Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «3 » февраля 2012 года город Ессентуки Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Украинчик А.В. при секретаре Емяшевой Е.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю к администрации г. Ессентуки, администрации Предгорного района, ОАО « Ритуал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга потребителей, на основании ст. ст.40 Закона «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года, указывая следующее. Жители г. Ессентуки и Предгорного района (супруги, близкие родственники, иные родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего) пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой по погребению, являются потребителями услуги и имеют право на получение качественной услуги. Согласно ч. 5 ст.4 Закона « О защите прав потребителей» «Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям». Требования к условиям погребения, содержанию мест погребения регулируются Федеральным законом N 8-ФЗ от 12.01.96г, СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Согласно ст.9 Федерального закона N3 8-ФЗ от 12.01.96г «Качество предоставляемых услуг по погребению должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления». Согласно решению Совета города Ессентуки от 25.12.2007г N 139 к вопросам местного значения относится установление требований к качеству услуг, установления правил содержания мест погребения, определение порядка деятельности общественных кладбищ, принятие решения о создании мест погребения, осуществление отвода земельного участка для размещения места погребения в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством, принятие решения о переносе мест погребения в случае угрозы постоянных затоплений, приостановление или прекращение деятельности на месте погребения при нарушении санитарных и экологических требований, создание специализированной службы, определение порядка ее деятельности, определение стоимости услуг. Организация похоронного дела осуществляется администрацией города, согласно ст.3 вышеуказанного решения качество ритуальных услуг должно соответствовать санитарным нормами правилам. Постановлением главы администрации Предгорного района N 397 от 28.06. 1995г Муниципальному предприятию Коммунального хозяйства г. Ессентуки был выделен земельный участок 25 га в районе автодороги г.Ессентуки- ст. Суворовская для размещения кладбища для города и прилегающих поселков района. ( кладбище «Чкаловское») Был разработан рабочий проект, по которому получено положительное экспертное заключение N 2452/3-98. Заказчиком проектных работ являлось Муниципальное предприятие Коммунального хозяйства г. Ессентуки. Однако строительство кладбища согласно проекту, в том числе и дренажной системы, из-за отсутствия средств завершено не было. Муниципальное предприятие Коммунального хозяйства г.Ессентуки прекратило свое существование. Информация о вводе кладбища в эксплуатацию в администрации г. Ессентуки отсутствует. Однако захоронения на кладбище «Чкаловское» осуществляются. В нарушение существующих правил СанПиП 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»: на кладбище «Чкаловское» нарушены п. 2.4. часть участка кладбища имеет уровень стояния грунтовых вод менее чем 2 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод; п.2.7 устройство кладбища осуществлено без организации системы дренажа, без обваловки территории, без организации автостоянок, без разделения территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, зону захоронений, зоны зеленых насаждений по периметру кладбища), без организации систем водоснабжения, канализации, благоустройства территории), п.6.2. отсутствует система технического водопровода для проведения поливочных работ п.6.3. отсутствует система питьевого водопровода, обеспечивающего требуемое качествопитьевой воды, п. 6.5. осуществляется сброс не очищенных дренажных сточных вод на территорию п.6.6. отсутствуют оборудованные стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. После наводнения 2002года уровень грунтовых вод резко поднялся и в некоторых местах кладбища, особенно c понижением рельефа, имеется вода на расстоянии менее 2-х м от поверхности земли. На земельном участке площадью 25га, расположенном на территории Предгорного района, отведенном для размещения кладбища для города Ессентуки, но не оборудованном в соответствии c существующими требованиями санитарных правил, c 2000г и по настоящее время осуществляется бесконтрольное захоронение в могилы, на участке имеющим высокое стояние грунтовых вод, и могущее привести к неблагоприятному воздействию мест погре6ения на окружающую среду и здоровье населения. B Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по СК в г.