РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 января 2012 года город Ессентуки Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Хетагуровой М.Э., при секретаре судебного заседания Пилипенко С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюченко Г.В. к Открытому акционерному обществу «Ессентукские городские электрические сети» о признании незаконными действий по начислению оплаты за потребленную электроэнергию, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию, УСТАНОВИЛ: Костюченко Г.В. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Ессентукские городские электрические сети» о признании незаконными действий ОАО «Ессентукские городские электрические сети» по начислению оплаты за потребленную электроэнергию, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию за период с *** по ***. Истец Костюченко Г.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что с *** ОАО «Горэлектросеть» незаконно начисляет ему оплату за пользование электроэнергией, поставляемой по адресу: ***. Оплата начисляется по нормативам, по количеству проживающих в квартире человек, а не по показаниям индивидуального электросчётчика. Им были сделаны запросы в вышестоящие управляющие организации. В поступивших ответах на его запросы сказано, что вычеты, производимые ОАО «Горэлектросеть» незаконные. Также считает незаконным вычет оплаты за места общего пользования, так как у них в доме не установлены приборы, при наличии которых, согласно п.1 примечания к приложению Постановления Правительства Ставропольского края от.*** *** производятся данные вычеты. На основании изложенного, просит суд признать незаконными действия ОАО «Ессентукские городские электрические сети» по начислению оплаты за потребленную электроэнергию, возложить на ОАО «Ессентукские городские электрические сети» обязанность произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию за период с *** по ***. Представитель ответчика ОАО «Ессентукские городские электрические сети» по доверенности Пятенко А.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных Костюченко Г.В. исковых требований, пояснив, что согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Иного действующим законодательством не предусмотрено. ОАО «Горэлектросеть» - ресурсоснабжающая организация. В соответствии с действующим законодательством РФ, ЖК РФ, постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г., постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006 г. "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (п.3 постановления Правительства РФ №307); "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (п.3 постановления Правительства РФ №307). Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (п.5 постановления Правительства РФ №307). Размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Пункт 7 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г №307, содержит специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил, то есть по нормативу потребления. Невозможность расчета платы по показаниям индивидуального прибора учета обусловлена тем, что в этом случае не будут учтены внутридомовые потери коммунальных ресурсов (решение ВС РФ от *** ***, Определение ВС РФ от *** *** Действующие нормативы потребления электрической энергии населением Ставропольского края при отсутствии приборов учета электрической энергии утверждены постановлением Правительства Ставропольского края от *** N 157-п "Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением Ставропольского края". В соответствии с пунктами 1 и 2 Примечаний Приложения к постановлению Правительства Ставропольского края от *** N 157-п при наличии приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления «нормативы потребления электрической энергии увеличиваются на 7 кВт/ч в месяц на 1 человека» и при наличии лифтового оборудования нормативы потребления электрической энергии увеличиваются ещё на 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. В случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (п. 15 постановления Правительства РФ №307). Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество электрической энергии, приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (п.89 постановления Правительства РФ №530). В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с определением Ставропольского краевого суда от *** по делу ***,действия ОАО «Горэлектросеть» по начислению жителям многоквартирного дома платы за потреблённую электрическую энергию с применением нормативов потребления, признаны законными. Согласно статье 161 Жилищного Кодекса, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В соответствии с пунктом 49 постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года, исполнители коммунальных услуг обязаны заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Однако ООО «ЖЭУ - 4», нарушая требования действующего законодательства РФ, не исполняло вышеупомянутые предписания и, соответственно, не имело договора энергоснабжения многоквартирных домов, находящихся под управлением, затягивая процедуру заключения. На основании вышеизложенного, расчет суммы оплаты за потребленную электрическую энергию для *** многоквартирном доме по *** за периоды: апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь с применением нормативов - правомерен. Предполагаемая задолженность Костюченко Г.В. по состоянию на *** составляет ***. Представитель 3-го лица ООО «Жилищно-эксплуатационный участок -4» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. Суд, с согласия истца Костюченко Г.В., представителя ответчика ОАО «Ессентукские городские электрические сети» Пятенко А.А. считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-го лица ООО «Жилищно-эксплуатационный участок -4». Заслушав объяснения истца Костюченко Г.В., представителя ответчика ОАО «Ессентукские городские электрические сети» Пятенко А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Костюченко Г.В. требований по следующим основаниям. Часть 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (действовавшие на момент разрешения спора) (далее - Правила) в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Пунктом 7 Правил установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил. Согласно подпункту «б» пункта 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Согласно подпункту «а» пункта 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется - для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. Пунктом 23 Правил установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам - исходя из показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306. Данными Правилами предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункты 5, 25, 26). Кроме того, приведенное свидетельствует о том, что положения абз 2 п.7 в совокупности с положениями пп.19, 21 Правил подлежат применению вне зависимости от выбранного собственниками жилых помещений способа управления многоквартирным домом. ( Об этом свидетельствует и судебная практика Определение ВС РФ от 19.06.2008 года № КАС 08-236 ). Как следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 года № 1099 -О-О, положения п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 предусматривают затраты на содержание общего имущества: в том числе на обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения( в старой редакции - обеспечение освещений помещений общего пользования). Министерство регионального развития Российской Федерации, разъясняя вопрос об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению, исходит из того, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома ( Письмо от 18 июня 2007 года N 11356-ЮТ/07). Вместе с тем, из положений ст. 157 ЖК РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а согласно п.22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В соответствии с Правилами установления нормативов N 306 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. Этому соответствуют и положения п.3 и приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета, которыми являются средства измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования. На основании изложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что независимо от того, установлены или нет в многоквартирном доме коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе и технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Оплата коммунальных ресурсов, исходя из индивидуальных показаний приборов учета, не включает в себя расход коммунальных ресурсов, потребленных в местах общего пользования, а также технологические потери ресурса. В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: *** находится под управлением ООО «ЖЭУ-4» с ***. В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил). Согласно п.3 Правил № 307 под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Потребителем в соответствии с данными Правилами является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с п. 9 Правил должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Подпунктом "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, установлена обязанность управляющей организации заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Согласно ст.161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В судебном заседании установлено, что *** между ОАО «Ессентукские городские электрические сети» и ООО «ЖЭУ-4» заключен договор *** на отпуск электрической энергии для энергоснабжения жилого многоквартирного дома (для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме) и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, а также обеспечение передачи электрической энергии путем заключения договоров с третьими лицами и связанные с этим коммерческие расчеты сторон. Таким образом, за период с *** по *** отсутствовали договорные отношения между ресурсоснабжающей организацией (ответчиком) и исполнителем коммунальных услуг. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия ОАО «Городские электрические сети» по начислению Костюченко Г.В. оплаты за потребленную электроэнергию исходя из нормативов за период с *** по *** являются законными, поскольку в указанный период в домовладении, расположенном по адресу: ***, отсутствовал принятый в эксплуатацию общедомовой прибор учета начисления оплаты за потребленный коммунальный ресурс, договор энергоснабжения многоквартирного дома между ресурсоснабжающей организацией и ООО «ЖЭУ-4» заключен не был. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Костюченко Г.В. к Открытому акционерному обществу «Ессентукские городские электрические сети» о признании незаконными действий по начислению оплаты за потребленную электроэнергию, возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2012 года. Председательствующий: