дело № 2-1368/2011 истец- Ключников, ответчик- администрация г.Ессентуки



                                                Дело ... Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

       г.Ессентуки                                                                                «11» ноября 2011 года                                                                           

Ессентукский городской суд Ставропольского края

в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

при секретаре Бочаровой О.Б.,

с участием:

представителя истца адвоката Графычевой Н.В.,

представителя ответчика Дусева В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ключникова Я.А. к администрации города Ессентуки о признании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л :

Ключников Я.А. обратился в Ессентукский городской суд с иском к администрации г.Ессентуки о признании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обосновании исковых требований Ключников Я.А. указал, что является ветераном Великой Отечественной войны. В период с ... по ... проходил службу в 206 минометном полку, входившем в состав действующей армии, принимал участие в Курской битве в период с 05 июля по .... Имеет государственные награды за участие в боевых действиях. В мае 2011 года он обратился в администрацию г.Ессентуки с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решением администрации в постановке на учет ему было отказано на основании п. 3 ст. 54 Жилищного Кодекса РФ, в связи с тем, что ... им был продан жилой дом, расположенный по адресу: ..., площадью ... кв.м. Администрацией г.Ессентуки его действия по отчуждению недвижимого имущества, были расценены как способ приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поскольку истец ухудшил свои жилищные условия, он не может быть поставлен на учет в течение пяти лет со дня совершения им договора купли-продажи. С данным решением администрации истец не согласен по следующим основаниям. Считает, что намеренного ухудшения жилищных условий с его стороны не было. Он, действительно, в ... году продал жилой дом в ст.Курской, Курского района и переехал жить в г.Ессентуки к своей внучке, но это было сделано им исключительно по той причине, что в последние годы он и его жена Ключникова в силу своего возраста нуждаются в постоянном постороннем уходе.

Истец просит суд признать решение администрации об отказе в его принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязать администрацию г.Ессентуки устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебное заседание истец не явился. Представив суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Графычева Н.В. просит суд рассмотреть дело по существу в отсутствие истца. Представить ответчика Дусев В.С. не возражает против рассмотрения дела по существу в отсутствие не явившегося истца.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Представитель истца адвокат Графычева Н.В. заявленные требования по основаниям, изложенным в иске поддержала и пояснила, что Ключников Я.А. является ветераном Великой Отечественной войны. В период с ... по ... проходил службу в 206 минометном полку, входившем в состав действующей армии, принимал участие в Курской битве в период с 05 июля по .... Истец имеет государственные награды за участие в боевых действиях. Ключников Я.А. действительно в ... году продал принадлежащее ему на праве собственности домовладение, расположенное по адресу: ст. Курская, ..., и переехал в ... к своей внучке, так как не мог обходиться без посторонней помощи. Однако в проданном домовладении отсутствовали хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также водоотведение. Туалет находился во дворе домовладения. В ... году Ключников Я.А. обратился в администрацию г.Ессентуки с просьбой о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако ему было отказано. Домой для обследования жилищных условий ветерана ВОВ никто не приезжал. Акт обследования жилищных условий о том, что истец якобы не проживает в квартире, принадлежащей внучке, был составлен работником ТОС. В указанном акте отсутствует даже подпись его внучки, которая является собственником квартиры, где проживает ветеран ВОВ. Просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель администрации города Ессентуки Дусев В.С. в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что истец в ... году намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав принадлежащее ему домовладение. Доводы о том, что принадлежавшее истцу домовладение не было оборудовано водопроводом и канализацией, не могут служить основанием для удовлетворения иска. Если дом в ст.Курской не соответствовал требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то Ключникову Я.А. необходимо было обратиться в компетентные органы по месту жительства и признать дом непригодным для проживания. В случае признания жилого помещения непригодным для проживания, истец был бы поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Допрошенная по делу в качестве свидетеля Бондаренко Т.А. пояснила суду, что она является главным специалистом комитета социальной политики администрации города Ессентуки. В мае ... года ветеран ВОВ Ключников Я.А. обратился с заявлением о постановке на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Однако в постановке на учет ему было отказано, так как Ключников Я.А. намеренно ухудшил свои жилищные условия, совершив в ... году сделку по отчуждению принадлежавшего ему на праве собственности жилого дома. Для того чтобы жилой дом был признан непригодным для проживании, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в администрацию ст. Курской. В случае принятия решения о признании жилья непригодным, лица, в нем проживающие, могут быть поставлены на очередь на улучшение жилищных условий. После того как Ключников Я.А. подал заявление о постановке на учет, представитель ТОС выезжал для проверки жилищных условий ветерана ВОВ, однако дома никого не было, соседи пояснили, что никакой ветеран ВОВ в ... не проживает. Даже если бы отчуждения домовладения в ... году не было, то Ключников Я.А. все равно не мог быть поставлен на очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 ФЗ. «О ветеранах» N 5-ФЗ от ... Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Судом установлено, что Ключников Я.А. является участником Великой Отечественной войны, принимал участие в боевых действиях, в том числе участвовал в Курской битве в период с ... июля по ... в составе 206 минометного полка. Имеет государственные награды за участие в боевых действиях, что подтверждается архивной справкой от ..., выданной ФБУ Центральный архив Министерства обороны РФ за ..., удостоверениями, выданными на имя истца Президиумом Верховного Совета СССР, Президентом РФ. В связи с этим истец пользуется льготами и преимуществами, установленными законодательством для ветеранов ВОВ.

