Решение по делу 2-1466/2011 по заявлению Ставропольского природоохранного прокурора



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» ноября 2011 года                                                                             город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края

в составе: председательствующей судьи Украинчик А.В.

                при секретаре Емяшевой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ставропольского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на строительство, возложении обязанности отменить разрешение на строительство,

Установил:

Природоохранный прокурор Ставропольского края обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ, указывая следующее.

В Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре в период с ... по ... проведена проверка доводов обращений А., Г. по вопросу законности строительства объекта капитального строительства «Мусоросортировочный завод ...».

Проверкой установлено, что ... заместителем главы администрации города Ессентуки Прохоровым В.В. выдано ООО «РуспромЭкология» разрешение на строительство объекта капитального строительства «Мусоросортировочный завод. ...»
... (продолжение строительства).

Данное разрешение выдано в нарушение ст. ст. п. 4 ч. 7 ст. 51, ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Согласно п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, к заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщик обязан представить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.

             Предоставление застройщиком положительного заключения государственной экологической экспертизы является обязательным и в силу требований п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому строительство предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы.

В соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» на объекте государственной экологической экспертизы, ранее получившем положительное заключение государственной экологической экспертизы (Приказом Управления Росприроднадзора по СК от ... ... утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Мусоросортировочный завод, ...». Однако, на момент выдачи разрешения на строительство, срок действия заключения истек, а в случае истечения срока действия заключения вновь проводится государственная экологическая экспертиза.

В целях устранения выявленных нарушений Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой ... главе города Ессентуки Скоморохину К.Б. принесен протест на разрешение ООО «РуспромЭкология» строительства объекта капитального строительства «Мусоросортировочный завод, ...» ... от ....

... в Ставропольскую межрайонную природоохранную прокуратуру из администрации г. Ессентуки направлена информация о результатах рассмотрения протеста, согласно которой законные требования прокурора отклонены, разрешение на строительство не отменено.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Самойленко Е.В. доводы заявления поддержала в полном объеме, указывая следующее.

Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п.1.ст.11), Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8) гарантированы права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона №74-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства «Мусоросортировочный завод, ...» без проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, влечет за собой неустановленное негативное воздействие на состояние окружающей среды особо охраняемой природной территории - города - курорта федерального значения Ессентуки, чем нарушены гарантированные Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п.1.ст.11), Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8) права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Просит признать незаконным разрешение на строительство объекта капитального строительства «Мусоросортировочный завод ...» ... от ..., выданное администрацией города Ессентуки ООО «РуспромЭкология».

Возложить на администрацию г. Ессентуки обязанность устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения на строительство объекта капитального строительства «Мусоросортировочный завод ...» ... от ..., выданного администрацией города Ессентуки ООО «РуспромЭкология».

        Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю по доверенности Терещенко Е.А. заявление прокурора поддержала, пояснила следующее. По проекту « Мусоросортировочный завод г. Ессентуки» государственная экологическая экспертиза проведена в 2006 году, срок экспертизы устанавливался на 3 года. Письмом от ... Федеральная служба по надзору в сфере природопользования поручила Управлению провести государственную экологическую экспертизу проекта « Мусоросортировочный завод, ...», однако до настоящего времени в Управление не поступали заявки от ООО « Руспромэкология» с приложением технической документации по вопросу проведения экспертизы. Проведение экспертизы обязательно в силу п.8 ст. 11 № 174- ФЗ от 23.11.1995 года « Об экологической экспертизе».

         Представитель управления архитектуры и градостроительства г. Ессентуки в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о слушании дела. Суд полагает, с учетом мнения сторон возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя управления архитектуры и градостроительства.

          Представитель администрации г. Ессентуки по доверенности Дусев В.Н. доводы заявления не признал, пояснил следующее.

Постановлением Главы города Ессентуки ... от ... ЗАО «Росэкопром» предоставлен земельный участок площадью 5400,0 кв.м. для строительства мусороперерабатывающего завода по адресу: ....

... начальником ГУ СК «Государственная экспертиза в сфере строительства» утверждено положительное заключение ..., ГУ СК по проекту «Мусоросортировочный завод ...» (государственная экспертиза проекта).

В заключении экспертной комиссии содержится вывод о том, что комиссия считает допустимым предусмотренное в документации воздействие на окружающую среду иприродные ресурсы в процессе строительства и эксплуатации мусоросортировочного завода на заявленной территории.

В силу Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

... Администрация ... выдала ЗАО «Росэкопром» разрешение ... на строительство мусоросортировочного завода с площадью застройки - 2468,9 кв.м. мощность 250 тыс.м. куб./ год ТБО.

... ЗАО «Росэкопром» произвело государственную регистрацию права собственности на незавершенный строительством объект - мусоросортировочный завод. Свидетельство о государственной регистрации права серия 26-АЕ ... от ....

