РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 января 2012 года город Ессентуки Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Хетагуровой М.Э. при секретаре судебного заседания Пилипенко С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дорошенко Андрея Филипповича о признании незаконным ответа председателя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Л.О., УСТАНОВИЛ: Дорошенко А.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и нарушающим его права и свободы ответ председателя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Л.О. от *** на его заявление о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: ***, площадью *** В обоснование заявления указал, что *** в газете «Кавказская здравница»комитетом по муниципальной собственности *** было опубликовано объявление о предоставлении в арендуземельного участкапод индивидуальное жилищное строительство площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***. Также было указано о приеме заявок в течение месяца. Он подал заявку в Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки о предоставлении указанного земельного участка. На его заявление за подписью председателя комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Л.О. пришел ответ от *** о том, что по его заявке уже готовится к аукциону земельный участок по ***, участок ***, площадью *** кв.м. С указанным ответом он не согласен, считает его незаконным, необоснованным и нарушающим права и свободы. Статьей 30 Земельного кодекса РФ устанавливается порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с ЗК РФ администрация обязана информировать население о предоставлении земельных участков в аренду и предлагать заинтересованным лицам обращаться за предоставлением земельных участков в аренду в течение 30 дней.Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемыхдля такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. В случае поступления еще одного заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Ст.30.1 ЗК РФ установлено безусловное требование о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в случае поступления еще одного заявления о предоставлении земельного участка. Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятсяв их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 ст.1 ЗК РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества. В противном случае у заинтересованного лица появляется возможность получить земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 года №808 «Об организации проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или право на заключение договоров аренды таких земельных участков» определен порядок проведения аукциона по продаже права аренды. При рассмотрении его заявления нарушены требования ст.10 Закона 59-ФЗ, направлен необоснованный и незаконный ответ. Таким образом, ответ председателя комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Л.О. на его заявление о предоставлении в аренду земельного участка является незаконным, а также нарушает его права и свободы, в частности, закрепленные в Конституции РФ ст.ст. 6,7,15,18,19, 36 и Земельном кодексе РФ. Просит признать незаконным и нарушающим его права и свободы ответ председателя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Л.О. от *** на его заявление о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: ***, площадью *** кв.м. Заявитель Дорошенко А.Ф. в судебном заседании поддержал заявление, по изложенным в нем основаниям, пояснив, что ответ *** *** от *** дан не по существу его обращения, не мотивирован, не обоснован, не указаны нормы законодательства, на чем основывается ответ. Просил суд признать незаконным и нарушающим его права и свободы ответ председателя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Л.О. от *** на его заявление о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: ***, площадью *** кв.м. Представитель председателя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки по доверенности Щербаков В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных Дорошенко А.Ф. требований, пояснив, что в своем заявлении Дорошенко А.Ф. не указал какие именно его права были нарушены обжалуемым ответом Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки. При рассмотрении дел о признании незаконными решений (действий) должностного лица суду необходимо установить соответствует ли закону данное решение и нарушает ли оно права либо свободы гражданина. В соответствии с п.4 ст. 258 ГПК - суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа власти или должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены. Одним из оснований для подготовки комитетом подобного ответа Дорошенко А.Ф. является то, что по мнению комитета, Дорошенко А.Ф. злоупотребляет своими гражданскими правами, что в соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается. Кроме того, Дорошенко А.Ф. при подаче своего заявления в Комитет по муниципальной собственности *** не выполнил требования, установленные п.п. 5.1.-5.2. Положения о некоторых вопросах регулирования земельных отношений в городе Ессентуки, утвержденного Решением Совета города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 6 июля 2011 г. N 64 "Об утверждении Положения о некоторых вопросах регулирования земельных отношений в городе Ессентуки". Доводы о злоупотреблении правами основаны на том, что согласно земельному законодательству РФ, при предоставлении земельного участка обязательным условием является информирование заинтересованных лиц либо лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты планируемым предоставлением земельного участка. После публикации указанной информации Дорошенко А.