Согласно ст.13 ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Согласно ст. 15 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка инвалидов и ветеранов ВОВ предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст.23.2 «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1.01. 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ... по ... не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Ключников Я.А. ... обратился в администрацию города Ессентуки Ставропольского края с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В силу положений статьи 23.2, нуждающимся в улучшении жилищных условий является участник Великой Отечественной войны, который не обеспечен жилым помещением размером 36 квадратных метров общей площади и более.

Государство, приняв решение об обеспечении жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной Войны, отдавая им дань глубокого уважения, направило средства на создание достойных жилищных условий данной категории граждан.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Из материалов дела следует, что указанные требования выполнены истцом в полном объеме, поскольку к заявлению о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении приложены: паспорт заявителя, справки БТИ и органа осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество, подтверждающие отсутствие в собственности истца жилого помещения, справка о составе семьи, выписка из домовой книги, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны,

Решением администрации города Ессентуки Ставропольского края от ... Ключникову Я.А. отказано в постановке на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, по п.3 ст.54 «Жилищного кодекса РФ» от ... ФЗ-188.

Согласно ст.49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем и соответственно постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как иные категории граждан определенные Федеральным законом «О ветеранах». Необходимость в признании указанных категорий граждан в т.ч. малоимущими, в целях обеспечения жильем отсутствует.

Судом установлено, что факт продажи домовладения, расположенного по адресу: ст.Курская, ..., общей площадью ... кв.м. Из материалов дела следует, что в указанном доме истец проживал с супругой Ключниковой Р.А., 1924 года рождения.

Площадь указанного домовладения ниже учетной нормы, установленной для ветеранов ВОВ, что свидетельствует о том, что на момент совершения сделки по отчуждению домовладения Ключников Я.А. как ветеран ВОВ мог быть поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Судом также установлено, что переезд истца к родственникам в г.Ессентуки имел вынужденный характер, связанный с преклонным возрастом, ухудшающимся физическим состоянием, данный вывод суда подтверждается справкой об инвалидности серии МСЭ-001 ..., историей болезни.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ... ... в ..., принадлежащая внучке истца Козодеровой (Губаревой) Т.В., имеет площадь ... кв.м. Таким образом, в настоящее время ветеран ВОВ проживает в квартире общей площадью ... кв.м., в которой зарегистрированы и проживают 3 человека, что менее учетной нормы на одного человека.

Доводы ответчика, о том, что Ключников Я.А. намерено, ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем не может быть поставлен на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не могут быть приняты судом, как основание к отказу в заявленных требованиях.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

При решении вопроса о нуждаемости в жилом помещении ветерана войны, следует не только формально подходить к количеству квадратных метров на каждого проживающего, но и исследовать фактические жилищные условия ветерана.

Ранее правом получения жилья за счет средств федерального бюджета истец не воспользовался.

Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ... от ... в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации прав Ключникова Я.А. на недвижимое имущество на территории Ставропольского края.

Как следует из ответа ГУП СК «Крайтехинвентаризация» города Ессентуки от ... за ... недвижимое имущество на праве собственности у Ключникова Я.А. отсутствует.

Согласно сведениям ГУП СК «Крайтехинветаризация» ст...., Ключников Я.А. собственником недвижимости не значится. Комитетом по муниципальной собственности ... ... за ...-с выдана справка, согласно которой истцу земельный участок не предоставлялся. Аналогичные сведения представлены по супруге истца - Ключниковой Р.А.

Согласно справке МУП «Комбинат благоустройства города» г. Ессентуки семья Ключникова Я.А. состоит из двух человек - заявителя и его жены Ключниковой Р.А., 1924 года рождения.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ граждане признаются, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в следующих случаях:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с положениями ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложены обязанности по определению фактической нуждаемости того или иного гражданина в улучшении жилищных условий, вынесении по данному факту властного решения, касающегося принятию (либо отказе в принятии) на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако администрация города Ессентуки не выполнила возложенных на нее ст. 52 Жилищного кодекса РФ обязанностей по определению фактической нуждаемости в улучшении жилищных условий ветерана ВОВ Ключникова Я.А., поскольку не обследовала жилищные условия ветерана, решение об отказе в постановке на учет было принято по формальным основаниям.

К имеющемуся в материалах дела акту, составленному ТОС, о том, что Ключников Я.А. не проживает по адресу: ... ..., ..., суд относится критически, поскольку согласно амбулаторной карте Ключникова Я.А., именно данный адрес указан местом проживания Ветерана ВОВ. Данный адрес указан и в иных документах, принятых к обозрению судом.

Доказательств того, что истец имеет в пользовании иное жилое помещение по договору социального найма суду не представлено.

Сведений, подтверждающих, что Ключников Я.А. является членом семьи собственника жилого помещения ... в ..., ответчиком в условиях состязательности сторон суду не представлено.

С учетом, установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что администрация ..., отказав истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нарушила права и свободы заявителя гарантированные ему Федеральным законом «О ветеранах», Жилищным кодексом РФ, Конституцией РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ключникова Я.А. к администрации города Ессентуки о признании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации города Ессентуки Ставропольского края от ... об отказе Ключникову Я.А., в постановке на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Обязать Администрацию города Ессентуки Ставропольского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, поставив Ключникова Я.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня его вынесения в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд.

Председательствующий-                                                           Е.В.Иванова