Ессентуки неоднократно на протяжении 2008-2011г.г. поступали заявления от жителей г.Ессентуки на нарушения требований санитарных правил при оказании услуг по захоронению на кладбище «Чкаловское». Наличие нарушений требований СНиП не позволяет оказать качественную услугу по захоронению потребителям и оказываемые услуги могут нанести вред жизни и здоровью потребителям, проживающим на территории г.Ессентуки и Предгорного района. В судебном заседании представитель истца по доверенности Дурнова С.Г. исковые требования поддержала, просила признать бездействия администрации г.Ессентуки, выразившегося в ненадлежащей организации устройства кладбища «Чкаловское», незаконным, обязать администрацию г.Ессентуки и администрацию Предгорного муниципального Предгорного района запретить захоронение на кладбище «Чкаловское», обязать администрацию г.Ессентуки завершить строительство кладбища «Чкаловское» согласно разработанному ранее проекту, в том числе строительство дренажной системы, обязать ОАО «Ритуал» прекратить захоронение на кладбище «Чкаловское», обязать администрацию г.Ессентуки и администрацию Предгорного муниципального Предгорного района при невозможности прекращения неблагоприятного воздействия кладбища на окружающую среду и здоровье человека организовать и произвести перезахоронение останков умерших на новом месте погребения c последующей рекультивацией территории. В обоснование требований пояснила следующее. В соответствии c требованиями ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996г Ns 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Местами погребения являются отведенные в соответствии c этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли c сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел умерших, a также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Согласно ст. 16 вышеуказанного закона предоставление земельного участка для размещения мест погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии c земельным законодательством, a также в соответствии c проектной документацией. Согласно cт.17 Федерального Закона «О погре6ении и похоронном деле» от 12.01.96г N 8 ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии c санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погре6ения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, a также по созданию нового места погребения. Поскольку в 1995 году земельный участок под строительства кладбища был согласован МПГКХ г. Ессентуки по просьбе администрации г. Ессентуки для захоронения граждан, проживающих в г. Ессентуки, рабочий проект был подготовлен по заказу администрации г. Ессентуки и финансировался г. Ессентуки, полагает, что ответственность за допущенные нарушения санитарных норм должна нести администрация города Ессентуки, которая позволила производить захоронение на не оборудованном кладбище, не довела до конца строительство согласно проекту. МПГКХ г. Ессентуки прекратило свое существование, однако вопрос о создании кладбищ, поддержании их находится в ведении органа местного самоуправления. Поскольку ОАО « Ритуал» осуществляет захоронение жителей г. Ессентуки и Предгорного района, просит обязать ОАО « Ритуал» прекратить захоронение, а администрации г. Ессентуки и Предгорного района- запретить захоронение. Представитель администрации г. Ессентуки по доверенности Дусев В. Н. исковые требования не признал, пояснил следующее. В администрации г. Ессентуки имеется информация, что захоронение на территории кладбища «Чкаловское» продолжается, но администрация города не давала разрешение на осуществление этих захоронений, так как кладбище находится на территории Предгорного района. МП ГКХ г. Ессентуки имело намерение содержать кладбище «Чкаловское» в тот период, когда согласовывался земельный участок, но в настоящее время МП ГКХ г. Ессентуки ликвидировано, права никому не были переданы. Полагает, что администрация города не отвечает за кладбище, ответственность должна нести администрация Предгорного района, на чьей территории находится кладбище. Полагает, что у администрации г. Ессентуки нет оснований закрыть кладбище. Представитель администрации Предгорного района Ставропольского края по доверенности Тищенко В.А. исковые требования не признала и пояснила следующее. Постановлением главы администрации Предгорного района N 397 от 28.06. 1995г Муниципальному предприятию Коммунального хозяйства г. Ессентуки был выделен земельный участок 25га в районе автодороги г.