Ф. на протяжении нескольких лет подает встречные заявления по всем абсолютно объявлениям. Это может быть и земельный участок для индивидуального жилищного строительства, и под огород, либо под гараж или парковку перед конкретным коммерческим объектом для организации к нему подъезда или территория совместного пользования. При этом целевое назначение и месторасположение земельного участка не имеют для него значения. Дорошенко А.Ф. подает встречные заявления с требованием провести аукцион по продаже того или иного земельного участка, вынуждая тем самым органы местного самоуправления проводить аукционы по предоставлению этих земельных участков. При этом, сам либо не участвует в таких аукционах либо ничего на них не приобретает, поднимая цену на земельный участок, лишая тем самым возможности приобретения лиц, заинтересованных в действительности, приобрести тот или иной участок. К примеру, на основании одной из его заявок на земельный участок, расположенный по адресу ***, был подготовлен аукцион (о чем, было сообщено Дорошенко А.Ф. в обжалуемом ответе) в котором он не участвовал, таким образом, очевидно, что заявитель не имеет реальных серьезных намерений на приобретение права на земельные участки, в отношении которых им систематически подаются заявки. Данные обстоятельства также позволяют сделать обоснованный вывод о том, что Дорошенко А.Ф. попросту злоупотребляет своими правами в нарушение ч. 2 ст. 10 ГК РФ согласно которой, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Дорошенко А.Ф. под предлогом реализации своих прав создает препятствия в реализации прав иным гражданам. По мнению Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки подобные действия являются злоупотреблением правом и направлены исключительно на причинение другим лицам вреда. Граждане и юридические лица должны осуществлять свои права разумно и добросовестно. В случае не соблюдения этих требований в соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса РФ суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Вместе с тем, указанный в заявлении Дорошенко А.Ф. земельный участок по ***, в настоящее время кому либо не предоставлен, в связи с тем, в отношении него ведутся работы по постановке на кадастровый учет. На основании изложенного, считает заявление Дорошенко А.Ф. о признании незаконными действий должностного лица неподлежащими удовлетворению. Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 г. за № 137 «О введении в действие ЗК РФ», полномочиями по распоряжению земельными участками до разграничения прав на землю, наделены органы местного самоуправления. Согласно ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Таким органом, на момент подачи заявления, является Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки, поскольку полномочия по распоряжению имуществом в порядке подчиненности переданы администрацией г. Ессентуки Комитету по муниципальной собственности г. Ессентуки. На основании ч. 1 ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. В соответствии с п.3 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращения граждан подлежат обязательному рассмотрению. Согласно п. 3 ст. 5 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что Дорошенко А.Ф. *** обратился в Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки с заявкой о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ***, площадью ***.м, под индивидуальное жилищное строительство. Из ответа заместителя главы администрации города - председателя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Л.О. *** *** от *** следует, что по встречной заявке Дорошенко А.Ф. (вх. комитета ***-Д от ***) на объявление, опубликованное в газете «Кавказская здравница» от ***, Комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки уже готовиться к аукциону земельный участок, расположенный по адресу: ***, участок ***, площадью *** кв.м. Таким образом, судом установлено, что ответ заместителя главы администрации города - председателя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Л.О. *** *** от *** дан не по существу обращения Дорошенко А.Ф., не содержит определенных действий, которые необходимо выполнить заявителю, не указаны нормы законодательства, на чем основывается ответ. В силу ст.30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка должно быть обоснованным и мотивированным. Непринятие Комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки решения о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка в аренду нарушает права Дорошенко А.Ф.,в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя,что в силу п. 1 ст. 258 ГПК РФ является основанием для обязания заинтересованного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя и дать ответ по существу поставленного в обращении вопроса. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Дорошенко А.Ф. о признании незаконным ответа председателя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Л.О. от *** на его заявление о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: ***, площадью *** кв.м - удовлетворить. Признать незаконным ответ председателя Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Л.О. от *** на заявление Дорошенко А.Ф. о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: ***, площадью *** кв.м. Возложить на Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки обязанность рассмотреть заявление Дорошенко А.Ф. о предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: ***, площадью *** кв.м. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 24 января 2012 года. Председательствующий: