***, в том числе приватизация. Следовательно, будучи органом уполномоченным распоряжаться федеральной собственностью, Департамент имущественных отношений МО РФ, также является надлежащим ответчиком по делу. Согласно правовой позиции, изложенной в п.5 Постановления Пленума ВС РФ от *** *** «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). По смыслу закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения предлагает создание гражданам равных условий реализации данного права. В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции РФ государство гарантирует для всех граждан равные права и свободы. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан. В силу ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений истцы вправе обратиться в суд. Поскольку по независящим от них причинам они не могут реализовать свое право на приватизацию предоставленного им жилого помещения, которое не относится к категории жилья, не подлежащего приватизации, ранее в приватизации они не участвовали, добросовестно оплачивают коммунальные услуги, налоги, несут расходы по содержанию жилья, то есть содержат квартиру как собственники, то за ними может признано право собственности в порядке бесплатной приватизации на *** края. На основании изложенного просят признать за ними право собственности в равных долях по *** доли в праве на отдельную трехкомнатную *** общей площадью *** кв.м, расположенную в жилом *** края. Истцы Панасенко М.А., Фролова Л.А. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела, направили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с нахождением в городе Байконур, исковые требования поддерживают в полном объеме, просят их удовлетворить. Представитель ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ по доверенности Бадалян А.А. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, направила ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации. В отзыве на исковое заявление от *** просит заявленные Панасенко М.А., Фроловой Л.А. исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав, что ***, получена от заказчика строительства - Управления контрактного строительства и инвестиций Минобороны России (далее УКСИ МО РФ), состоит на бухгалтерском балансе ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ. В нарушение требований ст.25 ФЗ № 122-ФЗ от *** «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» УКСИ МО РФ не провело первичную регистрацию права собственности на вновь возведенный объект недвижимости, не зарегистрировало право собственности на отведенный под строительство земельный участок, то есть отсутствует правоустанавливающий документ, что является препятствием для надлежащего оформления прав федеральной собственности и оперативного управления за Пятигорской КЭЧ района на предоставленную истцам квартиру. В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом, отсутствием зарегистрированного права оперативного управления и федеральной собственности, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ не имеет полномочий для заключения договора передачи в собственность вышеуказанной квартиры. Умысла ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ в ущемлении права истцов на приватизацию занимаемого имущества нет. Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, хотя о рассмотрении дела надлежаще был извещен. Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, хотя о рассмотрении дела надлежаще был извещен. Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, хотя о рассмотрении дела надлежаще был извещен. О причинах неявки в судебное заседание ответчики не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали. Третьи лица Панасенко И.М., Панасенко В.М. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, направили в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, с иском согласны. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истцов Панасенко М.А., Фроловой Л.А., представителей ответчиков - ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Министерства обороны РФ, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю, Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ, Министерства обороны РФ, третьих лиц Панасенко И.М., Панасенко В.М. Исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности. В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Закон РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В силу ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии п.п. а п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 1053 от 29 декабря 2008 года Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации. Вматериалахделаимеетсяраспоряжение заместителя руководителя Федеральногоагентствапоуправлению федеральным имуществом ***-рот ***, всоответствиискоторымзаПятигорскойКЭЧрайона закрепленонаправеоперативногоуправлениянедвижимоеимущество *** жилойдомпоул. *** ***-квартирныйжилойдом поул. *** *** переданУправлениемконтрактногостроительстваиинвестицийМинистерстваобороныРФ ПятигорскойКЭЧрайонанаоснованииразрешениянавводобъектавэксплуатациюпоакту приема-передачизданияот ***. Указанныйжилойдомнаходитсянабалансе ФГУ «ПятигорскаяКЭЧрайона», болеетого, ФГУ «ПятигорскаяКЭЧрайона»осуществляетраспорядительныедействиявотношениижилого дома, очемсвидетельствуетфактзаключениядоговоровсоциальногонаймаквартирв жиломдоме. Данноеобстоятельствопредставителемответчиканеоспаривается. Изкопиидоговорасоциальногонайма*** от ***, заключенного междуПятигорскойКЭЧрайонаи Панасенко М.А. следует, чтонаймодатель предоставилистцу,в том числе членам его семьи: жене Фроловой Л.А., сыну Панасенко И.М., дочери Панасенко В.М., в бессрочное возмездное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: ***, ***», ***, общей площадью ***. Панасенко В.М. и Панасенко И.М. от права на участие в приватизации квартиры по адресу: *** отказались, что подтверждается согласием на приватизацию ***6 от *** и *** от ***. Всоответствиисост. 4 ЗаконаРФ«ОприватизациижилищногофондавРФ»не подлежатприватизациижилыепомещения, находящиесяваварийномсостоянии, общежитиях, вдомахзакрытыхвоенныхгородков, атакжеслужебныежилыепомещения, за исключениемжилищногофондасовхозовидругихсельскохозяйственныхпредприятий, к нимприравненных, инаходящийсявсельскойместностижилищныйфондстационарных учрежденийсоциальнойзащитынаселения. Какустановленовсудебномзаседании, квартира№***, неявляетсяобщежитием, ненаходитсявзакрытомвоенномгородке, неявляетсяслужебнымжилымпомещением, что подтверждаетсякопиейдоговорасоциальногонайма*** от ***,планом объектанедвижимости, выданным ***ЕссентукскимфилиаломФГУП «Ростехинвентаризация»поСК, выпиской из реестра федерального имущества *** от ***. Таким образом, суд считает установленным, что указанное жилое помещение может являться объектом приватизации. Судом достоверно установлено, что Панасенко М.А. с *** по *** проходил военную службу в войсковой части *** с *** по *** проходил военную службу в войсковой части *** с *** по *** проходил военную службу в войсковой части *** с *** по *** проходил военную службу в войсковой части ***, с *** по *** проходил военную службу в войсковой части ***. Согласно выписке из приказа командира войсковой части *** *** от ***, Панасенко М.А. на основании подпункта «А» пункта 1 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с *** исключен из списков личного состава части. Календарная выслуга лет в Вооруженных силах РФ по состоянию на *** составляет ***, в льготном исчислении ***. Отсутствие у Панасенко М.А. собственного жилья объективно подтверждается следующими доказательствами. В материалах дела имеется выписка из протокола заседания жилищной комиссии штаба войсковой части *** *** от ***, согласно которой майора Панасенко М.А. признали нуждающимся в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства и поставили на учет с составом семьи *** человека. Согласно выписке из протокола *** от *** заседания жилищной комиссии штаба войсковой части *** Панасенко М.А. распределена *** общей площадью *** кв.м, по адресу: *** на состав семьи *** человека. Кроме того, суду представлена справка командира войсковой части *** ***/фс от ***, согласно которой Панасенко М.А. за время прохождения службы в войсковой части *** ссуда для приобретения и строительства жилья не предоставлялась, в членах ЖСК он не состоял. Как следует из справки Ессентукского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» *** от ***, Панасенко М.А., Фролова Л.А. недвижимого имущества в городе Ессентуки не имеют, в приватизации не участвовали. Из сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по *** ***, *** от *** следует, что в ЕГРП прав на территории *** и *** отсутствует запись о регистрации прав Панасенко М.А., Фроловой Л.А. Указанные документы свидетельствуют о том, что Панасенко М.А. является нанимателем спорной квартиры, у которого в силу закона возникло право на приобретение ее в собственность в порядке бесплатной приватизации. До получения *** по договору социального найма, истцы в приватизации государственного или муниципального жилищного фонда не участвовали. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и Законом РФ «О статусе военнослужащих» Панасенко М.А. вправе получить занимаемое им по договору социального найма жилое помещения в индивидуальную собственность в порядке приватизации. Согласно свидетельству о заключении брака *** ***, *** зарегистрирован брак между Панасенко М.А. и Фроловой Л.А. *** Панасенко М.А. обратился к наймодателю квартиры - ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ с просьбой передать в собственность *** края, предоставленную по договору социального найма. *** он получил письменный отказ в передаче квартиры в собственность, подписанный начальником ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» Минобороны России. Как указано в письменном отказе, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом (квартиры), не проведением регистрации прав федеральной собственности и оперативного управления, ФГУ «Пятигорская КЭЧ района» МО РФ не имеет полномочий для заключения договора передачи в собственность вышеуказанной квартиры. Судом бесспорно установлено, что право Панасенко М.А. на получение жилья в собственность в порядке приватизации Пятигорской КЭЧ района не оспаривается, спорная квартира не входит в перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что истец по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения. Ответчики, в том числе Пятигорская КЭЧ района, на балансе которой находится спорная квартира, уклоняются от решения вопроса передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, ссылаясь на различные причины. В связи с этим истцы обратились за судебной защитой. По смыслу вышеприведенных законоположений право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Таким образом, исковое требование о передаче жилья в собственность является обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Согласно ст. ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями), вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. На основании изложенного, суд считает возможным признать за Панасенко М.А., Фроловой Л.А. право собственности на ***. Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Панасенко М.А., Фроловой Л.А. к ФГУ «Пятигорская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю о признании права собственности на квартиру в порядке бесплатной приватизации- удовлетворить. Признать за Панасенко М.А., Фроловой Л.А. в порядке бесплатной приватизации право общей долевой собственности, по *** доли в праве за каждым, на ***, расположенную по ***, ***, общей площадью ***.м. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 29 июля 2011 года. Председательствующий-