решение по делу № 2-1566\2011 г. по иску прокурора г.Ессентуки в защиту инт. неопределенного круга лиц к администрации г.Ессентуки о признании бездействий незаконными,возложении обязанности провести работы по лесоустройству,поставить на кадастровый учет,



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                       

02 декабря 2011 года                                                                   город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Аветисовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Малашихиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Ессентуки о признании незаконным бездействие администрации города по устранению нарушений лесного законодательства, возложении обязанности провести работы по лесоустройству, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, поставить на кадастровый учет земельные участки, создать лесничество,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ессентуки обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ессентуки о признании бездействий незаконными, возложении обязанности провести работы по лесоустройству, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент.

...... старший помощник прокурора города Ессентуки Мережко Ю.Н., в порядке ст. 39 ГПК РФ дополнил исковые требования, согласно которым просит суд признать незаконным бездействие администрации города Ессентуки по устранению нарушений лесного законодательства; обязать администрацию города Ессентуки создать лесничество в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать администрацию города Ессентуки провести работы по лесоустройству в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обязать администрацию города Ессентуки разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

...... старший помощник прокурора города Ессентуки Мережко Ю.Н., в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о дополнении исковых требований, согласно которому просит суд признать незаконным бездействие администрации города Ессентуки по устранению нарушений лесного законодательства; обязать администрацию г. Ессентуки провести работы по лесоустройству в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать администрацию г. Ессентуки разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать администрацию г. Ессентуки поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами в течение 7 месяцев со дня изготовления материалов лесоустройства; обязать администрацию г. Ессентуки создать лесничество в течение 6 месяцев со дня утверждения лесохозяйственного регламента.

Определением Ессентукского городского суда от ...... принят отказ о иска, заявленного прокурором г.Ессентуки в порядке ст. 39 ГПК РФ ...... о признании незаконным бездействие администрации города Ессентуки по устранению нарушений лесного законодательства; возложении обязанности на администрацию города Ессентуки создать лесничество в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; провести работы по лесоустройству в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, производство по делу в указанной части иска прекращено.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Ессентуки Белоусова Н.В. дополнительные заявленные требования от ...... поддержала, пояснила, что прокуратурой города Ессентуки, на основании ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», по заданию прокуратуры Ставропольского края, проверено исполнение лесного законодательства, в ходе проверки выявлены следующие нарушения. В соответствии с п.п.25, 38 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к ведению городского округа отнесены вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора. Согласно ч.1 ст.23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Лесничества и лесопарки располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В соответствии с ч.4 ст.23 ЛК РФ в отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Пунктами 4,5 ч.1 ст.84 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов и осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков. Статьями 67, 68 ЛК РФ определены состав лесоустроительной документации и содержание лесоустройства. Статьей 98 ЛК РФ установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». На территории городского округа города-курорта Ессентуки расположено <данные изъяты> га леса. В нарушение указанных норм закона администрацией города Ессентуки до настоящего времени лесоустройство не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден, лесничество не создано. В целях устранения нарушений закона главе администрации города в 2009 году внесено представление, однако мер фактически не принято. Просит удовлетворить уточненные исковые требования от ...... в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации города Ессентуки Савченко Д.С., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и возражение на исковое заявление.

Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика-администрации г.Ессентуки.