Ессентуки - ст. Суворовская для размещения кладбища для города и прилегающих поселков района. ( кладбище «Чкаловское») Был разработан рабочий проект, по которому получено положительное экспертное заключение N 2452/3-98. Данным постановлением администрация Предгорного района предусмотрела все виды работ, для того чтобы открыть кладбище. Полагает, что ответственность за использование необорудованного кладбища должна нести администрация города Ессентуки и ОАО « Ритуал», которое производит захоронение на данном кладбище. Земельный участок согласовывался по просьбе администрации города Ессентуки для захоронения жителей г. Ессентуки, проведение проектных работ финансировалось администрацией г. Ессентуки. ОАО « Ритуал» является правопреемником МУП» Ритуал», которое создано администрацией г. Ессентуки. Земельный участок, на котором размещено кладбище «Чкаловское» никому не принадлежит, в реестре администрации Предгорного района данный земельный участок не числится, поскольку это государственная собственность. Разрешений на захоронение на данном кладбище администрация Предгорного района не дает. Представитель ОАО « Ритуал» по доверенности Аджиев Д.Х. исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению, пояснил следующее. Наложение запрета на определенную деятельность неправомерно и запрещение осуществления захоронений как коммерческой деятельности противоречит закону. ОАО «Ритуал» выиграло конкурс и осуществляет заказы по оказанию ритуальных услуг. Захоронение на территории кладбища «Чкаловское» производится с 1996 года. Директор ОАО « Ритуал « Мернов И.И. исковые требования не признал и пояснил следующее. Захоронения на кладбище «Чкаловское» ОАО « Ритуал» ведутся. Какие- либо разрешения от администрации г. Ессентуки или Предгорного района на производство захоронений отсутствуют. Он не может представить документы, подтверждающие правомерность производства захоронений. Считает, что нельзя запретить осуществлять захоронения, поскольку в противном случае СКОО « Центр культуры курдов» « Лалеш» негде будет хоронить своих близких, а на христианском кладбище они не могут осуществлять захоронения по религиозным соображениям. Представитель комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Щербаков В.В. исковые требования не признал, пояснил следующее. Кладбище «Чкаловское» не является муниципальной собственностью г. Ессентуки, не входит в границы муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Службами Администрации г. Ессентуки не выдавались разрешительные документы каким – либо организациям на осуществление захоронений на кладбище «Чкаловское». Представитель Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного и муниципального района СК по доверенности Стюденикина Г.В. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила следующее. Истцом не представлено доказательств тому, что администрация предгорного района несет ответственность за захоронения на кладбище « Чкаловское». В управление никто не обращался с просьбой о предоставлении данного земельного участка под кладбище. Вопросами контроля за надлежащим использованием земель их организация не занимается. Представитель Управления жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Ессентуки Меженский А.А.пояснил следующее. Управление жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Ессентуки создано постановлением администрации г. Ессентуки 12.01.2012 года. Правопреемниками МП ГКХ г. Ессентуки, МУ» УЖКХ» и благоустройства города –служба заказчика, управление ЖКХ не является. Специализированной организацией по осуществлению захоронений они также не являются. В г. Ессентуки производит захоронение только ОАО « Ритуал», с которым у МУ « УЖКХ» были составлены договоры на возмещение расходов по захоронению. Также «МУ УЖКХ и б-сз «осуществляло содержание кладбищ « Франчиха» и « Братское». Никакой документации на кладбище « Чкаловское» в управлении не имеется. Наличие писем от имени руководителя МУ « УЖКХ и Б-СЗ» в 2008 году в Правительство СК, Губернатору Ставропольского края по поводу судьбы кладбища « Чкаловское» объяснить не может, переписка по данному вопросу в управлении отсутствует. Председатель СКОО «Центр культуры курдов» Лалеш» Мамои Р.В., привлеченный в качестве третьего лица, полагал, что исковые требования в части запрещения захоронения на кладбище « Чкаловское» необоснованны, пояснил следующее. На кладбище «Чкаловское» СКОО «Центр культуры курдов «Лалеш» выделен участок - часть кладбища, где осуществляется захоронение лиц - этнических курдов, проживавших на территории г. Ессентуки и Предгорного района. Данный участок им выделил МУП «Ритуал» в 1998 году, после чего они начали захоронение. Выделение участка подтверждается представленной суду квитанцией об оплате за земельный участок. На данном участке их организация сделала дренаж, частичное благоустройство, поддерживает кладбище в надлежащем состоянии. Представитель СКОО «Центр культуры курдов» Лалеш» Озманян Ф.