2-1587/11 по заявлению прокурора города Ессентуки к Совету города Ессентуки о признании нормативного правового акта недействительным в части



Дело № 2-1587/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ессентукский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Годило Н.Н.,

при секретаресудебного заседания Финкельштейн Е.Е.,

с участием:

представителя прокуратуры города Ессентуки, помощника прокурораМережко Ю.Н.,

представителей заинтересованного лица Совета города Ессентуки - Грабовенко А.А., Шедикова М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2011 года в                        г. Ессентуки гражданское дело по заявлению прокурора города Ессентуки к Совету города Ессентуки о признании нормативного правового акта недействительным в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ессентуки обратился в суд с заявлением к Совету города Ессентуки в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующими «Правил землепользования и застройки города Ессентуки» утвержденных Решением Совета города Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ в части установления зоны Ж1 на территории, расположенной в границах ограниченных рекой <адрес> <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора Мережко Ю.Н. заявление поддержал, суду пояснил, что «Правилами землепользования и застройки города Ессентуки» утвержденными Решением Совета города Ессентуки № 114 от 09.11.2006 установлена зона Ж1 на территории, расположенной в границах ограниченных рекой <адрес>, в которой одним из основных видов разрешенного использования земельных участков является размещение индивидуальных жилых домов. Однако данная норма противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем, в данной части «Правила землепользования и застройки города Ессентуки» утвержденные Решением Совета города Ессентуки № 114 от 09.11.2006 подлежат признанию недействующими.

Представители Совета города Ессентуки Грабовенко А.А. и          Шедиков М.А. действующие по доверенностям, в судебном заседании заявление не признали, считают его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета города Ессентуки и соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Решением Совета города от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила землепользования и застройки города Ессентуки». Согласно п. 1.1 данных Правил территория, расположенная в границах ограниченных рекой <адрес> находится в зоне «Ж-1 - зона малоэтажной жилой застройки», что подтверждается решением, приложением к нему             (л.д. 34) и по существу не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Решением Совета города от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 53) утвержден Генеральный план города Ессентуки до 2026 года. В генеральном плане указана схема регламентного зонирования, в которой территория, расположенная в границах ограниченных рекой <адрес> (т. 2 л.д. 55).

Ч. 4 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). Понятие территориального планирования содержится в п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ: "Территориальное планирование - это планирование развития территории, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. Документами территориального планирования являются генеральные планы городских округов (ст. 18, ч. 1, п. 3 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с п. 11 раздела 3.1.5 "Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации", утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 150 от 29.10.2002, предусмотрено, что определенные в Генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.

В действующем Генеральном плане на определенной, обжалуемым Решением территории, расположенной в границах ограниченных <адрес>, предусмотрена буферная зона лесопарка и строительство многоэтажных жилых застроек не планировалось.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Схема градостроительного зонирования г. Ессентуки входит в состав Правил землепользования и застройки                      г. Ессентуки. Базой для подготовки схемы градостроительного зонирования является схема регламентного зонирования, включенная в состав документов Генерального плана развития г. Ессентуки. В связи с чем суд считает, что схема градостроительного зонирования не должна находиться в противоречии к схеме регламентного зонирования, которая является составной частью Генерального плана, т.е. нормативного акта, имеющего большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах суд полагает, что схема градостроительного зонирования, установленная в Правилах землепользования и застройки, должна соответствовать Генеральному плану г. Ессентуки, в частности, схеме регламентного зонирования.

Для того чтобы оставить правила застройки в отношении территории расположенной в границах ограниченных рекой <адрес> в прежней зоне (Ж1) необходимо было изначально откорректировать либо внести изменения в схему градостроительного зонирования и на указанной территории, с соблюдением всей процедуры, предусмотренной градостроительным законодательством, в частности, ст. 24, 25, 28 Градостроительного кодекса РФ, а именно: решение о подготовке предложений о внесении в Генеральный план изменений принимается главой местной администрации городского округа, подготовка проекта о внесении изменений в Генеральный план осуществляется на основании результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц; проект внесения изменений в Генеральный план подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта РФ; проект внесения изменений в Генеральный план подлежит опубликованию и обязательному рассмотрению на публичных слушаниях; протоколы публичных слушаний, заключения о результатах данных слушаний являются обязательным приложением к проекту внесения изменений в Генеральный план, которые направляются главой местной администрации городского округа в представительный орган местного самоуправления городского округа.

В обратном случае необходимо было внести изменения в правила застройки, поскольку противоречие несоответствия правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, является в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основанием для внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.

До настоящего времени ни одно из указанных действий не было сделано.

В свою очередь положения Правил землепользования и застройки в силу п.п. 3, 9 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ должны соответствовать требованиям генерального плана поселения.

Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд считает установленным, что принятые Решением Совета города от ДД.ММ.ГГГГ «Правила землепользования и застройки города Ессентуки» находятся в противоречии к схемерегламентного зонирования, которая является составной частью Генерального плана. Тем самым принятые обжалуемым Решением Совета города от ДД.ММ.ГГГГ «Правила землепользования и застройки города Ессентуки» противоречат Генеральному плану, т.е. нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а также требованиям п. 3, 9 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать обжалуемые «Правила землепользования и застройки города Ессентуки» утвержденные Решением Совета города от ДД.ММ.ГГГГ недействующими в части установления зоны Ж1 на территории, расположенной в границах ограниченных <адрес>

Доводы представителей Совета города Ессентуки о том, что территориальные зоны устанавливаются в Правилах землепользования и застройки, а не в Генеральном плане, поскольку Генеральный план является планом перспективного развития города, суд считает несостоятельными, поскольку согласно ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц, одним из документов территориального планирования является Генеральный план городского округа (ст. 18 Градостроительного кодекса РФ), Таким образом, определенные в Генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.

Также несостоятельными являются доводы прокуратуры о том, что земля на территории г. Ессентуки является федеральной собственностью в силу закона, поскольку в соответствии с п. 12 Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ от 03.12.2008) все земельные участки находящиеся в границах курортов федерального значения, относятся к муниципальной собственности, за исключением земельных участков права федеральной собственности на которые были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным ч.ч. 8 - 10 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ от 03.12.2008.

На основании изложенного суд считает, что «Правила землепользования и застройки города Ессентуки» утвержденные Решением Совета города                от ДД.ММ.ГГГГ в части установления зоны Ж1 на территории, расположенной в границах ограниченных <адрес>, необходимо признать недействующим, поскольку не соответствует требованиям федерального законодательства и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Придя к выводу о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, суд считает необходимым признать указанный акт недействующим и не подлежащим применению с момента вступления Решения суда в законную силу, поскольку прекращение действия, признанного судом незаконным акта, (обжалуемого Решения) в более ранний срок может повлечь убытки для неопределенного круга лиц и в связи с этим возникновения обязанности органа местного самоуправления по возмещению этих убытков, так как данный акт принят в период, когда отсутствовал Генеральный план города Ессентуки и схема регламентного зонирования, т.е. имелся период, когда оба акта не противоречили друг другу и до настоящего времени Правила не были оспорены в суде.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Ессентуки удовлетворить.

Признать «Правила землепользования и застройки города Ессентуки» утвержденные Решением Совета города Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ в части установления зоны Ж1 на территории, расположенной в границах ограниченных <адрес> противоречащими закону, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления Решения суда в законную силу.

Обязать Совет города Ессентуки опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован указанный нормативный правовой акт, сообщение о принятом решении в десятидневный срок со дня вступления Решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                  Н.Н.Годило