РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ « 28 » октября 2011 года город Ессентуки Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Емельянова В.А. с участием помощника прокурора г. Ессентуки Мережко Ю.Н. при секретаре Базяцкой Е.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЖЭУ № 4», ООО «Жилищник», ООО «ОК «Уют», ООО «ОК « Управдом», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города», ООО «Жилсервис» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, внесении изменений в договоры управления многоквартирными домами, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «ЖЭУ № 4», ООО «Жилищник», ООО «ОК «Уют», ООО «ОК « Управдом», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города», ООО «Жилсервис» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, внесении изменений в договоры управления многоквартирными домами, указывая следующее. При заключении с гражданами договоров, управления многоквартирными домами, ответчики в нарушение ст. 162 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ) не включили в условиях договора перечень коммунальных услуг, предоставляемый управляющей организацией, а также тарифы на эти услуги, тем самым незаконно возложив обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями на самих граждан. Обязанность по предоставлению коммунальных услуг, в том числе, и по приему оплаты за потребленные коммунальные ресурсы. собственниками многоквартирных домов, заключивших договоры управления многоквартирным домом, либо создавшей ТСЖ лежит на управляющей компании и ТСЖ соответственно. В соответствии с ч. 3 ст. 438 ГК РФ договоры энергоснабжения между ресурсоснабжающими компаниями и управляющими организациями, ТСЖ считается заключенным, поскольку фактически ООО «ЖЭУ № 4», ООО «Жилищник», ООО «ОК «Уют», ООО «ОК « Управдом», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города», ООО «Жилсервис» потребляли подаваемые ресурсы. Таким образом, управляющая организация и ТСЖ обязаны принимать на свой расчетный счет платежи за коммунальные услуги, которые вносятся жильцами многоквартирных домов и впоследствии перечислять их организациям, предоставляющим коммунальные услуги. Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (в действующей редакции) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. В нарушение норм федерального законодательства управляющие организации ООО «ЖЭУ № 4», ООО «Жилищник», ООО «ОК «Уют», ООО «ОК « Управдом», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города», ООО «Жилсервис» надлежащим образом договорные отношения не оформили, платежи от граждан за потребленные коммунальные ресурсы не принимают. В результате допущенных нарушений закона ресурсоснабжающими компаниями может быть введено ограничение поставки ресурсов, а также производится начисление, по их оплате исходя из нормативов, что существенным образом нарушит жилищные права граждан, проживающих в домах находящихся под управлением указанных компаний. В целях устранения выявленных нарушений закона управляющим компаниям прокурором города вносились представления, однако мер по их устранению не принято. В ходе рассмотрения дела помощник прокурора г. Ессентуки Мережко Ю.Н. уточнил свои исковые требования и просил обязать ООО «ЖЭУ № 4», ООО «Жилищник», ООО «ОК «Уют», ООО «ОК « Управдом», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города», ООО «Жилсервис» устранить допущенные нарушения закона, выразившиеся в не заключении договоров с ресурсоснабжающими компаниями в не заключении договоров с ресурсоснабжающими компаниями на поставку ресурсов для оказания коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением этих компаний; обязать ООО «ЖЭУ № 4», ООО «Жилищник», ООО «ОК «Уют», ООО «ОК « Управдом», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города», ООО «Жилсервис» внести изменения в договоры управления многоквартирными домами, предусмотрев обязанность управляющих компаний предоставлять коммунальные услуги гражданам, определить объем таких услуг, а также условия их оплаты и тарифы. В судебном заседании помощник прокурора Мережко Ю.Н. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить. Представитель ответчиков - ООО «Жилищник», ООО «ЖЭУ-4», ООО «Жилсервис», действующий на основании доверенности - Меженский А.А., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебное заседание не явился будучи надлежащим образом извещен. Ранее в судебном заседании пояснял, что исковое заявление не обоснованно и не подлежит удовлетворению по тем основаниям, что прокурором не подтвержден факт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, не указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено. Отсутствуют доказательства того, что права и свободы и законные интересы неопределенного круга лиц нарушены именно ответчиками. В обоснование заявленных требований прокурором указано, что ответчики являются организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами в гор. Ессентуки. Необходимым условием заключения договора управления с собственниками помещений многоквартирного дома, является утверждение данного договора решением общего собрания собственников, выбравших способ управления управляющей организацией. Абонентами по оплате коммунальных услуг являются собственники квартир в многоквартирном доме, а не управляющая компания. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель ответчиков - ООО «ОК «УЮТ», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города» - Сапронова А.А., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебное заседание не явилась будучи надлежащим образом извещена. Ранее поясняла суду, что в ООО «ОК Уют» существуют протоколы общих собраний, в которых принято оплачивать коммунальные услуги напрямую в управляющую организацию. С ОАО «Горэлектросеть» ситуация сложная, поскольку, отсутствуют данные об объеме поставки электроснабжения, стороны не могут самостоятельно определить эти объемы, поэтому и не заключают договор. Управляющие организации не возражают, против заключения подобных договоров, но механизма заключения не существует, поскольку, реализовать это практически, очень сложно. Просила суд в иске прокурора г. Ессентуки отказать. Представитель ответчика - ООО «УО «Управдом»- Камбатов Ш.М., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен. Ранее в судебном заседании пояснял, что возражает против удовлетворения иска прокурора, поскольку процедура перехода к данным отношениям не отрегулирована и любые расходы управляющей организации автоматически переходят на собственников квартир в многоквартирном доме. Просил суд в иске отказать. Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Третье лицо - ОАО «Горэлектросеть» - представитель по доверенности Семиглазова Л.С. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора г. Ессентуки и суду пояснила, что в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № юридические лица, привлеченные к участию в деле в качестве ответчиков, являются исполнителями коммунальных услуг, а юридические лица, привлеченные в качестве третьих лиц - ресурсоснабжающими организациями. В отношениях с исполнителями коммунальных услуг ОАО «Горэлектросеть» руководствуется основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу требований п. 89, указанных положений, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электроэнергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам жилых помещений коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии лестничных площадок, лифтов, лестниц и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Обязанность управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям, установлена в п. 49 Правил №. Условия договора, согласно которым управляющая организация не является исполнителем коммунальных услуг, не соответствуют закону, и ущемляет права потребителей. Просила суд удовлетворить исковые требования прокурора г. Ессентуки в полном объеме. Представитель третьего лица - ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Ессентукский водоканал»- Рыдная Т.В., в судебном заседании пояснила, что договорные отношения пытаются выстроить с управляющими организациями с 2009 года, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме. Представитель третьего лица - «Газпром межрегионгаз г. Ставрополь» в г. Ессентуки - Козлова В.И. исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить. Заслушав мнения участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Ессентуки. Общие полномочия прокурора по участию в гражданском судопроизводстве закреплены в статье 45 ГПК РФ. Согласно указанной норме прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан. Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Статьей 161 ЖК РФ предусмотрены следующие способы управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. В соответствии с ч. ч. 5, 6 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. В соответствии с пунктом 8 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Положения ч. 6 ст. 155 ЖК РФ определяют лишь порядок оплаты коммунальных услуги и жилья через ТСЖ, а не непосредственно ресурсоснабжающей организации В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Согласно п.п. 3, 49 названных Правил в зависимости от выбранного способа управления домом исполнителем могут быть: управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома, товарищество собственников жилья и иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Для того чтобы оказывать коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в жилом доме, управляющая организация должна их приобрести или производить самостоятельно. При непосредственном управлении собственниками помещений в жилом доме договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (часть 2 статьи 164 ЖК РФ). Стороной, приобретающей коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций для целей снабжения ими жилых домов, являются сами собственники, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив. Потребителем в соответствии с данными Правилами является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с п. 9 Правил должно быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Следовательно, в обязанности исполнителей (ТСЖ, ЖСК и других) входит заключение договора на подачу и оплата услуг по их предоставлению, в связи, с чем они являются лишь посредниками между ресурсоснабжающими организациями и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями. Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм право управления многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией, при этом ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Цель управления многоквартирным домом установлена ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации: обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности управляющей организации по управлению общим имуществом следующие: управляющая организация обязана осуществлять в интересах домовладельцев юридические и фактические действия, непосредственно связанные с общим имуществом - выполнять и оказывать разнообразные работы и услуги. Отношения между домовладельцами и управляющей организацией строятся на основании договора управления. Основная цель договора, заключаемого между домовладельцами и управляющей организацией, - возложить бремя осуществления правомочий собственника на другое лицо, способное их эффективно использовать в интересах собственника. Заключая такого рода договор, домовладельцы снимают с себя ответственность, связанную с управлением общим имуществом. У домовладельца остается обязанность компенсировать приходящиеся на его долю в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома необходимые расходы, произведенные управляющей компанией. ООО "ЖЭУ № 4», ООО «Жилищник», ООО «ОК «Уют», ООО «ОК «Управдом», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города», ООО «Жилсервис» являются управляющими организациями и в целях оказания населению коммунальных услуг в силу Правил должны предоставлять коммунальные услуги гражданам, как исполнители коммунальных услуг, приобретая их у ресурсоснабжающей организаций. Так, в соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), коммунальные услуги, предоставляются гражданам, проживающим в многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. При этом под "исполнителем" понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (преамбула Правил). В соответствии с ч. 2 ст. 164 Жилищного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления каждым собственником помещения, но при непосредственном управлении многоквартирными домами собственниками помещений в таком доме. Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам также предусмотрена возможность заключения договора холодного и горячего водоснабжения, отопления непосредственно с собственниками жилых помещений, когда собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников было выбрано непосредственное управление в качестве способа управления многоквартирным домом и когда потребителем является собственник жилого дома. При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом ТСЖ (ЖСК) последние должны заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома (п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающих организаций заключать с собственниками помещений в многоквартирных домах договоры на предоставление коммунальных услуг при наличии способа управления многоквартирным домом в частности ООО "ЖЭУ № 4», ООО «Жилищник», ООО «ОК «Уют», ООО «ОК «Управдом», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города», ООО «Жилсервис». В многоквартирном доме, управляемом управляющей организацией, собственники помещений не могут быть абонентами, поскольку внутриквартирные сети и оборудование собственников помещений присоединены к общедомовым сетям, обслуживание которых осуществляется управляющими компаниями, а не к сетям энергоснабжающей организации. Заключение такого договора возможно только с множественностью лиц на стороне собственников (ст. 322, п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса РФ), в котором возможно предусмотреть обязанность каждого собственника квартиры оплачивать коммунальные услуги соразмерно принадлежащей им доле в праве собственности (ст. 249 Гражданского кодекса РФ, ст. 158 Жилищного кодекса РФ). Отсутствие заключенного договора между ООО "ЖЭУ № 4», ООО «Жилищник», ООО «ОК «Уют», ООО «ОК «Управдом», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города», ООО «Жилсервис» и ресурсоснабжающими организациями на приобретение и оказания коммунальных услуг жителям многоквартирных домов, не порождает обязанности ресурсоснабжающих организаций заключать с собственниками помещений в многоквартирных домах договоры на предоставление коммунальных услуг при наличии способа управления многоквартирными домами - ООО "ЖЭУ № 4», ООО «Жилищник», ООО «ОК «Уют», ООО «ОК «Управдом», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города», ООО «Жилсервис». Заключение договора собственником квартиры непосредственно с ресурсоснабжающей организацией допускается только в том случае, если собственниками в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано непосредственное управление таким домом. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (в ред. Постановления Правительства N 549 от ДД.ММ.ГГГГ) определен порядок расчета и внесение платы за коммунальные услуги. Согласно п. 15 указанных Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 157 ЖК РФ). Таким образом, суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, одновременно находит необходимым указать на следующее. В силу требований п. 2 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены новые правила, которые применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг. В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договоров, понуждение к заключению договором не допускается, кроме случаев, предусмотренных в законе. Из материалов дела следует, что ряд граждан проживают в квартирах, которые обслуживаются управляющими компаниями и ТСЖ, уже заключили договоры на поставку энергоносителей (свет, вода и т.д.) данные договоры действуют, они не противоречат закону, в установленном порядке не признаны недействительными и не отменены. Как следствие этого суд данным решением не вправе обязать граждан заключать такие договоры на предоставление коммунальных услуг с управляющими компаниями и вносить деньги в управляющие компании. Это обусловлено и тем, что вышеуказанным постановлением утверждены правила предоставления коммунальных услуг, в которых особо предусмотрено, что собственники помещений вправе заключать такого рода договоры непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Возложить обязанность на ООО «ЖЭУ №4», ООО «Жилищник», ООО «ОК «Уют», ООО «ОК «Управдом», ООО «Сити-Сервис», МУП «Комбинат благоустройства города», ООО «Жилсервис» устранить допущенные нарушения закона, выразившиеся в незаключении договоров с ресурсоснабжающими компаниями на поставку ресурсов для оказания коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением этих компаний, предоставить коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирных домов, находящихся под их управлением, внести изменения в договоры управления многоквартирными домами, предусмотрев обязанность управляющих компаний предоставлять коммунальные услуги гражданам, определить объем таких услуг, а также условия их оплаты и тарифы, кроме граждан, заключивших такие договоры с ресурсоснабжающими компаниями ранее. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 02 ноября 2011 года. Председательствующий, судья: В.А. Емельянов