Р.также поддержал доводы председателя общества, пояснив, что в ином месте хоронить своих близких члены их организации не могут по религиозным соображениям. Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. Судом установлено следующее. На основании Постановления главы администрации Предгорного района N 397 от 28.06. 1995г по ходатайству администрации г. Ессентуки Муниципальному предприятию Коммунального хозяйства г. Ессентуки был согласован земельный участок 25 га в районе автодороги г.Ессентуки- ст.Суворовская для размещения кладбища для города Ессентуки и прилегающих поселков района. ( кладбище «Чкаловское»). Утвержден акт предварительного согласования размещения кладбища от 16.08.94 года. Был разработан рабочий проект, по которому получено положительное экспертное заключение N 2452/3-98. Заказчиком проектных работ являлось Муниципальное предприятие Коммунального хозяйства г. Ессентуки., источником финансирования - городской бюджет г. Ессентуки. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа, муниципального района относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Как следует из представленных суду документов, администрация г. Ессентуки в 1995 году просила у администрации Предгорного района согласовать земельный участок для организации кладбища, был разработан рабочий проект кладбища, однако, строительство кладбища не было доведено до конца, документы на предоставление земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, не оформлены. То обстоятельство, что кладбище не отвечает санитарным нормам и правилам, в частности СанПин 2.12882-11 ( п.п. 2.7, 2.9, 6.2, 6.3, 6.4, 6.6. )подтверждено санитарно- эпидемиологической оценкой « Центра гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в Предгорном районе» от 25.01.2012 года. А именно- территория кладбища огорожена частично, не произведена обваловка территории, что не позволяет оценить границы кладбища и наличие нормируемой( 300м) санитарно- защитной зоны. Территория вокруг кладбища не спланирована, не благоустроена. На кладбище отсутствует система дренажа, разделение территории на функциональные зоны, канализование, водоснабжение, теплоснабжение, благоустройство территории не соответствуют требованиям СанПин. Система водоснабжения для проведения поливочных работ, хозяйственно- питьевое водоснабжение отсутствуют. Выгребные туалеты или подключенные к системе канализации отсутствуют. На кладбище отсутствует зона зеленых насаждений, стоянки, урны, площадки для мусоросборников. Данное заключение стороны по делу не оспорили. 12.08.2008 года федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вынесла предписание генеральному директору ОАО « Ритуал» Мернову И.И. о выявленных нарушениях СаНПин 2.1.1279-03» Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий сооружений похоронного назначения». При проведении обследования кладбища « Чкаловское» установлено стояние грунтовых вод менее 2 метров, в вырытых могилах имеется вода. Руководителю предложено приостановить захоронения. Участвующие в деле лица не отрицали, что кладбище « Чкаловское» не оборудовано надлежащим образом, ссылаясь на отсутствие законных оснований для поддержания надлежащего состояния кладбища, поскольку оно не числится в реестре собственности ни Предгорного района ни г. Ессентуки. Однако, несмотря на данные обстоятельства, на кладбище производятся захоронения ОАО « Ритуал», а также в частном порядке общественной организацией « Центр культуры курдов « Лалеш». Представители ОАО « Ритуал», « Центра культуры курдов « Лалеш» подтвердили, что на данном кладбище с 1998 года производятся захоронения. Данные о наличии захоронений на кладбище отражено в заключении центра гигиены и эпидемиологии от 25.01.2012 года. В силу ст. 17 ФЗ « О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. В силу ст. 7 ФЗ « О защите прав потребителей » Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Таким образом, поскольку установлено нарушение предусмотренных законом санитарных норм к содержанию места погребения, обоснованны требования истца о необходимости запретить администрации Предгорного района и г. Ессентуки захоронение на кладбище « Чкаловское», обязать ОАО « Ритуал» прекратить» захоронения. Поскольку, в ином случае, граждане, заказывающие услуги по погребению, получают услугу, не соответствующую требованиям закона. Доводы директора и представителя ОАО « Ритуал» о том, что запрет на осуществление захоронений ограничит их предпринимательскую деятельность, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку все граждане и организации обязаны соблюдать требования Федерального Закона и запрет за захоронение на кладбище не отвечающем санитарным нормам никак нельзя расценивать как нарушение прав организации, осуществляющей ритуальные услуги. В противном случае оказываемые услуги по захоронению могут нанести вред жизни и здоровью большого круга лиц. Суду представлены жалобы граждан г. Ессентуки и Предгорного района в Роспотребнадзор, в Правительство края, Государственную Думу РФ за 2010, 2011 года о том, что кладбище подтопляется грунтовыми водами. В связи с отсутствием системы дренажа вода с кладбища сбрасывается на прилегающую территорию, что может привести к загрязнению естественных источников воды. Захоронения на кладбище продолжаются. Суд полагает, что ответственность за ненадлежащую организацию устройства кладбища лежит на администрации г. Ессентуки. В силу ст. 4, 17, 25 ФЗ « О погребении и похоронном деле» Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. 1. Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. 2. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Земельный участок под кладбище согласовывался по просьбе администрации г. Ессентуки, заказчиком работ по оплате рабочего проекта являлась администрация г. Ессентуки, использование участка производится муниципальным предприятием города Ессентуки. Согласно Уставу ОАО « Ритуал», утвержденному председателем комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки распоряжением от 26 апреля 2006 года ОАО « Ритуал» создано путем реорганизации в форме преобразования Муниципального Унитарного предприятия « Ритуал», зарегистрированного Постановлением главы администрации г. Ессентуки № 1124 от 16.12.1996 года. ОАО « Ритуал» является правопреемником МУП « Ритуал». Из пояснений участвующих в деле лиц следует, что именно с разрешения МУП Ритуал» на кладбище « Чкаловское» производят захоронения члены общественной организации « Центр культуры курдов « Лалеш» с 1998 года и сам МУП « Ритуал» (ОАО « Ритуал» ). Иных организаций, которые бы осуществляли захоронения, не установлено. Из квитанции, приобщенной к материалам дела, следует, что в 1998 году МУП г. Ессентуки « Ритуал» продало Озманян Ф.Р.( представителю центра курдов ) часть земельного участка площадью 0, 6 га необорудованного кладбища для родового захоронения. Таким образом, администрация города Ессентуки обязана устранить допущенные нарушения. Привести кладбище « Чкаловское» в состояние, соответствующее требованиям СанПин. В то же время суд не может удовлетворить исковые требования роспотребнадзора о возложении обязанности на администрацию г. Ессентуки по завершению строительства согласно разработанному ранее проекту, поскольку суду не представлено доказательств, что рабочий проект, выполненный в 1998 году может быть использован в настоящее время. Также не могут быть удовлетворены требования истца о возложении обязанности в производстве перезахоронения останков умерших на новом месте погребения с последующей рекультивацией территории, поскольку данное требование заявлено под условием : если невозможно привести территорию кладбища в надлежащее санитарное состояние. Вопрос о невозможности приведения кладбища в надлежащее состояние не рассматривался, доказательств отсутствия возможности обеспечить нормальное функционирование кладбища или невозможность предотвратить негативное воздействие на окружающую среду, не представлено. Руководствуясь 194, 198,199 ГПК РФ, ФЗ « О погребении и похоронном деле», ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления», суд РЕШИЛ: Признать незаконными бездействия администрации г. Ессентуки, выразившиеся в ненадлежащей организации устройства кладбища «Чкаловское». Обязать администрацию г. Ессентуки и администрацию Предгорного района Ставропольского края запретить захоронение на кладбище « Чкаловское» Обязать ОАО « Ритуал» прекратить захоронение на кладбище « Чкаловское». В иске к администрации г. Ессентуки о возложении обязанности завершить строительство кладбища согласно ранее разработанному проекту – отказать. В удовлетворении исковых требований к администрации г. Ессентуки, администрации Предгорного района о произведении перезахоронения останков умерших на ноаовм месте погребения с последующей рекультивацией территории – отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский суд в течение 1месяца с момента изготовления мотивированного решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩАЯ А.В.УКРАИНЧИК