РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 ноября 2011 года город Ессентуки Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Хетагуровой М.Э. при секретаре Пилипенко С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заматаевой М.В. к Администрации города Ессентуки, Медведеву А.В., Фефеловой Р.И., Петросовой В.П., Рупп З.Г., Петросовой Е.М., Петросову Н.А. о признании права собственности на самовольно реконструированную квартиру, УСТАНОВИЛ: Заматаева М.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Ессентуки о сохранении жилого помещения - *** в переустроенном состоянии. Определением суда от *** к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Медведев А.В., Фефелова Р.И., Петросова В.П., Рупп З.Г., Петросова Е.М., Петросов Н.А. *** Заматаева М.В. в порядке ст.39 ГПК РФ изменила исковые требования, согласно которым просит суд признать за ней право собственности на самовольно реконструированную *** *** общей площадью ***., в том числе жилой площадью ***. Представитель истца по доверенности Ламанова А.Ж. в судебном заседании пояснила, что Заматаева М.В. является собственником ***. Указанная квартира состояла из одной комнаты площадью ***.м. и имела ранее общую площадь ***. Кроме Заматаевой М.В. в указанной квартире проживают члены ее семьи: муж Н.Н., сын А.Н., *** дочь А.Н., *** В *** Заматаевой М.В. за счет собственных средств без получения соответствующих разрешений была проведена реконструкция квартиры, в результате чего чердачное помещение квартиры было преобразовано в жилое помещение, и квартира из однокомнатной была преобразована в двухкомнатную и ее общая площадь теперь составляет *** кв.м., в том числе жилая ***.м., в связи с чем, данное переустройство квартиры в силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ является самовольным. Согласно техническому обследованию ***, выполненному ООО «Гражданпроект» ***, после проведенной реконструкции признаков деформаций и трещин квартиры не обнаружено. Состояние конструктивных элементов удовлетворительное. Использованные в ходе реконструкции строительные материалы отвечают действующим нормативам, строительные работы выполнены в соответствии со СНиП, в связи с чем *** жилом *** пригодна к эксплуатации по функциональному назначению и угрозы жизни и здоровью людей не представляет. Считает, что поскольку реконструкция квартиры была произведена в связи с увеличением семьи, с целью повышения качества жизни, и при ее проведении не были нарушены нормы СНиП, а также то, что квартира после выполненной реконструкции пригодна к эксплуатации по функциональному назначению и угрозы для жизни и здоровья людей не представляет, при осуществлении реконструкции не были затронуты интересы граждан, суд может принять решение о признании за Заматаевой М.В. права собственности на самовольно реконструированную квартиру. На основании изложенного, просит суд признать за Заматаевой М.В. право собственности на самовольно реконструированную *** края общей площадью ***м., в том числе жилой площадью *** кв.м. Истец Заматаева М.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представила. Представитель ответчика Администрации города Ессентуки по доверенности Еремина Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также представила возражения, в которых указывает следующее. Согласно ст.ст. 26,27 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление другихдокументов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1)непредставления определенных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ документов; 2)представления документов в ненадлежащий орган; 3)несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке. Заматаевой М.В. не представлено доказательств обращения в Администрацию г.Ессентуки, а также решения о согласовании или об отказе в согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которымпризнано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Истцом не предоставлены документы подтверждающие право на земельный участок под спорной постройкой. Вопрос безопасности возведенной постройки и возможности ее легализации определяется специальными законами, в частности, Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О пожарной безопасности», а также иными специальными нормативно-правовыми актами. Учитывая специфику данного вопроса, соискатели права должны в порядке, предусмотренном названными законодательными актами, предоставить суду документальные подтверждения, свидетельствующие о возможности введения объекта в эксплуатацию. Порядок введения объекта ввода в эксплуатацию определен в статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая также содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче соответствующего разрешения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. № 820, принятым во исполнение Федерального закона «О пожарной безопасности», утверждено Положение о государственном пожарном надзоре, основной задачей которого является защита жизни и здоровья граждан в сфере пожарной безопасности, что согласуется с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ. В силу пункта 9 Положения, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору имеют право проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Кроме того, пункт 11 того же Положения предусматривает, что государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору также имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований. Следовательно, вопросы о соответствии строения требованиям пожарной безопасности отнесены к компетенции государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, входящую в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны. Исследование данной проблемы позволяет сделать выводы об исключительной компетенции сотрудников управлений (отделений) органов государственного пожарного надзора. Истцом не предоставлено доказательств в области пожарнойбезопасности,необходимых для подтверждения того, что права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушаются, и не создается угроза жизни и здоровью граждан. В силу положений статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений. На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценокустанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. На основании статьи 49 должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор, установлен Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации от 15.09.2005 г. № 569. Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 г. № 224. Истцом не предоставлено в материалы дела доказательств, подтверждающих соответствиесамовольной постройки санитарно-эпидемиологическим требованиям. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Гуда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. Заматаевой М.В. не представлено доказательств обращения в Администрацию г.Ессентуки с просьбой легализации самовольной постройки и фактически не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Заматевой М.В. в полном объеме. Ответчики Медведев А.В., Фефелова Р.И., Петросова В.П., Рупп З.Г., Петросова Е.М., Петросов Н.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения заявленных исковых требований Заматаевой М.В. не возражают. Представитель 3-го лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. Суд, с согласия представителя истца Ламановой А.Ж., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Заматаевой М.В., представителя ответчика Администрации города Ессентуки, ответчиков Медведева А.В., Фефеловой Р.И., Петросовой В.П., Рупп З.Г., Петросовой Е.М., Петросова Н.А., представителя 3-го лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Выслушав объяснения представителя истца Ламановой А.Ж., исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление Заматаевой М.В. подлежащим удовлетворению, а доводы представителя ответчика необоснованными, по следующим основаниям. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 указанной статьи (абзац второй п. 2 ст. 222 ГК РФ). Как следует из разъяснений, данных в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. Как установлено в судебном заседании и подтверждается справкой ГУП СК «Крайтехинвентаризация» *** от ***, Заматаевой М.В. принадлежит квартира, расположенная по адресу: ***, на основании договора дарения от ***. Согласно справке Ессентукского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» *** от ***, однокомнатная ***, общей площадью ***.м, в том числе жилой площадью *** кв.м., в результате самовольной реконструкции чердачного помещения преобразована в двухкомнатную квартиру общей площадью *** кв.м., в том числе жилой площадью ***.м. Как следует из технического паспорта по состоянию на ***, *** *** *** состоит из: прихожей *** площадью *** кв.м., кухни *** площадью *** кв.м., жилой комнаты *** площадью *** кв.м., лестничной клетки *** площадью *** кв.м., лестничной клетки *** площадью *** кв.м., жилой комнаты *** площадью *** кв.м. Общая площадь квартиры составляет ***.м., в том числе жилая площадь ***м. В результате самовольной реконструкции чердачного помещения общая площадь увеличилась на *** кв.м., в том числе жилая площадь увеличилась на *** кв.м. Исходя из выводов заключения ООО «Гражданпроект» города Ессентуки по техническому обследованию *** жилом *** следует, что *** жилом *** пригодна к эксплуатации по функциональному назначению, угрозы жизни и здоровью людей не представляет. Признаков деформаций и трещин в квартире не обнаружено. Состояние основных конструктивных элементов удовлетворительное. При строительстве использованы строительные материалы, отвечающие действующим нормативам. Строительные работы выполнены в соответствии с требованиями действующих в настоящее время СНиП. Таким образом, судом установлено, что истец Заматаева М.В. для своих потребностей в целях улучшения жилищных условий самовольно реконструировала квартиру, в результате чего однокомнатная ***, общей площадью *** кв.м, в том числе жилой площадью ***.м. преобразована в двухкомнатную квартиру общей площадью ***.м., в том числе жилой площадью *** кв.м. Сохранение жилого помещения, созданного в результате реконструкции, не нарушает прав и законных интересов других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан. В условиях состязательности процесса администрацией города Ессентуки обратное не доказано. Кроме того, суд принимает во внимание, что собственники квартир жилого *** не возражали против удовлетворения заявленных Заматаевой М.В. требований. Согласно ст. ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями), вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.56 ГПК РФ требования Заматаевой М.В. обоснованны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Заматаевой М.В. к Администрации города Ессентуки, Медведеву А.В., Фефеловой Р.И., Петросовой В.П., Рупп З.Г., Петросовой Е.М., Петросову Н.А. о признании права собственности на самовольно реконструированную квартиру- удовлетворить. Признать за Заматаевой М.В. право собственности на самовольно реконструированную ***, общей площадью *** в том числе жилой ***.м., в жилом *** ***. Данное решение является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП Ессентукским межрайонным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 5 декабря 2011 года. СУДЬЯ М.Э. ХЕТАГУРОВА
правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.