Из возражений представителя администрации г.Ессентуки Савченко Д.С. на исковое заявление следует, что согласно ст. 29 Устава муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки к исключительным полномочиям Совета города Ессентуки относится утверждение бюджета г. Ессентуки и отчета об его исполнении. Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки неоднократно обращался в адрес Совета г. Ессентуки с просьбой о выделении бюджетных средств на проведение работ по лесоустройству. Бюджет городского округа города-курорта Ессентуки является дотационным, доля межбюджетных трансфертов, предоставляемые бюджетами других уровней бюджетной системы, составляет более <данные изъяты> %. За базу для формирования расходов местных бюджетов, формируемые Министерством финансов Ставропольского края. Выполнение мероприятий, являющихся предметом исковых требований, потребует увеличение соответствующих видов расходов бюджета городского округа города-курорта Ессентуки в 2011 году. Увеличение бюджетных ассигнований на исполнение вышеуказанных расходных обязательств не представляется возможным, ввиду дотационного характера бюджета городского округа города-курорта Ессентуки, ограниченности финансовых ресурсов. Прокурором не представлено никаких надлежащих доказательств того, что на землях МО г. Ессентуки вообще имеются городские леса как таковые, указав, лишь <данные изъяты> га, не представлено доказательств в подтверждение своих доводов, изложенных в иске. Требования о создании городского лесничества заявлены неправомерно, и такая обязанность не может быть возложена на органы местного самоуправления, потому как, в соответствии с частью 5 статьи 23 Лесного кодекса РФ, количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Требование о разработке лесохозяйственного регламента преждевременно в настоящее время и необоснованно. Пока федеральный орган исполнительной власти не установит границы лесничества, а также не определит их количество, разработка лесохозяйственного регламента невозможна в силу отсутствия субъекта, в отношении кого он должен быть разработан.Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. В настоящее время отсутствует имеющая юридическую силу лесоустроительная документация и имеются объективные сомнения, будут ли выявлены на территории г. Ессентуки городские леса как таковые, т.е. соответствующие критериям, предъявляемым лесам. Это обусловлено тем, что основная значительная часть территории городских лесов в прошлом была питомником, на котором выращивались саженцы лесных культур, которые в свое время «Лесхозом» были оттуда изъяты и пересажены, в настоящее время в том месте чистое поле, не покрытое какими-либо лесными культурами, также в прошлом ореховая плантация, ориентировочной площадью <данные изъяты> га, практически полностью вымерзла. Что касается возложения на администрацию обязанности по проведению лесоустроительных работ как на собственника земельных участков, то необходимо учесть, что земля может находиться в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или в собственности муниципального образования. Прокурору следует представить доказательства того, что орган местного самоуправления является собственником таких земельных участков, и может ли быть возложена обязанность в проведении лесоустроительных работ. Доказательством того, что орган местного самоуправления не бездействует в части охраны имеющихся на его территории., является систематическое заключение договоров на лесоохранные услуги в ГУ СК «Ессентукский лесхоз», а также планирование и проведение по своей инициативе лесоустроительных работ при наличии в местном бюджете на это денежных средств в целях выявления на территории города лесных участков. Комитетом направлялись в специализированные организации запросы о предоставлении смет о стоимости, о составе лесоустроительных работ, на что получены ответы. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель 3-го лица Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Щербаков В.В. в судебном заседании пояснил, что между Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки и ГКЦ «Ессентукский лесхоз» заключен договор на выполнение лесоохранных противопожарных мероприятий на территории городских лесов. Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки и направлены письма в специализированные организации с просьбой о предоставлении сметы стоимости работ по лесоустройству в отношении лесных площадей в г. Ессентуки, на что получена смета и договор на
выполнение работ по лесоустройству от ФГУП «Рослесинфорг» ГУ
«Воронежлеспроект», а также смета от Ставропольского филиала
«Российского центра защиты леса. Комитетом в финансовом управлении администрации г. Ессентуки была запрошена указанная в договоре сумма на выполнение работ по лесоустройству от ФГУП «Рослесинфорг» ГУ «Воронежлеспроект» в размере <данные изъяты> рублей, однако в связи с дефицитом местного бюджета в настоящее время получить указанную сумму не представляется возможным. Таким образом, орган местного самоуправления не проявляет бездействие в части проведения работ по лесоустройству и выполнения других, предусмотренных лесным законодательством мероприятий. Требование, касающееся разработки и утверждения лесохозяйственного регламента, является также незаконным, потому как, в соответствии с п. 10 приказа министерства природных ресурсов РФ от 19.04.2007г. № 106 «Об утверждении состава лесохозяйственного регламента...», в основу регламента ложатся материалы лесоустройства. В настоящее время неизвестно, будут ли выявлены в ходе лесоустройства лесные площади, соответствующие критериям городских лесов, т.е. до проведения лесоустройства преждевременно говорить о разработке и утверждении лесохозяйственного регламента. Кроме того, как лесоустройство, так и лесохозяйственный регламент, согласно ч.1 ст. 67, ст. 87 ЛК РФ проводятся в отношении лесничеств и лесопарков, количество и границы которых согласно ч. 5 ст. 23 ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, чего до настоящего времени не сделано, что по своей сути является бездействием федерального органа исполнительной власти, а не органа местного самоуправления.Вместе с тем, ....... МПР СК была проведена проверка соблюдения администрацией города Ессентуки лесного законодательства, в результате которой факта нарушений лесного законодательства не выявлено. В настоящее время отсутствуют какие-либо имеющие юридическую силу документы, подтверждающие наличие на территории г. Ессентуки городских лесов, их площадь и границы.Все вышеуказанные сведения должны содержаться в государственном лесном реестре, поскольку согласно ч.1 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Кроме того, в соответствии с ч. 2 названной статьи в государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда; составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесных участках; о количественных,качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов. Вместе с тем, важным моментом здесь следует учесть позицию, изложенную в письме Минэкономразвития РФ от 02.09.2010г. № ...., где сказано: первоисточниками информации о правовом режиме лесных участков являются государственный лесной реестр, государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом, в подтверждение своих доводов, изложенных в иске, прокурор не представил выписок из указанных официальных информационных источников, ведение которых осуществляется уполномоченными органами государственной власти, из чего следует, что суду не были представлены достоверные надлежащие доказательства наличия городских лесов, как таковых, на территории г. Ессентуки, которые бы соответствовали критериям, предъявляемым к лесам. Земли города Ессентуки, занятые лесными насаждениями, ранее относились к городским лесам и входили в состав земель лесного фонда согласно лесоустройству, проведенному в 1997г., ревизионный период (срок действия) которого составлял 10 лет, таким образом, указанное лесоустройство утратило юридическую силу еще в 2007г. При этом, какие-либо леса Администрации г. Ессентуки никем никогда не передавались, т.е. отсутствуют какие-либо акты приема-передачи, из которых можно было бы сделать правомерный обоснованный нормой закона вывод о наличии в ведении Администрации г. Ессентуки каких-либо лесов. В удовлетворении заявленных прокурором города Ессентуки требований просит отказать.

Представитель 3-го лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Кузнецова Н.П. в судебном заседании пояснила, что в соответствии со ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. В отношении земель лесного фонда на территории Ставропольского края, которые в силу закона являются федеральной собственностью, собственником является Российская Федерация. Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации, с ......, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений. Осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на территории Ставропольского края с ...... осуществляет министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления городских округов и поселений возложена организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Приказом от <данные изъяты> года № <данные изъяты> Федеральной службы лесного хозяйства России (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации <данные изъяты><данные изъяты>) утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, определяющая порядок установления границ лесопользования и составления лесоустроительных проектов и лесоустроительной документации. В соответствии с п.2 ст. 17 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» материалы лесоустройства также, как и материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке. Описание земельных участков государственного лесного фонда, на основании которого осуществлен кадастровый учет, было изготовлено по материалам лесоустройства. В соответствии с частью 3 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации при проведении лесоустройства местоположение границ лесничества, защитных лесов и лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов. Закрепление границ в планово-картографических материалах (лесных картах) предусмотрено ст.9 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда произведена на основании материалов лесоустройства. Таким образом, в ГКН имеются координаты земель лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации. Согласно ст.10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ в лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений- городские леса. Таким образом, с ...... городские леса не входят в состав государственного лесного фонда. Государственная регистрация права собственности на городские леса проводится органами местного самоуправления. Статьей 23 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Границы лесничеств и лесопарков, независимо от категории земель, на которой расположены леса, устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства». В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Органы местного самоуправления в соответствии со ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Данные положения установлены ст.87 Лесного кодекса Российской Федерации. Таким образом, законодательно установлены полномочия органов местного самоуправления по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса наряду с полномочиями по утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности. Таким образом, отсутствие городского лесничества, расположенного на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, а также отсутствие разработанного и утвержденного лесохозяйственного регламента лесничества, означает отсутствие территориальной единицы управления городскими лесами и основы осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, предусмотренные статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, считает требования прокуратуры г.Ессентуки законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

С 1.01.2007 г. введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации. Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях

иных категорий. В отношении земель лесного фонда на территории Ставропольского края, которые в силу закона являются федеральной собственностью, собственником является Российская Федерация. Осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на территории Ставропольского края с 01 января 2007 года осуществляет министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Приказом от ...... .... Федеральной службы лесного хозяйства, зарегистрированном в Минюсте Российской Федерации ...... ....), утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, определяющая порядок установления границ лесопользования и составления лесоустроительных проектов и лесоустроительной документации.

В соответствии с ч.1 ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; (в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ)

5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

6) осуществление государственного лесного контроля и надзора;

7)установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

В Ставропольском крае таким органом является Министерство Природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. В число переданных министерству полномочий входит осуществление разработки лесного плана Ставропольского края, лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях лесного фонда. В перечень полномочий, установление лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов субъекта Российской Федерации, не входит.

В соответствии со ст. 23 ЛК РФ, лесничества являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Они располагаются на землях лесного фонда, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Статьей 16 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со ст. 10 ФЗ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, город-курорт Ессентуки является муниципальным образованием, имеет статус городского округа. Именно к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и озеленения территории города - курорта Ессентуки, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории города-курорта Ессентуки, лесов особо охраняемых природных, расположенных в границах территории города - курорта Ессентуки.

Согласно ч.2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст.ст. 81, 82, 84 ЛК РФ.

Согласно статье 84 ЛК РФ (в ред. от 18 июля 2011 г.) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том, числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками(1); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы освоения лесов (4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (5).

В силу статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Исходя из статьи 87 ЛК "Лесохозяйственный регламент" лесохозяйственные регламенты как основа осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов должны быть, утверждены для каждого лесничества и лесопарка органа государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.

Введение соответствующего лесохозяйственного регламента в 2007 году прекращает действие соответствующей лесоустроительной документации. Но если к 2008 году не будет введен в действие соответствующий лесохозяйственный регламент, то ранее действовавшая лесоустроительная документация также утратит силу, что может отрицательно сказаться на охране, защите и воспроизводстве лесов. К моменту принятия нового ЛК вся лесоустроительная документация была разработана и принята в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Статья 14 названного закона исходит из необходимости замены утверждавшейся ранее лесоустроительной документации на лесохозяйственные регламенты, которым посвящена статья 87 ЛК РФ.

Исходя из части 3 ст.87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.14 ФЗ № 217 от 24.07.2007 года о внесении изменений Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.

Таким образом, законодательно установлены полномочия органов местного самоуправления по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса наряду с полномочиями по утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности.

В материалах дела имеется Лесохозяйственный регламент, утвержденный приказом министерства природных ресурсов охраны окружающей среды Ставропольского края от ...... ...., действующий с ...... по ......, согласно которому Ессентукское лесничество, образованное согласно приказу Рослесхоза от ...... ...., расположено в юго-западной части Ставропольского края на территории Предгорного административного района. Общая площадь лесничества составляет <данные изъяты> ГА. В составе лесничества имеется одно участковое лесничество-Ессентукское. То есть, вышеуказанный регламент разработан и утвержден в отношении земель, являющихся собственностью Российской Федерации, на городские земли лесохозяйственный регламент отсутствует.

Таким образом, сложилась такая обстановка, что ранее действовавшая лесоустроительная документация утратила силу, а лесохозяйственный регламент до настоящего времени не создан и не утвержден, как того требует Лесной кодекс РФ. Указанное обстоятельство свидетельствует о незаконности действий, в данном случае (бездействия) со стороны муниципального образования города - курорта Ессентуки.

Указанное бездействие ответчика создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей г. Ессентуки и других граждан на благоприятную окружающую природную среду.

Статьей 67 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

В силу ч.2 ст.67 ЛК РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения лесоустройства определяется также Правилами проведения лесоустройства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. № 377, которые устанавливают порядок проведения лесоустройства, в том числе на землях поселений, на которых расположены городские леса, Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06 февраля 2008 года № 31 устанавливающей требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ, содержащей перечень мероприятий по лесоустройству.

Согласно Правилам проведения лесоустройства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. № 377 лесоустройство включает в себя:

проектирование лесничеств и лесопарков;

проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

проектирование лесных участков;

закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов);

таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);

проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В ст. 1 ФЗ № 221-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных ФЗ № 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными ФЗ № 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно п.6 ст. 15 ФЗ № 122-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правого акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего ФЗ сведения.

Согласно ч.8 ст. 15 ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего ФЗ кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведениям пункт 14 ч. 2 ст. 7 Закона относит сведения о разрешенном использовании земельного участка.

Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Как следует из сообщения «Федеральное бюджетное учреждение « Кадастровая палата» по Ставропольскому краю .... от ...... в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельных участках, расположенных в г.Ессентуки с видом разрешенного использования» городские леса».

В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» информация о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях содержатся в Едином государственном реестре прав.

Согласно сообщения начальника Ессентукского межрайонного отдела Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии УФСГР кадастра и картографии по Ставропольскому краю .... от ...... в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации прав на земельные участки лесного фонда по г.Ессентуки.

Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Кодекса) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Кодекса, ФЗ от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве).

В соответствии с п.2 ст. 17 ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в ред. ФЗ от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ») материалы лесоустройства так же, как и материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда произведена на основании материалов лесоустройства.

Таким образом, в ГКН имеются координаты земель лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации.

На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических иных характеристиках земельного участка, сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

Как следует из сообщения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от ...... по данным лесоустройства, проведенного в 1996-1997 г.г. Государственным специализированным лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», в границах МО города Ессентуки имеются леса, расположенные на землях иных категорий- городские леса, общая площадь которых, по данным учета лесного фонда(на ......) составляет <данные изъяты> ГА. Сведениями об установлении границ городского лесничества по г.Ессентуки министерство не располагает. межевание, определение границ лесничеств относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно характеристики лесов по целевому назначению(учет лесного фонда на ......) общая площадь земель «Ессентукское» Ставропольского края составляет <данные изъяты> ГА.

Из сообщения государственного казенного учреждения «Бештаугорское лесничество .... от ...... следует, что по материалам государственного лесного реестра по состоянию на ...... площадь городских лесов г.Ессентуки составляет <данные изъяты> ГА, в границах бывшего ФГУ « Бештаугорский лесхоз».

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов (создание лесничеств, лесопарков и разработка лесохозяйственных регламентов), лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

Согласно сообщению руководителя Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу .... от ...... границы лесничеств, лесопарков устанавливаются на основании предложений органов государственной власти субъекта РФ, направляемых в Федеральное агенство лесного хозяйства.

Исходя из положения ст. 249 ГПК РФ на администрацию г. Ессентуки возложена обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемого бездействия органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, с учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации г. Ессентуки в части разработки лесохозяйственного регламента, признавая заявление обоснованным и возложении обязанности на администрацию г. Ессентуки провести работы по лесоустройству, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, возложении обязанности на администрацию г. Ессентуки поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами. Сроки, в течение которых необходимо исполнить указанные обязанности, предлагаемые истцом, суд считает разумными.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 ЛК РФ в отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.(ч. 5 ст. 23 ЛК РФ).

Аналогичные положения содержатся в п. 32 ст. 81 ЛК РФ. Данной правовой нормой предусмотрено, что установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества относится к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений.

Пунктом 1 «Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства», утвержденного Постановлением Правительства от ...... ...., предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);

по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);

по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Количество лесничеств на территории Ставропольского края и их границы установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ .... от .......

В соответствии с вышеуказанным приказом .... на территории Ставропольского края создается <данные изъяты> лесничеств. Ессентукское лесничество состоит из: Ессентукского, Ново-Боргустанского, Боргустанского и Бекешевского лесничеств.

В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим кодексом лицами.

Согласно ст.23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:

1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;

2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;

3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области охраны, защиты, использования, воспроизводства лесов. Они могут располагаться на землях лесного фонда, на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Лесопарки организуются вокруг населенных пунктов, вблизи транспортных путей, водных объектов, в лесных массивах, наиболее посещаемых населением. Границы лесничеств, как правило, совмещаются с границами муниципального образования в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представителем ответчика не представлено доказательств того, что требования вышеуказанных норм федерального Лесного законодательства администрацией города-курорта Ессентуки в части разработки и утверждения лесохозяйственного регламента исполнено в срок до ......, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, так как именно к вопросам местного значения относится организация благоустройства и озеленения территории города-курорта Ессентуки, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории города-курорта Ессентуки, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах территории города-курорта Ессентуки.

Таким образом, как установлено судом, сложилась ситуация, при которой ранее действовавшая лесоустроительная документация утратила силу, а лесохозяйственный регламент до настоящего времени не создан и не утвержден, как того требует Лесной кодекс РФ. Указанное обстоятельство также свидетельствует о незаконности действий, в данном случае (бездействия) со стороны муниципального образования города-курорта Ессентуки.

Прокурором города Ессентуки Главе администрации города-курорта Ессентуки внесено представление за исх..... от ...... об устранении нарушений требований Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

На момент рассмотрения дела, доказательств соблюдения требований федерального Лесного законодательства администрацией города-курорта Ессентуки не представлено.

Доводы представителя 3-го лица Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки о том, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не были переданы администрации города лесоустроительные дела, что не позволило сделать вывод о наличии в ведении Администрации г. Ессентуки каких-либо лесов, не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку Лесной кодекс РФ введен в действие с 01.01.2007 года, а мероприятия по созданию лесничества начались в 2011 году.

Каких-либо действий, направленных на истребование землеустроительной документации администрацией города-курорта Ессентуки не предпринималось.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что бездействие администрации города- курорта Ессентуки, выразившееся в непринятии мер по исполнению федерального законодательства в части проведении работ по лесоустройству, разработки лесохозяйственного регламента, постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами, нарушает права неопределенного круга лиц муниципального образования - города-курорта Ессентуки на использование участков городских лесов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, так как препятствует надлежащему использованию и охране городских лесов.

В материалах гражданского дела имеется перечень лесов 1 группыЕссентукского МЛХ, основанием для отнесения которого является решение Крайисполкома от ...... ...., схема лесов г.Ессентуки, Ново-Боргустанское лесничество Ессентукского мехлесхоза, лесохозяйственный регламент ГУ «Ессентукское лесничество», в отношении федеральных лесов, утвержденный приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от ...... ...., действующий с ...... по .......

Судом установлено, что прокурором г.Ессентуки требования о признании незаконным бездействие администрации города по устранению нарушений лесного законодательства, возложении обязанности провести работы по лесоустройству, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, поставить на кадастровый учет земельные участки, заявлены правомерно и подлежат удовлетворению, так как отсутствие разработанного и утвержденного лесохозяйственного регламента лесничества, означает отсутствие территориальной единицы управления городскими лесами и основы осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, предусмотренных ст.87 Лесного Кодекса РФ

Срок, в течение которого прокурор просит обязать ответчика исполнить предусмотренные федеральным лесным законодательством обязанности по проведению работ по лесоустройству, разработке и утверждении лесохозяйственного регламента, постановке на кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами, суд считает разумным.

Что касается требований истца о возложении обязанности на ответчика в создании городского лесничества, суд руководствуется ч.5 ст.23 Лесного Кодекса РФ, согласно которой такая обязанность не может быть возложена на органы местного самоуправления, т.к. количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Ессентуки в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ессентуки о признании бездействий незаконными, возложении обязанности создать лесничество, провести работы по лесоустройству, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации города Ессентуки по устранению нарушений лесного законодательства.

Обязать администрацию города Ессентуки провести работы по лесоустройству в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать администрацию города Ессентуки разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать администрацию города Ессентуки поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами, в течение 7 месяцев со дня изготовления материалов лесоустройства.

В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на администрацию г. Ессентуки создать лесничество в течение 6 месяцев со дня утверждения лесохозяйственного регламента - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2011 года.

Председательствующий:     Аветисова Е.А.