        ... между ЗАО «Росэкопром» и ООО «РуспромЭкология» заключен договор купли - продажи недвижимого        имущества незавершенного строительством объекта - мусоросортировочного завода по ул. .... Площадь застройки 2585,0 кв.м., готовность - 35% Государственная регистрация права собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ... от ....

          В связи с тем, что ООО «РуспромЭкология» были представлены все необходимые документы, предусмотренные действующим градостроительным законодательством для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства «Мусоросортировочный завод ...» (продолжение строительства) № ... от ..., у Администрации города Ессентуки отсутствовала возможность для применения части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, содержащей основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Администрация города считает, что предоставление повторного заключения экологической экспертизы не требуется,, в связи с тем, что в проектной документации никаких изменений не произведено, новое разрешение выдано только в связи со сменой собственника.

          Представитель ООО « РуспромЭкология» в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен, о чем имеется телеграфное уведомление, а также уведомление по электронной почте. Заявлений об отложении дела не направил. Направил по электронной почте письмо, в котором просил заявление рассмотреть в его отсутствие.

С учетом надлежащего извещения ООО « РуспромЭкология» суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

               Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В силу ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе основанием для которого, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

       По делам данной категории заявитель должен доказать нарушение его права, а должностное лицо - доказать законность изданного постановления.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 ФЗ « Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе и на принципах:

осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ст. 4 Градостроительного Кодекса РФ к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрена необходимость проведения и порядок предоставления документов для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.

Город- курорт Ессентуки находится на землях особо- охраняемого эколого- курортного региона.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Для получения разрешения на строительство застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений орган исполнительной власти, Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо предоставить требуемые данной статьей документы, в том числе положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

Как видно из материалов дела, ... Администрация города Ессентуки выдала ЗАО «Росэкопром» разрешение ... на строительство мусоросортировочного завода с площадью застройки - 2468,9 кв.м. мощность 250 тыс.м. куб./ год ТБО.

... ЗАО «Росэкопром» произвело государственную регистрацию права собственности на незавершенный строительством объект - мусоросортировочный завод. Разрешение было выдано при наличии положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от ....

Срок действия заключения установлен три года, т.е. до ....

        ... «РуспромЭкология» приобрело недвижимое        имущество- незавершенный строительством объект - мусоросортировочный завод по ул. .... Площадь застройки 2585,0 кв.м., готовность - 35% Государственная регистрация права собственности подтверждается свидетельством от ....

... ООО « Руспромэкология» обратилось» в администрацию города Ессентуки с просьбой выдать разрешение на строительство в связи со сменой собственника.

К данному заявлению было приложено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от ... с истекшим сроком действия.

          При таких обстоятельствах администрация города должна была отказать в выдаче разрешения, поскольку ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ обязывает застройщика представить положительное заключение экологической экспертизы.

Доводы представителя администрации города о том, что такого заключения не требуется, ничем объективно не подтверждены.

Ссылок на нормативный акт представитель не сделал. В то время как в силу ст. 11 ФЗ « Об экологической экспертизе»

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в том числе

7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

То обстоятельство, что ООО « РуспромЭкология» экологическую экспертизу объекта « Мусоросортировочный завод г. Ессентуки» не проводило, однако ее проведение необходимо, подтверждается письмом Управления Росприроднадзора» по СК от ..., поручением от ... на проведение государственной экологической экспертизы, направленное Федеральной службой на надзору в сфере природопользования руководителю управления по Ставропольскому краю, данными в судебном заседании объяснениями представителя росприроднадзора.

Доводы представителя администрации г. Ессентуки о том, что разрешение от ... на строительство « РуспромЭкология» выдано на объект с такой же характеристикой, только иному собственнику, суд полагает необоснованными. Из текста оспариваемого разрешения на строительство ( продолжение строительства) следует, что в нем указаны иные характеристики объекта, нежели в разрешении на строительство, выданном .... В прежнем разрешении Администрация города Ессентуки выдала ЗАО «Росэкопром» разрешение ... на строительство мусоросортировочного завода с площадью застройки - 2468,9 кв.м. мощность 250 тыс.м. куб./ год ТБО.

В разрешении на строительство от ... указана общая площадь -7962, 0 кв.м., строительный объем 41716, 0 кб. М., этажность 2-4 ед, т.е. такие характеристики, которых не было в прежнем разрешении.

                   Суд полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, так как оспариваемым разрешением на строительство нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку разрешение, выданное в отсутствие положительного заключения экологической экспертизы не обеспечивает экологическую безопасность территории, может повлечь негативное воздействие на окружающую среду и соответственно угрожать жизни и здоровью граждан.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ставропольского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным разрешение на строительство объекта капитального строительства « Мусоросортировочный завод ... « ..., выданное администрацией г. Ессентуки ООО « Руспромэкология».

Обязать администрацию г. Ессентуки устранить допущенные нарушение путем отмены разрешения на строительство объекта капитального строительства « Мусоросортировочный завод ... « ..., выданное « ООО « Руспромэкология».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через городской суд в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩАЯ                                                   А.В.УКРАИНЧИК